Как строилась Читинская ГРЭС - часть 1
История строительства Читинской ГРЭС началась со 2 июля 1958 года, когда на основании приказа по тресту «Востокэнергомонтаж» № 414-ОК от 2 июля 1958 года был издан приказ № 1 по управлению строительства Читинской ГРЭС. Этим приказом Михаил Григорьевич Залманов объявил себя исполняющим обязанности начальника нового управления.
Через девять дней он убыл в месячную командировку в Москву по вызову начальника «Главстройэнергомонтаж». В Читу он вернулся вместе с инженером-гидротехником Кимом Васильевичем Зосяк, назначенного прорабом строительства. 10 августа сюда был командирован Александр Дмитриевич Зелих (назначен мастером по строительству), из Иркутска – Лаврентий Никифорович Ярославцев (назначен главным бухгалтером). Через день прибыл командированный из треста «Сибэнергомонтаж» г. Томска Марк Абрамович Добрускин (назначен начальником отдела снабжения управления строительства). Еще через несколько дней – Борис Александрович Смирнов (назначен мастером строительства) и Николай Николаевич Колик (назначен прорабом).
В эти же августовские дни в управлении стали принимать на работу первых рабочих, но еще не строителей, а грузчиков и разнорабочих. Для будущего строительства на станцию Кадала, где первоначально разместилась контора управления, по железной дороге начали поступать грузы, которые нужно было разгружать. Работа на строительстве началась с этого. Одновременно началась подготовка для приема большой массы рабочих разных специальностей. В районе озера Кенон на месте, где потом возник микрорайон так и названный поселок ГРЭС, произошла закладка фундамента под первое каменное здание - для общежития на 50 мест. В организацию с заводов поступали новые автомашины «ЗИЛ-164» и «Студебекеры».
Первые приказы по управлению строительства писались от руки на школьных тетрадных листках в линию. 30 августа переводом из управления машиностроения приняли секретаря-машинистку Анну Скрягину, и с приказа № 16 по личному составу документация управления приобрела тот вид, который соответствовал требованиям делопроизводства. С этого же времени в кадры управления по комсомольским путевкам стала прибывать молодежь – стройку объявили комсомольско-молодежной. Для ее приема сюда на должность начальника отдела кадров 3 сентября был командирован член партии Павел Петрович Оноша.
К моменту прибытия его в Читу, он оказался третьим по числу коммунистом в создаваемом коллективе. 12 сентября в контору управления пришел секретарь Черновского райкома партии Михаил Григорьевич Некрасов и положил начало созданию первых общественных организаций будущего строительного комплекса. Избрать секретарем первичной партийной организации он предложил П.П. Оношу. Примерно в. это же время, но чуть позже, была сформирована профсоюзная организация (профорг – Владимир Исакович Елисеев) и комсомольская организация (комсорг – Абрамов).
А начальник строительства Михаил Григорьевич Залманов занимался организационными вопросами: подбором кадров, оформлением документации, снабжением строительства всем необходимым. Первые месяцы он по неделям находился в Иркутске, в тресте «Востокэнергомонтаж», где вместе с его управляющим Ю. Глуховским обсуждал и успешно разрешал как плановые, так и возникающие непредусмотренные ранее проблемы.
На период командировок его замещал Марк Абрамович Добрускин. Забот хватало и здесь. Например, при проверке траншей под фундаменты общежития было обнаружено большое отклонение от проекта. Для устранения ошибок и дальнейшего надлежащего контроля из конторы управления в прорабскую стройучастка были переведены рабочие старшего прораба Кима Васильевича Зосяка и прораба Николая Николаевича Колика. В «Забуглестрой» на станцию Харанор Забайкальской железной дороги была отправлена машина для получения строительной пакли, а затем еще и за другими стройматериалами. Это были первые внутренние технические вопросы, их решали самостоятельно. Боролись и за культуру работы. Однажды на стройку привезли машину кирпичей. Надо было разгружать, а время уже было предобеденное. Вот и попросили грузчики водителя вывалить их самосвалом. А в результате треть кирпичей превратились в щебень. Или во время дождя забыли накрыть поступивший цемент брезентом. Каждый такой случай становился разбором в бригадах, об этом писали в молниях «Крокодил».
Но приходилось решать и проблемы организационного плана. Созданная организация уже начала жить, планировать свою деятельность, а для обеспечения строительной деятельности не поступала проектная документация и утвержденные сметы. Нужно было начинать готовить базу подсобных предприятий, но не знали где и как ее начинать, - Иркутский институт «Гипрошахтстрой» не готов был выдать чертежи. Та же картина наблюдалась и по возведению жилого городка для рабочих строительства, - подводил Львовский проектный институт.
Но, тем не менее, стройка жила. Ежедневно в отделе кадров оформлялись на рабочие специальности по десять-пятнадцать человек, желающих трудиться на строящихся объектах. Их объединяли в бригады. Вначале это были бригады грузчиков. А первой специализированной рабочей бригадой стала комплексная бригада плотников № 5 (так она называлась) в количестве одиннадцати человек (впоследствии она увеличилась в составе) под руководством бригадира, плотника 5 разряда, Ивана Яковлевича Шишимарина. Ее состав был утвержден 24 сентября.
В сентябре продолжали прибывать специалисты на руководящие должности в управление строительства. Из Владимирского СМУ треста «Главэнергомонтаж» на должность прораба прибыл Станислав Михайлович Орлов. Прибывшая из Иркутска Татьяна Петровна Седова назначена начальником планового отдела. Руководить участком механизации стал Владимир Исакович Елисеев, а на должность старшего прораба из треста «Главэнергомонтаж» прибыл Григорий Иванович Рак. На него возложили обязанность начальника участка жилищного строительства, подчинив ему всех прорабов, мастеров и других работников линейного персонала, закрепив последних за строящимися объектами. В октябре по направления Восточно-Сибирского совнархоза в штат управления был включен инженер-гидротехник Александр Пантелеевич Левко.
А в начале октября в повестке одного из первых открытых партийных собраний слушались уже первые итоги работы управления строительства за сентябрь месяц. Отмечалось, что коллектив управления организационно окреп. Штат руководящих и инженерно-технических работников укомплектован, набирались рабочие кадры. Как положительный пример отмечалась работа созданных комплексных бригад. В это время уже возводилось 7 домов для жилья в будущем поселке ГРЭС, производилась закладка фундаментов еще на 2 дома, готовился к эксплуатации растворный узел, шло бурение артезианских скважин для обеспечения строительства собственной, а не привозной водой. На октябрь планировалось более 50 % выделяемых средств направить на установку ЛЭП-35 от действующей на Большом Острове ТЭЦ. Однако монтаж данной линии несколько затянулся, так как сооружаться она должна была организацией «Сибэлектросетьстрой», которая к такому виду работ была еще не готова. На октябрьские праздники специально по этому вопросу Григорий Иванович Рак ездил в Иркутск и решал вопросы по отгрузке пиломатериалов из «АнгарскГЭСстроя».
К концу года на стройке уже работало до 500 рабочих. Некоторые из них, особенно молодежь, не имели необходимой строительной специальности. Для этого под руководством старшего прораба Григория Ивановича Рака были организованы учебные пункты каменщиков и штукатуров-маляров. Первыми их инструкторами становились рабочие с высокими разрядами. Будущих каменщиков обучал каменщик 6-го разряда Смородинов, навыкам отделочной работы – штукатур также 6-го разряда Мальцева. По мере получения навыков и сдачи квалификационных экзаменов молодым специалистам в торжественной обстановке вручали удостоверения, и распределяли по бригадам. Такая работа проводилась и в последующие годы.
1959-1960 годы
В 1959 году в коллективе строителей Читинской ГРЭС уже выросло немало передовиков производства. Сооружая жилые дома для рабочих, отлично трудились бригады Служаева, А. Москвитина и Петра Павловича Капустина, а комплексная бригада Загвоздкина первой включилась в соревнование на звание бригады коммунистического труда и первой добилась на стройке самой высокой выработки. Широкое распространение получила комплексная организация труда. Некоторые бригады строили дома, начиная от закладки фундамента и заканчивая отделочными работами. Стали появляться рабочие, владеющие несколькими строительными специальностями.
Росли объемы строительно-монтажных работ. Ежедневно только для возведения жилья требовалось до 40 тысяч штук кирпича, 20 тонн извести, и ежемесячно до 50 кубометров сборных железобетонных перемычек. Первоначально всем этим обеспечивал город. Собственную же базу производства железобетона (будущий ЧЗСК) начать строить не могли из-за долгого решения вопроса об ассигновании средств, хотя сюда уже на миллионы рублей поступило оборудование, которое в законсервированном состоянии ожидало своего часа для возможности монтажа.
Весной 1959 года вместо заболевшего начальника управления строительства Читинской ГРЭС Михаила Григорьевича Залманова, создавшего большой коллектив единомышленников и начавшего подготовку к строительству электростанции, на эту должность был назначен опытный руководитель и инженер Ярослав Михайлович Шатунов. В своей работе, в целях успешного строительства, он зачастую, как руководитель, вынужден был идти на риск и порой принимал единоличную ответственность в производственных делах, хотя его отличала черта коллективности в руководстве. Чтобы не было простоев, он в частности, из-за отсутствия проектной документации давал указания строить без таковых. Много внимания отдавал производству и людям. Он умел учить людей работать, умел мобилизовать коллектив и увлекал его на выполнение плана. В годы его руководства управлением рабочие не ждали 17 часов, чтобы тут же покинуть свои места, а, если нужно, работали сверхурочно. За свою деятельность он награжден медалью «За трудовую доблесть».
Со вступлением его в должность управление заметно улучшило свою работу. В связи с расширением фронта работ снизилась себестоимость труда. В это время контору управления строительства со станции Кадала перевели на место строящейся электростанции. В целях организации оперативной связи в управлении строительством было установлен радиотелефон – новинка по тем временам. Его монтировала бригада связистов из пяти человек. С прежнего места базирования управления поближе к строительству переводили и склады. Так, начальнику отдела технического снабжений М.А. Добрускину поручили организовать перевозку всех лесоматериалов из тупика станции Кадала в лесопильный цех мастеру Борису Александровичу Смирнову и в дальнейшем складирование поступающего лесоматериала в тупике не производить.
К этому времени в структуре управления сложилось четыре производственных участка:
- «Промстрой» (начальник участка Алексей Владимирович Шуваев, прорабами и мастерами здесь работали – Ю.Г. Вергизов, М.А. Горбунов, Е.В. Занин, А.Г. Некрасов и Якобчук);
- «Жилстрой» (начальник участка И.П. Винокуров, прорабы и мастера – К.Я. Ждановских, А.В. Зателенин, А.Д. Зеликов, И.А. Козлов, В.Г. Курбатов, Н.И. Оборкин, А.П. Панфилова, В.П. Печерских, И.В. Шуваев);
- «Горстрой» (начальник участка – В.И. Кутузов);
- «ГРЭСстрой» (начальник участка В.А. Резвыков, линейные ИТР – Н.Н. Колик, Р.И. Полухина, К.В. Рогожников).
Стабильно работал только участок «Жилстроя». В июне он выполнил месячный план строительно-монтажных работ от 114,5 % на объектах В.Г. Курбатова и И.В. Шуваева до 217 % - на объектах А.П. Панфиловой, А.Д. Зеликова, К.Я. Ждановских, Н.И. Оборкина и В.П. Печерских. Постройком вел переговоры с Черновским райкомом партии об учреждении Переходящего Красного знамени. Решение этого вопроса затянулось на месяц. А когда все было готово, решили с вручением знамени повременить.
А получилось так, что в этот период стройку начало лихорадить. Сбои в работе стали активизироваться в августе. Именно в это время ощутили отсутствие технической документации для основного строительства, начались перебои в централизованном снабжении необходимыми материалами, низкая (до 20 %) механизация работ приводила к удорожанию ее себестоимости. Эти проблемы руководство строительством пытались решать через вышестоящие организации, но все было не так просто. С этого времени на производстве по техническим вопросам нередко стали возникать простои, у рабочих начали падать заработки. И как следствие – невыполнение в июле и августе месячных планов и падение трудовой дисциплины. Руководство управления было занято проблемами организационного плана, инженерно-технические работники на какое-то время перестали появляться в бригадах и на строящихся объектах. Рабочие почувствовали временные упаднические настроения руководства. И произошел непредусмотренный взрыв.
В сентябре 1959 года две комплексные бригады А. Москвитина и Михаила Загвозкина в количестве 60 человек, работающие на участке «Жилстрой», на четыре часа приостановили работу. Этим актом они постарались привлечь внимание руководителей Читинской области к стройке, к сложившимся трудностям в снабжении строительными материалами, низкой механизации работ, отсутствию проектной документации на возводимые объекты, плохим бытовым условиям жизни рабочих. По данному факту на бюро Читинского обкома КПСС было принято постановление «О серьезных недостатках в состоянии трудовой дисциплины и массово-политической работе среди строителей Читинской ГРЭС». Сам факт забастовки был осужден на партийном собрании коллектива, но какую-то положительную роль этот акт отчаяния рабочих все-таки возымел.
В частности, была усилена роль постройкома в налаживании бытовой стороны жизни рабочих. Именно после этого до строящегося жилого городка стал ходить городской автобус, появилось почтовое обслуживание, открылись столовая и буфет. Чтобы отвлечь молодежь от пьянства и других негативных проявлений, комитет комсомола (секретарь – Галина Питаева) приложил максимум усилий, и заработали общественные формирования, в частности, кружки художественной самодеятельности и спортивные секции.
Активно началась подготовка к работе в зимних условиях. За настоящий участок работы отвечал большой коллектив специалистов под руководством главного инженера управления Анатолия Иннокентьевича Юзефова. Кураторами Промстроя назначили Б.Н. Тацкова, Николая Ефимовича Герасимова и Евгения Спиридоновича Виноградова; Жилстроя – главного инженера А.И. Юзефова и директора строящейся электростанции Виктора Гордеевича Мищенко; ГРЭСстроя – директора управления Ярослава Михайловича Шатунова.
Отмечалось, что участки и подсобные цехи работают лучше, чем аппарат управления. К завершению шло строительство подъездных путей и полигона, с пуском которого зимой должен был пойти собственный бетон. Завершалось строительство ЛЭП-35, которую монтировали две подрядные организации. С вводом этой линии завершалась подготовка промбазы, строились гаражи для поступающих автомашин, возводилась собственная котельная, компрессорная и другие необходимые для строительства объекты, укладывались рельсы на подъездных путях от станции Кадала. Но уже тогда, из-за отсутствия проектной документации, было решено не начинать работы на промбазе, а участок, где трудились 65 человек, с 1 сентября временно ликвидировать. Освободившихся рабочих, а также тех, кто окончил монтаж ЛЭП-35, стали направлять на участок «Жилстрой» (начальник участка – И.П. Винокуров) и в целях сохранения профессионального ядра, рабочих вместе с техникой по решению областного комитета партии направили на возведение жилищного строительства в центральной части города Читы.
И еще одной стороной деятельности управления стала усиливающаяся роль массово-политической работы на стройке. Был выдвинут лозунг: «Больше работать с людьми – вот залог успеха выполнения государственного плана строительно-монтажных работ!». Повышалась роль инженерно-технических работников и мастеров.
В коллективе управления строительства с самого начала его образования была создана партийная организация, первым секретарем которой был избран начальник отдела кадров управления Павел Петрович Оноша. Шло время, коллектив рос, росла и партийная организация. В 1960 году назрела необходимость создать в ее составе цеховые организации или партгруппы. И первыми они были созданы в автобазе (секретарь – Николай Павлович Михайлик), в отделе главного механика (секретарь – С.Я. Орехов), в аппарате управления (секретарь – Б.Н. Тацков) и в подрядной организации «Дальэнергомонтаж», или сокращенно ДЭМе (секретарь – Фёдор Сергеевич Костенев). Например, на партийных собраниях в автобазе заслушивались руководители на производственные темы, о подготовке к зиме, о персональной ответственности за порученный участок работы. Партгруппа оказывала помощь в работе профсоюзной и комсомольской организации, контролировала ход социалистического соревнования, выход стенной печати, проведения политинформаций и бесед с шоферами. Все это, безусловно, способствовало укреплению трудовой дисциплины.
На стройке был создан актив агитаторов в количестве 35 человек, в который вошли наиболее подготовленные рабочие, среди них комсомольцы Занчевская, Холмогорова, Олекминская, Василий Попов, партиец газосварщик Орехов и другие. На участках периодически вывешивались стенные газеты и молнии. Последние играли заметную роль в борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, бракоделами, пьяницами и дебоширами. Были созданы добровольная народная дружина (командир – оператор Виктор Мишкилеев, начальник штаба – мастер лесопильного цеха Борис Александрович Смирнов) в количестве 71 человека и товарищеский суд (председатель – Иван Данилович Козлов).
1959 год был годом становления коллектива стройки. При наличии больших трудностей в нем, однако, выросли замечательные люди: комсомолец Борис Петухов, который последовал почину Валентины Гагановой, взяв в свое руководство отстающую бригаду, вывел ее в число передовых. Бригаде электромонтажников Алексея Гультеева одной из первых было присуждено высокое звание – «Бригада коммунистического труда». Среди молодежи были неплохие специалисты среднего звена, успевшие показать свою работу с положительной стороны, например, мастера на участке «Промстрой» Н.В. Якобчук и Александр Дмитриевич Зеликов, мастера на участке «Жилстрой» Римма Ивановна Полухина и Валентина Васильевна Чешейко. Подстать им были и некоторые другие.
Образцы замечательного труда показывали рабочие-комсомольцы А. Климова, Сергеева, Шипицына, электромонтажник Брюквин, газосварщик Орехов, шоферы Николай Павлович Михайлик и Осипов, экскаваторщик Коцман и другие. Замечательный почин москвичей - соревноваться за звание «Бригада коммунистического труда» - нашел свой горячий отклик среди строителей Читинской ГРЭС. В 1960 году в борьбу за это звание включилось около 100 человек. Большая работа была проведена активом автобазы по вовлечению водителей в соревнование за звание «Ударник коммунистического труда». В результате около 80 человек взяли индивидуальные соцобязательства. В конечном счете, это все положительно отражалось на их работе.
Но в целом, начиная с середины 1959 года, на протяжении нескольких последующих лет, СУ ГРЭС не могло выполнять планы по освоению средств, спущенных на строительство. Так, в 1959 году план строительно-монтажных работ был выполнен только на 74 %. И если своими силами что-то удавалось сделать, то назад тянули некоторые субподрядные организации, в частности, «Дальэнергомонтаж», который в тот год из запланированных 5 миллионов рублей освоил всего 2,3 миллиона – менее 50% плана. Низка была и эффективность работы среднего звена руководящих работников на строительных участках и подсобных цехах - прорабов и мастеров. По этой причине нередко простаивали целые бригады, не говоря уже об отдельных рабочих. Медленно шло строительство промышленной базы ГРЭС. А это на тот момент было первоочередным объектом. Неудовлетворительными темпами строилось и жилье. По данному поводу 3 февраля 1960 года на бюро горкома КПСС были заслушаны руководители управления строительства, и было принято соответствующее постановления, которое потом обсуждалось на общем собрании коллектива, в участках и бригадах. На собрании говорили о наболевшем, об изыскании резервов, о мобилизации сил, о вводе в эксплуатацию готовых к завершению объектов, в частности, цеха сборного железобетона (март), ЛЭП-35 (апрель), шести жилых домов в пос. Кадала (март, апрель). Для сравнения был приведен пример разной себестоимости строительно-монтажных работ при возведении двух однотипных общежитий. Одно их них обошлось управлению в 424 тыс. рублей, а второе – в 445 тыс. рублей. На разницу в 21 тыс. рублей повлияли накладные расходы. Особой критике была подвергнута работа субподрядной организации «Дальэнергомонтаж». Именно она вела монтаж котельных на полигоне, от пуска которых зависело начало изготовления сборного железобетона, и монтировала ЛЭП-35 кв.
В мае остро стал вопрос о мерах по сокращению травматизма на строительстве. Всего было допущено 16 несчастных случаев, и все они произошли с рабочими, проработавшими на участках менее четырех месяцев. Главный инженер управления Анатолий Иннокентьевич Юзефов и инженер по технике безопасности Балабан на специальных комиссиях тщательно разбирали каждый несчастный случай, принимали конкретные меры и делали их предметом обсуждения в коллективах участков и бригад, а также руководства управления. Принимались и опережающие меры: перед началом работ проводились инструктажи, рабочих обеспечивали спецодеждой и респираторами. Особенно тяжелые условия труда были на бетонно-растворном узле в Кадале, отчего постройком требовал от главного инженера управления решить вопрос о его закрытии. Каждое собрание, каждое совещание вносило свои коррективы в улучшение организации работы. Так было принято решение строить новый, отвечающий правилам техники безопасности и больший по мощности бетонно-растворный узел на площадке Кенон. Была принята во внимания просьба водителей большегрузных МАЗов поливать дорогу от карьера до полигона, чтобы сбить далеко тянущиеся облака пыли. Решались и другие животрепещущие вопросы.
В мае, после завершения работ по монтажу ЛЭП-35, стройка, наконец-то, была в достаточном количестве обеспечена дешевой электроэнергией, что позволило приступить к монтажу отправленного со строительства Куйбышевской ГЭС земснаряду. В июне он работал уже на полную силу, очищая дно Малого Кенона от илистых отложений, чтобы вслед за этим начать перекачку туда насыпного грунта для создания специальной песчаной подушки. А уже она должна послужить основой для закладки фундаментов под саму гидроэлектростанцию.
В июне в управлении сформировалось как бы четыре самостоятельных участка: «Жилстрой» - в поселке Кадала «Временный городок», и «Промстрой», где возводился полигон сборного железобетона и земснаряд (начальник – Иосиф Александрович Антюфеев).
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №222041100101