Первое прочитанное слово

Общеизвестно, что первое слово, которое прочитали впервые сами — это «мама». Но у одного мальчика получилось иначе.
    Сашке всего пять лет, но мальчик  обижается, когда старший брат Вовка называет его «детским садом». Конечно, Вова уже в школу ходит, в первый класс. Очень гордится этим и постоянно младшему напоминает, что тот ещё не школьник.
Старший брат  делает уроки вместе с мамой, учится читать. Оказывается, сначала нужно складывать слоги, потом слова. Слоги бывают мягкие и твёрдые. Это Сашка быстро выяснил, повторяя за братом: «М-а, м-и, м-о». Вовка сердился и говорил маме: « Пусть Сашка отойдёт,  «Букварь» не для маленьких!» Как обычно, мама просила не обижать младшего брата, а подавать ему хороший пример.
Саша, в свою очередь, обещал сидеть тихо, только слушать.
Вот так  он тихо-мирно научился читать. Это было Сашке интересно, даже стал вслух прочитывать титры на экране телевизора: « Про-грам-ма «Вре-мя»! 
В детском саду мальчик скучал и  просил маму ,  чтобы «пойти на больничный, тогда  будет в школе у неё сидеть». Мама, Татьяна Николаевна, работала учителем и часто, когда сыновья болели и позволяло их самочувствие, брала   в школу. Особенно это нравилось младшему сыну. В учительской угощали конфетами, в библиотеке предлагали интересные книжки, а старшеклассники играли с ним на переменах. Старший брат вёл себя солидно: сидел за столом в учительской и рисовал, следил за младшим. Когда Сашок надолго исчезал, то Вова, дождавшись звонка с урока, немедленно докладывал маме: « Вот я ему говорил, что сиди здесь, а он не слушает. Опять в библиотеку убежал! Никакого порядка!».
Теперь Санёк, считая, что уговорил-таки маму на больничный, но при этом забыв о кашле, отправился с ней в школу. Клятвенно обещал не бродить по зданию и ждать маму в библиотеке. Там он поздоровался с библиотекарем Зинаидой Ивановной, радостно сообщив: «Я не болею, мы с мамой на больничном!». Покашляв,   добавил: «Больничный — это чтобы я в школу ходил!». Зинаида Ивановна улыбнулась и дала ему интересную книжку про доктора Айболита.
...После уроков они направились в поликлинику — выписать «пилюли от кашля», по словам мамы. В кабинет педиатра — очередь. Мама, присев к столику, стала проверять тетрадки: ведь у неё куча ученических тетрадей и куча дел сегодня. Саша  сначала заскучал. Потом он увидел плакаты на стене и стал их изучать, переходя от одного стенда к другому. Особенно понравился стенд, где были, на его взгляд, сложные слова, которые непременно надо прочитать.
     Сашок старательно  произнёс: «Б-е — бе, р-е  — ре, м-е — ме, н-н-о  — нно, с-т — ст! Бе-ре-ме-нн-ост». Запнувшись на последней незнакомой букве, спросил: «Мама, а это что за буква?».
Мама, посмотрев на стенд, учительским голосом ответила: «Эта буква — мягкий знак!»
Не унимается мальчишка: «А для чего буква?»
        Опять учительским голосом Татьяна Николаевна произнесла: «Эта буква не обозначает звука. Она для смягчения согласных».И тогда Саша громко и звонко, на всю поликлинику, прочитал: « Бе-ре-ме-нно-сть! Мам, а что такое беременность?»
...Наверное, такого веселья ещё не слышали в стенах лечебного учреждения! Оправившись от шока (оказывается, сын-то читать умеет!), Татьяна Николаевна предложила: «Сашенька, а вот на той стене ещё плакаты есть, почитай их!»
Долго уговаривать не пришлось. Сашка даже проник в хирургический кабинет!  Врач, Максим Петрович, взяв его за руку, подвёл к матери со словами: «Это ваш сын? Сказал, что в детский сад ходит, а сам все надписи у нас прочитал. Спросил, что это -  «хирург». Такой молодец он у вас!»
Для Татьяны Николаевны похвала из уст уважаемого доктора— словно бальзам на сердце. А «Беременность после тридцати» объяснит сыну, когда ему будет «после тридцати». Как-никак, первое прочитанное слово!


Рецензии