Я - классный парень - 1!

                «Лиепая, прощай Лиепая!
                С твоих лип опадает листва.
                Мы уходим, но всё же я знаю,
                Что вернёмся, вернёмся сюда.
                О, как колокол бьёт одиноко,
                Грусть Морского собора слышна.
                Бог простить может око за око,
                А предательство – никогда!»
                (слова из песни Евгения Коляшина)
 
         Начало - «Исторический пролог, или Метеорологический прогноз»
         (о смутном времени и осенней погоде) - http://proza.ru/2022/04/10/1558

                1. Лиепая – маленький Париж!
                (о том, кто никогда не слышал про «наш Париж»)

     Ах, Лиепая… Её история уходит столетиями в далёкое прошлое. Одна лишь гостиница мадам Хойер, прозванная домом Петра I, в котором в 1679 году на пути в Голландию останавливался русский царь, чего стОит!
 
     В Либау, как тогда на немецкий манер назывался этот балтийский городишко, двадцатипятилетний Петр впервые увидел море и сразу сумел оценить важность закладки здесь порта, которого тогда ещё не было в герцогстве Курляндском.

     Шло время, в Европе было очень неспокойно, часто вспыхивали войны.  Но город жил, хотя первые сваи в портовые причалы Либау были вбиты лишь осенью 1697 года. 

     А с третьим разделом Речи Посполитой  зависимость Курляндии от  Польши  прекратилась и  в 1795 году она была присоединена к  России. Так в составе Российской империи образовалась  Курляндская губерния. С этого времени Либау стала Либавой и начала развиваться как крупный торговый   незамерзающий порт, получив в 1831 году права гавани первого класса.
 
     Была проложена  Либаво-Роменская железная дорога, соединявшая порты на  Балтике с левобережной Украиной – Малороссией.  В 1862 году город посетил император Александр II  с семьей. В Либаве создаётся крупный металлургический завод, а в 1890 году другой Александр, только Третий подписал  указ о строительстве Либавской военно-морской крепости.  12 августа 1893 года он вместе с Императрицей Марией Федоровной и Наследником Цесаревичем Николаем (будущим императором Николаем II) прибыли для участия в закладке военного и коммерческих портов.

     Большинство исторических архитектурных памятников Либавы, как называлась Лиепая до 1920 года, связаны с эпохой правления Николая II (по Николаевской (по царскому имени!) линии). С давних времён существует в городе Николаевская купальня – заведение с горячими и холодными морскими ваннами, ведь здешнее побережье Балтийского моря ещё и прекрасное курортное место с непрерывной линией песчаных пляжей и дюн.

     Несмотря на то, что уже много лет как существовала телеграфная линия Петербург-Либава, а по дну Балтийского моря проложен кабель для русско-датской телефонно-телеграфной линии, с  1896 года в городе функционировала станция почтовых голубей, содержащая до 450 «крылатых почтальонов»!

     В середине 1900 года на северо-востоке города в районе Тосмаре открывается судоверфь, на которой ежегодно строилось до пяти кораблей, преимущественно дальнего плавания (бриги,  шхуны,  пароходы). Имелся и судоремонтый комплекс, который состоял из двух сухих именных доков в честь Императриц Марии и Александры, цехов, складских помещений и жилых домов.

     Есть в городе Николаевская гимназия и старейший драматический театр, основанный в 1907 году. Да много чего есть…

     А Свято-Никольский православный морской собор! Освящён он был в 1903 году в присутствии государя Николая II, который лично заложил первый камень в его фундамент. Этот главный храм в Либаве – важном военном порту на Балтике был построен, чтобы напутствовать моряков перед военными походами. Отсюда и ушла в свой смертный бой  Вторая Тихоокеанская эскадра  под командованием адмирала  Зиновия Рожественского, почти полностью погибшая под  Цусимой в 1905 году.

     Через двенадцать лет крейсер «Аврора» – участник той битвы в Японском море – уже на Неве в Петрограде произведёт выстрел из своего 6-дюймового орудия и навсегда останется в советской, а потом и в новой российской истории – крейсером Великой Октябрьской социалистической революции. Залп хоть и был холостой, но шума в мире наделал много!

     И, наконец,  разводной (с поворотом двух одинаковых ферм в противоположные стороны) ажурный металлический «Воздушный мост» – чудо инженерной мысли Гаральда Халла! Он прославил Либаву с начала прошлого столетия и стал настоящей визитной карточкой и воротами в таинственный мир военного порта, носящего имя российского самодержца Александра III.
 
     В конкурсе проектов «на ажур» в 1903 году победил Санкт-Петербургский Металлический завод, с которым в то время сотрудничала фирма французского инженера Александра Гюстава  Эйфеля, где  «дённо и нощно» трудился немец-проектировщик Халл. Красавицу Эйфелеву башню в Париже знают во всём мире! Этот факт вызвал к жизни легенду об  участии самого Эйфеля в проектировании моста в Либаве.

     18 ноября 1918 года Народный совет Латвии провозгласил  Латвийскую Республику  как независимое и самостоятельное государство, а уже в декабре того же года Владимир Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров о признании независимости  Советской Республики Латвии. Кстати, в следующем 1919 году Лиепая полгода даже играла роль столицы республики.

     Минуло ещё семьдесят лет…

     В 1988 году лиепайский порт Латвийской ССР жил своей мирной жизнью… В торговом канале жались друг к другу  небольшие рыболовецкие судёнышки колхоза «Большевик» и сейнеры покрупнее базы Океанрыбфлота. Время от времени, точнее, когда стихал ветер, они выходили в море на вылов трески, кильки и салаки. Лучшее время для её ловли, конечно, зима и первая половина весны. Но и осенью  не мало рыбки перепадало в кошельковые неводы местных «большевиков»… 

     Кто ещё не пробовал миниатюрную балтийскую килечку?! Рыбоперерабатывающий лиепайский завод, выпускавший «Рижские (столичные!) шпроты», известен миру с конца XIX века!

     … В тот осенний день погода благоприятствовала и военным морякам. Ещё до «полуденной склянки» малый противолодочный корабль (МПК) «Комсомолец Латвии»  отдал швартовы и покинул Зимнюю гавань Лиепаи. Для кораблей охраны водного района маршрут привычный: сначала в военный канал к топливным причалам на дозаправку, а ближе к вечеру – выход в море на линию дозора!
 
     Вахтенный офицер командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан-лейтенант Евгений Коляшин уверенно руководил вахтой на ГКП – главном командном пункте и на ходовом посту корабля. Доставалось его строгости: «смотреть в оба!» и вахтенным сигнальщикам! Проход узкости (по каналу) всегда требует особой бдительности, это понимают все: от молодого матроса-первогодка до опытного командира корабля.

     Отдав последние распоряжения перед входом в канал, капитан третьего ранга Илмар Лежинскис занял своё место слева от вахтенного рулевого в командирском кресле. Как только «Комсомолец Латвии» прошёл разведённые фермы Воздушного моста, кэп с лёгким, приятным на слух прибалтийским акцентом, но явно не по Корабельному уставу, скомандовал:
     – Держать на моё дерево!

     Вот те на! На самом деле – это команда вахтенному офицеру – держать курс на створный знак.

     – Есть, держать на дерево! – откликнулся Коляшин, бросив недоумённый взгляд на вахтенного рулевого.

     – Есть держать курс на вашу сосну, товарищ командир! – чуть улыбнувшись, бодро ответил «матрос-штурманёнок».
Коляшин расположился за рулевым и чуть слышно (почти шепотом) поинтересовался у рулевого:
     – А где это дерево-то?

     – Если честно… Да хрен его знает, товарищ капитан-лейтенант, – также шепотом ответил рулевой. – Вон их сколько вдоль канала растёт!  Командир всегда так говорит: «держи на моё дерево!», а я рулю – строго посередине канала, но держу «в прицеле»» гюйс-шток чуть левее створного знака, который впереди маячит! Меня наш штурман так научил…

     – Ладно, давай рули правильно... – и уже громко, чтобы слышал Лежинскис. – Держать курс по фарватеру!

     – Есть!!! – «подыграл» голосом вахтенный рулевой.

     И смех, и грех, а Корабельный устав – для всех! Однако   личный опыт и знание маневренных качеств и прочих особенностей корабля позволяет бывалому командиру иметь «своё дерево» (чуть левее или правее курса, рекомендуемого морской лоцией) даже при проходе узкости. Это не авантюризм, а то самое приобретённое командирское чутьё, когда человек и корабль становятся единым целым. Уверенность в принятом решении и чётких действиях экипажа – залог безопасного плавания!
 
     – Илмар Адольфович, разрешите вопрос?

     – Да, Евгений Петрович! Про мою «персональную сосну» в канале хотите спросить? – с хитрым прищуром повернулся к вахтенному офицеру командир корабля.

     – Не-е… Ваше дерево рулевой нюхом чувствует! Ведёт корабль правильно. Я о другом… Проходя каждый раз через разведённый Воздушный мост «мучаюсь» исторической французской загадкой: с какой стати Наполеон двинул свою армию на Москву, а не на Санкт-Петербург – столицу государства российского?!

     – Так вы уже сами ответили на свой вопрос, Коляшин. Развели русские иноземцев, как для нас сейчас этот мост! – рассмеялся в ответ Лежинскис.

     – В каком смысле?

     – На Питер дорог не было! Сплошные болота… Французы, как Неман форсировали, сосредоточились на смоленском направлении и по старой «протоптанной» дороге рванули на Москву! Первый блицкриг в истории войн с Россией. Потом Бородино было, захват Москвы и подрыв Кремля… А в итоге Наполеон получил по морде! И отступал-драпал француз тем же маршрутом назад – по Старой Смоленской дороге на запад… А вы что это вдруг про Бонапарта вспомнили, Евгений Петрович?

     – Мост Воздушный впечатляет, товарищ командир! А правда, что его для Лиепаи французский инженер Эйфель проектировал? – снова поинтересовался Коляшин у Лежинскиса – местного латыша-аборигена, выросшего в Лиепае. 

     – Всякое поговаривают! Я ещё в детстве слышал, что точно такой же есть в Париже на реке Сена!
 
     – Всё может быть! Всё может быть… – улыбнувшись, засомневался вахтенный офицер. – Однако, стиль Эйфеля с его металлическая ажурностью, очень чувствуется!

     Как бы там ни было, но местное население упорно называет Лиепаю «маленьким Парижем». Впрочем, это уже совсем другая, хоть и запутанная, но очень интересная история.

     – Обе машины самый малый! – покинув командирское кресло, отдал распоряжение  на снижение скорости движения корабля Лежинскис.

     – Есть! Обе машины вперёд самый малый! – мгновенно откликнулся Коляшин и тут же исполнил приказание обеими рукоятками машинного телеграфа, продублировав голосом в микрофон своё действие в корабельный пост энергетики и живучести.

     – Помощника пригласите на ходовой пост, Евгений Петрович. Пусть потренируется в швартовке… Под моим присмотром!

     –  Шар на самый малый! – успел, как положено по Корабельному уставу,  скомандовать на сигнальный пост  Коляшин и вслед чётко по громкоговорящей связи «Каштан» вызвал помощника командира. – Старшему лейтенанту Саломовичу прИбыть на ходовой!

           Продолжение в главе 2 - «Из Лиепаи в Ленинград:
           как вырваться с корабля на учёбу?» (обязательное пояснение,
           как стать «классным парнем») - http://proza.ru/2022/04/11/1430

           апрель, 2022 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Начало рассказа понравилось своим историческим пояснением, что из себя представляет город Лиепая. Действительно, это познавательно и интересно.
Но вот корабль покинул гавань, и пошёл по своему маршруту.
Хорошо, когда на корабле дружная команда. Но её сплоченность, как мне кажется, зависит от капитана корабля.
А он пока произвёл хорошее впечатление.
Посмотрим, как будут дальше развиваться отношения в команде, и особенно, заинтересовал Коляшин. Ведь он и есть тот самый классный парень.
Желаю Вам всего доброго!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   02.04.2024 05:53     Заявить о нарушении
Познавательная глава получилась. И снова здравствуйте, Валентина! Вообще, в этой повести ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО много. Но произведение этим не перегружено. Стараюсь преподносить, что-то НОВОЕ интересно для читателей. Поэтому Вам тоже будет очень интересно. Ведь далее речь пойдет о Коляшине, о том, как он стал КЛАССНЫМ ПАРНЕМ. А кто такие "классные парни" - об этом уже скоро. Как молодой офицер оставил на год службу в Прибалтике и отправился (с семьёй, конечно) на учебу в Ленинград, как учился и вернулся обратно в свой "маленький Париж" - в Лиепаю уже КЛАССНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ. Об этом повесть. Приключений (весёлых, грустных и даже трагичных) в городе на Неве (в перестройку) будет много! Ещё раз спасибо, что выбрали КЛАССНОГО ПАРНЯ! Приятного и увлекательного Вам чтения. С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   02.04.2024 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.