Устный доклад школьника

 В данной статье рассказывается о подготовке учащимися научного доклада, с которым они могут выступить на кружковом занятии, уроке, конфе¬ренции.

Доклад - закономерный итог выполнения исследователь¬ской работы по определенной теме, и без этого логич¬ного обобщения результатов научного труда школьника его деятельность вряд ли может считаться по-настоящему за¬вершенной. Понимание того, что результаты своей работы нужно будет в дальнейшем представить публично (пе¬ред своими товарищами, учащимися других классов, педа¬гогами или родителями) - важный положительный мотив для юного исследователя. Как правило, учащий¬ся при этом более ответственно относится к вы¬полнению работы, критично оценивает полу¬ченные результаты, старается добиться их боль¬шей научной убедительности. В этом ему может и должен оказать помощь руководитель иссле¬довательской работы – школьный учитель биологии.

 В докладе может быть кратко отражено основ¬ное содержание всех глав иразделов исследова¬тельской работы школьника. Но надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления на конференции обыч¬но не превышает 10 мин. Поэтому при под¬готовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать" и некото¬рыми важными моментами, если без них все-таки можно обойтись.

При изложении материала следует придерживаться опреде¬ленного плана, соответствующего структуре и логике выпол¬нения самой исследовательской работы. Желательно, что¬бы содержание конкретного блока излагаемой информации было тесно связано с содержанием предыдущего и последу¬ющего материала.

Общая структура доклада может быть следующей:

1. Формулировка темы исследования.
2. Исполнители (фамилии, имена, класс, № школы, название населенного пункта).
3. Научный руководитель (фамилия, имя, отчество, науч¬ная степень, должность, место работы).
4. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, какие про¬блемы и вопросы в рамках данного направ¬ления исследований хорошо изучены, ка¬ким вопросам уделялось недостаточное внимание, почему школьниками избрана именно эта тема).
5. Цель работы (в общих чертах соот¬ветствует формулировке темы исследова¬ния и может уточнять ее).
6. Задачи исследования (конкретизиру¬ют цель работы, "раскладывая" ее на со¬ставляющие; могут определять спектр дей¬ствий исследователя при движении к по¬ставленной цели).
7. Гипотеза (научно обоснованное пред¬положение о возможных результатах иссле¬довательской работы; формулируется в том случае, если работа носит эксперимен¬тальный характер).
8. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, свя¬занных с получением результатов).
9. Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую уда¬лось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента). При изло-жении результатов желательно давать чет¬кое и немногословное истолкование но¬вым фактам; полезно привести основные количественные показатели и продемонст¬рировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
10. Выводы исследования (умозаключе¬ния, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко харак¬теризуют основные полученные результа¬ты и выявленные тенденции, без много-словных объяснений или трактовок. Выво¬ды желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).

В даннойстатье, в качестве примера, читателю предлагается  полное содержание реаль¬ного доклада учащихся 9 класса одной из школ
г. Санкт-Петер¬бурга, сделанного ими на конференции.

Тема исследования - "Двигательная ак¬тивность некоторых видов водных позвоночных животных в условиях аква¬риума".

Работа выполнена Гусевой Ольгой, Еме¬льяновой Анной, Минченок Анной, Чохелишвили Яной - ученицами 9-B класса гимназии № 205 С.-Петербурга.
Руководитель работы - Кулев Александр Вадимович, кандидат педагогических наук, доцент, учитель биоло¬гии гимназии № 205 г. С.-Петербурга.

Актуальность исследования

Одно из популярных направлений би¬ологических, исследований в настоящее время - изучение поведения животных. Наука о поведении животных называет¬ся этологией.Ее основы заложены таки¬ми крупнейшими учеными, как Д.Дьюсбе¬ри, К.Лоренц, Н.Тинберген, Р.Хайнд, Р.Шовен.

Несмотря на наличие большого количе¬ства научных работ по этологии, многие вопросы поведения животных до сих пор еще недостаточно исследованы. Интерес¬ную информацию биологи получают при изучении поведения позвоночных живот¬ных, содержащихся в условиях неволи.

В кабинете биологии гимназии № 205 Санкт-Петербурга содержатся несколько видов живородящих аквариумных рыб, а также представители классов земноводных и пресмыкающих. У нас возникло желание бли¬же познакомиться с биологическими осо¬бенностями, образом жизни этих существ; выявить сходство и различие в их поведе¬нии. Объектами нашего ис-следования стали самка и самец гуппи, сам¬ка и самец меченосца, самка пецилии, красноухая черепаха и шпорцевая лягушка (по¬ловая принадлежность не определена, так как эти животные были очень молодыми).

Мы познакомились  с литературны¬ми источниками, в которых  дается характеристика перечисленным выше животным.  Это были работы В.Г. Гусева (1992); Ю.Д. Дмитриева (1978); М.Н. Ильина (1985); Е.В. Кудрявцева, В.Е. Фролова, А.В.Королева (1991), И.П. Сосновского, В.И. Корнеевой (1986), А. Хопкинса (1986).  Мы выяснили, что в настоящее время хорошо изучены внешний облик, условия содержания в неволе, особенности размно¬жения перечисленных выше животных. В то же время особенности поведения объ-ектов нашего исследования описаны недо¬статочно полно; в книгах практически не приводятся количественные характерис¬тики их двигательной активности. Это и послужило основанием для выбора темы нашего иссле-дования.

Цель работы: изучить различные про¬явления двигательной активности предста¬вителей некоторых видов водных позво¬ночных животных: гуппи, меченосца, пе¬цилии, шпорцевой лягушки и красноухой черепахи в условиях неволи.

Основные задачи:

     1.  Ознакомиться с образом жизни и по¬ведением объектов исследования, а также с методиками наблюдений за животными, по литературным источникам.
     2. Разработать и отобрать необходимые методики регистрации результатов, позво¬ляющие:
     а)  изучить разнообразие видов двигатель¬ной активности у аквариумных рыб, вод¬ных видов пресмыкающихся и амфибий;
     б) определить частоту встречаемости раз¬личных действий в поведении назван¬ных животных;
     в) выявить, какие слои воды в аквариуме посещаются животными с наибольшей частотой;
     г)  определить частоту подъемов шпорце¬вой лягушки к поверхности воды для ды¬хания.
    3. Провести практическую часть исследо¬вания в соответствии с разработанной методикой.
    4. Проанализировать полученные резуль¬таты, сформулировать предварительные выводы исследования.

Методика проведения исследования

Работа выполнялась зимой. Наблюдения проводились в дневное вре¬мя, при сочетании естественного и искус¬ственного освещения и температуре воды в аквариуме +18-22"С. Шпорцевая лягушка и изучаемые представители надкласса Рыбы содержались совместно в прямоугольном аквариуме объемом 40 л. Красноухая чере¬паха находилась в отдельном сосуде таких же объема и формы. Продолжительность каждого конкретного наблюдения составля¬ла 15 мин. Общая продолжительность про¬веденных наблюдений - 116 ч.

Выявление разнообразия двигательной активности животных осуществлялось ви¬зуально. При изучении частоты встречае¬мости различных элементов в поведении объектов мы поступали следующим обра¬зом. Через каждые 15 сек. фиксировался в специальной таблице вид активности жи-вотного, который оно проявляло в данный момент. Итоговый подсчет позволял выяс¬нить, с какой частотой в поведении объек¬та исследования встречается тот или иной вид активности.

При изучении закономерностей распре¬деления животных в аквариуме мы через каждые 15 сек. отмечали, в каком именно слое воды (верхнем, среднем или нижнем) находится объект исследования в момент регистрации результатов. Для удобства на¬блюдения границы между соответствующи¬ми слоями воды были обозначены на на¬ружной поверхности стекла аквариума с помощью натянутых ниток. В нашем иссле¬довании высота каждого слоя воды соста¬вила 10 см.

При изучении поведения шпорцевой ля¬гушки подсчитывалось число подъемов это¬го животного к поверхности воды для ды¬хания в интервале времени 15 мин. Полу¬ченные абсолютные величины выражались в процентах и сравнивались друг с другом.

Результаты исследования

Мы выяснили, что гуппи, пецилия и ме¬ченосец наибольшее количество времени проводят в верхнем слое воды. При этом животные чаще всего находились в состо¬янии активного плавания. Значительно реже, чем плавание, в поведении изучае¬мых рыб встречалась неподвижность; еще реже - поиск корма и питание.

Нами также выявлено, что агрессивное поведения чаще фиксировалось у самцов живородящих аквариумных рыб и реже -у самок. Самец меченосца был намного агрессивней по отношению к особям своего вида, чем самец гуппи, а ухаживал за сам¬кой он значительно реже.

Следующий объект нашего исследова¬ния - шпорцевая лягушка. Мы установили, что поведение этого животного в услови¬ях аквариумного содержания состоит из следующих основных элементов: активное плавание, перемещение по дну, дыхание у поверхности, "зависание" в толще воды, поиск кормовых объектов. Кроме того, животное могло находиться  в неподвиж¬ном состоянии на дне водоема.
Оказалось, что с наибольшей частотой в поведении шпорцевой лягушки встреча¬ется неподвижность на дне аквариума (81,3%.от общего числа моментов регист¬рации поведения животного). Значитель¬но реже фиксировались: передвижение по дну водоема (6,7%), активное плавание (6,2%), "зависание" в толще воды (3,8%), дыхание у поверхности (2,1%).   '
Выяснилось, что при температуре содер¬жания +18-22°С молодая шпорцевая лягуш¬ка поднималась к поверхности воды для дыхания от 3 до 7 раз в течение 15 мин.
Результаты нашего исследования позво¬ляют также заключить, что жизнь шпор¬цевой лягушки была приурочена к нижнему слою воды в аквариуме. Следовательно, в период наших наблюдений она была типичным донным обитате¬лем. Вероятно, именно на дне водоема в природных условиях лягушка питается и скрывается от врагов. В среднем и верхнем слоях воды это жи¬вотное регистрировалось очень редко; пребывание лягушки в верхнем слое, как правило, было связано только с дыхани¬ем у поверхности.

Последний объект нашего исследова¬ния - красноухая черепаха. Она чаще все¬го находилась в верхнем слое воды в акватеррариуме. Несколько реже животное фиксировалось на дне, еще реже - в тол¬ще воды. Кроме того, черепаха долгое вре¬мя пребывала на "мостике", закрепленном над поверхностью воды, где она грелась под включенной электрической лампой на¬каливания мощностью 60 Вт.
Мы также выяснили, что поведение красноухой черепахи, не связанное с процессом размножения,  включает в себя шесть основных элементов, среди которых прежде всего следует выделить плавание, ориентировочную реакцию, ходьбу и пита¬ние. Однако с наибольшей частотой (37,7%) в поведении животного фиксиро¬вался отдых (при этом тело черепахи было не¬подвижным, но глаза  открыты). Реже, чем отдых, наблюдалось плавание (29,8%), еще реже - ориентировочная реакция (16,7%) и ходьба (10,6%). Лишь с частотой 1,9% нами фиксировался сон животного (мы условно считали животное спящим, если тело его было неподвижно, а глаза закрыты). Питание че¬репахи наблюдалось с частотой 3,3%, оно было строго приурочено к периоду пода-чи корма и, возможно, в иной ситуации могло бы быть более продолжительным. Подчеркнем, что в поведении черепахи в дневное время общая продолжительность периода актив¬ности преобладала над периодом непо-движности.

Выводы

    1.  Поведение гуппи, меченосца, пецилии, шпорцевой лягушки, красноухой черепа¬хи не являлось разнообразным. Оно включало в себя не более пяти-шести основных элементов.
    2.  У представителей изучаемых нами аквариумных рыб, а также красноухой черепа¬хи активность в дневное время  явно преобладала над неподвижностью.
    3.  Шпорцевая лягушка в дневное время преимущественно находится в неподвижном состоянии.
    4.  Изучаемые нами аквариумные рыбы предпочитали верхний слой воды; для шпорцевой лягушки было характерно пребывание в нижнем слое воды или на дне аквариума. Красноухая черепаха наиболее часто  находилась в верхнем и нижнем слоях воды.
    5.  В поведении изучаемых нами представителей разных видов водных позвоночных животных, содержащихся в условиях неволи,  нами были обнаружены как черты сходства, так и признаки различия. Их причины могут быть исследованы  в дальнейшем.   


    После окончания доклада его автору, как правило, задаются вопросы. Качество ответов на эти вопросы является важным критерием уровня подготовки выступавшего.


Рецензии