Отсутствие снисходительности и великодушия

Человек действительно умный старается по возможности относиться к факту наличия глупости в другом человеке с определенной степенью великодушия и снисходительности. Это, однако, не означает того, что он восхищается этой глупостью или относится к ней одобрительно. Особенно к поведению глупого человека, к его мировоззрению, манере мыслить и чувствовать, строить отношения с окружающими. По большому счету, глупость имеет две основные причины: генетическую и социальную. Вероятность рождения умного человека от двух глупых родителей приближается к нулю. И умный человек относится с наибольшим пониманием к этому факту. Ибо человек не властен выбирать себе родителей, как и уровень интеллекта, с которым он родится. Социальная причина заключается в том, что родители или вообще не занимаются развитием личности своего ребенка или делают это совершенно не адекватно применительно к его индивидуально-специфическим особенностям интеллектуального и психологического характера.

Поэтому обвинять человека в том, что он родился и вырос глупым человеком – это далеко не самое мудрое действие.
Собственно говоря, от даже самой аргументированной и экспрессивной критики глупый человек не превратиться в умного. Несколько иная ситуация применительно к тому человеку, у кого есть реальные задатки хорошего интеллекта, но они не реализованы. Можно помочь конкретному человеку в реализации его задатков. Но это большой и серьезный труд, для которого нужно много достаточно серьезных достоинств и добродетелей, не говоря уже о длительных и интенсивных усилиях ума и души потенциального наставника. В современном напряженном ритме жизни у большинства потенциальных наставников, как правило, чего-то не хватает для успешного решения этой сложной задачи: или сил, или времени. О знаниях и практических навыках в данном случае разговор отдельный.

В связи с тем, что глупых людей много, а умных мало, то даже чисто теоретически исключается вариант обретения наставника каждым глупым человеком. Иначе говоря, большинство глупых людей просто-напросто обречены оставаться глупыми. Другой вопрос в том, что глупость бывает разных степеней: легкой, средней и большой. И человек, сознающий относительную величину своего интеллекта, имеет возможность хотя бы в некоторой степени скорректировать имеющееся положение вещей.


Рецензии