Зеркало редукции индивидуальности и свободы

«Антигона. Редукция».
Режиссёр: Мария Галязимова.
Сценограф: Александра Хлусова.
Художник по свету: Юлия Кулешова.
Хореограф: Елена Шакирова.
Актёрский состав: Анастасия Цыпина, Антон Леонов, Александр Насенков,
Алексей Бостон, Ирина Каминская.
Пластический хор: Надежда Харченко, Валерия Попова, Гоар Сарибекян,
Ариадна Щеглова.
Мастерская Современного Театра на сцене Театра Поколений.
В спектакле «Антигона. Редукция» Мария Галязимова обращается к истории, популярность которой исчисляется веками, она возникла у самых истоков театрального искусства, в момент, когда один из столпов древнегреческой трагедии Софокл, извлёк образ Антигоны из яркой мифической оболочки и превратил его в пространство познания трагедии человеческой жизни. В истории драматургии этот сюжет совершил революцию, движущей силой которой был взгляд Софокла на трагедию человеческой жизни, он задал направление вектора нашего познания, раздвинул временные и пространственные границы и открыл возможности познания для многих поколений творцов театрального искусства. Каждый из этой мириады вдохновленных трагедией полу- мифического персонажа, в своих поисках новых смыслов и истоков трагедии открывал в ней новые лики актуальности и созвучность трагедии со временем.
Спектакль Галязимовой следует этой многовековой философской тропой познания и осмысления, на которой зритель открывает для себя особое пространство, представляющее возможность изучения современной проекции трагедии Антигоны. В спектакле Галязимова воплощает этот замысел при помощи сложного драматургического синтеза, объединяющего в себе: авторские интерпретации Жана Ануя, Бертольда Брехта, мотивы пьесы Аси Волошиной и современные авторские текстами, расширяющие диапазон экстраполяции воззрений Софокла в пространство нашего двадцать первого века.
На этом сложном, многокомпонентном драматургическом фундаменте Галязимова создаёт многомерную конструкцию опорной точкой, которой является история Антигоны. В этом сюжетном пространстве 2.1, история Антигоны извлечёна из ауры античности и экстраполирована в сценическое пространство, которое в своих социальных очертаниях приближено к реалиям нашего времени. Подобный подход к воплощению древнегреческого сюжета позволяет полностью экстрагировать сюжет истории из под влияния ауры времени, в ней античность и колорит мифов Древней Греции слегка нивелированы и этот позволяет фокусировать зрительское внимание на изучении пространства трагедии человеческой жизни. Этот фокус познания и тонально-колористическое сюжетное решение сосредотачивает и доводит до абсолюта внимание зрителя на реальной проекции драмы человеческой жизни в реалиях автократии и цинизма, теме которая является главным объектом нашего познания в этом сценическом воплощении истории Антигоны.
 В спектакле «Антигона. Редукция» продукт драматургического синтеза сосредотачивает наше внимание на сюжето-центричном персонаже трагедии, на образе Антигоны, в ней мы видим человека находящемся в особой точке жизненного пространства. Временная и пространственная диспозиция её образа определяет сценическое полотно, в центре которого мы видим Антигону, погружённую в абстрагированное осмысление пространства собственной жизни. В этой точке её жизненного пространства она осознаёт, что находится между прошлым и будущем, наедине с собою, перед необходимостью переосмысления парадигму существования, которая в новых реалиях более не может определять её поступки и взгляды. Это эмоциональное состояние предоставляет нам возможность изучения темы человека в точке излома времени, спровоцированного необратимыми общественно-политическими процессами.
Наше изучение образа Антигона в этом состоянии можно описать с помощью сложной философской метафоры айсберга, чья небольшая, видимая кромка скрывает в своих глубинах массив трагедии человеческой жизни. В истории Антигоны кромкой этого айсберга представлена в трагическом финале поединка Полиника и Этиокла. Это событие, находящееся на поверхности человеческой жизни, скрывает в своих глубинах трагедию царя Эдипа, которая обозначена в сюжетном пространстве спектакля контурно и вынесена за его границы. Эта виртуально-обозначенная трагедия находит своё продолжение и результирует цепочкой, взаимосвязанных событий создающих проекцию тектонических процессов, безвозвратно изменивших жизнь Антигоны и людей среды е обитания. Эти события в истории Антигоны направлены на форматирование пространства общественной жизни, благодаря им в нём происходит драматичный передел мира, инсталлирование новой формы реальности, границы которой ультимативно определяются иерархической верхушкой
Финал поединка Полиника и Этиокла – это событие- эмоциональный триггер, действие, которого определяет направление её мысли и создаёт особую конфликтную ситуацию. В ней возникает конфронтация понимания ценностей человеческой жизни Антигоны и установленное новым миропорядком понимание, которое накладывает табу на гуманизм. Установленный новый миропорядок наносит удар и отказывает Антигоне в праве на предание земле тела брата и на траур и печаль по утрате этого близкого для неё человека. Введение этого сурового табу результат объявления го врагом, предание его имени анафеме. Эта контрадикция выступает начальной точкой её конфликта, столкнувшего её личное понимание общечеловеческих ценностей и нового миропорядка, направленного на редуцирование человеческой жизни до базовых инстинктов и заданных параметров человеческих эмоций и чувств.
Картина человеческой жизни, сформированная в этой системе координат, предоставляет нам возможность изучения и анализа процесса редуцирования ценностей человеческой жизни. Этот процесс реализуемый в пространстве истории Антигоны осуществляется на виртуальной модели человеческого общества, людей пространства её жизни. В нём мы наблюдаем процесс форматирования общественного пространства, перекраивание истории, навязывание людям «правильных» (политически-корректных) ценностей человеческой жизни и ультимативного внедрения системы единомыслия. В истории Антигоны, познающей реалии процесса редуцирования человеческой индивидуальности, она осознаёт, что эти процессы пытаются загнать её в прокрустово ложе, форматировать её по новым шаблонам нормальности. Эти концептуальные трафареты личности ограничивают её пространство свободы, Антигона в попытке осмысления происходящего не может найти оправдания всему происходящему в окружающем её мире. В своих попытках найти пути понимания Антигона осознаёт, что  все её устремления разбиваются о стены бастионов цинизма и лицемерия, своды которых смыкаются вокруг неё, перед которыми она бессильна и не может разрушить их. Осознание этого определяет причину выбора Антигоны, её поступок которые является для неё единственной возможностью скинуть кандалы, сковавшие её свободолюбивую натуру. В процессе поиска выхода из этого тупика её жизни Антигона понимает, что этот поступок открывает путь на свободу, но также превратит её во врага власти и её имя, также как и имя её брата, будет предано анафеме и вычернено из общественного пространства. Желание Антигоны обрести жизненно-необходимую свободу перевешивает, предлагаемые ей властью блага и она преодолевает все препоны и страхи на своём пути к свободе.
Мария Галязимова в истории под названием «Антигона. Редукция» предлагает нам увидеть в трагедии Антигоны лики нашей сегодняшней жизни, в которой каждый из нас ведёт борьбу за сохранения своей индивидуальности, право определять пространство своей жизни и границы индивидуальной свободы. В этой борьбе каждый познаёт свою индивидуальную проекцию конфликта индивидуальность vs циничная система, в которой история Антигоны воплощённая Галязимовой в спектакле предлагает нам пространство осмысления, наполненного образами персонажей. В их судьбах инсталлировано зеркало, в котором каждый из нас может узнать себя и увидеть свою жизнь со стороны.


Рецензии