Классический футарк 2ч. 16 гл

Рим. Москва. Мадрид.

Этторе повел Веру в Пинатеку Ватикана, а точнее в Картинный Музей. Они проходили зал за залом, и женщина с изумлением крутила головой, видя, как мимо нее проносятся шедевры мировой культуры: залы средневековья, Ренессанса, мозаика и скульптуры. Только в седьмом зале они остановились, и Вера начала сама ходить от картины к картине. Она понимала, что для того, чтобы всё это пересмотреть, нужны дни, а не часы, но все же надеялась увидеть хотя бы малость.

На стенах висели полотна Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, ЭльГрко…и не было конца всему этому великолепию. Но душа женщины наполнялась какой-то тревогой и страхом. Все эти полотна несли на себе эпизоды из жизни авторов, которые творили не только во имя Господа, но и вопреки Создателю.

В одном из залов она остановилась. С полотна картины на нее смотрел мужчина, точнее его глаза были приоткрыты, а сам он испытывая нечеловеческие муки, видимо это были его последние мгновения жизни.

Вера подошла ближе и прочитала имя художника -Хосе де Рибера. Повернувшись к Этторио, она спросила у него:
-Какая необычная картина, мрачные тона, подлинный образец жестокости. Как такое полотно могло оказаться здесь? Ведь очевиден настоящий характер героя, который всем своим видом показывает, как ненавидит мучителей.

Этторио смутился, но потом все же взял себя в руки и ответил:
- Синьора, это «маленький испанец», Хосе де Рибера, так его еще называют. Родом из Испании, но в 14 лет перебрался в Италию и, пораженный живописью Караваджо, начал работать в его технике. Суть этого метода в том, что главный герой находится в темноте и только тусклым светом из неё выхватывается. Получается такой акцент на темноте, видимо именно это вас смутило. Его главные герои – это те, кто принимает страдания ради высокой цели. Как, например, Прометей. Вы правы, от натуралистичности Риберы оторопь берет. И дело не только в очень точной передаче реального тела, а ещё в том, как выглядят раны и как эмоционально на свои страдания реагирует герой. Дело в том, что Рибера посещал тюрьмы и своими глазами наблюдал пытки осуждённых. Вот такой Дега 17 века. Только Дега ходил в театр за балеринами подсматривать, а этот испанец ходил по местам заключения и выискивал правдоподобие для своих мучеников.

Вера всё это выслушала и подошла вплотную к картине. На ней мужчина, сложив ноги крестом, упирался в камни, а точнее ка-мешки, небольшие по размеру, но видимо острые. Она поежилась и сделала шаг назад и тут увидела, что правая ступня упирается вовсе не в «щебенку», как она окрестила эти колотые булыжники, а в …её раковины. Женщина была так поражена увиденным, что видимо изменилась в лице, потому как ее гид подбежал к ней и с тревогой спросил:
-Синьора, вам плохо, вы бледны? Давайте передохнем, а завтра вернемся и продолжим экскурсию.
Но нет, уйти она не могла. Вера отошла подальше и попросила Этторио принести ей воды. Женщина хотела остаться одна и не-медленно. После того, как монах ушел, она со всех ракурсов рас-смотрела ногу несчастного и даже носом упиралась в картину, а потом сфотографировала на телефон этот фрагмент. В голове Веры вертелось колесо рассуждений:
« Хосе де Рибера-_испанец, возможно следующие раковины там, в том месте, что изображено на картине. Надо узнать, где он родился, какие исторические достопримечательности остались на его родине и, самое важное, где писалась картина и что легло в основу этого сюжета». Мыс-ли перескакивали с одной на другую и, когда пришел Этторио, Вера вы-пила почти всю воду и попросила его проводить к братьям.
Уже через пару часов Вера знала всё об этом художнике, а мучение святого Филиппа, что изображено на картине, было досконально пересказано ей во всех подробностях.

Рибера родился в испанской Валенсии, там же начал карьеру живо-писца, а к 20 годам перебрался в Италию. В Риме молодой талант по-лучил фундаментальные знания в классической живописи, а также обзавелся серьезными долгами. Это заставило его в 1619 году покинуть Вечный город. В Неаполе, где обосновался художник, его творчество особо пришлось по душе духовенству, которое засыпало юно-го Хосе заказами и обласкало достойными гонорарами. Однако, суеверные и подозрительные обыватели не слишком жаловали его, Риберу — художника всю жизнь преследовала дурная слава — он слыл душегубом и людоедом. Не сохранилось ни одного достоверного упоминания о преступных наклонностях или психических отклонениях художника, но его работы говорят сами за себя.

Вера «переваривала» все эти сведения и понимала, что не зря так отреагировала на картину. Помимо раковин, её просто возмутил ци-низм манеры изображения героев на картинах. Жестокость и большая достоверность были подлинными. Такой художник привлекает к себе внимание подозрением в его склонности к садизму и жестокости. Да, она так и думала, что большинство людей, впервые столкнувшись с картинами Хосе тоже думали о том, как достоверно изображены страдания, и это может сделать лишь человек, привыкший их причинять.
Оказалось, что пейзаж за спиной взят их родных мест Хосе де Рибе-ра. Рибера родился и рос в Валенсии, где находилась известная деревенька Шатива  по соседству с которой расположено Святилище Девы Бальма. В свое время это место стало пристанищем для исцеления больных и одержимых бесами. Легенда гласит, что в XIII веке, однорукий пастух забрел сюда и застыл в оцепенении, увидев перед собой волшебный свет. Свет покрыл его с ног до головы, и в следующий момент у него вос-становилась утерянная рука.

В течении многих лет усыпальница является местом паломничества много-численных туристов, благодаря своим нетрадиционным практикам. Само Святилище находится в гроте, до которого нужно добираться по горной дороге.  Для того, чтобы очиститься от бесов, нужно было пройти об-ряд очищения. Для этого люди на коленях ползли через узкие проходы к святилищу Бальмы. Так они обретали избавление от тяжелого недуга.

Всё это Вера знала спустя несколько часов после своей находки на картине Хосе де Риберы. Братья включились в работу и спустя сутки они уже точно определили, где надо искать следующую раковину. А Вера  вернулась в главный офис и быстро собрала всё необходимое для поездки в Валенсию. Домой Вера не полетела, не захотела тратить время, а уже через сутки уже направилась в Мадрид.

http://proza.ru/2022/04/10/865


Рецензии