Сельская жизнь в Кельбаджаре
Кельбаджар для меня ,кельбаджарца,конечно,-это невероятной красоты райское местечко,скрытое за горами,а дорога к нему тянется словно извилистая змейка,оббегая величественных каменных великанов.
Это место идеально гармонирует с природой так,что многие дома ,как хамелеоны,выполнены из камня ,и этой архитектурной специфике- много столетий.
Несмотря на здешние сложные условия жизни,люди тут всегда в добром настроении,несуетливы и счастливы.
Необычайно доброжелательные,они притягивают к себе своей чистой ,открытой душой,очаровательной улыбкой,излучающей неподдельную радость и счастье.
А степень их гостеприимства не имеет предела.Люди здесь знают толк в жизни,они не гонятся за чем-то ,поскольку считают ,что там,где душа отдыхает и чувствует себя хорошо,время не имеет власти.Только посетив Кельбаджар,вы по-настоящему поймёте,что жизнь прекрасна.
Но прежде,чем ехать в какие-то края ,необходимо хотя бы поверхностно изучить этнографию , культуру и быт обитающегося там населения.К сожалению ,из бывших союзных республик в Азербайджан едут не всегда самые лучшие их представители ,а иногда и те,кто не пригодился у себя на родине.Здесь естесственнее даже деревья,их кривизна и неказистость кажутся нарисованными пьяным художником,настолько они,нежеланные гости, кривые и косые. Гостеприимством азербайджанцев нельзя злоупотреблять... И только в Талыше растёт "Железное дерево"("Дямир агадж")с самой плотной древесиной на планете...
Станет приятно ,когда все узнАют что в моем Кельбаджаре растут вековые дубы,многообразная флора,словом земля плодороднейшая,что ни посадишь,то и вырастет...
БОльшая часть населения с давних пор проживает именно в сельской местности.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Крестьяне, жившие в казенных землях, уплачивали налоги государству. Ситуация с частновладельческими крестьянами была тяжелее-они платили налоги и государству и землевладельцу. Эти крестьяне-батраки жили и работали на землях высшего мусульманского сословия (беки, агалары).
Особенности их быта в этот период (XIX век)-земледелие и животноводство. И технический прогресс до них доходил долго: например, даже в 1960-х годах кельбаджарские крестьяне продолжали использовать плуг и соху.
Земледелие исторически развито в Азербайджане ввиду плодородности его земель.
Тяжелая участь постигла полукочевых крестьян, на земли которых постепенно заселялись иноземцы в лице армян в Нагорно-Карабахском регионе. Столкнувшись с сезонными проблемами и трудностями перемещения, эти крестьяне не могли перегонять скот. В результате скот погибал, а люди теряли жилища и разорялись...
ШЁЛКОВОДСТВО,
являющееся древней ремесленной традицией Азербайджана, было особо распространено в Нухе (Шеки), Шуше, Шамахе и Джаро-Балакене. В городе Шеки даже была открыта знаменитая в своё время Ханабадская мануфактура. Шекинское "Общество по распространению шелководства, промышленности и торговли на Кавказе" (осн.1836 г.) являлось самым большим на Южном Кавказе, где использовался наемный труд.
КОВРОТКАЧЕСТВО
Ковроткачество является одним из наиболее древних и значимых видов азербайджанского народно-прикладного искусства,традиции и секреты которого хранились и передавались из поколения в поколение.Неисчерпаемое сплетение узоров,полёт творческой фантазии и высокое мастерство-вот что такое азербайджанский ковёр.
Ковры и ковровые изделия Кельбаджарской,Гянджинской,Газахской и Карабахской школ неоднократно восхвалялись во многих исторических книгах,классической литературе и фольклоре.Они прославились во всём мире как древние образцы искусства и хранятся в лучших музеях мира.Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества входит в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Азербайджанский ковёр является своеобразным источником и хранителем информации,где каждый символ играет свою роль- многоцветие природы и яркие краски,национальные орнаменты и отражение классических произведений,и конечно же,образы женщин.
Азербайджанские ковры отображены и в произведениях европейских художников.Тка,в произведении "Мария с младенцем"нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга можно увидеть изображение ширванского ковра,а на полотне Ван Эйка " Святая Мария" отображён зейвинский ковёр.
Знаменитый английский учёный искусствовед А.Поуп относит искусство бронзового века к памятникам материальной культуры,обнаруженным на территории Азербайджана.Он утверждает,что найденная небольшая фигурка коня,относящаяся ко II тысячелетию до нашей эры,из Маку-города Южного Азербайджана.На этом коне кроме седла,видна попона с изображениями охотничьей собаки,джейрана,птицы,а также с узорами из цветов и веток.В одном из источников" Баррасихайе тарихи" автор,ссылаясь на книгу "Китаби Мирасе Иран"("Книга наследий Ирана") сообщает,что шах Тахмасиб I писал османскому правителю Султану Сулейману,что эскизы хали для большой мечети ,основанной великим Синаном (Мечеть Сулейманийе)сделает он сам и просил Султана сообщить ему необходимые размеры.В источнике также говорится,что эти хали вовремя сотканы и отправлены в мечеть "Сулейманийе".
Как известно,в отличие от Южного Азербайджана,где ковроткачеством наряду с женщинами,занимались мужчины и малолетние мальчики,в Северном Азербайджане им занимались в основном женщины и девочки.
Во время похода Султана Сулеймана в Азербайджан в XVI веке им была отправлена в Стамбул большая группа ремесленников из Тебриза.Переселенные в Турцию азербайджанские мастера ,называемые "Джамайет" ,распространялись в специальных пунктах соответственно их профессиональной направленности и мастерству.Среди них была выделена группа художников "Джамайети наггашани эджем" ,группа ковроткачей,"Джамайети гайчевафан",и зодчих-"Джамайети мемаран".
ЖИВОТНОВОДСТВО
Мои предки и наша семья всегда держали много баранов-овец.
Из всех способов разведения овец лучшим считается пастбищный с 9-10-месячным выпасом, но желательно-круглогодичным, если получается. Этот способ дает возможность добиваться наивысшей продуктивности животных при минимальных затратах: без дорогостоящего строительства огромных овчарен, закупки большого количества кормов для стойлового содержания и откорма. При круглогодичном вольном выпасе получается и самое вкусное, нежное МЯСО. Из овечьего МОЛОКА (оно жирнее коровьего и богаче белками) изготавливают превосходные сорта сыра: фета, брвнза, рикотто, острый рокфор с плесенью, пекорино и другие.
У сальных пород овец - мясо-это и полезнейший курдючный жир, который идет на нужды кулинарии (при готовке блюд, сладостей, кладут также в молочный чай), мыловарения и косметологии.
У овец, выращенных на вольных степных, полупустынных или Кельбаджарских горных пастбищах-высококачественная шерсть (дополнительный продукт ланолин-сырьё для кометики) и меховая, кожевенная овчина- мутон, цигейка, смушки, каракульча, каракуль, мерлушка...
Одним словом, Кельбаджарское пастбищное разведение скота является самым лучшим, самым выгодным, самым полезным во всех аспектах. Мы выращивали в Кельбаджаре отары овец более 100 голов без айфонов, без суперсовременных комплексов. Вкус такой баранины несравним ни с каким.
Баранина-мясо тяжелое, не каждому по-нутру. Но в ряде случаев-незаменимое. Качественному продукту рынок сбыта всегда находится, тем более в Азербайджане. Высокий спрос на баранину в Иране (80 млн чел.), Турции (80 млн чел.) и в странах Персидского залива.
Благодаря такому питанию население Кельбаджара имеют сильную генетику и высокую степень иммунитета и выживаемости. Антропологически это то мясо, к которому генетика человека полностью адаптировалась и усваивается полностью, чего не скажешь про другие мяса. Идеальнее только мяса кур и индеек.
Но лучший шашлык, конечно, получается из баранины, хотя эта тема уже затронута в другом рассказе.
В Кельбаджаре говорят: 100 голов овец-не отара, а домашний скот, Отара-это от 1000 голов. Остальное-мания величия.
Для здоровья питание-это не всё, надо и образ жизни соблюдать. Долгожители Кельбаджара, например, едят в том числе и очень жирную пищу. Для жителей средней полосы это не круто, как говорится. У них генетика разная. К тому же,они по горам как сайгаки скачут. А житель равнины выдохнется уже на первой сотне метров. Всё это-из-за неправильного режима и рациона питания.
Свидетельство о публикации №222041101281
Ирина Надирова 18.02.2024 20:03 Заявить о нарушении