Любовь или орудие мести? Трубадур, опера Верди

 Любовь или орудие мести?
"Трубадур", опера Верди, новая сцена Мариинского театра, 9 апреля 2022 года

В опере "Трубадур" меня всегда мучает загадка: любила ли Азучена своего сына-приемыша, украденного графского отпрыска, который лишь по роковой случайности не сгорел в костре, куда его собиралась бросить обезумевшая от горя молодая Азучена. А она случайно сожгла своего собственного ребенка.
Что она чувствовала все годы, что растила брата ненавистного врага, отправившего на костер ее мать? Тут прямо, как у Шарля де Костера в романе "Тиль Улельшпигель", эмоции должны буйствовать: "Пепел Клааса стучит в моем сердце!"
Вчера, слышая песню Азучены в исполнении потрясающей Екатерину Семенчук, полную затаенной ненависти и едва подавляемой клокочущей в душе ярости, я вновь задавалась этим вопросом. Ушедшая в себя, погруженная в страшные воспоминания, лелеющая мечту о возмездии, ее Азучена совершенно зациклилась на мести. У Екатерины Семенчук роль Азучены - одна коронных, страстных, страшных. Полубезумная, она то почти бредит, то разражается повелительными увещеваниями и укорами, то воскрешает в памяти блаженные видения. Страстный голос певицы выразительно рисует все эти противоречивые состояния ее героини. Он то затихает в затаенном пианиссимо в ужасных воспоминаниях, то возвышается до фортиссимо в требованиях к сыну отомстить за свою мать, сожженную на костре графом ди Луна. Она хохочет в лицо своему врагу, когда узнает, что тот казнил Манрико: "Это был твой брат! Мать отомщена!" - торжествует Азучена. А, может, и вправду ей помешало остановить карающую руку лишь то, что она заснула не вовремя? Никогда этого не узнать! Но Азучена Екатерины Семенчук поразительна, вокально совершенна, актерски интересна. Она волнует, пугает, тревожит. В ней столько скрытой угрозы, она, как сжатая пружина, которая должна выстрелить и породить массу несчастий. Не зря же Екатерину Семенчук называют лучшей Азученой оперного мира!
Манрико Ахмеда Агади - второй персонаж, который меня вчера будоражил и радовал! Яркий эмоциональный вокал, динамичная игра, прекрасно исполненная партия!
Чудесная Леонора Ирины Чуриловой, нежная, преданная, жертвенная. И исполнена была просто превосходно!
Суровый граф ди Луна Алексея Маркова довершал общую картину испанской трагедии. Прекрасно прозвучала лирическая ария во второй картине второго действия "Взор ее приветливый, ясный".
Как обычно, замечательно пел хор, прекрасно играл оркестр под управлением Валерия Гергиева, умело закрутил интригу в прологе Феррандо в исполнении Станислава Трофимова "Два у графа сыночка милых было".
Трагический финал завершил историю в роскошном спектакле. Аплодисменты, овации, цветы - закономерный итог исполнения любимой оперы!


Рецензии