Они поймут это потом
С возрастом у человека все чаще возникают воспоминания и желания соприкоснуться с местами детства, юности и этапов жизни, которые резко изменяют ее смысл.
Эти места для меня, живущей в городе Москва, постепенно исчезают, заменяясь новыми домами, скверами и улицами.
Меняются и люди, их одежда, средства передвижения, выражения лиц и т.д. Во дворах исчезли маленькие палисадники и личные сады, шумевшие золотыми шарами, ромашками, анютиными глазками и бархотками. Голубятни остались лишь в воспоминаниях послевоенного поколения.
На специально построенных, уродливых горках, аля-физкультурных снарядах, нагромождения металлических лабиринтов для повышения травматизма у детей, чаще встречаются невымирающие алкаши, проститутки .
Во дворах исчезли мужики, играющие в домино и карты.
Нет старушек, обсуждающих всех проходящих мимо и знающих все тайны, проживающих в соседних домах.
Редко встречаются кошки, бездомные собаки, совсем пропали воробьи.
Я закрываю глаза, начиная видеть и слышать прошлое!
Иногда хочется пройти маршрутами разных возрастов почувствовать и вспомнить, притрагиваясь к камням, еще хранящим запах и тепло лучей солнца детства.
Окна старого двух этажного дома выходили на север, а напротив, стоял многоэтажный дом, окна которого обращены на юг. На наружных подоконниках дома мы сидели с увеличительными стеклами и выжигали различные рисунки на деревяшках.
Залезали на чердак , и пробираясь сквозь сохнущее белье и старые реликвии жителей, усаживались у окна на крышу , наблюдали разноцветные крыши, людей и машины.
Иду по дороге к своей школе № 34, на Плющихе. Улица кажется короткой, хотя старое название Долгий переулок.
На углу, рядом со школой была новостройка, и двор был завален мусором, кирпичами, трубами, которые были покрыты черным варом. Его-то наковыривали и жевали. Еще в молочном магазине - « молочке» покупали растворимые кубики кофе или какао с сахаром и грызли.
Теперь Плющиху не узнать.
Спускаюсь на Савинскую набережную Москва-реки.
Справа возникает 7 Ростовский переулок, здесь в доме № 15 была школа, в которую, расформировывая переполненные классы, направили и меня. 7 класс я проучилась в ней. Бабушка рассказывала, что этот дом еще до 1 гражданской войны купил мой прадед, но так и не успел сюда переехать.
В веренице переулков за Плющихой стояли знаменитые и популярные в городе Виноградовские бани.
В старину бани процветали : рядом река, по склонам текут ручьи, воды много. Дрова тоже подгоняли по Москва-реке.
Краснокирпичное последнее здание - из старых зданий московских бань. То есть, ещё позапрошлого века сохранилось до сих пор.
"Номерами Семейными" бань, очень древних, где мылись многие; известнейший композитор Танеев, Толстые, Фет, Поццо, А.Бедый. Это потом они стали банями №2 Фрунзенского района (№1 были Усачёвские).
Виноградовские бани славились чистотой.
Но, несмотря на большие размеры этого двухэтажного здания, одно время оно работало с мужскими и женскими днями. Один день был выходным, три для женщин, три дня - для мужчин.
Вокруг бани были плющихинские дворы, в воздухе стоял слабый перезвон колоколов Новодевичьего монастыря.
В «Виноградовских банях» работал нормальный буфет, бывали бани и без буфетов, где всё отдавалось на откуп банщику-пространщику. Традиционно буфет принадлежал мужской части.
В банных буфетах продавали пиво, а так же нехитрый банный скарб - мыло, мочалки, и одеколон.
Конечно, сразу после войны такого великолепия не было.
Люди со своим мылом шли в баню без очереди.
Точно так же вознаграждались и люди со своими тазами. Шаек всегда не хватало. А банных шаек для настоящего похода в баню нужно несколько - вот в одну нужно положить веник, чтобы его запарить. Другой шайкой его прикрыть. Если в компании или семье кто-то принялся мыться раньше, то нужна шайка набрать кипяток, обдать скамейку, опять же, одна шайка попарить ноги, другая развести мыльную воду и полоскать мочалку.
Несмотря, что в нашем доме были ванны, которые установлены моим дедом Анатолием, выбранным домоуправом, бабушка иногда водила меня в баню.
Я помню эти походы. Бабушка активно парилась, и ей бывало плохо. Еще я помню буфет и вкусную воду из стеклянных конических сосудов.
Са;ввинская на;бережная расположена на левом берегу Москвы-реки в Хамовниках между Ростовской набережной и Новодевичьим проездом.
Набережная берёт начало у моста Богдана Хмельницкого и продолжается до начала сквера у Большого Новодевичьего пруда. передаёт эстафету Новодевичьей набережной.
Так же как и Саввинские переулки набережная названа в
начале XX века по располагавшейся здесь вXV—XVII веках патриаршей слободе Саввина (Саввинского) монастыря.
Впервые упоминается взавещании 1454 года Петра Добрынского, передавшего "монастырь святого Саввы митрополиту Киевскому и всея Руси".
Саввинская набережная является продолжением Ростовской и начинается от 1-го Вражскогопереулка. Проходит на юго-запад напротив Бережковской набережной, слева к ней
примыкают 2-переулок Тружеников и Малый Саввинский переулок Тружеников и Малый Саввинский.
Здесь располагались фабричные корпуса кружевной мануфактуры «Ливерс». Для рабочих мануфактуры был открыт продовольственный магазин, просуществовавший и долгие послевоенные годы. Он славился высоким качеством продуктов.
Я училась на вечернем факультете 2 МОЛГМИ им. Пирогова и работала в медучилище АМН СССР, несколько корпусов которого располагались на улице Погодина в НИИ питания им. Сысина. Перед занятиями мы бегали в этот магазин за французскими булочками и любительской колбасой, запах стоящий в помещении вводил в транс голодных. Витрины описывать не стану, т.к. оказать помощь читающим не смогу!
Итак, выхожу на набережную. Первый дом слева сталинской постройки. Когда-то на первом этаже располагались кабинеты СЭС Фрунзенского района, где работала моя мама, а я маленькая гуляла и играла в куклы на подоконниках больших окон. Мама смотрела на меня и улыбалась, махала рукой. Закрываю глаза и вижу ее молодую и красивую в белом халате.
Весна.
Москва-река разорвала зимние одежды, и, неся всякий мусор и темный снег с кусками льда, направляла свои воды навстречу весеннего солнца. Просыпались обитатели глубин и оптимисты-рыбаки.
Медленно, смотря на оживающую реку, иду в сторону Новодевичьего монастыря. Не ощущаю время и себя. Я на прошлой дороге не уходя от детства , двигаюсь в юность и молодость.
Состояние глубокого погружения в себя! Сколько мне лет?! Как я выгляжу?!
Ноги должны уже устать, но я их не ощущаю?! Мною движет какая-то неизвестная сила?!
Людей вижу через уменьшительные линзы бинокля, лиц не различаю?!
Люди стоят, а двигаюсь я!!! Меняются дома! Современные постройки исчезают, как бы стираются! Возникают старые дома, а у меня рождается вопрос. Это сон или явь??!
Кто-то берет меня за плечи и поворачивает к себе?!
------- Боже мой!! Это моя Серафима!!!
Мы обнимаемся и целуемся.
----- Олюшка, ты готова к прогулке со мной?!
Я соглашаюсь.
Мы стоим у входа самого известного кладбища Москвы у стен Новодевичьего монастыря, которое входит в список «Сто важнейших некрополей мира» ЮНЕСКО. Здесь похоронены около 27 000 людей, оставивших след в истории страны.
Чехов, Булгаков, Маяковский, Гоголь — список внушительный. Могила советского поэта Самуила Маршака. Могила диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана. Могилы российского и советского дрессировщика Владимира Дурова и его правнучки Натальи Дуровой.
Территория московского Новодевичьего монастыря по крайней мере с начала XIX века служила местом захоронения не только насельниц, но и представителей видных дворянских фамилий, а позднее и московской профессуры.
К началу XX века на территории, огороженной монастырскими стенами, насчитывалось 2811 надгробных монументов представителей самых разных сословий. В связи с переполненностью монастырского некрополя к югу от монастыря в 1898 году было обустроено новое Новодевичье кладбище, со временем ставшее некрополем советской элиты.
Во время массового уничтожения московских монастырских некрополей в 1930-е годы подавляющее большинство памятников было уничтожено. До нашего времени сохранилась приблизительно 1/20 дворянского некрополя (около сотни надгробий).
При «реконструкции» пощадили в основном могилы главным образом крупных деятелей дореволюционных культуры, декабристов и членов их семей. При этом кресты с большинства надгробий были сбиты.
По дороге Серафима рассказывает о захоронениях некрополя монастыря. Двигаемся к Смоленскому собору.
В подклете Смоленского собора в допетровское время хоронили высокопоставленных инокинь, в том числе царского рода, а также отдельных представителей боярства.
Всего 53 захоронения. Непосредственно в соборе покоятся заключенные в обители родственницы Петра I.
Мелькают фамилии, имена: Иван Грозный, Трубецкие, историки, писатели, поэты. Их жены, дети, родственники, друзья, близкие.
Они все смотрят на нас и приветствуют. Ощущение страха отсутствует. Это другое время, смотрящее вслед наших шагов, с интересом и не меньшим количеством вопросов, чем у нас:
---- Кто Вы?! Какие Вы?!
Как живете?!
Звуки фамилий, как первый концерт Чайковского, как пальцы Рахманинова, как цвета музыки Рассвета на Москве-реке!!
Неожиданно я вспомнила, как в командировке меня посадили в карету Багратиона, везущую его раненого в усадьбу. Тогда в полумраке кареты я почувствовала
себя , попавшую между страниц книги истории. Я ощутила его невыносимую боль, страдания за боевых друзей, за землю русскую, которая везла его домой. Дорога рыдала, но старалась сберечь его и довезти до родного дома!!
Когда я относительно вернулась к себе, то поняла, что мы с Серафимой погружаемся в помещение похожее на лифт, направление движения которого не ощущается и не фиксируется, но существует!!
Выходим и встречаем Федора Михайловича Достоевского. Он приветствует нас, приподнимая шляпу.
Я, обращаюсь к нему:
------ Федор Михайлович, я только недавно прочитала
ваш «Бобок», и озадачилась вопросами..
---- Позже, голубушка. Я очень спешу на встречу с
Владимиром Вольфовичем. Его уже перевели к нам
из комнаты «Прошлой жизни» в «Новое дыхание».
Знаете ли, первая встреча очевидца и аналитика
истории Мира. Очень не хочется пропустить. Да вот
и Лев Николаевич машет мне рукой. Иду!!!
Мимо проходят известные и не известные мне люди, которые все приветствуют Серафиму.
Наконец мы входим в зал с необычными стенами-экранами. В изображение каждого экрана можно войти.
Я вижу домик Серафимы с моими котами Котованом, Ваней и Цыганом, играющими в саду с бабочками. Муж Симы поливает цветы. За столиком в саду возле каменной мамы пьют чай Королев, Легасов, Белоярцев. Павлов и Гагарин играют в городки.
На крыльце появляются смеясь жена Гагарина и Раневская . Они несут блюда с пирогами.
Ко мне подбегают все мои собаки: Пушок, Тошка, Честер, Ляля. Я рыдаю, глажу их, они целуют меня и весело лают.
------- Сима, это возможно??!!!!
----- Конечно. Ты допущена в Новое дыхание!!
------ А можно?!
------ Для тебя можно все!!!!!! Иди в дом.
Я вошла в дом. Под иконами, за столом у ворчащего самовара сидели мои самые родные и любимые: бабушка, мама, папа и его сестра.
Слезы сами полились и смешались..
Бабушка сказала:
------- Не плач! Береги себя для сына и внуков!!
Разговоров было много.
На обратном пути я спросила подругу:
--- Вторая жизнь есть?!!!
Она ответила:
------ Жизнь бесконечна!! Только надо понять и почувствовать свое предназначение. Найти себя. Верить в то, что есть люди, которым ты нужна не смотря ни на что. Даже чувствуя и зная то, что они поймут это потом!!
2022год Вера Ольгина
PS. Серафима - героиня моих ,ранее написанных рассказов. Я часто буду разговаривать с ней и дальше?
Пока навсегда не уйду за экран.
Свидетельство о публикации №222041001281