Про мягкую силу
Рождается некое новое понятие - «мягкая сила», которой мы неустанно должны были воздействовать на ближний круг соседей и отдаленный, вербуя новых союзников.
«Ах, прозевали Прибалтику и Украину, не окучивали плотно Кавказ и Азию, вот и уступили они воздействию США, вот и ломанулись в НАТО, ну или пока просятся туда», - это еще самые мягкие обвинения в адрес страны, которая от этого самого воздействия сама была в глубоком потрясении и кризисе. И никто плечо не подставил, ни болгарские братушки, которых русские много раз защищали от агрессии внешних сил, ни Израиль, который получил возможность возродить государственность, благодаря во многом позиции Сталина, СССР, ни соратники по антигитлеровской коалиции…
Стоп. Я что, тоже буду сейчас какой-то моральный счет предъявлять суверенным государствам? Напоминать, что во второй мировой войне именно наша страна понесла самый страшный урон, человеческие жертвы и материальные, получив после войны разрушенные города и пашни, усеянные минами и прочим смертоносным железом?
Напоминать об исторической памяти так же бесполезно, как и о человеческой.
Могу, к примеру, сказать, что Советский Союз в самом высоком смысле этого слова не был империей, уже потому, что в отличие от всех метрополий внедрял единые стандарты образования, культуры, социальной политики, индустриализации по всем национальным окраинам. И если в разные годы случались какие-то огрехи на этом пути, ответственность за это должны в равной мере нести местные элиты, они ведь возглавляли республики!
Но именно Россия получила обвинения в оккупации, во всех смертных грехах разом.
И вот эта поголовная «декоммунизация», разрушение памятников солдатам-освободителям, шельмование русских свидетельствует вовсе не о недостатке вложения всяких сил, культурных, материальных, добрососедских. А о том, что вон там, за забором с другой стороны, обещают, кажется, еще больше.
И продать старого друга гораздо выгоднее, чем вместе преодолевать какие-то трудности текущего развития.
Ничтоже сумняшеся, трудности объявляются исключительно «ихними, российскими», а преданность, купленная предательством, сулит вообще райское бытие!
Это что, одна «мягкая сила» оказалась убедительнее другой? Там какие-то гарантии были новому процветанию? Да кто их спрашивает, и кто потом сравнивает в угаре ретивого служения, лучше прибалтам стало при новом хозяине или они круто припосели за все годы смены ориентации.
И я сравнивать не стану, это их забота. Их выбор. Их история. Но когда мне говорят, что мы предали Сербию, не защитив ее от бомбардировок НАТО, я призову все-таки немного пошевелить историческую память. Вспомнить, на чьей стороне во второй мировой войне была Югославия, есть ведь информация в Интернете, не ленитесь, читайте, как всё происходило. Как потом, получив свободу и независимость, Югославия первая стала «очеловечивать социализм», как ее использовали в игре против СССР, подбрасывая Сталину невероятные факты предательства.
Там сам черт ногу сломит! Но когда сломали такими и подобными фактами эту империю, аукнулось и Югославии. Диванным аналитикам кажется, что Россия совершила предательство, не вступив в войну с НАТО за страну, которая с нами не была ни в каких союзнических обязательствах. Но надо хотя бы вспомнить, что дипломаты за нее бились. А воевать…
Вы вспомните, в том 1999 году, когда Белград бомбили, в каком состоянии была наша армия, наша страна.
В России бюджетникам не платили зарплаты, старикам – пенсии, армия – без довольствия, внутри – правительство Ельцина, который словно бы не видит, что промышленность не работает, а кормить народ нечем. Предательством называть какое-то неисполнение братского долга, когда сам почти в коме?
Когда сегодня предают нас вопреки всем международным обязательствам, напрямую нарушая не только некие моральные принципы, но и жестко прописанные контракты, - это называется «следованием национальным интересам». И неважно, кто так с нами поступает, Сербия, которая вслед за всеми своими лукавыми голосованиями в ООН отказалась от заявленной ранее готовности покупать наши военные самолеты – и решила купить у Франции. Или сама Франция, которая в 2015 году с такой же легкостью отказалась нам передавать уже оплаченные вертолетоносцы «Мистраль», сославшись на украинский кризис.
Вы спросите, и при чем тут «мягкая сила»? Да вот именно что не причем. Почитайте последний пакет санкций против России, там в каждом пункте наказание (хозяин требует, чтобы пожестче!) и следом – опровержение. К примеру, не пускать в порты Европы российские корабли, - кроме тех, которые везут энергоносители, удобрения, продукты питания. И железной дорогой можно всё привозить, что Евросоюзу требуется, препятствий не будут чинить.
Примерно то же самое и в запрете на поставку нам агрегатов, электроники, запчастей. Объявили, затылок почесали, убытки подсчитали и откатили: лизинговые самолеты будем обслуживать, но вы за это платите! Продукцию под санкциями получите, но ..окольными путями, немцы, к примеру, сделают вид, что продали казахам, а те через подставные фирмочки отошлют дальше, в Россию. Негласно.
Может быть, нам с Токаева спросить должок моральный, что помогли укрепиться у власти, предотвратить хаос в Казахстане? Или с Армении и Азербайджана, которые сбегали на поклон в Европу, а потом вернулись к Путину и сказали: «Нет, давайте уже вы помогайте нам замириться, разминировать поля, дороги наладить…»
Не готовы европейцы нести убытки и убаюкивать …потенциальных союзников какими-то подачками. Старое оружие в Эстонию сбагрить и свою базу там водрузить – пожалуйста, теперь эстонцы (те, которые еще остались на этой территории, готовой стать военным плацдармом) будут зарабатывать обслуживанием НАТОвской военщины. Они сами выбрали себе халявную дорожку и не говорите мне, что мы прозевали этот замечательный народ, не применив вовремя «мягкую силу». А то, что при этом выборе есть и вполне вероятные последующие риски – не нам подсказывать, свою голову на плечах надо иметь.
Во Франции идут президентские выборы, говорят, у Макрона хорошие шансы. Он, кстати, вовсю демонстрирует вовлеченность в диалог с Путиным, дистанцируется от резких и хамских выступлений Байдена. Тому, кто будет говорить о наших добрых исторически важных отношениях, я могу возразить, что всякое бывало. И полное уничтожение армии Наполеона, и битва с Антантой, и французские сезоны Дягилева, приток наших эмигрантов, неожиданное включение Франции в число победителей во второй мировой, когда она гитлеровские полчища пропустила через себя…
Суди люди, суди Бог, мало им было нашей всякой силы, если сегодня они бандитским образом воруют российские банковские активы, закрывают культурные центры, пинают русских только за их речь, рукоплещут выступлениям Зеленского?
Никакие моральные императивы не работают, и никогда не будут работать в долговременных международных контактах. Хоть сто раз повторяй братскому народу, что он – братский, что мы – единое целое, но если подряд ПЯТЬ поколений правителей сделали ставку на крутой разворот страны в сторону вражеского военного блока, если они неустанно твердят, что брат и есть самый главный враг, - приходится иметь дело с этой данностью.
«Мягкая сила»… В своей бы стране уследить и суметь противостоять всем вражеским устремлениям.
Помните, когда в Сирии резко активизировалось террористическое государство ИГИЛ, запрещенное в РФ, по всей России расплодились агенты и агитаторы этой заразы? Историю Варвары Карауловой, студентки МГУ, которая прямо рвалась биться в рядах террористов? Таких историй было много, эта – не добралась до Сирии, попала в колонию, многие добирались, потом наши правозащитники с трудом добивались возвращения детишек, появившихся там от этих безумных историй.
Представьте себе, что сегодня охотников развлечься не в виртуальной, а в реальной войнушке, опять вербуют. Призывая встать под моральными лозунгами на защиту украинцев. Там даже формируют какие-то русские батальоны, и оболваненные дурачки выступают с зажигательными речами на пресс-конференциях, организованных киевской властью. Их наши учительницы и прочие противники войн слышат? Они уже слышали показания военнопленного из Мариуполя, который объяснил упорство вояк, окопавшихся на территории «Азовстали»?
Там забрасывают бомбами и снарядами жителей города иностранные наемники, на шести языках ловят переговоры. Как-то даже Кадыров обмолвился, что прижучат его бойцы «чечено-говорящих шайтанов». Значит, и эти там есть. И прижучить тех, кто вопреки всем писанным и неписанным законам воюют до конца, своего смертного конца, тянут за собой возможно большее количество жертв, очень нелегко.
Между прочим, даже переговорную активность Макрона объясняют тем, что там, в Мариуполе, целый отряд убийц из Франции. К выборам пленение этой публики ему вовсе не в радость.
В этом, наверное, и объяснение того, что этих подонков просто не разбомбят в пух и прах эффективным высокоточным оружием, чтобы не извергали огонь на и без того изрядно порушенный город. Наши хотят эту нечисть взять в плен и предъявить международному суду, а это – непростая и долгая история.
Вот Киев под руководством хозяев и плодит всякие провокации на своей собственной территории против своих собственных граждан, вплоть до химических выбросов с опасного завода «Заря» в ЛНР. Отвлекающие маневры.
…Братья, моральный долг, обязательства перед историей и человечеством, «мягкая сила», - к чему все эти разговоры, когда ни в одной войне, ни в какие времена конвенции по ведению военных действий не соблюдались. А российская армия в этой спецоперации ведет себя, как МЧС, это прежняя специализация Шойгу сказывается? По отношению к мирным жителям – это правильно, по отношению к нацбатам, воякам всех мастей и национальностей – вряд ли. Оценят ли украинцы поведение наших воинов, которые пришли очистить страну от нацистов? Будущее покажет.
Свидетельство о публикации №222041001673