Записи

23.02.2016. Мы - археологи души, выполняем раскопки и записываем результаты исследований.
- Для кого?
- Любые записи делаются для себя, но еще и обязательно для других, - всегда предполагается, что написанное будет кем-то прочитано. Чего в этом больше, трудно сказать. Мысли полезно проговаривать, - обретая форму, они попадают в реальность. Более того, иногда они и рождаются в процессе написания. Значит, есть еще один адресат, - сами мысли и сюжеты, о которых говорим. В конце логической цепочки получаем, что письмо - это одна из форм существования человека, которая дает обнаружить его во времени. Декарт утверждал: "Мыслю, следовательно существую". - Это так, но у существования много градаций, и если ограничиться исключительно мышлением, не выходящим за рамки мыслящего, это будет ограниченное существование, замкнутое, бесполезное и потому бессмысленное. Фиксация в виде устных или письменных слов придает мышлению смысл. Возможно, вокруг нас существует множество других миров, не обнаруживающих себя. И потому для нас их нет, о них можно только фантазировать. Высказывая мысль, мы слушаем ее вместе со всеми и тоже пытаемся понять.

Т.е. в некотором смысле, возражаю Декарту, "Cogito, ergo sum" - недостаточный принцип. Сказал бы я по другому: "Говорю, значит я живой и в сознании", но это будет еще дальше от истины. Слова нередко говорят о том, что сознания нет и, вероятно, уже не будет. Да и само существование всегда под вопросом, - слово отделяется от своего источника, живет своей жизнью...

Получается у меня тут "Слово о словах", - когда-то прочитал работу с таким названием, но ничего не помню, может, излагаю здесь мысли, которые там прочитал? По большому счету, это так, - все что я говорю, - изложение собственными словами того, что было когда-то прочитано, усвоено.. и забыто. Лет 25 назад я выдвинул гипотезу о "мутации мысли" - в процессе многократного повторения известного, возникают случайные искажения, которые могут оформиться в новое знание. - Дарвинский отбор везде - в живом, неживом, интеллектуальном. Вероятно, он (Ч. Дарвин) нащупал проявление некого всеобщего принципа.

У меня есть предположение, что каждый человек глубок и интересен, но не всякий это обнаруживает. Хорошо, что Диоген отправлял послания из своей бочки, иначе он бы для нас не существовал. Многие закрываются в собственных бочках-квартирах, не подавая оттуда разумных сигналов. Но это не значит, что там разума нет. Или он принимает иные формы, настолько своеобразные, что контакты с внешним миром затруднены или даже невозможны. Но пока не сформулированы четкие признаки разумного, я буду предполагать, что не только какие-то там насекомые, но даже неживая материя способна мыслить.


Рецензии