Как рождались рассказы о российских социологах

Размещению 15 моих рассказов о российских социологах в разделе «Портреты российских социологов на радио Свобода» <http://proza.ru/avtor/bdbd80&book=9#9> был предпослан текст «Я рад тому, что все это было» <http://proza.ru/2022/02/22/259>. Прошло полтора месяца, и задуманное выполнено. Теперь интервью, прозвучавшие в эфире Радио Свобода 10 лет назад, открыты для читателей портала proza.ru и аудитории face book. Цель всего этого – одна, расширить представление людей о социологии и социологах.


В настоящее время многие россияне отождествляют социологию и опросы общественного мнения. Но это совсем не так. Изучение мнения населения о событиях в стране и мире – лишь одно из направлений социологии, правда, оно – самое публичное.


Ниже расположены тексты двух кратких интервью. В первом – я прошу Веронику Боде, которая расспрашивала меня о жизни и творчестве российских социологов, охарактеризовать сделанное нами. Во втором, отвечая на вопросы Вероники, я немного приоткрываю кухню своей работы. В 2012 году я отмечал, что многое из сделанного мною включено в онлайновый трехтомник  «Современная российская социология: Историко-биографические поиски». За прошедшее время это издание превратилось в девятитомник <https://www.isras.ru/files/el/hta_9/htm/menu.htm>.








      Вероника Боде отвечает на вопросы Бориса Докторова


БД: Вероника, Вы живете в Москве, я – в крошечном калифорнийском городке. Как Вы разыскали меня, как начались наши беседы через океан о российских социологах?

ВБ: В ноябре 2010 года на Радио Свобода появилась ежедневная рубрика «Общественное мнение». Главной ее задачей было знакомить слушателей и посетителей нашего сайта с результатами свежих опросов и с отношением общества к тем или иным актуальным проблемам: политическим, экономическим или социальным. И я подумала, что хорошо было бы попутно давать здесь и информацию о тех социологических компаниях, которые эти опросы проводят, а также о специализированных изданиях и об известных ученых-социологах. Так родилась серия «Социологические портреты».
Предполагалось, что рубрика будет существовать в жанре интервью. По поводу социологических центров и журналов вопросов не возникло – понятно было, что интервью надо брать у их руководителей. А вот кто бы рассказал о социологах? «Конечно, Борис Докторов! - сказал, узнав о моей проблеме, Лев Гудков, директор Аналитического Центра Юрия Левады. – Вы знаете его сайт, посвященный биографиям социологов?»?» Ознакомившись с сайтом, я немедленно написала Вам по электронной почте, и – к своему удивлению – ровно через три минуты получила ответ и согласие принять участие в моем проекте. Вот так, собственно, и стали появляться в эфире и на сайте Радио Свобода те интервью, которые здесь собраны.

      БД: наши слушатели и читатели сами решат, что в рассказах о российских социологах им интересно. А для Вас в этой информации есть что-либо интересное?

ВБ: Открою Вам маленький секрет: мне интересно то, как вы выбираете героя, о котором хотите рассказать, и то, что даже составляете для меня подробный план интервью. В моей практике подобного никогда  ранее не было, но это несказанно облегчает мою задачу. А самое главное – я сама узнаю массу интересного из каждой нашей беседы. Особенно удивительна информация о том, какими путями и из каких профессий приходили ученые в социологию в те советские годы, когда специального образования в стране просто-напросто не было. Кроме того, серия «Социологические портреты» сильно расширяет мой журналистский кругозор: услышав рассказ об ученом и заинтересовавшись тематикой его исследований, я нередко затем – по  вашей наводке – связываюсь с ним, - и, как правило, вскоре наш герой сам появляется в эфире.


      БД: Известен ли вам опыт подобных просветительских радиоинтервью о социологах на других радио каналах в России или за границей?

Честно говоря, не известен. Во всяком случае, в России; a за весь мир не могу поручиться. 


Борис Докторов отвечает на вопросы Вероники Боде


      ВБ: Борис, почему Вы так быстро согласились на первое интервью Радио Свобода и почему продолжаете это делать? Ведь вы и так постоянно публикуете книги, научные статьи, ведете колонку на сайте Фонда «Общественное мнение»?

      БД: Первая реакция – спонтанная, а почему не попробовать? Но так получилось, что сразу после Вашего эфира мне позвонил сосед по дому и с удивлением сказал, что слышал меня по «Свободе». Честно, я удивился этому факту не меньше, чем он. А продолжаю, поскольку, может быть это наивно, думаю, что исследователи не только друг с другом должны обмениваться добытой информацией и полученными выводами. Надо стараться рассказывать о науке и ученых широким слоям населения.


      ВБ:  Вы провели много интервью со своими коллегами. Что Вам больше нравится:  брать или давать интервью?

      БД: В рассказе ««Креповые финские носки» любимый нами Сергей Довлатов заметил: «Всех людей можно разделить на две категории. На тех, кто спрашивает, И на тех, кто отвечает». Возможно, так оно и есть, но мне в равной степени нравится и то, и другое. К тому же, я, действительно, ощущаю некую ответственность перед моими коллегами за то, что они рассказали мне о своей жизни, доверили нечто очень важное, нередко – интимное. Вместе с тем, в этих воспоминания отражается история страны, общества, которая многим интересна. Я хотел бы, чтобы кто-нибудь из слушателей произнес про себя, мысленно: «О, Господи, именно так и было со мною» (или с их родителями).


      ВБ:  Как Вы выбираете героев для Ваших рассказов, чем руководствуетесь?

ВБ: Вероника, отвечая на один из моих вопросов, Вы сказали, что я выбираю кандидатов для биографического рассказа, и сейчас спрашиваете об этом. Но в моем понимании, отбор мы делаем вместе. Социологов, о которых можно было бы рассказать, много; обычно в конце интервью я предлагаю несколько кандидатов для следующей программы, кратко представляю их, иногда высылаю Вам проведенное мною с ними интервью или написанное о них историко-биографическое эссе. И финальное решение – всегда совместное. Что я особенно ценю в нашей работе. 


      ВБ:  Обычно я договариваюсь с кем-либо о времени интервью и обозначаю тему беседы. Но мало кто готовит для себя текст, причем такой, который после небольшой правки можно вывешивать на сайте «Свободы». Почему Вы так делаете?

БД: Мне кажется это естественным. Иначе в 3-4 минуты, которые отводятся в радиоэфире для нашего интервью, мне не рассказать о жизни и творчестве ученого. К тому же, я могу что-либо напутать в датах и фактах. Но, пожалуй, важнейшее – это то, что в процессе работы над текстом у меня есть возможность не спеша заново осмыслить прожитое и сделанное моим героем. Мысленно, пообщаться с ним... это ведь так важно.
К тому же, Вероника, не было бы текстов, сейчас мы ограничились бы лишь коллекцией аудиозаписей, а так: хочешь – слушай, хочешь – читай. 


      ВБ:  Мои последний вопрос: «Если слушатель, читатель нашей брошюры захочет обстоятельнее познакомиться с героями наших состоявшихся и, надеюсь, будущих интервью, как он может это сделать?»

      БД: В конце февраля 2012 года при финансовой и организационной поддержке «Центра социального прогнозирования и маркетинга» (созданного Францем Шереги) была издан на CD мой трехтомник «Современная российская социология: Историко-биографические поиски». Вот его сетевой адрес: < https://www.isras.ru/publ.html?id=2418>.


На этом заканчивается наш рассказ о проекте, но, надеемся, – не сам проект...


Рецензии