Германское наступление 1918 года
3 марта 1918 г. большевистское правительство подписало Брест-Литовский мирный договор с Германией на тяжелейших условиях: Россия потеряла Украину, признала независимость Финляндии, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы.
Германия немедленно перебросила на Запад освободившиеся на восточном фронте войска. В марте 1918 года немцы предприняли своё последнее отчаянное наступление. Однако, несмотря на выход России из войны, Германию уже невозможно было спасти. Вступление США в войну на стороне Антанты в апреле 1917 г. окончательно предопределило поражение Центральных держав.
План весеннего наступления был разработан германским ГШ ещё в конце 1917 года. Сложный замысел немецкого командования состоял в том, чтобы реализовать «принцип маятника». Последовательное нанесение ударов в разных частях фронта должно было заставлять союзников перебрасывать резервы на участки немецкого наступления. Задача немцев состояла в том, чтобы, опережая врага, наносить новый удар на ослабленном участке фронта. Планировалось провести четыре последовательные наступательные операции: «Михаэль», «Жоржетта», «Гнейзенау» и «Блюхер-Йорк», из которых самой масштабной должна была стать «Михаэль». Цель наступления состояла в расчленении войск союзников, окружение и уничтожение британских сил, вторжение через Фландрию (в обход главных сил) на территорию Франции, взятие Парижа и принуждение Франции к подписанию мира.
Весеннее наступление (Kaiserschlacht) проходило под командованием Эриха Людендорфа с 21 марта по 18 июля 1918 года. В главной операции «Михаэль» 90 германским противостояли 46 английских и 40 французских дивизий. В ходе операции немцы добились крупных успехов. На фронте протяженностью 70 км они вклинились в оборону союзных войск на 60 – 80 км, продвигаясь средним темпом 6 км в день (в 1915 – 1917 гг. армии наступали с темпом 1—2 км в день при тяжелейших потерях). Успех германского наступления был достигнут благодаря внезапности удара, концентрации сил, обеспечившей двукратное превосходство на направлении удара и умелом взаимодействии пехоты с артиллерией и авиацией. Поначалу французское командование не предпринимало никаких попыток помощи британским войскам. Командующий французской армии Петен считал, что немцы перейдут в наступление в Шампани и держал там главные резервы. Только когда ситуация для союзных войск стала угрожающей, было создано единое командование Антанты и французские войска начали прибывать на помощь союзнику.
Как всегда, немцы проявили великолепную выучку и высокое тактическое мастерство. И, как всегда, совершили стратегический просчёт, переоценив собственные силы. Расчленить союзные армии и уничтожить их немцам не удалось. Фронт наступления составлял всего лишь 70 км, командование Антанты могло легко перебрасывать резервы с других участков фронта. В то же время в немецкой армии не хватало подвижных соединений, практически вся кавалерия оставалась на Восточном фронте. Германское командование недооценило танки. К началу операции немцы имели всего 10 своих танков A7V и 75 трофейных британских, захваченных ими в боях 1917 года. Людендорф, также как до него Мольтке, совершал стратегические, а затем и тактические ошибки. Наступление развивалось успешно, но германское командование на ходу поменяло его план. «Маятник» был забыт, основные силы брошены туда, где был достигнут наибольший успех. В конечном счёте немецкие армии стали наступать в расходящихся направлениях.
Используя ошибки немцев, командующий союзными войсками Фердинанд Фош принял эффективные меры по организации обороны. Уже к концу марта крупные успехи немецких армий фактически завершились. Темп германского наступления постепенно снижался, бои приобретали позиционный и локальный характер, что никак не входило в планы германского командования. Приказ немецким войскам о завершении наступательных действий на всём протяжении фронта был отдан 5 апреля. На начальном этапе весеннего наступления немецкие и союзные войска потеряли приблизительно по четверть миллиона человек убитыми, ранеными и пленными.
В дальнейшем немцы неоднократно предпринимали попытки наступления. По масштабам они существенно уступали «Михаэль» и неизменно заканчивались неудачами. В конце июля в наступление перешли союзные войска. Наконец-то успешно проявила себя свежая американская армия под командованием Джона Першинга. Пользуясь преимуществом в живой силе и ресурсах, Фош твёрдой рукой вёл союзные войска к неизбежной победе. К концу сентября положение немцев стало критическим, фронт мог рухнуть в любой момент. В армии нарастали революционные настроения. Коммунистической пропаганде были особенно подвержены войска, прибывающие с восточного фронта. Большевистская зараза, запущенная Вильгельмом в Россию, вызвала эпидемию, которая теперь готова была охватить Германию.
Гинденбург и Людендорф доложили Вильгельму II о необходимости начать мирные переговоры. Германские дипломаты обратились к Вудро Вильсону с просьбой о посредничестве, предложили мир на условиях, сформулированных Вильсоном в его «14 пунктах». Американцы выдвинули твёрдое условие переговоров – отмену режима военной диктатуры в Германии. Правительство было заменено, Людендорф отправлен в отставку.
Для усиления своих позиций на переговорах командование кайзеровского флота задумало откровенную авантюру. 24 октября 1918 года адмирал Шеер подписал директиву германскому морскому флоту открытого моря дать решающий бой британскому флоту, усиленному американскими ВМС.
Это был самоубийственный шаг – противник превосходил германские силы на порядок. В ночь на 30 октября 1918 года часть экипажей линкоров «Тюрингия» и «Гельголанд» отказалась выполнять боевой приказ – смерть во время мирных переговоров матросы сочли бессмысленной. Оставшиеся в подчинении командиров моряки арестовали бунтовщиков (около тысячи человек), корабли были возвращены на базу в Киль. Здесь 2–3 ноября произошли митинги и демонстрации, переросшие в столкновения с правительственными силами. Попытка подавить беспорядки не удалась. 4 ноября на кораблях флота взметнулись красные флаги, арестованные были освобождены.
В течение нескольких дней революция, вспыхнувшая в Киле, охватила всю Германию. 9 ноября 1918 года кайзер Вильгельм II под давлением Генерального штаба был вынужден согласиться на отречение от престола, а 10 ноября кайзер позорно бежал. Германия была объявлена республикой 11 ноября, в тот же день было заключено Компьенское перемирие, а 17 ноября начался вывод германских войск с захваченных территорий. 28 июня 1919 г. в Версале был подписан мирный договор.
Условия Версальского мира были крайне тяжёлыми для Германии:
- признание виновности Германии в войне
- лишение всех колоний
- отторжение Эльзас-Лотарингии, Саар-Базена, Познани и частей Шлезвига и Силезии
- выплата репараций в 55 млрд. долларов
- разоружение.
Главнокомандующий союзными вооружёнными силами маршал Фердинанд Фош дальновидно отметил:
«Это не мир, это перемирие на 20 лет».
Австро-Венгрия вовсе перестала существовать как государство. Император Карл I (Карл Франц Иосиф), вступивший на престол в 1916 г. после смерти своего двоюродного деда, 3 ноября 1918 г. подписал перемирие с Антантой, а 12 ноября снял с себя полномочия Императора. В Австрии была провозглашена республика, к власти пришли социал-демократы. В Венгрии в 1919 г. власть захватили коммунисты во главе с Белой Куном. В октябре – ноябре 1918 г. на территории восточной Галиции была провозглашена Закарпатская украинская народная республика (ЗУНР).
Все вновь созданные образования немедленно передрались между собой: Венгрия с Чехословакией, Польша с украинцами. В конфликтах участвовала Румыния, Антанта принимала меры к наведению хоть какого-то порядка. В конце концов в Европе были установлены границы, подписаны необходимые международные договоры, установившие новый порядок до следующей мировой войны. В Польше к власти пришел Юзеф Клеменс Пилсудский, в Венгрии – вице-адмирал Миклош Хорти, ставшие, по сути, диктаторами. Пилсудский покончил с ЗУНР, Хорти – с коммунистами.
Амбиции правящих кругов Германии, Австрии и стран Антанты (в первую очередь - Франции) дорого обошлись человечеству. 15 миллионов погибших, распад государств, последовавшие гражданские войны, установление большевистского режима в Советской России – урок, который должен был бы привить землянам отторжение любых призывов к войне.
К сожалению, последующие события XX и начала XXI веков лишний раз показали, что история ничему не учит. Впереди были Вторая мировая война, революционные войны, процесс деколонизации, геноцид, массовые репрессии.
Свидетельство о публикации №222041000633