Известные люДи Фаина Раневскя

Интересные и малоизвестные факты из жизни иЗВенстных людей

Она была горячо любима народом, признана и властями, но имела мятежный харакьер, редкое чувство юмора.. но была  страшно одинока"

Фаи;на Гео;ргиевна Ране;вская (урождённая Фанни Ги;ршевна Фе;льдман; 15 августа 1896, Таганрог — 21 июля 1984, Москва) — российская и советская актриса театра и кино; лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951), народная артистка СССР (1961). Кавалер ордена Ленина (1976)

Википедия

Фаина Раневская, изветная артистка театра и кино, родтлась 27 августа  1896 года. в г.Таганроге. в семье фабриканта.
Её отец Фельдман Гирши Хаймович владел фабрикой сухих красок, У него также было несколько домов, магазин стройматериалови пароход «Святой Николай».
 Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги.

Мама Фаины – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова). занималась домашним хозяйством и воспитывала  детей.

Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман., но представлялась она всегда как Фаина Георгиевнаэж.
С присущим ей юмором она говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

В семье брлр четверо детей . У Фаины было два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, ее младший брат умер.

Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ.
Сьеснительность  лелала ей очень ранимо,  В любой компании Фпня чувствовала неуютно.Поэтому она не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Эти  обстоятельства
тоже повлияло на то, чтоевочка не любила учиться. В младших классах Фаина училась в Мариинской женской гимназии, однако потом она  упросила родителей забрать ее оттуда.  Дальнейшее её образпвание она получала дома. Она обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.
Со временем . стеснительность со прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене.

В 12 лет Фаина увлеклась кино, а чуть  позже и театром. В 1913 году Фаина побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра. После этого она влюбилась в сцену и решила стать актрисой. Она  сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Спустя время Фаина сказала родным, что хочет стать профессиональной актрисой, из-за чего она сильно поругалась с родителями и разорвала с семьей.

 В 1915Фаина  уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамхи  А. Ахматовой. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Цветаевой, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться.

Фаина Раневская прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия.  Она не была зам ужем , не имела детей.

Фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности работаЯ тогда в подмосковном Малаховском ктеатрЕ.Как поясныоа она сама - выбрала она это фамилтю по имени чезовской героини из« Вишневого сада», потому, что чем-то была похожа на нЕЁ.
Иногда она обьясняла это и по друнрму. что псевдоним её от слова ронять  ибо она всегда что-нибудьроняет, включая деньги.
Впоследствии от друзей она получилапрозвище« Фуфа Великолепная»

В 1915 г . Раневская приходит  к директору одного из подмосковных  театров с письмом.от антрепренером Соколовским близкого приятеля  директора этого театра.

 Письмо.имело сследущее содержание: «Дорогой Ванюша, – писал он, – посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры – так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…»

Но прослушав Фаину директор театра не согласился  с мнением друга  - он уквидел талант в 19-летнегй девугке
И в том же 1915 г. Раневская начала свою сценическую деятельность в Малаховском дачном театре под Москвой. Она не училась в театральных институтах, но, оставаясь в определенном смысле непрофессионалом, исколесила пол страны с провинциальн
ыми труппами.
А вообще Фаине Раневской пришлось рв своей жизни работать в театрах многих городов : Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы.
Причиной частой смены театров явился довольно сложный характер, Раневской.Она
таяжело сходилась с людьми.В театральныхх трупах. многие завиловали  её яркому таланту и не могли смирться с её прямолинейносью

Первые успехи в профессии у Раневской связаны с исполнением характерных ролей, например Шарлотты в «Вишневом саде», Змеюкиной в чеховской «Свадьбе», Дуньки в «Любови Яровой».
С 1931 г. Раневская – актриса московского Камерного театра, затем она работала в Центральном Театре Красной Армии..
Во время Великой Отечественной войны   она находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов,.

На киноэкране Раневская впервые появилась в довольно солидном 38-летнем возрасте, когда ее театральный стаж составлял более двух десятков лет. Вот как актриса сама вспоминает о первых шагах в кино:

Однажды на улице ко мне подошел приветливый молодой человек и сказал, что видел меня в спектакле Камерного театра «Патетическая соната», после чего загорелся желанием снимать меня во что бы то ни стало. Я кинулась ему на шею…» Этим молодым человеком оказался начинающий режиссер Михаил Ромм, а фильм «Пышка», куда он пригласил сниматься Раневскую, был его первой режиссерской  работой.В этом немом фильме она снялась в роли нрспожи Луазо.

Всёго за всю кинокарьеру Фаине Георгиевне посчастливилось сыграть около 25 ролей (в фильмах «Пышка», «Дума про казака Голоту», «Подкидыш», «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина», «Любимая девушка», «Миргород», «Мечта», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Александр Пархоменко», «Новые похождения Швейка», «Три гвардейца», «Свадьба», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Золушка», «Рядовой А. Матросов», «Весна», «Встреча на Эльбе», «У них есть Родина», «Девушка с гитарой», «Осторожно, бабушка», «Драма», «Легкая жизнь», «Первый посетитель», «Сегодня новый аттракцион»), причем всего лишь одну главную – в фильме «Мечта». Можно лишь поражаться тому, что ее великий талант был использован только на малую долю.

Кино в полной мере эксплуатировало комедийный дар Раневской, что спасало слабые фильмы от провала: одно появление Фаины Георгиевны, даже в небольшом эпизоде, делало весьма средний фильм вполне сносным
 
Далеко не киношедевром стал довоенный фильм «Подкидыш» о потерявшейся девочке, которую на протяжении всего действия опекают многочисленныедобрые люди
Безучастия Раневской «Подкидыш» прошел бы незамеченным. Фаина Георгиевна сыграла в этой киноленте небольшую роль Лели – взбалмошной и капризной женщины, вечно помыкающей мужем-недотепой. Коронная фраза из фильма: «Муля, не нервируй меня!» стала настолько популярна в народе, что преследовала актрису до последних дней. Самое интересное, что Мулей называли саму Раневскую, хотя по фильму так звали ее незадачливого супруга.

Однажды по улице навстречу актрисе шла группа детского сада во главе с воспитательницей. Ребятишки, увидев знаменитую артистку, стали наперебой кричать: «Муля, Муля!». Фаина Георгиевна не на шутку рассердилась и сказала: «Дети, идите в *опу!». Дети испуганно замолчали, а воспитательница, качая головой, заметила: «Очень педагогично, товарищ Раневская!»

Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

А вообще Фаина Георгиевна , кроме ордена Ленина, имела два ордена Трудового Красного Знамени, иорденЗнак Почета.  Она была лауриатом Сталинской премии, Народной артистуой СССР и РСФСР.

Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка».

У Раневской была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло

В кино  у Фаины Георгиевны Раневской  её великий дар не был использован в полной мере. Ведь нельзя же считать подобающим использованием подобного таланта 25 киноролей, да и то в основном эпизодических.

 Театральная карьера сложилась более удачно, хотя, например, с режиссером Театра им. Моссовета Юрием Завадским у Фаины Георгиевны сложились непростые отношения. Один раз в сердцах режиссер выкрикнул актрисе:
-Вон из театра!
На это великая Раневская с не меньшим пафосом ответила:
Вон из искусства.

 В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни дет ей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству.

Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

Раневская  часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов

В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.

Все знакомые и друзья Раневской знали о том, что ей лучше не попадаться на язык, так как это «было чревато»: великая актриса не очень-то стеснялась в выражениях, а ее гениальные фразы сразу же становились крылатыми и «улетали» в народ. Самое интересное, что Фаина Георгиевна специально ничего не придумывала – просто афористичность была сутью великой актрисы.ТакО.Аросева вспоминала, что , както Раневская однажды, будучи уже пожилой женщиной урала на улице и громко потребрвала  поднять её у прохожим ,потому что народные артистки на улице не валяются.

Существует огромное количество остроумных высказы- ваний, сказанных или якобы произнесенных Раневской,  выборка из которых  вназодится приложении .

 Приложение:
Почему все дуры такие женщины?

Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоем!

Они живут вместе. Как муж и жена. Хотя нет. Они живут гораздо лучше.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

 Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли жить без мозгов

У Раневской спросили, не знает ли она причины развода знакомой пары. Фаина Георгиевна ответила:— У них были разные вкусы: она любила мужчин, а он — женщин.

 Мужики от начала дней до их конца за сиськой тянутся.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Я себя чувствую, но плохо.

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

Чтобы получить признание - надо, даже необходимо, умереть.

 Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные? "Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди".

Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.

Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.-

Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.

Я не признаю слова "играть". На сцене нужно жить

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте-

Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» — у меня ничего не получается.

Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.

 Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

Я как яйца: участвую, но не вхожу.

Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.

Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: "Я родилась в семье бедного нефтепромышленника" - у меня ничего не получается.
Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.

 Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.
Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню.Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.

Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Фаина Георгиевна, как ваши дела?- Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью - повидло.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.

Одиночество - это когда в квартире есть телефон, а звонит только будильник.

Нет болезни мучительнее тоски.
Думайте и говорите обо мне что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?

Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.

Мое богатство, очевидно, в том, что мне оно не нужно.

 Оптимизм - это недостаток информации.-

Если человек тебе сделал зло, ты дай ему конфетку; он тебе зло - ты ему еще конфетку... И так до тех пор, пока у этой сволочи не разовьется сахарный диабет!

Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.
Жизнь — это затяжной прыжок из п*зды в могилу.

Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова "жопа", она ответила - странно, слова нет, а жопа есть...

Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

У меня хватило ума глупо прожить жизнь.- Очень тяжело быть гением среди козявок.

Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю и всё Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: "Как ты мне, старая дура, надоела!"-

Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!

Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает:- Как придете, стучите ногами.- Почему ногами, Фаина Георгиевна?- Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!

В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: "Умерла от отвращения
Красивые люди тоже срут.

Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Мюля, не нервируй меня, идёт».

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет.

Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — это ее муж.

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».

Самое страшное — это когда человек уже принадлежит не себе, а своему распаду.

Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.

Если ты ждешь, что кто-то примет тебя «таким, как ты есть», то ты просто ленивое мудло.
Потому что, как правило, «такой, как есть» —зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве

У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

Женщины — это не слабый пол, слабый пол — это гнилые
доски.

Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться.

И что только ни делает с человеком природа.
Вот женишься — тогда поймёшь, что такое счастье, Но поздно будет.

Воспоминания – это богатство старости.

Спутник славы — одиночество

— Фаина Георгиевна, на что похожа женщина, если ее поставить вверх ногами? — На копилку. — А мужчина? — На вешалку.

Больше всего в жизни я любила влюбляться.

Как я завидую безмозглым.

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

Мои похоронные причиндалы» — говорила Фаина Георгиевна о своих наградах.

Как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Паспорт человека – это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как восемнадцатилетняя.

В юности, после революции, Раневская очень бедствовала и в трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца.
Тот ей сказал — Дать дочери Фельдмана мало — я не могу. А много—у меня уже нет.

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной.
Я — выкидыш Станиславского.

Душа — не жопа, высраться не может

Как вы живете? — спросила как-то Ия Саввина Раневскую.
— Дома по мне ползают тараканы, как зрители по Генке Бортникову,
— ответила Фаина Георгиевна.

Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном.

Одиночество как состояние не поддается лечению.

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.


Старость, — говорила Раневская, — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год…
Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник —
домашний клозет.

Птицы ругаются, как актрисы из-за ролей. Я видела как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Все, как у людей.

Старая харя не стала моей трагедией — в 22 года я уже гримировалась старухой, и привыкла, и полюбила . старух моих в ролях. А недавно написала моей сверстнице: «Старухи, я любила вас, будьте бдительны!

Почему вы не пишете мемуаров?
— Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.

Критикессы — амазонки в климаксе.

Когда нужно пойти на собрание труппы, такое чувство, что сейчас предстоит дегустация меда с касторкой.

Кино — заведение босяцкое.
О своих работах в кино: «Деньги съедены, а позор остался»

Приходите, я покажу вам фотографии неизвестных народных артистов СССР, — зазывала к себе Раневская.

Однажды, посмотрев на Галину Сергееву, исполнительницу роли «Пышки», и оценив ее глубокое декольте, Раневская своим дивным басом сказала, к восторгу Михаила Ромма, режиссера фильма: «Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей


Рецензии