Папа

Какие у нас, у русских, хорошие слова
для обозначения самых близких людей!
Мама. Папа.

Моему папе сегодня исполнилось 93 года.
Из них 27 его уже нет в живых.

Он родился в Пустошке Дмитриевского сельсовета.
Это Вологодская область Череповецкий район.
9 апреля 1929 года.

Их, детей, семеро. Он самый средний, четвёртый..
Все родились на русской печке
через каждые два года.

Когда началась война, папе было 12 лет.
Старшего Николая и отца Василия Иваныча
взяли на фронт.
Валька — так его звали свои — остался за старшего.
За мужика. Потому что братики были младше,
а сёстры..., они же девчонки.

В 45-м папе, соответственно, исполнилось 16.
И он уехал в Череповец на военную подготовку.
Приписал себе пару лет что ли.
Получил сержанта.
Ровно после дня рожденья
грянул светлый День Победы!
Так что — повоевать он не успел.

Брат и отец — оба вернулись с войны,
живые, почти здоровые.
На удивление...
Говорят, что все остальные пустошенские
погибли А это десятки мужиков!
(Надо уточнить, сколько именно).

... Папа полюбил девушку,
присланную работать бухгалтером,
после курсов, оконченных в Череповце
(Сергей Ставровский, кстати, преподавал),
в Доме Быта в Сосновке. С редким именем Сира.
На родине папы таких имён не давали и даже не слыхивали.
А вот с появлением моей будущей мамы
оно стало известным.

Коротово вместе с Сосновкой были центром
Уломского района, который существовал до 1959 года.

В Сосновке был роскошный Дом Культуры,
где регулярно проводились танцы.
Там, если не ошибаюсь, и познакомились
двое симпатичных молодых людей.
Свадьбу сыграли в Пустошке в 55 году.
Я — первенец — появилась в январе 56-го.

Папа был парень высокий, видный,
о золотых руках.
И шофёр, и строитель, и печник,
катавал, бондарь, портной, сапожник...
Не берусь перечислить.
Потому что — невозможно.
Он брался за любую работу
(песен и стихов только не писал... наверное),
разберётся — и сделает ХОРОШО!

Сколько лодок он смастерил для местных!
Сколько крыш покрыл,
сколько бань и домов построил!...

... Только что брат с женой заходили к нам.
Говорю: Лёш, какая сегодня дата?
Он не припомнил.
А зашёл в гости так знаменательно —
в День Рожденья моего папы, своего дяди.
Его отцу, дяде Коле, старшему сыну в семье,
что вернулся с войны с дырками от пуль в спине,
20 октября нынче исполнилось бы 100 лет.

В моей книге "Золото" есть рассказ "Урожай",
там про папу и про... связь. И кто прочёл, решили,
что моё отношение к отцу ...желает лучшего.

Хочу пояснить, что я всегда любила
и люблю своего отца.
Несмотря на сложности отношений,
на то, что у ребёнка — у меня —
были к нему, мягко говоря, претензии.

Мне было непросто с обоими родителями,
я даже сильно страдала по некоторым пунктам
поведения и взаимоотношений.

Но всегда, будучи студентом ли, молодым учителем ли...
я ехала домой, к папе и маме,
отмечая про себя, что я их люблю,
и что я очень благодарна, тогда не знала, Кому —
что у меня есть оба родителя.
Это было до слёз важно, здОрово!
Я ехала, зная, что нужна им.
Может, не столько для помощи им,
сколько просто увидеться.
Чтоб они успокоились,
услышав из первых уст о жизни и здоровье.

Вот.

Как однажды я написала:
"У счастья твоего есть два крыла на свете —
Твои родители и дети".

Валентин Васильевич Першин
9 апреля 1929 — 20 марта 1995


Рецензии