У каждого свой талант

У КАЖДОГО СВОЙ ТАЛАНТ

– Нет-с, свой талант у всех.
– У Вас?
– Два-с: умеренность и аккуратность.

(А.Грибоедов. Горе от ума.
Диалог Молчалина с Чацким)

Человеку разумному свойственно сравнивать. Этим обусловлены такие категории как память, самосохранение, симпатия и антипатия, образное мышление. Всякий раз при знакомстве невольно приходит аналогия нового внешнего образа с известным, например, с киноактёром, политиком или преступником, чьи лица остаются в зрительной памяти. И, по теории Ломброзо, если мы даже не углублялись в неё, внешний образ побуждает нас видеть тот или иной характер.

Если кто-то оставил в жизни добрый след, то, видя внешне похожего, человек располагается к новому знакомству. Это способствует началу искреннего общения, доверительности в отношениях. И эта схожесть с известным образом помогает развить отношения. Ты словно встречаешь человека, которого знал и любил. Трудно в этом случае принять иные стороны души, а не те, которые ты ожидаешь. И начинает казаться, что с человеком что-то не так, особенно, если вместо спокойного и уравновешенного, он оказался диаметрально противоположным типом. Тут, либо Ломброзо неправ, либо человек болен.

И всё-таки, теория Ломброзо, как и Дарвинизм, не соответствует истинному положению вещей. Хотя мы говорим о разных открытиях, но здесь уместна аналогия. Тот и другой учёный не брали в расчёт условия воспитания, но рассматривали внешние характеристики и основывались на определённой группе людей и животных. Но, как мы не раз убеждались – даже наше тело во время болезни лечится индивидуально, не говоря о том, что каждая личность – особый в своём роде человек.

Сложнее всего дать оценку неординарной личности. С точки зрения обывателя, она капризна и неуживчива в социуме. Такие люди доставляют не только удовольствие «на сцене», но и конфликты в среде коллег и домашних. У них свои установки и свой режим. Если близкие нарушают их границы, то они могут взорваться. Рассудительный Молчалин говорит Чацкому, что у него два таланта – умеренность и аккуратность. Он умеет прислуживать, поэтому получает похвалу от начальства. Молчалин не рвётся в лидеры, и Чацкий говорит о таких индивидах: «Недаром жалуют их скупо государи». У него другая роль – он подобен рыбе-прилипале. Беда в том, что Молчалины, как крысы на корабле, убегают первыми во время «наводнения». Можно сравнить их с Иудой – не глуп, не лезет на рожон как Пётр, но всегда ищет свою выгоду. Такие люди не способны любить.

Если говорить о невротизме, который преобладает у талантов, то он является орудием для самосохранения, и может выражаться по-разному, но всегда агрессией к своим «угнетателям». Пассивная агрессия – прекращение общения, активная – истерика. Причём, активная форма легче купируется, человек выкричится, но его можно успокоить, зная его доводы, но гораздо сложнее с людьми, уходящими в себя. Пока они сами не пойдут на примирение или не будут к этому готовы.

Порой кажется, что следует избегать невротиков, чтобы они не сорвались и не навредили твоей душе. Но, если вдуматься, то они открыты как на ладошке, и всегда знаешь, что может вызвать агрессию, да и сами они этого не скрывают. Так мы восхищаемся гением Высоцкого, а он выворачивает душу наизнанку в песне «Я не люблю». Мы и сами убеждаемся, что тоже не любим, «когда железом по стеклу», только молчим, нет таланта – раздевать свою душу, а тем более, её выворачивать.

Вот и разберись теперь, с кем комфортно: с Чацким или с Молчалиным? Хотя есть те, кто находит компромиссный вариант: живут с Молчалиным, а «дружат» с Чацким. Но это не для таланта – это принцип самосохранения в стаде.


Рецензии