Дети города Че

пьеса до востребования в одном действии


Действующие лица:
- АНЯ
- КАТЯ
- ДИМА
- РУСЛАН
- ОЛЕГ

     На сцене мы видим пятерых ребятишек - трёх мальчиков и двух девочек. Они заняты очень важным делом, они играют каждый со своими игрушками. Один составляет мост из элементов конструктора, другой возводит из кубиков высокую башню... Кто-то возится с куклами, кто-то с машинками... Дети сосредоточены и увлечены.
     Внезапно построенная из кубиков башня даёт крен и с шумом падает.

РУСЛАН. Эй, поосторожней! Ты чего? Ты своей дурацкой вышкой весь гараж мне развалил.
АНЯ. Ага, и даже на моих кукол попало. Они как раз гулять собирались - а он по ним своей башней... Напугал вообще...
ДИМА. Это не башня. И не вышка никакая... Это небоскрёб.
ОЛЕГ. Какая разница! Ты что, не мог свой небоскрёб правильно построить? Чтобы он прямо стоял, чтоб не валился на других. Чуть мост мой не обрушил.
ДИМА. Какой ещё мост?
ОЛЕГ. Какой, какой... Какой надо! Видишь эти дощечки? Вот это и есть мост. Пешеходный. А под ним я ещё рейки положу - это для машинок будет.
КАТЯ (скептически кривится). Тоже мне мост... Он и на мост-то не похож совсем. Я видела настоящий мост через большую реку - это когда нас на автобусе на экскурсию возили. Настоящий мост не такой совсем. У него вот тут столбы, а тут подставки...
                (показывает)
ОЛЕГ. Сама ты подставка! Эти подставки и столбы опорами называются.
КАТЯ (презрительно хмыкает). Подумаешь...
ОЛЕГ. Да, вот тут надо было ещё пару опор поставить... И тут тоже...
                (показал, где надо ставить опоры)
Только у меня реек не хватило. Вот и получилось так.
ДИМА. Ага... У меня тоже из-за этого небоскрёб покосился. Чтобы он прямо стоял, нужно вот тут, внизу, много кубиков наложить. Укрепить надо как следует первый этаж. А у меня всего один набор только... Вот поэтому небоскрёб и получился такой не крепкий.
РУСЛАН. Вообще не крепкий! Бацнулся на мой гараж...
КАТЯ. А это у тебя гараж, что ли, был? Ой, не говори чепуху. У взаправдашних гаражей крыша бывает, я видела настоящий гараж, когда нас воспитательница на прогулку водила. А у твоего где крыша?
РУСЛАН. А из чего я её сделаю - крышу-то? Из воздуха? Я для своего гаража доминошки взял. Видишь? Где задняя стена - там "вишенка - малина", "крыжовник - орех", "яблоко -
яблоко" ещё... С этой стороны - "малина - орех", "апельсин - крыжовник"...
АНЯ. И ещё "малина - вишенка"...
ОЛЕГ. Ну... А вот эта стена - "орех - орех", "малина - крыжовник"...
РУСЛАН. В том-то и дело! Мне доминошек только-только на стены хватило. А на крышу не осталось совсем.
КАТЯ (нравоучительно). Значит, не настоящий у тебя гараж.
                (повернулась к Олегу)
И мост твой не настоящий.
                (посмотрела на Диму)
И башня твоя тоже не взаправдашняя.
ДИМА (насупился). Это небоскрёб...
АНЯ (примирительно). Получается, надо ещё где-то доминошек взять. Ну, чтобы на крышу... И кубиков, и реек... И достроить нормально.
РУСЛАН. Простая такая... А где возьмёшь-то? Нету больше...
АНЯ. А вы друг у друга возьмите. У кого-то всё равно что-то лишнее осталось.
КАТЯ. Ну, да. Поменяйтесь, поделитесь друг с другом...
АНЯ. А лучше - вместе играйте. Интереснее же - когда вместе.
ОЛЕГ. Вместе? Ну, не знаю... Как это - вместе? А что мы все вместе построим? Одному мост нужен, другому гараж... Или вышка...
ДИМА. Небоскрёб!
РУСЛАН. Город - вот что! Мы все вместе возьмём и город построим. Соберём все наши кубики, рейки, доминошки - и город сделаем. С улицами, с домами, с магазинами...
КАТЯ. А с моей коляской можно будет по этим улицам?
РУСЛАН. Конечно, можно.
АНЯ. А моих куколок в магазины сводить можно будет?
РУСЛАН. А чего нельзя-то?
                (обернулся к пацанам)
Да ведь, ребзя? Запросто!
ОЛЕГ. Да-да... Улицы ведь в нашем городе широкие будут. Можно и с коляской...
ДИМА. И машинки по этим улицам ездить будут. Правда ведь?

     Дети оживлённо обсуждают, каким будет их город. Потом они приступают к делу: объединив свои игрушки, возводят дома и магазины.

     То и дело мы слышим выкрики: "А вот здесь у нас кинотеатр будет", "А тут парк с аттракционами сделать надо",  "Вот тут - озеро с лодками"...

РУСЛАН. Ребзя, ребзя, я придумал. Давайте вот тут у нас самая главная улица будет. По ней все гости будут в город въезжать.
ОЛЕГ. Ага, давайте...
АНЯ. Здоровско ты придумал...
КАТЯ. А я знаете что видела, когда нас на экскурсию?.. Я видела, что когда в большой город машины заезжают, там всегда его название - большущими буквами... Вот такими и даже больше.
                (максимально разводит руки в стороны)
ДИМА. Ну и наш тогда тоже пускай... Мы тоже напишем - большущими...
АНЯ. Ага, напишем... А что мы напишем? Мы ведь не знаем, как наш город называется.
ОЛЕГ. Ну так придумаем давайте...
РУСЛАН. Чур я первый! Давайте его город М назовём... Город М!
АНЯ. Почему М?
РУСЛАН. Потому что моя любимая буква. Потому что "мороженое". Или "мармелад".
КАТЯ. Нет, М - нельзя. Есть уже на М город - Москва.
ДИМА. Ну, тогда П...
АНЯ. Потому что "пирожное", да?
ДИМА. Нет, "персик"...
АНЯ. А про Питер забыл? Есть уже на букву П.
РУСЛАН. И на Е тоже есть - Екатеринбург, и на К - Курган... В - Верхнеуральск, З - Златоуст, С - Сатка... На все буквы уже есть...
АНЯ. А давайте тогда - на букву Ч?
КАТЯ. Почему на Ч? Потому что "чумазый"? Да?
ОЛЕГ. Нет, потому что "чёрный". Или "чумной"...

Ребята смеются.

ДИМА. Нет, ребята, нет! Знаете, почему - на Ч? Потому что здесь Человечки жить будут. Правильно? Верно ведь?
АНЯ. Конечно - Человечки! А ещё потому, что город наш будет "Чистым" и "Честным". Короче, - "Чудесным". Классно я придумала?
РУСЛАН. Ага... Ладно, пускай Ч будет. Город ЧЕ - это здорово...
КАТЯ. А в начале самой главной улицы вот такими буквами будет написано: "Добро пожаловать в город ЧЕ!"
РУСЛАН. Громадными буквами...
ОЛЕГ. Самыми здоровенными...
АНЯ. Размером с дом. Вот с такой вот дом...
                (показывает на игрушечный домик)
КАТЯ. Ладно, пусть с этот. Ведь это театр у нас...
                (пауза)
Точно в таком театре моя мама с моим папой познакомилась.
ДИМА. Правда, что ли?
КАТЯ. Ага... Мне мамочка сто раз об этом рассказывала... Она у меня на конфетной фабрике работает. Так вот однажды она сто миллионов конфет сделала и ей за хорошую работу билет подарили - в театр.
РУСЛАН. Наверно, на первый ряд?
КАТЯ. А как же, конечно, на первый. Лучшее место - прямо по середине. Надела моя мамочка самое красивое платье, туфли вот на том каблуке...
                (показала)
Причёску красивую сделала - и в театр пошла. Там сказку какую-то показывали - про принца с принцессой. Ну, как девушку заколдовала злая волшебница, как она заснула, как принцессу в лесу оставили - в хрустальном гробу и как её потом принц нашёл, расколдовал поцелуем и букет подарил.
ОЛЕГ. Знаю, знаю такую сказку, мультик видел...
КАТЯ. Не перебивай, пожалуйста... Так вот, мама как только этого принца на сцене увидела, так влюбилась в него сразу же.
АНЯ (хлопает в ладоши). Здорово, здорово!.. Классно как...
КАТЯ. И принц тоже мамочку заметил. И тоже влюбился с первого взгляда. Она ведь в таком красивом платье была, в таких модных туфлях... Принц, когда маму мою увидел, он даже про принцессу вообще забыл. Не подошёл к гробу и не поцеловал... Вместо принцессы он маме букет подарил. Спустился со сцены и протянул ей цветы... А потом они после спектакля встретились, познакомились и поженились. Здорово ведь?
ДИМА. Ну, ничё... Прикольно... Только мне принцессу немного жалко. Если её принц не поцеловал, значит она так и не расколдовалась.
ОЛЕГ. Ага, не проснулась, значит...
РУСЛАН. Получается, спит до сих пор эта принцесса в своём хрустальном гробу прямо на сцене.

     Ребята весело хохочут.

ОЛЕГ (сквозь смех). Ага... Точно... Ну, как бабушка моя...
АНЯ. А что - твоя бабушка?
ОЛЕГ. Бабушка тоже спать любит. Она если заснёт, то её из пушки фиг разбудишь. Хоть кричи во всё горло, хоть телевизор на полную мощность включай.
КАТЯ. Ничего себе... Может, она глухая у тебя?
ОЛЕГ. Сама ты глухая! Просто она очень сильно устаёт. У неё знаешь какой в деревне огород здоровенный? Вот отсюда - до туда...
                (продемонстрировал, какой огород)
И даже больше в два раза... Там грядки у неё разные, теплицы, деревья, ульи с пчёлами... Бабушка наработается в огороде - вот и спит покрепче вашей принцессы.
ДИМА. А клубника у неё в огороде есть? Я люблю клубнику...
ОЛЕГ. И клубника, и абрикосы, и горох, и виноград, и смородина, и черешня, и груши... Ешь, сколько влезет. Я как в гости к бабушке приезжаю, так сразу в огород первым делом. Залезу на дерево - и рву там персики с мандаринами.
АНЯ. И она не ругается? Ну, бабушка твоя...
ОЛЕГ. Ни капельки не ругается. Наоборот, говорит, чтобы я больше срывал. Я у бабушки каждый раз просто объедаюсь фруктами и ягодами всякими.
                (перевёл дух)
А ещё я за грибами ходить люблю. Ну, то есть, мы с бабушкой любим... Мы вместе с ней ходим, там за деревней лес такой классный есть... В нём сосны, берёзы, осины всякие... Вот мы в этот лес и ходим. Знаете, сколько там грибов! Мы каждый раз по полной корзине приносим - вот такие вот у нас корзины...
                (развёл руки, чтобы показать размер корзины)
Думаете, сыроежки всякие приносим? Нет, белые только, обабки и красноголовики!
ДИМА (задумчиво). Большие у вас корзины... В баскетболе - там поменьше... Знаешь? В такую корзину мячик бросают, а он снизу вываливается.
ОЛЕГ. Чё, я маленький? Знаю, конечно... Только баскетбол тут при чём?
ДИМА. Да брат у меня баскетболист. Старший брат. Он знаете, какой знаменитый! Про него и в журнале писали, и в передаче говорили - он ведь в сборной команде играет. Ему за это машину подарили, квартиру и ещё игровую приставку... Да, чуть не забыл, - ещё и форму красивую вручили. Вот тут нашивка, вот тут полоски разноцветные, а вот здесь реклама иностранными буквами.
                (показал, где полоски и где буквы)
ОЛЕГ. Врёшь!
ДИМА. Очень надо... Брат - Костя его зовут - он ещё в детстве заниматься начал. Тренер как его увидел, так сразу и сказал: талантливый, говорит, способный он очень. Поэтому Костю сразу в сборную взяли. Теперь вот ездит по разным странам, играет на огромных стадионах. Ему знаете, сколько миллионов за одно выступление предлагают!.. Костя с закрытыми глазами мячом в корзину на раз-два попасть может. Даже если он тут вот стоять будет, а корзина - вон там...
                (кивком обозначил, где корзина)
У него в квартире целая комната кубками всякими уставлена. Там у него на стенах медали, грамоты разные, фотографии... А на столе самый главный кубок стоит - Золотой мяч называется. Его Косте дали, когда он на чемпионате всех-всех обыграл.
АНЯ. Круто... Значит, твой брат герой, если на чемпионате всех один обыграл...

     При этих словах Руслан резко вскакивает на ноги.

РУСЛАН (возбуждённо). Ещё чего! Какой он герой? Он спортсмен просто. А герой - это когда кто-то на войне погиб, вот тогда он действительно настоящий герой. Как дедушка мой!
КАТЯ. А твой дедушка что, разве на настоящей войне воевал?
РУСЛАН. Да, воевал. Он там командиром всех пушек был. Про него даже в одной книжке написано, только я забыл, как книга называется. И ещё кино про него есть.
ДИМА (ехидно). А как фильм называется - тоже не помнишь?
РУСЛАН. Забыл название... Знаю только, что там много-много серий. Может, сто, а, может, двести... А в последней серии как раз показано, как он свой подвиг совершил.
АНЯ. Ну и как? Он что, там на войне из своих пушек всех врагов поубивал?
РУСЛАН. Он десять танков из пушки подбил. Эти танки на наших по полю ехали и их только дедушка со своей пушкой остановить мог. И он остановил! Прицелился: трах-бабах - один горит, снова трах-бабах - второй готов... И так все тридцать.
ДИМА. Ты же сказал - десять.
РУСЛАН. Ну, десять - это в самом начале боя. Но сражение ведь долго шло, наверно, целый день оно шло. Так что к вечеру он уже тридцать танков подзорвал, а, может, и больше даже.
                (пауза)
Только в самом конце в дедушку тоже попали. Пулей и ли осколком - насмерть.
КАТЯ. Так он что, насмерть погибнул?
РУСЛАН. Ну, да... Думаете, это шуточка - когда в тебя куском железа? Это даже больнее, чем камнем из рогатки... Похоронили деда с почётом, салют в честь него дали. А на могиле большой такой каменный памятник поставили. На плите там дедушка нарисован - как будто он по танку из пушки прицеливается. Красивый такой памятник... Мы с мамой и папой часто на кладбище это ездим. Ну, оградку там вокруг памятника покрасить, цветы положить... Там много всегда букетов у его могилы.
АНЯ. А-а, значит это наши... Наши цветы - на могиле твоего дедушки.
РУСЛАН. Как это - ваши? Мы их сами покупаем.
АНЯ. А где покупаете-то? В нашем магазине. У моей тёти самый большой цветочный магазин, за цветами к ней всегда все едут.
ОЛЕГ. Твоя тётя что - цветочный продавец?
АНЯ. Нет, продают в магазине другие, а тётя цветы садит, поливает... У моей тёти знаете сколько полей с цветами? Если пешком, то за день все поля не обойти. Она какие угодно цветы может вырастить - и гвоздики, и розы, и тюльпаны, и эти... Как их...
КАТЯ. Пионы?
АНЯ. Какие ещё шпионы? Нарциссы - вот. Представляете, как трудно цветы выращивать! Для них специальную землю надо. Температура должна быть тёплая и вода тоже какая-то особенная... Сорняки нужно каждый день вырывать и следить, чтобы букашки вредные цветы не испортили.
ОЛЕГ. А ты всё это откуда знаешь?
АНЯ. Как откуда... Меня тётя часто с собой на поля берёт. Мы вместе с ней ездим, следим, чтобы всё в порядке было... Ну, чтобы землю рабочие как следует рыхлили, чтобы засохшие стебли вовремя убирали, чтобы пропалывали аккуратно... Мы с утра до вечера ездим, вот поэтому у тёти на её полях самые красивые цветы всегда вырастают... Я, когда вырасту, тоже цветами заниматься стану. Как тётя моя. Новый сорта буду привозить, разводить, букеты из этих цветов буду очень красивые составлять...
ДИМА. А я как брат мой хочу. Как Костя - баскетболистом тоже. Чтобы по разным странам ездить и на соревнованиях выступать...
РУСЛАН. А я вот решил, что на военного выучусь. Ну, типа, как дед мой. И если понадобится, - тоже на войне воевать буду, из пушек по врагам стрелять...
ОЛЕГ. А я вот хочу в деревне жить. Мне так понравилось, как бабушка моя с пчёлами управляться умеет. Она не боится их совсем, а они её не кусают... Попрошу её, чтобы научила меня... Буду в деревне жить в бабушкином доме, в огороде всякую всячину садить, за грибами в лес ходить...

     На сцене возникает пауза. Ребята смотрят на Катю, ожидая, что она расскажет о своей мечте.

АНЯ. Ну а ты? Как кто хочешь? Как мама твоя - на конфетной фабрике или как папа - в театре работать?

     Катя молчит.

ОЛЕГ. Ну чего ты? Язык проглотила? Наверно, как папа хочешь? Артисткой ведь интереснее...
ДИМА. А чего хорошего - артисткой? На конфетной фабрике лучше, там шоколада сколько угодно.
РУСЛАН (Кате). Ну, чего молчишь? На заводе, да?
КАТЯ. Нет. Не на заводе и не артисткой...
                (пауза)
Как я в театр или на фабрику пойду? Ведь меня нет.
                (пауза)               
Я родиться хочу. Просто родиться.

     Снова продолжительная пауза.

КАТЯ. Я ведь наврала вам про папу и про маму... Ну, как они встретились в театре, про спектакль и про букет... Враньё всё это... Не смогли они встретиться... Из-за комбината не смогли... Когда комбинат строить начали, все люди испугались очень, потому что они знали: вредный он... И не захотели здесь больше оставаться, многие разъехались кто куда. Папа уволился из своего театра, уехал в другой город, там встретил девушку - совсем не маму... А вот мама не уехала, она работает себе и работает - только не на конфетной фабрике, конечно... Она кондуктором в трамвае работает... Никого мама моя так и не встретила, вот поэтому я и не родилась.   
ДИМА (немного помолчав). И мы тоже?.. Получается, - и мы не родились?.. И не так у нас всё?
                (пауза)
Я ведь про брата вам тоже всё придумал. Про Костю... Костя не баскетболист совсем, и ни в каких чемпионатах он не участвует... Он даже спортом никаким никогда не занимался, потому что врачи запретили... Костя хотел, но доктора сказали, что с его болезнью нельзя. Я не знаю, как болезнь называется, но он дышать правильно не может, у него кашель постоянно... Задыхается он...
                (помолчал)
Это ведь тоже - из-за комбината. Когда комбинат рядом построили, то воздух совсем другим стал... Отравленный... И дети стали рождаться с разными болезнями, вот и Костя такой родился... А я... Я совсем не родился, мама не захотела, чтобы я рождался. Мама сказала: зачем нашей семье ещё один инвалид? Вот я и не родился...
АНЯ. И я тоже неправду вам сказала - про цветы и про тётю свою... Нет, тётя - она есть и цветочные поля у неё тоже были... Большие поля... Только теперь их не стало. Говорят, это из-за комбината так получилось. Говорят, что из него дым летит какой-то особенный, который потом в ядовитый дождь превращается. Поэтому вместо воды вокруг комбината на землю с неба кислота падает... Вот эта самая кислота и отравила все поля. Теперь на них цветы не растут. И трава тоже.
РУСЛАН. Простите меня... Про дедушку соврал вам... Ну, не про дедушку, а про могилку его с памятником. Её уже давным-давно нету - этой могилы с памятником. И кладбища тоже нет, потому что на его месте комбинат огромный пруд сделал и вся грязная вода, которая у них там получается, - вся вода в этот пруд льётся. Очень много льётся, день и ночь она туда льётся... Пруд очень глубоким получился, и дедушкина могилка - она теперь там, на самом дне... Поэтому никто к ней давно не ездит.
ОЛЕГ. И к бабушке моей в деревню тоже - никто. Напридумывал я... На том месте уже нет этой деревни, ульев нет, яблонь тоже нет. Вместо них - большая и глубокая яма в земле. Из этой ямы, я слышал, камни выкапывают, грузят их на машины и потом на комбинат везут. Там камни раскалывают, плавят в печке... А то, что ненужным остается, они там в большую кучу сваливают - на то самое место, где раньше лес стоял. Ну, тот самый, где грибы, где белые и красноголовики были...

     За спинами детей возникает некий шум. Они оглядываются и на экране видят кадры работы КОМБИНАТА.

АНЯ. А давайте, в нашем городе - ну, который мы с вами строим, в городе Че - такого комбината не будет?
КАТЯ. Конечно, не будет! Зачем он нам?
ОЛЕГ. Точно! Пусть в нашем городе цветы нормально растут - всякие, какие только мы захотим.
ДИМА. И люди пусть никуда не разъезжаются. Им и тут хорошо будет!
РУСЛАН. И дети у нас тут пусть спокойно себе рождаются.

     Дети вновь оборачиваются к экрану.

РУСЛАН. А я знаю... Знаю, как от него загородиться. Только надо, чтобы каждый этого захотел. Сильно-пресильно...
ДИМА. Ага, очень сильно...
КАТЯ. И ещё - чтобы каждый для этого что-нибудь сделал, обязательно - каждый.

     Катя берёт одну из игрушек и кладёт её в основание стены, которую дети собрались возвести между собой и экраном с КОМБИНАТОМ. Её примеру следуют остальные герои - стена из кубиков, элементов конструктора, машинок и кукол быстро растёт. Но одним детям явно не справиться с такой задачей.

АНЯ (растерянно оглядывает сцену вокруг себя). Кончились... А кубики-то у нас кончились...
ОЛЕГ. Не успели... Не смогли мы построить.
ДИМА. Нет, не кончились! Вон там ещё есть... Много есть...

     Дети глядят в зрительный зал, где между креслами находится много элементов, напоминающих детский конструктор.

ДИМА (публике). Вот, у вас тут есть... Полно... Вы ведь нам поможете? Да?..

     Дети спускаются в зал, берут игрушки, несут их к строящейся стене и попутно вовлекают в процесс зрителей.
     Минута, другая, третья - и стена из детских игрушек благодаря совместным усилиям отделяет сцену и зрительный зал от страшных кадров на экране.



                Конец 

   
cherlak44@yandex.ru


Рецензии