На волне моей памяти - 27

Сегодня я хочу вспомнить одно событие в нашей студенческой жизни, которое произошло ровно 50 лет назад .
В зимние каникулы 1971года мы побывали в горах Кавказа.
Всего за годы  студенчества  мы дважды бывали зимой на Кавказе -  в Теберде и Терсколе и дважды летом на летние каникулы ездили в Крым под  Евпаторию работать на виноградниках.
В   те годы это было вполне доступно  для студенческого племени.   Билет на самолёт от Казани до Минвод  со  студенческой скидкой стоил 15 руб,  а наша стипендия составляла 50 руб.,  так что студенты вполне могли себе позволить такие поездки.
 Вот такие были времена...

Помню,  первое,  что поразило в горах  - это чистейший горный воздух.  Это можно сравнить с тем, как в жаркий полдень пьёшь ключевую воду из родника  и не можешь напиться. Так и тут  -  чистота этого воздуха просто ошеломляла .
Дышишь и не можешь надышаться.

 Прилетев в МинВоды
, мы вначале отправились в Домбай.  Очень жаль,  что не сохранились у меня фотографии в  знаменитой домбайской беседке и фотографий знаменитых домбайских пейзажей.
Но цены домбайского, в то время элитного горнолыжного комплекса,  нам оказались не по карману,  и  мы вернулись в Теберду.

  Купили путевки на турбазу на 18 дней,   но в самом в городке на турбазе не остались, а забрав сухой паёк, с рюкзаками набитыми своими вещами,  продуктами, кроме того несли на плечах тяжеленные  горные лыжи с ботинками,  мы  отправились на хижину в Долину
 Нарзанов.
Частично, до предгорья,  нас довезли на грузовике,  а  дальше,  по горам  мы пошли уже пешком.

Хижина -   это небольшой  домик. Внутри двухъярусные нары,  длинный стол, сколоченный из досок  со скамейками и печь. Больше ничего.

 А вокруг хижины  раздолье  нарзанных источников.  Три из них были крупные,  били с разной периодичностью  высокой струёй,  как фонтаны. Остальные пробивались  как роднички.

Ещё когда добирались до хижины вдоль ущелья, мы видели,  что на дне ущелья бежит река,  вода в которой казалось оранжевой.  На самом деле вода была прозрачная,  а камни на дне были как - будто покрыты ржавчиной. Это были отложения минерала железа,  которого много было в этих нарзанных источниках.
Вода из всех источников сбегала в эту реку и наверное процент нарзана был немаленький в речной воде. 

Я посмотрела в интернете,  скорее всего это была река Хасаут .  Там же написано, что на протяжении 1 км в этой долине имеется 17 нарзанных источников.


Ещё  написано,  что в советские годы там была турбаза " Долина Нарзанов" на 350 мест.
Она видимо построена была после нашего пребывания там. Эта турбаза пользовалась большой популярностью,   но с 2007 года всё разрушено и  заброшено. Жаль, ведь там такие прекрасные места...

До хижины добрались в поздних сумерках.
В домике нас встретили трое студентов горнолыжников из Свердловска.

 Оказывается они в этот день совершили восхождение на одну из вершин,  неся на себе горные лыжи. Поднимались туда более трёх часов,  а на лыжах спустились с вершины за 15 минут.
На следующий день утром они должны были уезжать.


Ребята помогли нам приготовить ужин и сказали, что спать нам они не дадут, пока мы не споём им все туристические и бардовские песни,  которые популярны в студенческой среде в Казани.
 Так мы и пели под гитары друг другу часов до двух  ночи  -  они нам свои песни,  а мы им свои.

Утром проснулись и обалдели от красоты гор со снежными вершинами, которые окружали нашу долину.
 Я думаю,  что мы все  полюбили  горы сразу и навсегда .

Пищу готовили сами на печке.  Готовили  по очереди.  Сразу составили график дежурств по кухне.

Днём осваивали спуск на горных лыжах.
 У мальчишек неплохо получалось, особенно у Толика Мынина
 Загорали на снегу, резались в карты - тогда была популярна игра   Фараон.

Под вечер ходили к  чабанам за айраном (я маме это описала в письме)
Допоздна пели под гитару,  рассказывали истории, шутили, хохмили, вообщем  -  балдели. Скучно в нашей группе не было никогда.

Спали мы на втором ярусе нар , там было теплее,  чем внизу.
С  вечера хорошо топили печь и ложились спать в футболках, а куртки ложили рядом.
Но к утру домик всё  равно  остывал и даже  вверху было холодно, приходилось надевать куртки.

Самое холодное место на нарах у дальней внешней стенки добровольно занял Толик Мынин,  как самый закалённый из нас.  И  каждый вечер 
 девчонки со смехом кричали: " Мынина к стенке!  Мынина к стенке !".

В этой поездке с нами были Таня Дружинина и супруги Маловы  - оба Евгении. Замечательные ребята!
Члены  Туристического Клуба КАИ,  заядлые туристы и альпинисты. 
К тому времени они уже побывали на Урале,  Тянь-Шане,  Кавказе.

Женя Малов скрупулёзно разрабатывал и  составлял нам  маршруты пеших походов и восхождений. И мы сделали довольно-таки много восхождений на небольшие вершины.

Запомнилось восхождение на перевал Эпчик,
откуда мы увидели Эльбрус. Со стороны  Кабардино-Балкарии он выглядел одноглавым,  так как обе вершины проецировались друг  на друга.

Вспоминается такое. Однажды пошли к  чабанам. 
Был абсолютно ясный солнечный день.
Когда уже добрались до них вдруг начался  снежный буран. снежная круговерть.
Видимость ноль.
Ясно было,  что возвращаться к себе на хижину мы не сможем. 


Пришлось остаться ночевать у пастухов.  Легли  на  растеленных на полу  бурках и  укрылись  ими же.
Ночью в кромешной тьме почувствовала какое-то движение вокруг своей головы,  как будто кто-то обнюхивает меня, тыкает  мокрым носом.  Я вскидывалась, спрашивала  - кто это? Но наши все крепко спали, а один из пастухов на своём языке что-то говорил мне. По  тону можно было понять,  что он успокаивает, но от этого было не легче. Я забралась с головой под  бурку и думала :  кто же это   - собака,  кошка, а  не дай Бог, крыса?

 И  только утром,  когда рассвело, увидела, что это были маленькие, черненькие,
 новорожденные каракулевые  ягнятки ,  которых чабаны забирают к себе в хижину,  чтобы они не замёрзли в такие холодные и снежные ночи .

Ягнятки были такие прелестные  лялечки в тончайших каракулевых шубках ,  как игрушечные.
Только много позже прочитала,  что для получения высококачественного меха каракульчи  новорожденных ягнят смушковых пород забивают в возрасте два - три дня.
Как это ужасно!!!

Нарзанные источники били высокой струёй 2- 3 метра, как фонтан,  в течение нескольких минут. Вначале струя была высокая,  потом уменьшалась и через 5-7 минут заканчивалась.

Так как выброс нарзана происходил и ночью, при отрицательных температурах,  вокруг источника нарастала гигантская ледяная воронка из нарзана.
Днём при солнечном освещении эта воронка  переливалась всеми цветами радуги,  как драгоценный камень.

 Периодичность извержения была у каждого источника разная -  где-то от  40 минут до полутора часов.  Через пару дней мы уже точно знали расписание извержение каждого  источника и  к моменту того, как начнет бить струя бежали к источникам с котёлками,  кружками,  банками,  чтобы набрать свежего нарзана.
На всю жизнь запомнила обалденный вкус этого нарзана с пузырьками углекислого газа, причем вкус минеральной воды в каждом источнике был разный

ПИСЬМО родителям я  написала  на телеграфном бланке  на почте в  Теберде, где-то через неделю после пребывания на хижине,  когда мы спустились в долину за продуктами

А вот и текст этого ПИСЬМА:

Здравствуйте, мои дорогие мамочка, папочка и Витушок! Наконец-то мне выдалась возможность написать вам. У нас всё в порядке.  Долетели хорошо.   Из Минвод до Теберды доехали автобусом.  В   Теберде переночевали и утром поехали в Домбай .
Но там устроиться не удалось , вернулись снова в  Теберду .
Здесь купили путёвки на турбазе и в тот же день ушли на хижину альпинистский лагерь это на высоте 1800 м. Ну и конечно я не успела вам отправить письмо.   А сегодня в первый раз спустились в Теберду Мамочка,  здесь очень хорошо.  Места чудесные, горы, воздух.   Катаемся много на лыжах,  загораем.   Я уже немного загорела.
 Погода здесь удивительная -  днём плюс 20-25  градусов, а ночью очень холодно.

Вчера вот было 8 марта.   Ребята нас очень хорошо поздравили.   Утром торт приготовили. Подарили нам пятигорские поильнички  для минеральной воды ,  сочинили для нас песню и так далее.   Всё было очень хорошо. Так что пока не скучаем.
Да вот еще что -  буквально в нескольких метрах от от хижины три нарзанных источника. Так что пьём нарзан, а вечерами ходим к  чабанам за молоком и айраном, они нам его дают бесплатно. Путёвки у нас по 22 марта.  Жаль,  так быстро летит время.
 Не успеешь оглянуться уже кончится март .
Как в песне Визбора " Вот и кончается март,  скоро нам ехать домой"
Очень соскучилась по вас всех.  Как там Витушок,  приехал или нет?   Приезжал ли Толик?   Ну  я пока кончаю, приеду домой,  расскажу всё подробнее .

МОИ КОММЕНТАРИИ

В письме маме я описала, как ребята нас поздравили утром 8 марта.
 А вечером они нам ещё закатили банкет и концерт, как они объявили в двух отделениях , а в  антракте танцы.
Подарили поильнички для нарзана,  а  ещё подарили цветы крокусы  - первые весенние цветы.
 Мы знали, что они вот-вот должны расцвести,  но ещё их не видели.  А мальчишки где-то видимо углядели их и сорвали для нас именно 8 марта.
Сочинили для нас песню.  Как жаль, что она не сохранилась в памяти.


Написала про торт -  это были слои печения залитые   сгущёнкой , конечно было очень вкусно.


        Март 2021 о


Рецензии