Сулук 2. 7. Эго и тщеславие. Гата2. Инайят Хан

СУЛУК: МОРАЛЬ. 2.7. ТРЕНИРОВКА ЭГО: Обучение, не удовлетворяя тщеславие . ГАТА2. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Первая форма эго — это та, формированию которой помогает тело, а следующая — та, которая формируется умом. Этот аспект эго живет для тщеславия, которое заставляет человека делать добро, а также делать зло. Его желанием всегда является удовлетворение своей гордыни, и когда оно возрастает, в конце концов это приводит к тирании и жестокости. Человек ожидает, что окружающие увидят его таким, каким он себя считает, и часто его самооценка чрезмерна и другие не могут восхищаться им так, как ему хочется. Человек хочет, чтобы им восхищались за его одежду, за его драгоценности, за его имущество, за его величие и положение, и, естественно, когда это желание усиливается, оно делает человека слепым, и он теряет из виду право и справедливость. Естественно, что стремление к вещам, удовлетворяющим тщеславие, не  имеет конца; она постоянно увеличивается. Тенденция смотреть на других с ненавистью и предубеждением, считать их ниже себя, и все подобные тенденции исходят из этого эго. Бывают даже случаи, когда люди тратят деньги, чтобы иметь возможность оскорбить другого. Иногда человек даже тратит деньги для того, чтобы заставить кого-то преклониться перед ним, заставить его уступить, поставить его в неполноценное положение, выставить его презренным. Желание удовлетворения тщеславия доходит до того, что человек готов отдать жизнь за удовлетворение своего тщеславия. Часто кто-то проявляет щедрость не ради доброты, а для удовлетворения своего тщеславия. Чем больше в человеке тщеславия, тем меньше у него сочувствия к другим, ибо все его внимание обращено на собственное удовлетворение, и он так же слеп к другим. Это эго, так сказать, ограничивает жизнь, потому что оно ограничивает человека. Холодность, гордыня, зависть — все исходит из этого эго. Нет ничего более неприятного для окружающих, чем самомнение в какой бы то ни было форме, и что толку от мнения, приятного нам и неприятного всему нашему окружению? В действительности истинное удовлетворение человека исходит из мнения других о нем, а не из его собственного мнения о себе. Нет ничего более отталкивающего, чем колючее эго. Внешние манеры не могут скрыть немягкое эго, даже если манеры очень скромные. Оно проявляется внезапно, бессознательно, в слове или в поступке, которые раздражают другого.

Воспитание этого эго требует большей заботы, чем воспитание другого эго, ибо осознать желания ума и взвесить их гораздо труднее и тоньше, чем осознать и взвесить желания тела. Без сомнения, тщеславие естественно для эго, а эго естественно для каждого человека. Но есть желания ума, которые необходимы, и есть желания ума, которые не нужны. И чем больше человек контролирует эго, тем больше он позволяет проявиться добродетелям и заслугам, которые находятся в его сердце. Это эго дает ложное представление о величии, но сглаживание этого эго приводит к истинному величию.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии