Интегральная йога-I. Ч. 3. Новая концепция и цели
Рассматривается – принципиально НОВАЯ КОНЦЕПЦИИ И ЦЕЛИ духовного развития, изложенная в 1–м этапе развития интегральной йоги (интегральной йоги-I), которые РАДИКАЛЬНО ОТЛИЧАЮТ ЕЕ от других систем духовного развития Востока и религий Запада.
Кроме этого рассматриваются НЕДОСТАТКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГИ–I , которые были УСТРАНЕНЫ ВО 2-М ЭТАПЕ развития (интегральной йоги–II) – после 1956-1969 гг.
0. Введение в интегральную йогу–I
0.1. Интегральная йога – это ВЫДАЮЩАЯСЯ, ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ И НАИБОЛЕЕ ПРОДВИНУТАЯ система духовного развития Востока как в теоретическом, так и в практическом отношении, созданная Шри Ауробиндо и Матерью (Миррой Ришар), на основе – «супраментального Мира Истины».
0.2. 1–Й ЭТАП РАЗВИТИЯ системы интегральной йоги, который продолжался до периода 1956–1969гг.(когда было создано Новое Божественное ТВОРЕНИЕ) , названный в настоящей статье – ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЙОГОЙ–I, содержал ДВА ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ОТЛИЧИЯ – – от других систем духовного развития Востока и религий Запада.
1. ПЕРВОЕ отличие – базовой духовной основой этой йоги стал – НОВЫЙ «СУПРАМЕНТАЛЬНЫЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН» – БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ, чем план известных Богов –духовных систем Востока и религий Запада.
2. ВТОРОЕ отличие интегральной йоги-I – НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ЦЕЛИ духовного развития.
1. ПЕРВОЕ отличие – базовой основой интегральной йоги–I – стал новый «супраментальный Божественный план»
1.1. В начале своего духовного развития (в 1910 году в Шандернагоре) Шри Ауробиндо ПРЕОДОЛЕЛ – «ЗОЛОТОЙ ЗАСЛОН ИСТИНЫ» и ОТКРЫЛ НОВЫЙ – «СУПРАМЕНТАЛЬНЫЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН», БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ, чем – план «Верховного разума – план известных Богов духовных путей Востока и религий Запада», что явилось особым и крайне трудным духовным достижением. (cм. : [4, c. 266, 288–292]).
1.2. Этот новый «супраментальный Божественный план» по существу представлял собой – ТАЙНУ ИЛИ «УТЕРЯННЫЙ СЕКРЕТ» древних Риши Вед, который хранил «СЕКРЕТ ТРАНСФОРМАЦИИ МАТЕРИИ» и о котором было НЕИЗВЕСТНО в других духовных путях Востока и религиях Запада. (cм. : [4, c. 291]).
О наличии «супраментального плана (Мира Истины) ВЫШЕ плана Богов («Верховного разума») указал – из тонкого мира – ВИВЕКАНАНДА – известнейший в прошлом йог, ученик Рамакришны. «Он сказал ему (Шри Ауробиндо): «…ВЫШЕ, ЕЩЕ ВЫШЕ, ЗА ПОСЛЕДНЮЮ ЧЕРТУ» (см.: [5, с.42]).
1.3. Но главное, что ШРИ АУРОБИНДО – ВЕРНУЛСЯ ОБРАТНО из–за «золотого Заслона Истины».
Шри Ауробиндо говорил: «Осознание Единства и Трансцендентного – это, несомненно, необходимая основа любой реализации (создавать что–либо без этого – это все равно, что строить дом без фундамента), но основа эта должна быть достижима с сохранением эволюционной непрерывности – это должна быть ЭВОЛЮЦИЯ, А НЕ РЕВОЛЮЦИЯ» (cм. : [4, c.214]).
1.4. Следует подчеркнуть, что на первом этапе (т.е. в интегральной йоге-I) человеку нужно было ВОСХОДИТЬ ПО ДУХОВНЫМ УРОВНЯМ И ПРОХОДИТЬ ЧЕРЕЗ «ЗОЛОТОЙ ЗАСЛОН ИСТИНЫ» (вход в супраментальный Мир Истины), чтобы войти в контакт с супраментальной Силой Мира Истины, что представляло собой крайне трудную задачу духовного развития.
Причем, «…нам нужно ВЫЙТИ НЕ ВЫХОДЯ. Нам нужна не ракета, которая устремляется к Солнцу и разбивается там, а ракета, которая сможет ЗАГАРПУНИТЬ Солнце высшего сознания и ПРИВНЕСТИ ЕГО – ВО ВСЕ ТОЧКИ земного сознания..., сохраняя способность свободно нисходить и восходить по великой лестнице существования» (cм. : [4, c.214].
1.5.«Он работал с ним ( с супраментальным Солнцем высшего сознания) В ТЕЧЕНИЕ 40 ЛЕТ, ОН ПОСВЯТИЛ ЭТОМУ СВОЮ ЖИЗНЬ. ЭТОМУ ЖЕ ПОСВЯТИЛА СВОЮ ЖИЗНЬ И МАТЬ» (cм. : [4, c.266]).
1.6. «Индийские духовные системы НЕ ДЕЛАЛИ РАЗЛИЧИЙ между двумя совершенно разными силами или уровнями сознания, один из которых мы называем (1) ВЕРХОВНЫМ РАЗУМОМ (планом известных Богов ), а другой – (2) истинным Сверхразумом, или Божественным Гнозисом, который позднее был назван – СУПРАМЕНТАЛЬНЫМ СОЗНАНИЕМ (cм. : [1, c. 23).
ОНИ ОСТАНОВИЛИСЬ – НА УРОВНЕ ВЕРХОВНОГО РАЗУМА, решив, что это и есть высочайшая сила творения и приняв его лучи за сам источник Света и, таким образом, НЕ СМОГЛИ ОТКРЫТЬ «секрет трансформации (материи)» (cм. : [1, c. 23–24]).
1.7. АНАЛОГИЧНО И РЕЛИГИИ Запада.
1.8. Удивительная особенность супраментального сознания состоит в том, что оно ОДНОВРЕМЕННО находится – И ВЫШЕ плана «Верховного Разума» (плана Богов) – И САМОМ СЕРДЦЕ МАТЕРИИ, а все другие сознания – его лучи.
«…Тайна, которую Шри Ауробиндо назвал Супраментальным, – это не следующая за Верховным Разумом ступень, это не сверхразум и не сверхвосхождение, ЭТО НОВЫЙ ЗНАК, не связанный ни с богами, ни с религиями, но ТО, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ САМО БУДУЩЕЕ НАШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ». (cм.: [4, c.265]).
«Солнечный мир, высшее, божественное сознание – супраментальное сознание – находится В САМОМ СЕРДЦЕ МАТЕРИИ, а все другие сознания – ЕГО ЛУЧИ. Следующая за Верховным Разумом ступень – НЕ «НАВЕРХУ», ОНА ЗДЕСЬ И ВО ВСЕХ ВЕЩАХ – дверь, ведущая вниз, открывает и дверь наверх, и вообще куда угодно» (cм.: [4, c.289]).
Следует повторить, что, удивительная, даже парадоксальная особенность, супраментального сознания состоит в том, что:
• с одной стороны, чтобы войти в контакт с супраментальным сознанием Шри Ауробиндо потребовалось совершить труднейшее ВОСХОЖДЕНИЕ – ВЫШЕ ПЛАНА «ВЕРХОВНОГО РАЗУМА» (ПЛАНА БОГОВ) И ПРОЙТИ «ЗОЛОТОЙ ЗАСЛОН ИСТИНЫ»;
• с другой стороны, оказалось, что что супраментальное сознание находится – В САМОМ СЕРДЦЕ МАТЕРИИ, ВО ВСЕХ ВЕЩАХ, а все другие сознания – ЕГО ЛУЧИ. Удивительно, но это факт.
1.9. В дальнейшем это новое «супраментальное сознание» стало ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ – как НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ классической интегральной йоги-I, так и – НОВОГО Божественного ТВОРЕНИЯ, проявленного в период 1956–1969 гг. для Земли, а также – основой ЭВОЛЮЦИИ–II – новой эволюции человечества.
2. ВТОРОЕ отличие интегральной йоги – НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ЦЕЛИ духовного развития
2.1. Традиционные духовные системы Востока и религии Запада стремятся по сути дела – К ОСВОБОЖДЕНИЮ СОЗНАНИЯ (можно даже сказать – К «БЕГСТВУ» ОТ МИРА) , так как ищущий пытается ВЫЙТИ НАВЕРХ – В ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ (нирвану, Царство Небесное).
В результате – пробуждение ВОСХОДЯЩЕЙ СИЛЫ.
Таким образом традиционные йоги и религии – оставляли мир в точности там, – где он и был и каким он был, и даже НЕ ПЫТАЛИСЬ ИЗМЕНИТЬ ЕГО.
Так продолжалось ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.
2.2. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ интегральной йоги предусматривает – не только ВОСХОЖДЕНИЕ по духовным уровням, но и НИСХОЖДЕНИЕ (НИЗВЕДЕНИЕ) ВЫСШЕГО ИЗ ДУХОВНЫХ УРОВНЕЙ – супраментального сознания на Землю – для ПРЕОБРАЖЕНИЯ жизни и материи на Земле.
НОВАЯ ЦЕЛЬ этой йоги заключается, в том, чтобы:
• во–первых ОБРЕСТИ БОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ путем растворения в нем обособленного эго;
• во–вторых,НИЗВЕСТИ супраментальное сознание на Землю и с помощью его силы ТРАНСФОРМИРОВАТЬ – наши разум, жизнь и тело. (см. :[2, с.3]).
Это ТРАНСФОРМАЦИЯ материального мира на Земле – В МИР БОЖЕСТВЕННЫЙ (см. :[3, с.95]).
В результате – отклик НИСХОДЯЩЕЙ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ СИЛЫ.
2.3.Таким образом, выше была изложена ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИИ интегральной йоги-I. это ТО, что – ПЕРВОНАЧАЛЬНО ХОТЕЛИ СДЕЛАТЬ Шри Ауробиндо и Мать (см. :[3, с.95]).
2.4. Но на деле произошло «НЕЧТО ПО–НАСТОЯЩЕМУ НОВОЕ». Вместо трансформации прежнего мира – было создано – «НОВОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ» – «супраментальный Мир Истины».
Шри Ауробиндо и Мать, реализовав низведение супраментального сознания на Землю, практически осуществили – НЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ существующего материального мира на Земле, точнее, – НЕ СОЗДАНИЕ УЛУЧШЕННОГО ПРОДОЛЖЕНИЯ прежнего материального мира, А СОЗДАНИЕ – СОВЕРШЕННОГО НОВОГО МИРА ИСТИНЫ - ДЛЯ ЗЕМЛИ (см. :[3, с.95]).
( подробнее см. далее – статью «Интегральная йога-II. Ч.4. – новейшие возможности для преображения»).
3. Основные недостатки 1–го этапа интегральной йоги
Можно указать ДВА ОСНОВНЫХ НЕДОСТАТКА интегральной йоги–I , которые были устранены во 2-м этапе развития (интегральной йоги–II) – после 1956-1969 гг.
3.1. ПЕРВЫЙ недостаток. В 1–м этапе интегральной йоги было НЕОБХОДИМО ВОСХОДИТЬ ПО ДУХОВНЫМ УРОВНЯМ И ПРОХОДИТЬ ЗОЛОТОЙ ЗАСЛОН ИСТИНЫ – для установления контакта с Божественной Силой супраментального плана, что представляло собой ТЯЖЕЛЕЙШУЮ ЗАДАЧУ духовного развития.
Следует заметить, что большинство ищущих при занятиях по системе интегральной йоге практически НЕ ДОСТИГАЛО в своем восхождении супраментального плана и НЕ ПРОХОДИЛО через «золотой Заслон Истины». Это означало, что они они осуществляли контакт с одним из СТАТИЧНЫХ ДУХОВНЫХ ПЛАНОВ, который не обеспечивал трансформации сознания и тела.
Во 2-м этапе интегральной йоги необходимость выполнения этой тяжелейшей задачи ОТПАЛА, так как супраментальный Мир Истины и его динамическая Сила БЫЛИ НИЗВЕДЕНЫ ДЛЯ ЗЕМЛИ.
3.2. ВТОРОЙ недостаток. В 1–м этапе интегральной йоги наиболее распространенным было СОСРЕДОТОЧЕНИЕ В МЕДИТАЦИИ – В ГОЛОВЕ ИЛИ НАД ГОЛОВОЙ.
Но такое сосредоточение проецирует сознание – в СТАТИЧЕСКОМ Верховном Бытии, которое ВНЕ времени и пространства проявления и НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ КОНТАКТА С ДИНАМИЧЕСКИМ АСПЕКТОМ супраментальной Божественной Силы, который необходим для реализации преображения сознания и тела человека.
Это нечто – статичное, которое стоит «ЗА» внешним и «НАД НИМ». Оно ПОДДЕРЖИВАЕТ инструменты внешней природы, но САМО «НЕ ЗАТРОНУТО, НЕ УЧАСТВУЕТ» во внешнем проявлении здесь и обеспечивает ОПОСРЕДОВАННЫЙ КОНТАКТ между материей и Божественным (т.е. ослабленный и искаженный при прохождении через духовные уровни).
Во 2-м этапе интегральной йоги рекомендуется - СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ (ДУШЕ), которое обеспечивает НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ (ПРЯМОЙ) КОНТАКТ между материей и Божественным (подробнее см. далее – в статье «Интегральная йога-II. Ч.4. – новейшие возможности для преображения»).
Материал статьи подготовлен – на основе следующих литературных источников.
1.Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Т II .. СПб. : Адити, 200 3 .
2.Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Т III . СПб. : Адити, 2006 .
3.Из работ Шри Ауробиндо и Матери. Составление: К. С. Ананд. Религия и йога. СПб. : Адити, 2013.
4.Сатпрем. Шри Ауробиндо или Путешествие сознания. СПб, 2009.
5.Сатпрем. ЭВОЛЮЦИЯ–II. Кто будет после Человека? Но главное: Как будет после Человека? СПб. Мирра, 2000.
Cмежные статьи:
• Ч.1. Преображение человека в новый вид
• Ч.4. Новейшие возможности для преображения
• Ч.1. Интегральная йога.«Йога» – это «единение» с Богом, а религии, наоборот, утверждают – «неизмеримую бездну» между человеком и Богом
• Интегральная йога. Ч.2. Основные положения и требования
Свидетельство о публикации №222041001343