Механизм власти

20 лет назад состоялась защита докторской диссертации по истории Ирины Павловой, которая была посвящена механизму власти и принятию политических решений при Сталине. Сама защита проходила со скандалом, что описано свидетелем в любопытном очерке (можно набрать в поисковой строке "Защита Павловой"). Завершилось все в конце концов успешно, но лишь через несколько месяцев и в другом ученом совете. Все же времена были более вегетарианскими, идеология еще не так сильно довлела над наукой, как во время защиты докторской Кирилла Александрова, на открытый грабёж никто не решился... Недовольство определенных кругов там вызывала оценка личности Сталина и принимаемых им решений и пр., но там был затронут на самом деле более важный и, скажем так, определяющий вопрос для характеристики целой эпохи, далеко выходящей за хронологические рамки сталинского правления и, соответственно, рамок той диссертации. Речь о самой власти, ее конспиративном, псевдогосударственном характере. О декларативности советских органов, подчиненных партии. И о принятии решений при такой системе. Также с этим связан вопрос о роли и статусе юридической основы жизни общества, законов, суда, Конституции. Все это чрезвычайно важно для понимания политической системы, сложившейся в стране с 1917 года. Советский строй всегда оценивался по неким "идеологическим" параметрам, по ним же шла условная периодизация: военный  коммунизм, НЭП, сталинский террор, хрущевская оттепель, брежневский застой, горбачевская перестройка... Это всё было чрезвычайно важным, определяло эпоху и реально влияло на жизнь людей, беда только в том, что суть и характер власти при этом по сути не менялся. Смена идеологических вех власть саму по себе не затрагивала почти никак. Единственная попытка сменить этот самый "конспирологический" характер власти на подлинно государственный (а его можно назвать и так, ибо гос-во, как таковое, тоже носило условный, корпоративный характер и скреплялось КПСС) была при Горби в 88-91 гг. Реформы в силу разных причин закончились крахом, после чего на обломках страны возникли разные по своему характеру гос-ные (а кое-где и псевдогосударственные) структуры, характер которых определялся менталитетом народа и политическими традициями соответствующих республик. Прежняя форма власти в большинстве республик перезагрузилась и продолжила существование в новых условиях. Самый важный момент состоял в том, что механизм власти определялся не идеологией и политической платформой пришедших к власти - нет, механизм во многих бывших союзных республиках не поменялся. И наивно было считать, как многие считали, что приход к власти демократа сулил построение демократии, а коммуниста - строительство светлого будущего. Идеология, как это и почти всегда бывало в нашей истории, лишь использовалась для борьбы за власть. Потому и чрезвычайно наивными были упования неких лиц на перемены к лучшему при не изменившимся по сути характере власти, принятии всех решений сверху, презрении к законам, отсутствии определенной политической культуры и пр. На глобальные перемены в жизни при том, что произошло, надежд не было. А то, что помогает некоторым природным оптимистам выдавать желаемое за действительное, это были ошмётки, оплётки, мишура и прочие карнавальные костюмы, искусно создающие иллюзию присутствия вегетарианских элементов в обществе матерых каннибалов, традиций целомудрия - в доме терпимости или исповедальных традиций у фарисеев-лицемеров...


Рецензии
Здесь некоторые господа предлагают учиться на детских мультиках, якобы там уже давно есть ответы на все вопросы.

Можно, конечно, учиться и на мультиках, но я уже давно вырос из детского возраста и читаю Маркса, Энгельса и тех, кто продолжает их дело по развитию гуманизма, равноправия и социальной справедливости в человеческом обществе.

В некоторых странах мира базовые потребности населения в обществе уже определяются и удовлетворяются по приоритетности — продукты питания, жильё и одежда; доступность медицинской помощи, средств развития образования и здоровья как физического, так и морально-нравственного; доступность средств коммуникации - энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация, транспорт. И всё это по труду на благо общества, по достойным человека нормам от общего количества производимых в обществе и необходимых каждому благ!

Чтобы иметь все эти блага по количеству и результатам квалификации общественно необходимого, честно и справедливо нормированного труда или службы! По сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, в относительно равное для всех нормированное время на рабочем месте в социально-экономических взаимоотношениях граждан страны, а не по неизвестно как нажитому денежному капиталу. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

Согласитесь, что социальной справедливости при монополии законов о социальных гарантиях по труду значительно больше, чем при монополии капитала, анархии рынка и власти денег...

Всем этим люди пользовались с момента появления человеческого общества в древних общинах, где все жили по уровню развития культуры при развитии гуманизма, равноправия и социальной справедливости. И чем больше этого было в обществе, тем благополучнее живёт общество и развивается окружающая природа. Если учесть, что культура это совокупность достижений человека или общества в определённый период своего развития.

Дети в социально справедливом обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население общества и его производительных сил! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

Такое благополучие во все века формируется сплочением населения для формирования более гуманных социально-экономических законов своих взаимоотношений в зависимости от уровня своего морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития. В том числе и для защиты от посягательств кого-либо на свободу общества жить по своим социально-экономическим законам, а также для защиты от природных катаклизмов и этому необходимо постоянно учиться!

При этом стараясь улучшить среду своего обитания и окружающую природу, а не загаживая её, оставляя внукам после себя горы мусора, которые источают в окружающую среду смрад и зловоние и отравляют жизнь, а не улучшают её вокруг себя.

Но почему не стремятся к этому граждане России и некоторых стран мира, не учатся жить в мире и согласии друг с другом и с природой, вот вопросы, на которые нам всем нужно искать ответы...

Аникеев Александр Борисович   09.04.2022 19:51     Заявить о нарушении