Авиа - Армейская Жизнь-3. Лейтенантская свобода

     Жизнь и служба в полку отличалась от училищной на сто восемьдесят градусов. Жили уже не в казарме, получали, по нашим привычным меркам, кучу денег и тратить их толком некуда. Когда не на службе, в принципе, - свободны. Могли делать, что угодно, идти куда хочешь. Но что-то и идти никуда не хотелось, и делать ничего не хотелось. Весь день проводили в классе за писаниной или на аэродроме под самолётом. В выходные, естественно, нас ставили в наряды, - помощником дежурного по полку или в городской патруль.

     Но так было только первое время. С началом полётов и время появилось и с городом раззнакомились. Обустроили по минимуму своё жилище, купили кровати, шкафы, кое-что для кухни. Нам кое-кто из «старших» товарищей говорил:
     - Зачем вы это всё покупали? Могли бы в казарме взять кровати, шкафы тоже бы нашли, до вас все лейтенанты так и делали.

     Но мы решили, что хватило нам уже в училище казармы. Только меняли постельное бельё у старшины.

     Жильё у нас, холостяков, было. Питание в лётной столовой. В принципе, мы вообще могли обходиться без денег. Как ни странно, это звучит. Даже вопрос странный возникал иногда, - куда же тратить деньги?! Когда стали посвободнее после первых двух месяцев этакой гонки с переучиванием на новый для нас самолёт, стали выходить в город делать кое-какие покупки. Стали покупать «гражданку», хотя и одевали её очень редко. Потом кто-то купил магнитофон, я купил себе «приличный» фотоаппарат – Зенит – TTL.

     Ходили иногда в кино, но чаще в биллиардную в Доме Офицеров. До чего же классный там был биллиард! Большой мощный стол, покрытый толстым, изумрудного цвета сукном. Тяжёлые шары солидно катались по этому сукну. Да и сам Дом Офицеров был солидным зданием, просто внушал окружающим уважение.

     Как-то добрались и до местного ресторана. Но в дальнейшем бывали там крайне редко, только по какому-то серьёзному поводу. В этом и особой необходимости не было. Кстати, в Спасске был в магазинах шикарный выбор импортной «спиртосодержащей» продукции, - разные там болгарские, венгерские и даже румынские вина. Были и экзотические напитки, - вьетнамское пиво, например, или северокорейская водка с залитым сургучом горлышком и маленькой натуральной змеёй внутри.

     Тема женской части населения Спасска-Дальнего, конечно, возникла почти сразу. Но эта тема как-то не особо афишировалась, обычно проходила по индивидуальному плану. Хотя иногда и были у нас коллективные посещения «той самой частью населения» нашей, потихоньку ставшей, если не знаменитой, то довольно известной холостяцкой квартиры.

     Большую часть нашего времени занимала служба, которая состояла из подготовки к полётам и самих полётов. Нам это нравилось и вполне нас устраивало. Мы осваивали Як-28п, это было интересно, многое, а скорее всё, было новым для нас и жизнь наша была насыщена. В общем, свободного времени у нас, собственно, было мало, но мы и не роптали.

     Был один в нашей лётной жизни этакий щекотливый момент, - Як-28п был двухместным самолётом. Мы все лейтенанты автоматически становились командирами экипажа, а нашими подчинёнными были лётчики-операторы, умудрённые капитаны. Были, конечно в полку и лётчики-операторы помоложе, старлеи, но нам специально прикрепляли опытных операторов, которые всегда могли что-то подсказать, а то и напрямую «поправить». Ведь в самолёте было равноценное управление из обеих кабин. И даже контрольные полёты можно было летать не на спарке, а на «боевом». Практиковались даже опытными лётчиками взлёты и посадки из задней кабины, хотя из неё обзора вперёд не было совсем, ведь лётчик-оператор сидел строго за лётчиком.

     Поначалу было как-то неудобно, когда лётчик-оператор, капитан докладывает о готовности к полёту своему командиру экипажа, лейтенанту. Было принято соблюдать субординацию. Отношения складывались вполне нормальными, товарищескими и доклады эти носили скорее формальный характер. Чаще мы просили наших лётчиков-операторов «дать» нам замечания за полёт. И получали полезные замечания и советы, зачастую прямо в полёте.

     Со своим первым лётчиком-оператором, который был мне первое время просто «нянькой», я до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

* - на фото: - лётчик-оператор «даёт» замечания молодому лётчику.
аэр.Хвалынка (Спасск-Дальний) - 1978г.

10.04.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/04/19/631


Рецензии
Помню в Спасске был магазинчик под кличкой "Три богатыря" по дороге к виадуку, но основной наш - в девятиэтажке на Пушкинской, напротив пехотного полка. Нас тоже сажали на ТУ-16 к "старым", опытным лётчикам и штурманам. Я попал по прибытии в экипаж комэски вторым штурманом...
Адрес этой квартиры и год помнишь, Гена? Такое ощущение что я на этой фотографии узнал человека который частенько мне встречался в Спасске...

Валерий Валиулин   12.04.2022 13:06     Заявить о нарушении
Валера, наша холостяцкая квартира была по адресу у. Краснознамённая -6а, кв-6. А на фото лётчик-оператор Кулямзин Николай, сейчас живёт в Туле.

Геннадий Чергизов   12.04.2022 17:00   Заявить о нарушении