7. Орцхо Артаганович Мальсагов 11 апреля 1898 г. -

                Айшат Магометовна Мальсагова,
                Орцхо Ахметович Мальсагов.               

                ОРЦХО АРТАГАНОВИЧ МАЛЬСАГОВ
                (11 апреля 1898 г. - 9 июня 1961 г.)



                «Из столетий седого тумана
                Сверкнуло подобье луча. 
                День рождения дедушки, мама,               
                На пометке календаря».
                /О.А. Мальсагов/.

Знать историю – святое право. Мы все растём из прошлого. Этот богатейший материал необходим для будущих поколений, потому что память сердца не тускнеет, она передаётся, как формула крови - от отца к детям, и внукам, и будущим правнукам.
В этом году по Указу Владимира Путина Республика Ингушетия отмечает своё 100-летие.
Среди множества горских офицерских династий, династия Мальсаговых стоит особняком. Следует отметить семью Артагана Орцхо-Хаджиевича, которые вписали свои имена в яркие страницы истории ингушского народа. По биографии славной семьи Артагана Орцхо-Хаджиевича Мальсагова можно проследить в хронологическом порядке историю всего ингушского народа последних столетий: дед, Артаган Орцхо-Хаджиевич, участник Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг, награждённый
               
В апреле 2024 года исполнилось 126 лет со дня рождения и 63 года со дня смерти Орцхо Артагановичу Мальсагову - человеку честному, преданному своему народу, не запятнавшему гордого звания Человек. Псевдонимы Орцхо Мальсагова – Хаджи-Мурат, Парижанин, "Ингушский декабрист".
Орцхо Артаганович Мальсагов - один из светлых образов ингушских просветителей начала ХХ века, выпускник Реального училища г.Владикавказа(1907-1908 гг.), Воронежского /Михайловского/ кадетского корпуса (1908-1916 гг.), Коломенского /Михайловского/ артиллерийского училища (Санкт-Петербург)(1916-1917 гг.), - прапорщик, младший офицер 77 артиллерийской бригады, командир взвода под Котлубанью, корнет-казначей артиллерийского  Ингушского полка,участник первой мировой и гражданской войн, воевал на Австрийском фронте. Его детство опоясано шинелью, юность опоясана войной.
Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал. Но у людей бывают и другие строчки в биографии, как, например, у многих моих соотечественников: «реабилитирован тогда-то...».
Слово «Реабилитация» в переводе с латинского языка „reabilitatio" означает восстановление в правах по суду или в административном порядке.
Наверняка, многие современники не знают, что могла означать такая запись, ведь за ней открывалось фактически его второе, гражданское рождение. И всегда ли рождение?  Увы, у многих строчка о реабилитации замыкает биографию, и они никогда не расскажут, как верили в возможность восстановления справедливости, восстановления своего доброго имени, прежней репутации.
Не простой была судьба пятерых братьев знаменитых уроженцев ингушского села Альтиево сыновей Артагана: Мааса, Ахмета, Созерко, Орцхо и Арсамака Мальсаговых. Она не только не баловала их, а бросала в самое пекло жизни.
Мадина Созеркоевна в статье «Братья Мальсаговы» пишет: «Данная статья написана мною не из популистских и личных, а искренних и объективных побуждений в восстановлении утерянных ранее традиций нашего вайнахского народа, ныне находящегося в моральных и материальных тисках, из которых он должен выйти победителем, и каждый из нас обязан внести в него посильную лепту кто чем может. Так поступали наши предки в трудное время. Примером этому служит семья Мальсаговых: братья Маас, Ахмед, Созерко, Орцхо и Арсамак. Все братья были дружны, снискали уважение и доверие окружающих.
Эти гуманные качества семьи, в которой рос мой отец, Созерко, с большой любовью не раз вспоминались нашей матерью Леби Шахбулатовной Измайловой и бережно переданы нам с сестрой как талисман.
Мне лично всегда импонировал здоровый морально-демократический дух семьи дедушки Артагана и бабушки Хани Бунхоевны Базоркиной, помог выстоять в жизни и может служить примером всем нам».
Самый из старших братьев, Магомет /Маас/, родившийся 12 января 1885 года, умер в юношеском возрасте от туберкулёза, будучи студентом 3 курса Петербургского университета. Осталась только его фотография с однокурсниками. В день похорон брата Мааса от разрыва сердца скончалась единственная сестра Люба.
 Второй брат, Ахмед, родившийся 1 января 1888 года, прожил только 42 года. За это время успел побывать на фронтах 1-й мировой войны, стать полным кавалером четырёх Георгиевских крестов и вернуться на родину.
Он был трижды женат: потерял жену, которая родила ему дочь и сына, затем женился во второй раз, уже на осетинке, а затем и в третий раз. Он стал отцом шестерых детей, потерял дочь; в 1930 году в возрасте 42 лет попал под расстрел, и, наконец, «успел» в 1990 году получить долгожданную и заслуженную реабилитацию посмертно.
 Третий брат, Созерко, единственный долгожитель из всех братьев, родившийся 17.06.1895 года, прожил более 80-ти лет, прошёл долгую дорогу жизни, полную одиночества, тоски и печали.
 Вначале жизни он окончил Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус, Александровское военное училище, побывал на войне, участник Первой мировой войны, в 1914 году был ранен, находился на излечении в военном госпитале имел большие награды, в том числе и орден святого Станислава 3-ей степени с мечами и бантом, светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования рода Романовых. Был узником советских концлагерей, и более полсотни лет своей жизни провёл вдали от родных, от Родины, тоскуя по родным местам и горам своего детства и юности. Автор книги “Адские острова”.
Жена Леби одна воспитала достойных двух дочерей Раису (24 января 1920 г. – 28 августа 2000 г.) и Мадину (29 августа 1924 г. – 15.07. 2017 г.)
Четвертый брат, Орцхо, чью биографию мы раскроем более объёмно.
Пятый брат, Арсамак, родившийся в 1900 году, при родах   умерла мать. Его жизнь была яркой и скоротечной. За его плечами осталась учёба в реальном училище, которая совпала со 100-дневными боями в городе Грозном; Московская Тимирязевская Академия, возвращение в 1928 году в Ингушетию для поднятия сельского хозяйства, изучение всех отраслей сельского хозяйства. Арсамак в 1933 году осветил эти вопросы в работе «Сельское хозяйство Ингушетии и пути его социалистической реконструкции»*; выселение вместе с женой, тремя сыновьями и Азой, дочерью Орцхо, в Петропавловск. Арсамак Мальсагов работал агрономом, зоотехником и начальником Облживплемконторы Северного Казахстана. В марте 1949 года Арсамака Артагановича не стало, не удалось ему дожить до самого светлого дня, который может быть назван одним словом – Возвращение!
Три брата, рука об руку, принимали участие в первой мировой войне в составе Ингушского полка. Старший брат Ахмед,кавалер 4 Георгиевских крестов, в 1930 году расстрелян. Вот основные этапы жизни братьев, сыновей Артагана Мальсагова.
Участие ингушей было оценено самим царём, как бессмертный подвиг. «Ингушский полк, как горная лавина, обрушился на германскую дивизию. Он был немедленно поддержан Чеченским полком. В истории русского Отечества не было случая атаки конницей вражеской части, вооружённой тяжёлой артиллерией. 4,5 тысяч убитых, 3,5 тысяч взятых в плен, 2,5 тысяч раненых.
Менее чем за 1,5 часа перестала существовать Железная дивизия, с которой боялись справиться лучшие воинские части союзников, в том числе и русской армии.
Передайте от имени царского двора и от имени русской армии братский привет отцам, матерям, жёнам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бессмертным подвигом начало конца германским ордам.
Никогда не забудет этого подвига Россия. Честь и хвала им!
С братским приветом Николай П».
Прежде, чем приступить к раскрытию образа каждого из них, мне хотелось бы рассказать об их отце - Артагане Орцхо-Хаджиевиче Мальсагове.
Для ингушей земля испокон веков всегда-смысл жизни. Много в себя вместила земля пота и крови поколений предков. Земля для ингушей - основа всех основ, она – источник вдохновения, дающая силу.
«Они как, пожалуй, никто на планете, смогли сохранить силу, заключённую в традициях, вере, устоях. В Ингушетии историей дышит не просто каждое ущелье, башня. История фамилии, семьи, рода – в сердце каждого истинного ингуша. Каждый дом здесь – это ещё и музей, место, где бережно хранится память о предках, фамильные реликвии. Помнящие родство ингуши с гордостью и доверительно открывают перед гостями домашние архивы.
Тени предков, память о них хранят и направляют своих потомков по пути истины и добра. Листая страницы народной истории в ингушских домах, мы убеждались, что наши современники верны идеалам чести, благородства, патриотизма. Подобными примерами богата эта крохотная с точки зрения географических масштабов республика.
В своей работе мы постарались показать судьбу одного поколения семьи грамотных, воспитанных и уважаемых ингушей. Не из лёгких жизнь и других ингушей, живших в горах и сёлах, тяжёлая и беспросветная. Но в основе своём малограмотных ингушей никогда не покидала вера в лучшее будущее.

Орцхо Артаганович родился 11 апреля 1898 года в селение Альтиево Назрановского округа Ингушской автономной области в многодетной семье крестьянина-земледельца.
 Он прошёл с честью свой нелёгкий жизненный путь, выдержал все трудности, все удары судьбы, не поддавшись невзгодам, не сломившись.
Основная наша задача – проследить пусть не всю жизнь Орцхо Артагановича, а выделить хотя бы отдельные моменты из его жизни. В них, на наш взгляд, с наибольшей яркостью проявляется характер Орцхо-писателя и смысл его общественной деятельности.
Проблема отбора материала для такого автобиографического очерка стоит особенно остро. Это одинаково относится к поступкам, мыслям, чувствам, речи, портретным деталям. Вместе взятые, они раскрывают типические черты как внутреннего, так и внешнего облика Орцхо Мальсагова.


Много прошло довольно-таки времени. А об Орцхо Артагановиче написано мало, хотя писать можно подробно и долго. У исследователей творчества Орцхо Мальсагова наблюдается также несогласованность, нет единого упоминания в датах жизни.
Творчеством Орцхо Мальсагова занимались молодые литераторы первого выпуска Чечено-Ингушского государственного педагогического института 1962 года, кандидаты филологических наук, такие как кандидаты филологических наук Ахмет Мальсагов, Ибрагим Дахкильгов, Абу Мальсагов, однако, они были неточны в датах рождения и смерти.
В учебниках и хрестоматиях по ингушской советской литературе для 9-11 классов составителями И.А. Дахкильговым и А.О. Мальсаговым указан 1897 год рождения.
Сохранилось свидетельство о браке /копия/, восстановленное 4 июля 1961 года, уже через месяц после его смерти, в котором указано, что регистрация Мальсагова Орцхо Артагановича 1897 года рождения и Инаркиевой Совдат Мальсаговны состоялась 29 июня 1920 года.
 Видимо, Ахмет,сын Орцхо ссылался на этот источник и указал 1897 год рождения отца, считая, что этот документ должен быть достоверным.
В книге О.А. Мальсагов "Героическая борьба"(в переводе на ингушский язык "Турпала т1ом"),(составитель - Ахмет, сын Орцхо), изданной через год после смерти отца, указан 1897 год рождения. В этот сборник вошли почти все ранее опубликованные очерки Орцхо-публициста на военную тематику, за исключением очерка "Налёт на Плиево". Сам Ахмет Орцхоевич не мог это объяснить, ведь в издательство он предоставил все тексты, значит этот очерк изъяли без ведома составителя. Когда Ахмет Орцхоевич спохватился, было уже поздно, книга вышла с печати.
 В сборнике Орцхо Артаганович Мальсагов "Избранное", во вступительной статье "Когда жизнь - подвиг". О жизни и творчестве Орцхо Мальсагова (составитель- Абу Мальсагов) также указан 1897 год рождения. Хотя в этом же сборнике (с.322) приводится письмо на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР от заключённого Мальсагова Орцхо Артагановича, 1898 года рождения, осуждённого по статье 58, параграфы 10-11, срок десять лет, конец срока 1960. Личное дело № А5-149, где Орцхо Артаганович указывает на 1898 год рождения.
В сборнике "Избранное" отсутствует очерк "Налёт на Плиево"-первый очерк публициста об ингушской действительности в дни Гражданской войны 1918 года и в годы становления советской власти (1926, 1927). И лишь через 83 года, в 2009-м, профессор Ибрагим Дахкильгов в книге "Г1алг1ай говзаме литература"("Ингушская художественная литература") издаёт этот очерк на ингушском языке с подробным анализом.
 В архиве семьи хранится Анкета для бывших офицеров белых армий, заполненная собственноручно Орцхо Мальсаговым - 31 вопрос и ответ на каждый из них, где указан также 1898 года рождения. За ложные сведения при заполнении анкеты или уклонение от прямых ответов люди наказывались по всей строгости, о чём Орцхо Мальсагов, несомненно, был осведомлён.
Анкета попала к Ахмету Орцхоевичу через 25 лет после смерти отца. Год заполнения анкеты не указан. При заполнении графы №8 «семейное положение» - Орцхо Мальсагов написал: «Жена Саудат занимается земледелием в с. Альтиево. Мальчик – Султангирей, девочка – Аза». Аза родилась 9 апреля 1923 года.
 В графе № 9 «Есть ли у Вас отец, мать, братья, сестры?», Орцхо пишет: «3 брата: Ахмет, Созырко, Арсамаг. 1-ый - в с. Альтиево занимается земледелием, второй – в ссылке в г. Кеми, третий – в Москве учится».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анкета заполнена Орцхо Мальсаговым после побега старшего брата Созерко Артагановича с Адских островов, до рождения сына Казбулата (1926 г. – 1960). Эта анкета позднее опубликована в книге "Наследие Таргима".
В 1933 году Орцхо Мальсаговым в «Библиографическом справочнике по ингушской художественной литературе» указал 1898 год рождения. Это издание бесценно, благодаря этому справочнику стали известны труды ингушских поэтов и писателей того периода,чьи имена ярко вписались в историю ингушского народа. Во время боевых действий в Чечне архив нашей семьи в большом объёме сгорел из-за того, что не удалось вывезти, и эта книга  в том числе. Тут надо выразить слова благодарности Абу Мальсагову, опубликовавшему Справочник в книге О.А. Мальсагов "Избранное", хотя составителем здесь нарушены и авторские права.
Искусствовед, ныне д.филос.н., профессор Фатима Албакова в статье "У истоков ингушского театра" верно указывает год рождения Орцхо Артагановича, но неверно год поступления в Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус указан 1916.
В 1908 Орцхо поступает в Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус, в 1916 году уже оканчивает его. В том же году сразу поступает в Коломенское (Михайловское) артиллерийское военное училище (Санкт-Петербург).
В книге "Знаменитые ингуши" в статье "Орцхо Мальсагов. Не штык, а перо", автором Мусой Гешаевым правильно указан 1898 год рождения, однако неточно указана дата смерти. Вместо 9 июня 1961 года указан 1967 год.
В сборнике "Наследие Таргима"  раздел "Орцхо Артаганович Мальсагов" содержит  верный год рождения, однако не указана дата смерти.
В 2019 году Якуб Патиев опубликовал книгу "100 писателей Ингушетии", но в ней даты неверны: "01.04.1897 - 1962"  вместо "1898 - 1961".
Все эти моменты с искажением дат жизни связаны с тем, что Орцхо Артаганович находился в опале и  его творчество изучали и исследовали явно недостаточно, упоминая лишь вскользь об участии Орцхо Артагановича в Долаковско-Кескемском фронте довольно мало, упоминали лишь вскользь. Об участии Орцхо Артагановича в Долаковско-Кескемском фронте вообще умалчивали.
Надеемся, что после этой статьи исследователями не будут допускаться неточности в датах рождения и смерти.
Нам вряд ли удастся описать всю деятельность Орцхо Артагановича. Весь жизненный и творческий путь Орцхо Мальсагова можно разделить на несколько периодов, этапов, которые со всей очевидностью рисуют нам этого незаурядного человека, чья вся жизнь прошла беззаветному служению взрастившему его народу. «Я был воспитан в духе преданности и любви к русскому народу и так же к своему родному ингушскому народу», - эти слова являются главным критерием в жизни Орцхо Мальсагова.
Портрет писателя создаётся нами, главным образом, на основе его трудов, писем и документов. Одновременно эта работа является и хроникой жизни, и научной биографией. Изображённые поступки Орцхо Мальсагова тщательно осмыслены и предстают перед читателем в оценке авторов. Однако важно подчеркнуть, что факты биографии достоверны, типичны для данного периода его времени, его эпохи.
Несмотря на то, что за это время родилось и вошло в силу несколько поколений, не осталось участников гражданской войны, память сердца не тускнеет, она живёт в сердце каждого ингуша и передаётся, как формула крови: от отца к детям, к внукам и будущим правнукам.
И каждый, кто прочитал очерки Орцхо Мальсагова о противостоянии ингушского народа генералу Деникину, вбирает в себя эти героические дни как высшую нравственную мерку своей собственной жизни -словно камертон, каким необходимо выверять смысл и цену всех последующих шагов и поступков, которые мы совершаем всем народом, всей страной.
Ранее мы уже упоминали о его военных достижениях, о его участии в событиях установления Советской власти в Ингушетии, об избрании в 1918 году на съезде ингушского народа Военным комиссаром, о вхождении Орцхо Артагановича в 1919 году в Совет Обороны, включающий 11 человек.
Марьям Яндиева, внучка брата Созерко, - председатель Ингушского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал», к.ф.н., номинант Нобелевской премии мира 2005 г. в своей книге указывает на 1898 год рождения Орцхо Мальсагова: «Первый, принявший безоговорочно Советскую власть, блестящий офицер-артиллерист, с 1917 -1920 годы был энергичным борцом против белогвардейцев".
В статье "Серго Орджоникидзе нохчий-г1алг1ай хьамсара доттаг1 ва" (в переводе на русский язык "Серго Орджоникидзе - любимый товарищ чеченцев и ингушей") Орцхо-публицист пишет: "Мне 65 лет...", хотя умер в 63-х летнем возрасте. По всей вероятности, эту статью он готовил заранее, скрупулёзно готовясь к своему 65-летию, но дожить до этой круглой даты ему не удалось. Рождение и смерть подвластны лишь Творцу!
Мать Орцхо не помнил, лишившись её в двухлетнем возрасте. Звали её Хани - дочь полковника Банухо Базоркина(в разных источниках встречается Бунухо, Бунхо, Банахо -это один и тот же человек. - Прим.авт.). Мать Хани умерла при родах младшего сына Арсамака. Отцу пришлось жениться во второй раз. Орцхо воспитывала мачеха, отношение к которой всегда было самым почтительным.
Сохранились воспоминания самого Орцхо Артагановича: «Мой отец Артаган Мальсагов никогда не был генералом, а в 1878 году, то есть 85 лет тому назад, известным генералом Скобелевым за храбрость был произведён в прапорщики милиции за участие в войне против турок /за освобождение Болгарии/ и умер в отставке в этом чине».
Отец Орцхо, Артаган,участник Русско-турецкой войны, был награждён орденами и медалями за храбрость, проявленную в боевых действиях, а императорский орден "св.Анны 4 степени с надписью "За храбрость" давал его сыновьям возможность учиться в кадетском корпусе.
Созерко, старшему брату Орцхо, поначалу тяжело давалось пребывание в кадетском корпусе. Поэтому Артаган Мальсагов, проявив снисходительность к младшему сыну,который рос физически более слабым, решил отдать Орцхо сначала во Владикавказское реальное училище, и лишь потом в Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус.
Как уже было сказано, Артаган Мальсагов, помня, насколько сложно проходил адаптацию в Воронежском кадетском корпусе старший сын Созерко, решил не усложнять жизнь Орцхо, и по настоянию тестя Банухо Базоркина, нанял для четвёртого сына репетиторов. Так Орцхо Мальсагов оказался у Семёновых и провёл в этой семье 1907-1908 годы во время учёбы в Реальном училище г. Владикавказа.
С 1908-1916 гг. Орцхо Мальсагов обучается в Воронежском Михайловском кадетском корпусе.
1916-1917 гг. - выпускник Коломенского Михайловского артиллерийского училища г. Санкт-Петербурга.
Орцхо Артаганович Мальсагов - один из светлых образов ингушских просветителей начала ХХ века, выпускник Реального училища г.Владикавказа(1907-1908 гг.), выпускник Воронежского /Михайловского/ кадетского корпуса (1908-1916 гг.), Коломенского /Михайловского/ артиллерийского училища (Санкт-Петербург)(1916-1917 гг.), - прапорщик, младший офицер 77 артиллерийской бригады, командир взвода под Котлубанью, корнет-казначей артиллерийского  Ингушского полка,участник первой мировой и гражданской войн, воевал на Австрийском фронте. Его детство опоясано шинелью, юность опоясана войной.   
После революции Орцхо Мальсагов вернулся на Родину и принял активное участие в революционном движении и гражданской войне на Северном Кавказе, соратник Г.К.Орджоникидзе, С.М.Кирова, А.Шерипова.
В 1918 году на съезде ингушского народа в крепости Назрань Орцхо Мальсагов избран Военным комиссаром Ингушетии, принимает активное участие в организации красных партизанских частей, артиллерийских, пулемётных команд. В 1918 году арестован "белыми" за службу Военным комиссаром Назрановского округа.
В 1919 году в Уваровском замке в селение Базоркино Орцхо Мальсагов избран в Совет Обороны, в состав которого вошли 11 человек, где присутствовали Идрис Зязиков с Серго Орджоникидзе.
Орцхо Артаганович командовал Долаковско-Кантышевским боем, где получил ранение. Орцхо Артаганович - единственный артиллерист в Ингушетии на тот период.
В 1928 году за боевые заслуги Орцхо Мальсагов представлен к ордену Красного Знамени и выдана Почётная партизанская книжка.
27 мая 1950 года при аресте многие документы, в том числе партизанская книжка, изъяты и с выходом из тюрьмы не возвращены. Орден Красного Знамени ему не выдали, так как старшим братом Созерко Артагановичем был совершён побег с Адских островов. Сам Орцхо Мальсагов до самой смерти находился в опале.
После установления советской власти в Ингушетии начинается литературный фронт, и Орцхо Артаганович шинель сменяет на перо.


Ранее мы уже упоминали о военных достижениях Орцхо Мальсагова, о его участии в событиях установления Советской власти в Ингушетии, об избрании в 1918 году на съезде ингушского народа Военным комиссаром, о вхождении Орцхо Артагановича в 1919 году в Совет Обороны, включающий 11 человек. Он неоднократно встречался  с  Серго Орджоникидзе.
За участие на Долаковском, Кантышевском участках боёв в 1928 году представлен к ордену "Красного Знамени", о чём свидетельствует Архивная справка из МВД ЧИАССР от 30 января 1959 года, № 22-М г. Грозный: "В документальных материалах архивного фонда Ингушского Облисполкома в списке Альтиевского Исполкома от 30 января 1928 года на представленных к награждению орденом Красного Знамени по сел. Альтиево
значится Мальсагов Арцхо Артагановича характеристикой по списку. "Всё время гражданской войны в Ингушетии руководил артиллерийским боем, одновременно руководил ингушскими отрядами в 1918 году под Кантышево.Основание: ф.158, Д.1337, л.20.Список подписан пред.Исполкома, секретарём ВЛКСМ заверен печатью. Нач. ЦГА ЧИАССР (Варламов)".
Орден ему так и не выдали, а лишь вручили Почётную партизанскую книжку, которую в 1950 году изъяли при аресте 27 мая 1950 года, но так и не возвратили документы, рукописи в семью даже после освобождения из Иркутского исправительно-трудового лагеря, где он отсидел до 21 июля 1955 года..
 Затем Орцхо Артаганович сменяет военный фронт на литературный.
В 1920-1924 годах Орцхо Артаганович организовал первые потребительские общества в системе "Кавказсоюза".
Орцхо Мальсагов окончил Горский /Северо=Кавказский педагогический техникум, Горский педагогический институт по специальности русский язык и литература.(Диплом Св. № 1305 от 29.03.1930 г.).
 Орцхо Мальсагов среди тех, кто первым получил высокое звание педагога с высшим образованием и высоко нёс его, один из первых получил знания по русской литературе, в которых так нуждалась ингушская интеллигенция.
Он же аспирант по русской литературе и преподаватель этих же высших учебных заведений, высоко держал честь педагога-словесника по отделению «Русский язык и литература».
Орцхо Артаганович - старший научный сотрудник Ингушского НИИ города Владикавказ (с 1931 года Орджоникидзе), бывший директор Ингушского музея Краеведения во Владикавказе (Орджоникидзе) с 1928 года по декабрь 1934 года, до самого выселения работал сотрудником этого музея.
Он писатель и переводчик, литературный критик, публицист, драматург, режиссёр-постановщик. "Библиографический справочник по ингушской художественной литературе"; пьес Им написаны: "Салихат", "Перелом"; рассказ "Кража невесты"; очерки: "Героическая борьба", "40 лет спустя", "Война в селение Долаково", "Молодые побеги";"Общественно-литературная деятельность ингушских писателей: И.М.Базоркина, Т.Д.Бекова, Х-Б.Муталиева. Орцхо Мальсагов - переводчик повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат», рассказов «Казаки», «После бала»; В.В.Маяковского «Марш»; А.П.Чехова, Короленко и др. на ингушский язык (на латинской и русской графике) Орцхо Мальсагов - автор учебников для ингушских школ в соавторстве с Мурцалом Магометовичем Цокиевым (1930, 1931 г.), а после возвращения на Кавказ совместно с младшим сыном Ахметом Мальсаговым (1958-1962 гг.).
В 1931 году в Ростове-на-Дону ингушская труппа во главе с Орцхо Мальсаговым (режиссёр-постановщик и актёр) пола 1-ое место и переходящее Красное знамя за постановку пьесы «Перелом» (на инг.яз. «Кердача наькъа т1а») Орцхо-писателем, написанную совместно с Дошлуко Доховичем Мальсаговым. «Для нас Мальсаговых, - вспоминал бывший директор электро-инструментального завода Арсамак Мальсагов (сын младшего брата Орцхо, Арсамака), - это символ наших достижений. Сейчас для многих это кажется детской шалостью, но наше поколение к этому относилось с достоинством и почтением. Как говорил дядя Орцхо, сидя в Иркутском исправительно-трудовом лагере, «Труд – дело чести! Нужно думать о будущем».

После депортации и восстановления ЧИАССР (с 1957 по 1961 годы) - старший научный сотрудник Чечено-Ингушского научно - исследовательского института истории, языка и литературы.
Труды Орцхо Артагановича «Общественно-литературная деятельность З.К.Мальсагова», «Творчество Т.Д.Бекова», «Творчество И.М.Базоркина», «Творчество Х.-Б.Ш.Муталиева», «Творчество А.А.Ведзижева», изданные коллективом ЧИНИИИЯЛ на русском и ингушском языках актуальны по сей день.
 Мы не имеем права забывать о своих народных героях. Не зря гласит ингушская пословица: «Если хочешь увидеть будущее, загляни в прошлое».
 Эта же мысль прослеживается и у ингушской поэтессы Марьям Льяновой в стихотворении «Слово об Орцхо», посвящённое к 115-летию со дня рождения Орцхо Мальсагова:
                «Судьба человека минувшего века,
                О ком мы обязаны память хранить,
                Ведь если людей, как Орцхо, мы забудем,
                Прервётся меж прошлым и будущим нить!»

                ДРУЗЬЯ ОРЦХО АРТАГАНОВИЧА МАЛЬСАГОВА
Орцхо Артагановичу Мальсагову на пути встречался разный контингент. Среди них много замечательных личностей, оставивших неизгладимый след в жизни писателя, многие из которых упоминаются им в письмах, хранящихся в семейном архиве. Очень жаль, что не только письма, переданные сыном Ахметом Орцхоевичем в дар Краеведческому музею города Грозного, но и другие документы сгорели во время боевых действий в Чечне.
Самыми запоминающимися для Орцхо Артагановича были годы, проведённые им в семье Семёновых, которые Орцхо Артаганович называл, говоря словами Леонида Петровича, «пароходом, плывущим по житейскому морю».
Глубокий след в его жизни оставили Леонид Петрович Семёнов(17 мая 1886 г.-2 апреля 1959 г.), Алибек Алибекович Тахо-Годи (15 августа 1892 г.- 9 октября 1937 г.). Константин Александрович Чхеидзе(19 сентября 1897 г.-28 июля 1974 г.), Хизир Орцханов (1896 г.-1981 г.), Заурбек Куразович Мальсагов (3 июня 1894 г.-14 мая 1935 г.), Ахмет Магиевич Газдиев(15 февраля 1911 г.-4 февраля 1995 г.), Дошлуко Дохович Мальсагов(23 декабря 1898 г.- 9 июля 1966), Тембот Дордаганович Беков (27 декабря 1873 г.-10 февраля 1938 г.), Салман Озиев (1 февраля 1904 г.-5 ноября 2002 г.), Идрис Муртузович Базоркин(15 июня 1910 г.-31 мая 1993 г.), Мурцал Магометович Цокиев (18 июля 1890 г.-1940 г.),Тархан Мальсагов (  ) и ещё многие другие, которые будут нами отмечены в дальнейшей работе.
               
                ПАРОХОД, ПЛЫВУЩИЙ ПО ЖИТЕЙСКОМУ МОРЮ.
Мать Леонида Петровича Семёнова, как мы упоминали ранее,- первая учительница, которая выучила Орцхо Артагановича грамоте, причём, с большим усердием. О матери Семёновых остались самые тёплые воспоминания. Орцхо Артаганович, окружённый  вниманием и заботой, часто припоминал и первый день рожденья Леонида, который ему довелось отпраздновать в кругу семьи.
Все домочадцы принимали участие в этом торжестве: ставили сценки, читали стихи, делали рисунки, склеивали игрушки, лепили. Орцхо исподлобья наблюдал, с какой любовью и гордостью мать  показывала награды педагогического совета учебного заведения, которых удостоен сын Леонид. Отношения между ними после этого вечера стали радушными.
Наперёд отметим, что эту дружбу Орцхо пронёс на долгие годы: до самого выселения работал Орцхо с Леонидом Петровичем бок о бок. В дальнейшем Леонид Семёнов стал известным учёным кавказоведом. Имя его стало известно не только всем народам Северного Кавказа, но и всей России. Историки, этнографы, археологи, фольклористы черпают из его трудов жемчужины своего народа.
Совместно с Леонидом Петровичем Семёновым, Евгением Игнатьевичем Крупновым, Анатолием Нестеровичем Генко, И.Б.Щеблыкиным, Л.Б.Беме, Г.К.Мартиросиани, профессорами Г.Д. Потаповым, В.Ф. Раздорским, Орцхо Мальсагов, будучи директором музея Краеведения,с 1928-1934 годы принимал участие в полевых изысканиях, научных экспедициях. 
Леонид Петрович оканчивал реальное училище, а Орцхо только поступал, и поэтому Орцхо-подросток был расположен к Леониду, советовался чаще с ним. В общении с семьёй  Орцхо-подросток быстрее овладевал русской речью, русским языком. Все Семёновы обучались классическим языкам. Это пошло Орцхо-подростку на пользу, появились первые успехи. Орцхо Мальсагов, овладев русским языком, юноша принялся за изучение иностранных языков, так как в кадетском корпусе нужно было сдавать вступительный экзамен по французскому языку. Быстрому усвоению способствовала и иностранная литература в библиотеке реального училища. Впервые в своей жизни Орцхо Артаганович видел такое огромное количество книг. У молодого ингуша появилась возможность соприкасаться с миром прекрасных знаний.А трепетное и бережное отношение к книгам всех членов семьи, как к живым существам, передалось и Орцхо Артагановичу, который к чтению стал относиться со всей серьёзностью и ответственностью. Хозяйку семьи одолевала радость за своего пытливого ученика, за его познания, за его отношение к учёбе.
В 1908 году Леонид Петрович подал документы на гуманитарный факультет Харьковского университета. Экзамены по классическим языкам были сданы экстерном. и с 1908 по 1912 годы Леонид является студентом названного учебного заведения. Леонид Петрович всю жизнь для Орцхо Артагановича оставался авторитетом, примером для подражания. Как уже говорилось, благодаря семье Семёновых Орцхо овладел не только русским языком, но и иностранными языками: французским и итальянским языками.
С 1918 года началась педагогическая деятельность Леонида Петровича в Учительском институте Владикавказа, преобразованного в Северо-Осетинский педагогический институт, готовящий кадры для народного образования. Ингушская интеллигенция в основной массе оканчивала этот институт.

                АЛИБЕК АЛИБЕКОВИЧ ТАХО-ГОДИ
                (15 АВГУСТА 1892 Г.-9 ОКТЯБРЯ 1937 Г.)
Алибек Алибекович Тахо-Годи - племянник известного этнографа, кавказоведа Башира Далгат. После смерти зятя Башир Далгат для оказания помощи сестре забрал к себе племянника, взяв заботы об Алибеке на себя. Он поместил мальчика в семью Семёнова, где мать Леонида стала его первым репетитором, как и для Орцхо. Алибек Тахо-Годи прожил в этой семье 4 года. После окончания реального училища Алибек Алибекович зачислен гимназистом во Владикавказскую классическую гимназию.
Мечты Орцхо-подростка сбываются, в 1908 году, уже подготовленным, поступает в Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус и в 1916 году оканчивает это учебное заведение. Детство его опоясано шинелью, а юность оказалась опоясанной войной.
Алибек Тахо-Годи в 1912 году поступил, как и мечтал, в Московский университет на юридический факультет.  А в 1916 году служил помощником присяжного поверенного во Владикавказе.
Орцхо вместе с Алибеком посещал дом его дяди Башира Далгат, в котором также имелась богатейшая библиотека. Вечерами в семье Семёновых устраивались чтения. Алибек любил вслух читать повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». С замиранием слушал Орцхо, мысленно представляя этот образ, вживаясь в него.(Забегая вперёд, хочется отметить, что в годы гражданской войны, будучи командиром Красной Армии, Орцхо на скакуне размахивал шашкой, подобно Хаджи-Мурату из толстовской повести, и также проявлял чудеса храбрости, подобно ему).
 В 1928 году Орцхо перевёл Предисловие к повести «Хаджи-Мурат» на ингушский язык на латинской графике, а Алибек Тахо-Годи оказывал содействие художнику Е.Е. Лансере в работе над циклом иллюстраций к повести «Хаджи-Мурат» Л.Толстого.
 Орцхо Артаганович назвал одного из своих сыновей в честь героя повести, и Алибек также назвал своего старшего сына этим же именем - Хаджи-Мурат.  Алибек старшую дочь назвал в честь своей сестры Азы, и Орцхо свою старшую дочь тоже назвал в честь сестры Алибека. Но самое главное, что сблизило этих двух кавказцев: их порядочность, общительность, остроумие.
Орцхо и Алибек были очень дружны с членами семьи Семёновых. В глубине души Орцхо радовался за них, видя привязанность брата Леонида к сестрам, хотя порой в такие минуты у него щемило сердце, ведь его единственная сестра умерла в тот момент, когда услышала известие о смерти старшего брата Мааса. Алибек скучал по своей сестре Азе, с нежностью относился к Нине, - постепенно это чувство переросло в первую любовь. Эту дружбу и любовь к родным друзья смогли пронести на долгие годы.
 За плечами Алибек Алибекович после Февральской революции - годы успешной деятельности: член Дагестанской "Социалистической группы", в 1918-1920 гг. состоит в Военно-Революционном комитете (ВРК) Дагестана, 1920-1922 гг. занимает посты народного комиссара юстиции, народного комиссара продовольствия Даг. АССР, в 1922-1929 – Наркомпросса и одновременно заместителем председателя Совнаркома Даг.АССР. Орцхо Артаганович характеризует его как замечательного человека.
Впоследствии Алибек Тахо-Годи женился на дочери Петра Захаровича Семёнова, Нине. Орцхо Артаганович часто навещал дом Семёновых. И в самую трудную минуту к нему приходят на помощь друзья, всегда рядом с ним. Их дороги часто пересекались не только на военном фронте, но и на литературном поприще.
 Орцхо Артаганович  периодически встречался с Алибеком Тахо-Годи. «Кроме того, я с Алибеком встречался и после Октябрьской революции. Он тогда, кажется, был Наркомпросом Даг.АССР. Замечательная была личность. Время, которое я провёл в их семье в детстве, я считаю самым счастливым в своей жизни. Хаджи-Мурату и Азе шлю наш кавказский Салам Маршал».
Казалось, что жизнь складывается в нормальном русле.
22 июня 1937 года стало трагическим для Алибека Алибековича. Его арестовали как участника пантюркистской организации. На допросах Алибек не признал свою вину. Через три с половиной месяца,9 октября 1937 года на закрытом заседании Военной Коллегии Верховного Суда СССР его приговорили к расстрелу. Приговор в тот же день привели в исполнение. Алибека Тахо-Годи похоронили в общей могиле №1 на кладбище Донского монастыря.
Эта же участь ожидала и Орцхо Мальсагова. «Из главных представителей вооружённой борьбы ингушских красных партизан на Северном Кавказе после смерти Саутиева в 1949 году остался один я».
 Через год в жизни Нины Петровны наступили самые страшные времена. Как жену «врага народа» осудили на пять лет с отбыванием срока наказания в исправительно-трудовых лагерях Мордовии, в Темлаг.
В 1956 году Алибека Алибековича Тахо-Годи реабилитировали из-за отсутствиея состава преступления посмертно.
В 1937 году арестовали бывшего полковника царской армии Саутиева Мусу по обвинению в буржуазно-националистическом уклоне. Саутиев  предъявил следственным органам доказательство того, что в 1919 году он был главнокомандующим вооружёнными силами ингушей против белых, следствие было прекращено, и Саутиев выпущен на свободу.
«В предверии 1937 года в Грозном «чекистский меч" стал уже опускаться в открытую. В городских газетах стали появляться статьи о враждебной деятельности Созерко за границей, порочащей советскую власть. Упоминалось это и на некоторых выступлениях ораторов на различных собраниях в республике. Братьев Орцхо и младшего Арсамака несколько раз приглашали в НКВД, расспрашивая об их контактах с Созерко, отлично зная, что никаких контактов нет.
Благодаря помощи коллег по работе, друзей и родственников Арсамаку Артагановичу удалось избежать ареста.
Вновь над семьей Мальсаговых нависли тёмные тучи. Братья Орцхо и Арсамак вынуждены были скрываться.

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЫНА АРСАМАКА АРТАГАНОВИЧА, АРСАМАКА МАЛЬСАГОВА
«Если на заседании Бюро Обкома партии сидели два человека, то на другой день второй член Обкома партии исчезал неизвестно куда. Это продолжалось периодически. На одном из очередных заседаний Обкома партии оказался один секретарь Обкома партии и Арсамак Артаганович. "Сегодня, видимо, мой черед», - подумал он про себя и во время перерыва через туалет сбежал.
Арсамак Артаганович до 1939 года скрывался в Ачалуках. Орцхо же в это время скрывался в Дагестане. С 1938 по 1939 учебный год Орцхо проработал в Кази-Кумыкском педтехникуме, а ближе к осени 1939 года в с.Новый Редант. У Орцхо была возможность чаще видеться с братом Арсамаком....У нас была небольшая комната, а в прихожей мы всегда переобувались. Однажды я увидел кучу ботинок, шум.Слышны были мужские голоса. В комнате разговаривали на повышенных тонах. Дядя Орцхо и Дошлуко не советовали папе сдаваться. Отец настаивал на том, что нужно сдаться, не мог он дольше прятаться от властей. Будучи больным туберкулёзом, отец не видел смысла скрываться и дальше. Не смогли его разубедить братья. Запрягли они бедарку и уехали в Грозный.
Через 2 дня они вернулись вместе с отцом. Ему не было предъявлено обвинение, было объявлено взыскание. Его трижды исключали из партии и трижды члены Бюро Обкома партии восстанавливали в Ростове благодаря участию Микояна и Андреева.
После освобождения отец сам искал себе работу, искал применение своим силам и знаниям, а специалист он был хороший.

       ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЖЕНЫ ОРЦХО, СОВДАТ МАЛЬСАГОВНЫ МАЛЬСАГОВОЙ.
Я неграмотная, и когда я спрашивала у мужа: "Как прошёл день?", отвечал однозначно:"Тебе лучше некоторые вещи не знать". Он оберегал меня от всего плохого. Я знала многих его русских друзей, но плохо владела русским языком, поэтому ограничивалась словами приветствия. Орцхо посмеивался, лукаво приговаривая:"Меньше знаешь, дальше едешь".
Каждый раз, возвращаясь домой, я наблюдала за занавесью, как за ним, как за невестой тянется шлейф, так за мужем тянется "хвост", а иногда их бывало и два.
Как-то к нам в гости явился мой младший брат Макшарип, он работал в Орджоникидзе зубным врачом, это их сейчас зовут стоматологом. Муж должен был прийти с работы, а Макшарипа потчевала ужином, дожидались прихода Орцхо.
Явился Орцхо, но был почему-то взволнован. Поздоровались, и Орцхо спросил его: "За мной хвост. Ты во что одет?" 
-Кепка и куртка, - ответил Макшарип.
-Я надену твои вещи, а ты - мои, и тоже быстро постарайся уйти, а затем обратился ко мне со словами:"Жена, меня может долгое время не будет, никому ничего не говори, как будет возможность, выйду на связь. Береги детей! Макшарип поможет".
Орцхо быстро нацепил кепку, надел куртку и вышел из подъезда. Двое мужчин стояли и делали вид, что прикуривают сигарету. Им и невдомёк было, что из-под носа уходит муж.Они запомнили во что он был одет. Орцхо свернул в противоположную сторону.
Минут через 10, постучали в квартиру. Я открыла дверь, стояли два незнакомца. Они не стали спрашивать разрешения зайти, не снимая обувь, прошли в комнату со словами: "Позовите своего мужа", вот=вот готовые наброситься на свою добычу.
Мой ответ:"Его нет дома" не удовлетворил непрошенных "гостей".
- Мы минут десять назад видели как он зашёл домой. Увидев незнакомца Макшарипа, они обратились к нему:
-Ваши документы, собирайтесь и пройдете с нами.
- На каком основании, вот мой паспорт, - в негодовании стал возмущаться Макшарип.
Проверив документы, увидев в коридоре шапку и пальто, они поняли, что оплошали, Орцхо обхитрил их.
Орцхо отправился в дом Леонида Петровича, это было самое надёжное место на этот момент, а затем перебрался в Дагестан. Вот такая дружба была у Орцхо и у Леонида Петровича. Не побоюсь ещё раз повториться, это была дружба, замешанная на том тесте, из которого пекла хлеб мать Леонида Семёнова. Через некоторое время ему удалось устроиться на работу.
С начала 1938 по 1939 года Орцхо Мальсагов преподавал в Кази-Кумыкском педагогическом техникуме Даг. АССР по своей специальности: преподаватель русского языка. Орцхо отправился в Дагестан, зная, что "охота" на него, преследования со стороны властей уже начались и его не оставят в покое. Старший брат Созерко, совершивший побег с Адских островов, был признан врагом народа. Орцхо до конца дней находился в опале.
Смерть старшего сына Казбулата подкосила Орцхо-отца. В 1960 году умер сын Казбулат, а через год, 9 июня 1961 не стало и самого Орцхо Артагановича. Время для меня остановилось, ведь я прожила с ним с ним 40 счастливых лет, несмотря на тревожное время, на высылку, на арест. Самое страшное время -это время его тюремного заключения. Я не умела писать, и он в письме к семье, не мог изложить свои чувства ко мне. Я пережила его на 20 спокойных, но одиноких лет".
В это тревожное время руку помощи ему снова протянули родственники Алибека Алибековича и Леонид Петрович, отправив Орцхо Артагановича к своей родне.  Он там продолжает работать над переводами повести Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат». Чтобы не остаться без работы, так как «... жил на территории Сев. Осетинской АССР и согласился работать по своей специальности преподавателем русского языка в Кумыкском педагогическом техникуме /Даг. АССР/, куда меня пригласили, и где я проработал 1938/1939 уч. год.
Когда представилась возможность в 1939/1940 уч. году занять такую же должность, я переехал в Ингушетию – в Ингушский педагогический техникум на Реданте».
23 февраля 1944 года Орцхо Мальсагов со всем ингушским и чеченским народами
вывезли в Казахстан.
В 1947 по 1949 годы Обком Союза Учителей Каз. ССР выделил Орцхо Артагановичу, как лучшему инспектору и работнику ОблОно путёвки в санаторий на сумму 6000 рублей, и он был освобождён от налогов.
27 мая 1950 года Орцхо Мальсагов арестован органами НКВД Кокчетавской области и 23 августа 1950 года приговорён по статье 58-я п.10-11 "За контрреволюционную деятельность" к 10 годам лишения свободы.Его держали в Кокчетавской тюрьме, затем в Петропавловской тюрьме и в конце 1950 года Орцхо Мальсагов отбывал срок наказания в Иркутском исправительно-трудовом лагере.
Как и Алибек Тахо-Годи, необоснованно осуждённый Орцхо Мальсагов, подвергался мучительным и жестоким пыткам, изуверствам, непрерывным допросам. На следствии с ним обращались по-бериевски. «В течение ряда дней мне не давали спать более 1-2 часов в сутки. Это делалось для того, чтобы принудить меня к подписи показаний в формулировке нужной следователю и крайне невыгодной для меня. Он в своём заключении для судебных органов записал такую формулировку характеристики меня в угодном для него освещении, т.е.  он исходил из желания -  во что бы то ни стало опорочить меня, как это практиковалось нередко во времена бериевцев».
И Алибека Алибековича, и Орцхо Артагановича пытались заставить подписать заранее составленный протокол. Следователь, старший лейтенант Мукаев, на 54 страницах стремился умалить и извратить роль Орцхо-военного в событиях 1918-1920 гг. «Следователь, ведший моё дело, работая по установке врага и предателя Берия, понёсшего заслуженную кару, обвинял меня в ряде преступлений».
Орцхо Мальсагова обвиняли в преступлениях, которые им не совершались. «Можно человека осудить, но факты и правду нельзя ни скрыть, ни изменить, так как они уже вошли в историю и со временем станут объектом внимательного изучения и переоценки. По моему делу начало уже есть».
Орцхо Мальсагову предъявляли обвинения в организации контрреволюционной группы: якобы, аннулированные переводы «Витязя в тигровой шкуре» на ингушский язык являются зашифрованной перепиской Орцхо Артагановича с единомышленниками. Орцхо-переводчик очень сожалел, что переводы были сделаны в одном экземпляре. Сказалось отсутствие бумаги, ставшей в тот период для Орцхо-спецпереселенца главным орудием, будучи однако на вес золота, была, как и перья.
Многое отдал бы Орцхо, чтобы сохранить эти переводы, весьма ценные для ингушского читателя. Чувство горечи овладевало им за своё бессилие от невозможности исправить что-либо, а надеяться на то, что черновики возвратят, не было смысла.
В письмах Орцхо-заключённый не мог до конца изложить те чудовищные нелепые выдумки, нелепости, что выдвигал против него следователь, стараясь обосновать собранные сведения. Всё, что написано им самим о себе, Орцхо считал «сырым материалом для опытного юриста», но всё, что им сказано - это правда и за это он готов ответить.
Отдав всю свою сознательную жизнь служению народу и Отечеству, Орцхо Артагановичу и Алибеку Алибековичу трудно было осознавать себя врагами народа.
Орцхо Мальсагов репрессирован в 1955 году. На протяжении долгих лет он и его старший сын Казбулат Артаганович и старший сын Казбулат обращались в органы, доказывая невинность Орцхо Артагановича.
И лишь 15 июля 1955 года Орцхо Мальсагов получил полную реабилитацию.
Тот, кто побывал в местах лишения свободы, знает цену настоящей человеческой дружбы и тёплого товарищеского слова. Орцхо Мальсагов не был и никогда не мог быть преступником. Люди его круга не способны на преступления. Но, несмотря на это, вероятно, в силу не поддающихся управлению человеческого разума жестоких законов судьбы, привелось испытать на себе все лишения и унижения лагерной жизни. Вот строки, написанные дочери Заре и Руслану Орцхо-отец после получения телеграммы о полной реабилитации от Казбулата из Алма-Аты от 21/УП -55 года: "Пишу вам это письмо в таком возбуждённом состоянии, объяснить которое словами почти невозможно! В груди теснятся чувства, в голове мысль мелькает за мыслью, и всё вместе создают настроение, которое можно сравнить с восторженным состоянием юноши в самые счастливые моменты его жизни!Говорят, что человек один раз рождается и один раз умирает. В отношении меня - это неправда: я второй раз рождаюсь. Один раз умер - и предстоит впереди вторая настоящая смерть, но так как я уже знаком с этой, как будто бы со страшной гостьей, то совсем не боюсь её повторного появления - такой конец в окружении вас всех будет только переходом в бессмертие!"
После освобождения Орцхо Мальсагов с семьёй переезжает во Фрунзе ближе к Дошлуко и семье брата Созерко.
В 1957 году Орцхо Мальсагов возвращается на Кавказ, селится в городе Грозном и продолжает трудовую деятельность старшим научным сотрудником, в дальнейшем младшим научный сотрудником в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы (сокращённо ЧИНИИИЯЛ).
Орцхо Артаганович хотел защитить кандидатскую диссертацию в Институте Мировой Литературы им. М.Горького. В этом вузе работала дочь Башира Далгата, Уздиат. У него завязалась с ней переписка, а черезУздиат Башировну  и с женой Алибека Алибековича, Ниной Петровной. В семейном архиве сохранились 3 письма, адресованные Ниной Петровной Орцхо Артагановичу.
В одном из писем к Орцхо-Мальсагову Нина Петровна называет образ Алибека-мужа душевно не лицом, а обликом. Так бережно,трепетно и с душевным волнением относится жена к памяти супруга. Нина Петровна после всех потрясений, выпавших на её долю, позабыла об этих эпизодах, которые до боли было приятны воспоминания Орцхо Артагановича об их семье.
Нина Петровна родила Алибеку Алибековичу четверых прекрасных детей: двух сыновей и двух дочерей.
Старший их сын  - Хаджи-Мурат /1919-2002 гг./ - заслуженный юрист России, криминалист, специалист по проблемам трасологии и баллистики. Это был их любимец.  Судя по словам матери, её берёт гордость за своего сына: «Самый старший сын Хаджи-Мурат – кандидат наук, старший научный сотрудник Института судебной медицины. Большой специалист по экспертизе. Жена его адвокат. У него один сын 20 лет».
Второй ребёнок – дочь Аза /1922 г./, которую назвали в честь тёти, сестры Алибека. Она заслуженный профессор МГУ им. М. Ломоносова, филолог - классик. «В Москве живёт моя старшая дочь Аза. Она имеет докторскую степень и работает в Москве.
 Третий ребёнок – сын Махач /1924 г.р./ умер в детском доме в г. Рыбинске во время войны. «Был еще у меня чудесный младший Махач. Он умер во время моей ссылки шестнадцати лет». (В интернете неправильно указан год рождения сына Махача, написан 1933. На момент смерти Махачу было 16 лет из письма матери. Четвёртый ребенок Муминат родилась после Махача в 1931 году. - Прим.авт.).
Четвёртый ребёнок – дочь Муминат /1931 г.р./ - профессор Северо-Осетинского государственного университета, специалист по французской литературе.
 Её назвали в честь матери Алибека. Нина Петровна любила это подчеркнуть. Этим самым она проявляла дань уважения к обычаям и традициям дагестанского народа,  к своей свекрови, которую очень уважала и любила, что очень редкостное явление. «Очень приятно, что вам понравилось имя моей дочери. Мать Алибека звали Муминат. Алибек был очень похож на неё лицом и ростом. К тому же это была очень умная и талантливая женщина, хотя и простая горянка, а отца он лишился в самом раннем детстве».
 А в другом письме Нина Петровна пишет: «Моя дочь шлёт привет. Она очень похожа на отца».
 Нина Петровна гордится прожитой с Алибеком Алибековичем жизнью, Это не означает, что у неё были только счастливые моменты. Нина Петровна делила с мужем не только радости, но разделяла тяготы и лишения, выпавшие на долю мужа. Арест, допросы, мучительные пять лет в мордовских лагерях и смерть сына наложили отпечаток на её здоровье.
 Много горя пришлось ей испытать... Но самое главное – её сильный характер, несгибаемый дух. Его-то и не смогли сломить. Её дух, её крепостью после смерти мужа был старший брат Леонид, чью потерю в 1959 году Нина Петровна  сильно пережила.
 Но она благодарна людям за память.  «Мне было очень приятно узнать, что вы встречались с моим мужем. У меня к вам большая просьба. Если в вашей памяти сохранились какие-либо его слова, поступки, его облик и душевный образ, то запишите это всё в виде маленьких, хотя бы отрывочных, воспоминаний, начиная с самых ранних встреч. Тут интересны все мелочи, а не только большие. Я стараюсь собирать такой материал от его современников, и кое-что уже сделала. Это всё для лучшего будущего".
 Орцхо приятно выполнить просьбу Нины Петровны, потому что время, проведённое им в доме Семёновых, для Орцхо осталось самым запоминающим и прекрасным.
Нина Петровна ждала ответа от Орцхо на своё письмо, но она и предположить не могла, что получит такой большой поток информации. Орцхо черпал информацию из недр своего сердца, где сохранилось так много воспоминаний, так много нужных именно для неё информации, потому, что они навеяны воспоминаниями о том счастливом детстве, о её родительском доме и   родителях, чью память не только она, а простой ингуш бережно хранил в своей душе. Для Орцхо эта информация дорога, так как навеяна детским воображением и благодарностью за всё, что эта семья смогла ему дать.
 Нина Петровна осталась совсем одна, ведь для неё Алибек не существовал без Леонида, а Леонид - без Алибека. Они для неё неразделимы, единое целое. И потому письмо Орцхо Артагановича особенно тронуло Нину Петровну до глубины души: «Здравствуйте дорогой и глубокоуважаемый Орцхо! Уже давно я получила Ваше чудесное письмо, полное таких хороших воспоминаний о нашем доме, нашей юности, о моих родителях, а, главное, о дорогом моём муже Алибеке. Простите, что я не сразу ответила. Со всем этим справиться было нелегко в моём возрасте, и в это время я никому не писала писем, а душа все время болела, что я не отвечаю вам. Письмо Ваше всколыхнуло так много и, сознаюсь, я плакала над ним, над нашим чудесным прошлым. Как приятно сознавать, что в вашей памяти остались такими ясными образы моих родителей и близких, что они в своей жизни принесли немало пользы и добра, воспитав столь хороших благородных и передовых людей. Одним из них был и мой дорогой брат Леонид Петрович, о котором я горько тоскую и потеря которого для меня незаменима.
 О нём очень хорошо написал Е.И. Крупнов в Некрологе, посвящённом в журнале Института Археологии Академии Наук. Этот же Некролог напечатан сейчас в более полном виде в №15-16 за 1960 год в альманахах «Осетия», посвящённые ленинским дням. Прочтите его».
(Обидно, что в "Воспоминаниях" Нины Петровны нет упоминания об Орцхо Артагановиче и нет упоминания о их дружбе, сохранности этого письма и нет сносок на это письмо, что дети не сохранили это письмо. Зато наша семья не только сохранила, а делает сноски на это письмо для полного раскрытия образа Орцхо Мальсагова.)
Потеря дорогих ей людей, их утрата невосполнима. Уже 23 года как нет Алибека, но она живёт ради детей.  Нина Петровна, чувствуя недомогание, сетует   на старость: «Здравствуй, дорогой Орцхо! Получила Ваше письмо и очень бранила себя, что заставила Вас так беспокоиться из-за моего долгого молчания. Но что поделаешь – старость! Раньше я всегда и везде успевала вовремя, несмотря ни на какие обстоятельства. И ещё, пока жив был Леонид Петрович, всё было ничего, а после его смерти я сильно сдала.  Я буду очень рада Вас видеть... Видитесь ли вы с Дошлуко? Как его здоровье и дела? Шлю вам привет и жду Вас".
 Почти в каждом письме Нина Петровна передаёт привет Дошлуко. «Привет вам и Дошлуко».
Это лишний раз подчеркивает, что Дошлуко тоже был вхож в дом Семёновых. Мои догадки развеяло письмо Нины Петровны к Дошлуко Доховичу от 11.10.60 г.: «Здравствуйте, дорогой Дошлуко Дохович! Очень благодарю за неё и за любезный автограф.
 Вашу работу я прочла с большим интересом. Прекрасный слог и строгая логичность позволяют и не специалисту читать её с громадным удовольствием. Накопленные научные данные и большая библиография делают этот труд заслуживающим самого серьёзного внимания.  «Овлур», «Див» и «До кур» меня прямо поразили. Я снова проштудировала «Слово» и теперь вторично перечту Вашу работу.
 Как грустно, что нет Леонида Петровича Семёнова, который бы достойно оценил её. Я же могу только ещё и ещё раз поблагодарить Вас и пожелать здоровья и сил для продолжения дальнейшей научной работы. Не забывайте нас и, когда будете в Орджоникидзе, загляните к нам".
Оба друга служат одним и тем же общим задачам: основать краеведческий музей и организовать народный театр в своих родных местах. И, с уверенностью можно сказать, что им это удалось, им это оказалось под силу.
 Забегая наперёд, не могу не упомянуть, что, нас больно задели слова Азы Алибековны в «Воспоминаниях». Аза Алибековна, владеющая многими языками, пишет о своём отце: «Он был дагестанец, у меня половина – дагестанская, хотя я не знаю дагестанского языка и никогда не занималась специально Дагестаном. И отец, кстати сказать, поддерживал это, считая, что совершенно не обязательно заниматься этой маленькой горной страной... Отец по рождению был мусульманином, а на самом деле – человек без веры. А мать была воспитана в верующей семье... православная... я заходила в комнату ...нашла крест, выбросила».
 Алибек Тахо-Годи основал в Махачкале Дагестанский музей и Русский драматический театр. Разве это не является доказательством того, что он ратует за свою маленькую, но гордую Республику?!
Орцхо Артаганович являлся директором Ингушского музея Краеведения в Орджоникидзе. В 1931 года за постановку «Перелом» Орцхо Мальсагов и Дошлуко Мальсагов получили 1 место и были награждены переходящим Красным Знаменем. Знамя алого цвета напомнило Орцхо об отце, находившегося  под таким же знаменем алого цвета, которое было жаловано ингушскому народу в 1841 году за  верность и преданность России, вывозившееся в строй со всеми почестями, идущего в 1877-1878 году воевать в Русско-турецкую войну. По воспоминаниям Якуба Медова, «красное знамя, полученное на Олимпиаде в Ростове-на-Дону, находилось в Грозненском краеведческом музее». Дальнейшая судьба этого знамени пока неизвестна.
 Даже, находясь в Иркутском исправительно-трудовом лагере, Орцхо ставил пьесы Островского, Горького, Чехова.
 Алибек Тахо-Годи - истинный сын своего народа: он почитал свою мать, любил сестру, имел преданную жену, которая, выйдя замуж за иноверца, приняла его каким он был, поверила ему и полюбила супруга всем сердцем. Нина Петровна с  душевной теплотой отзывалась о свекрови, назвала в её честь дочь,
дала мусульманские имена остальным детям. Разве не «маленькую горную страну» Дагестан под предводительством имама Шамиля /упоминание о его внучке есть в книге/ 25 лет не могла покорить царская Россия? 
Хорошо, что Нина Петровна не довелось прочитать эти строки, вряд ли ей понравились бы слова дочери!она была бы довольна за дочь только за эти слова! Именно за память к «маленькой горной стране» и пострадала Нина Петровна, именно за её преданность и верность дагестанскому сыну. Алибек Алибекович называет свою маленькую Родину не республикой, а именно страной, и в это неизменная приверженность своему народу, этой маленькой, но гордой земле.
Свидетельство тому- труды Алибека Алибековича Тахо-Годи, посвящённые этой «маленькой горной стране». За свои 45 лет, отпущенные Творцом, Алибек успел издать шесть серьёзных работы:
1). «К 50-летию восстания Чечни и Дагестана в 1877 г.» (1926 г.);
2). "Письма А.П.Ермолова" (1926);
3)«Революция и контрреволюция в Дагестане» (1927г.);
4) «Три имама». (1927 г.);
5) «Лев Толстой в «Хаджи-Мурате». (1929 г.);
6). Антология «Поэзия горцев Кавказа» (1934 г.).
 В 1904 году Л.Н.Толстой закончил работу над повестью «Хаджи-Мурат». В ней широко и многосторонне воспроизведены исторические события, имевшие место на Северо-Восточном Кавказе в конце 50-х годов, мастерски изображены все действующие лица, убедительно показано, что народам Кавказа нужен мир и дружба, а не война, которая приносит только боль и разрушения. Эта повесть создаёт картину подлинной жизни.
 Этого же мнения придерживаются и учёные Дагестана. Группа учёных в книге «История народов Северного Кавказа» пишет: «Повесть «Хаджи-Мурат», как известно, получила самое широкое распространение в России. Она возбуждала интерес и чувства глубокого сочувствия и уважения к горским народам. Произведения Л.Н. Толстого – и особенно повесть «Хаджи-Мурат» - проникли и в среду горцев. Популярность этой повести была настолько велика, что в некоторых районах Дагестана со времени первой публикации и поныне наблюдается процесс фольклоризации. С одной стороны, фольклором проникнута вся повесть, с другой стороны - народное предание о Хаджи-Мурате приобретает детали "толстовской повести".
И сам Алибек Тахо-Годи, да и все образованные люди России интересовались  Дагестаном.
 Да, дагестанский народ вряд ли поймёт дочь Алибека, слова Азы, что Алибек Алибекович «мусульманин, но без веры». не стоило этими словами омрачать память об отце.
 Переписка Орцхо с Ниной Петровной прекратилась из-за болезни Орцхо.
9 июня 1961 года Орцхо не стало, а Нина Петровна прожила ещё двадцать лет в окружении своих прекрасных, заботливых детей и внуков.
Из жизни она ушла в 1982-м году.
В 1963 году весь архив Леонида Петровича Семёнова, с согласия членов семьи, был передан Ниной Петровной в Центральный Государственный архив г. Орджоникидзе, ныне Владикавказа.
 Одна из внучек Нины Петровны, Елена Аркадьевна Тахо-Годи (1967 г.р.), профессор МГУ им. Ломоносова, специалист по русской литературе, дочь Муминат, носит фамилию дедушки по матери Тахо-Годи. От этого её ценность не принижается, а, наоборот, возвышается, потому что имя Алибека Алибековича известно не только в Дагестане, но и по всей России.
Те, кто не знаком с биографическими и творческими данными Орцхо Мальсагова, может ознакомиться с ними, прочитав письмо Орцхо Артагановича к Уздиат Башировне Далгат, в котором Орцхо Артаганович описывает свою жизнь в семье Семёновых.
Так, до конца своей жизни, у обоих друзей грудь была закована в латы, душа в броню, а сердце замкнуто.
 В память об Алибеке Алибековиче Тахо-Годи - названы улицы, учебные заведения и музеи не только в Махачкале, но и в других городах.
Это: Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им А. А. Тахо-Годи; Национальный музей Республики Дагестан и Краеведческий музей в с. Акуша; МКОУ «Урахинская СОШ» с. Урахи Сергокалинского района; улицы в г. Махачкале, Челябинске,Казани, Буйнакске, Избербаше, Дербенте; в селах Сергокала и Леваши.
В честь Орцхо Артагановича Мальсагова ещё не названы ни улицы, ни учебные заведения, ни театры, ни музеи, его имя как будто бы кануло в забытье.
Однако отрадно отметить, что 12 декабря 2022 года за № 228 Главой Республики Ингушетия Махмуд-Али Калиматовым подписан Указ: "За выдающие заслуги перед народом Республики Ингушетия, многолетнюю, творческую и общественную деятельность наградить орденом "За заслуги" Республики Ингушетии Мальсагова Орцхо Артагановича -прозаика, драматурга, режиссёра-постановщика, автора учебников, члена союза писателей Союза Советских Социалистических республик (посмертно)".
15 августа 2022 года народы Дагестана отметили 130-летие своего славного сына Алибека Алибековича Тахо-Годи.
Республика Ингушетия 11 апреля 2023 года отметила 125-летие своему славному сыну Орцхо Артагановичу Мальсагову. А 02.06.2023 года Глава РИ М.-А.М.Калиматов вручил Айшат Магометовне, снохе Орцхо Артагановича Мальсагова орден "За заслуги" О.А.Мальсагову (посмертно).
На примере отношений между этими двумя людьми - даргинцем и ингушом - мы постарались показать их дружбу, чтобы появилось желание ещё больше укреплять братство между нашими народами.

Продолжение следует.


Рецензии