10. Военная служба и военные мемуары О. А. Мальсаг

             Глава П.1.4               
                ВОЕННАЯ СЛУЖБА И ВОЕННЫЕ МЕМУАРЫ
 На военную службу Орцхо Мальсагов пошёл после окончания Коломенского Михайловского)артиллерийского училища, и его последний чин и должность в старой армии до Февральской революции – прапорщик – младший офицер 77-ой Артиллерийской бригады, командир взвода под Котлубанью. После Февральской революции Орцхо перевёлся в Ингушский полк / том же чине/, который находился на Австрийском фронте. Его должность – корнет-казначей». /См.: Ахм. Ум. Мальсагов. История и века родословий. Нальчик, 2003. – С.267; О.А. Мальсагов. Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима.П.  кн. Нальчик, 2008. – С.128/.
Память военных событий вооружила Орцхо Артагановича зоркостью, она служила нравственным компасом, по которому человек может и должен был сверять свою деятельность. Но груз памяти обо всём, что пережито его народом, ложился тяжестью на душу, не давал покоя, заражал тревогой и заботой.
Второе письмо адресовано сыну Казбулату. Но, как считал сам Орцхо, отнестись нужно внимательно к каждому слову, хотя людям и свойственно ошибаться. «Тебе и многим людям нашего народа хорошо известно, что вся моя сознательная жизнь была отдана служению этому народу. В данном письме я решил написать тебе об основных моментах своей жизни, начиная с 1917 года.
  «Может быть суховато, но знать их надо, если собираетесь хлопотать за меня.
1.В период гражданской войны /1917-1920 гг./ я сражался в рядах красных партизанских отрядов против белогвардейцев на Северном Кавказе. Из числа, по меньшей мере, 50 бывших царских офицеров ингушей только двое/я и Саутиев Муса/, вступили бескомпромиссно в те годы на службу революционной ингушской безземельной бедноты». /Письмо Орцхо к Казбулату от 20/УП-54 г./.
Встреча Орцхо Мальсагова с революцией была подготовлена всем предшествующим его развитием как художника и даже как мыслителя. Признание революции – этот политический шаг, выразивший самое существо мировоззрения Орцхо Артагановича Мальсагова.
 Орцхо с первых дней стал на сторону трудового народа. «То, что кажется не совсем ясным сейчас, в 1955 году, т.е. через 35 лет после событий было живым и понятным тем людям, с которыми я сражался против белых бок о бок.  Именно из таких людей – суровых, честных, идейных борцов, создавших победу Великого Октября; из этих мужественных, неподкупных, прямых, как совесть человека, из этих лично Лениным и Сталиным проверенных людей составлена была Госкомиссия, проверявшая всю мою деятельность за время гражданской войны и выдавшая мне Почётную партизанскую книжку». /Письмо Орцхо к Казбулату от 22.01.55 г., №2/.
  Молодая Советская республика оказалась в огненном кольце.   ставшим одним из важнейших фронтов гражданской войны. Самые отборные войска белогвардейской армии генерала Деникина были направлены на Южный фронт. Им важно было захватить Северный Кавказ и обеспечить себе тыл.
О роли ингушей в гражданской войне можно найти в исторической литературе: «Ингуши - единственный открытый путь, который мы имели во Владикавказе. На второй же день после нападения на город был созван съезд ингушского народа в с. Базоркино. Перед вооружённым ингушским народом был поставлен вопрос о той безопасности, которая грозила ему в случае успеха казачьего нападения. Но одно выступление ингушей уже обеспечило нам победу. Мы были уже не одни. Выступили ингуши, этот авангард горских народов".// Борьба за Советскую власть в Чечено-Ингушетии /1917-1920/. Грозный, 1958 - С. 171/.
В другом письме Орцхо продолжает эту мысль: «Скажу ещё вот что: Великая Октябрьская революция провела резкую разграничительную черту среди ингушского народа. Так называемые «верхи» народа, то есть богачи... и прочие воспротивились революции. Что же касается меня, я с первых дней стал на сторону «низов», т.е. трудового народа.  Благодаря усилиям сторонников Советской власти, Ингушетия ни одного дня не была контрреволюционной, начиная с 25 октября 1917 года и до весны 1919 года, когда полчища белых /генерала Ляхова, Геймана, Шкуро и пр./ захватили почти весь Северный Кавказ. Только Ингушетия с Чечней твёрдо стояли под знаменем Октября, благодаря чему наша территория явилась базой для вождей-коммунистов, а также служила убежищем для остатков революционных войск. Наш народ был островом большевизма среди контрреволюционного казачества и др. белогвардейцев. Только учтя это обстоятельство, можно понять, почему вожди коммунизма и советские воинские части так быстро и успешно возобновили свою деятельность на Северном Кавказе после периода временных неудач. Такие выдающиеся деятели партии и Советской власти как С.Орджоникидзе, С.М.Киров высоко ценили ингушскую верность революции, потому что черпали здесь людские резервы и, в случае необходимости, находили в наших аулах абсолютно безопасное убежище. Скажу без хвастовства, что значительная доля труда по организации революционной и воинской энергии ингушского народа принадлежит мне. «Я был тогда в числе организаторов и борцов вооруженных сил Ингушетии, поэтому в 1918 году народный съезд избрал меня военным комиссаром Ингушской Автономной Области. Народные съезды, которые собирались по указаниям, а некоторые при личном участии Г.К.Орджоникидзе и С.М. Кирова, доверили мне организацию боевой силы ингушей. Под моим непосредственным руководством были организованы конные, пулемётные и артиллерийские отряды.
В 1919 году в Уваровском замке в с. Базоркино состоялся Всенародный съезд ингушей, на котором от имени Советского Правительства Москвы С. Орджоникидзе обратился к ингушскому народу с призывом задержать белые банды, подходившие к Моздоку и Беслану. Ингуши загородили белым дорогу через свою территорию. Был избран Совет Обороны Ингушетии из 11 человек, в числе которых в присутствии С.Орджоникидзе, был выбран и я.
В Совет обороны входили Юсуп Албогачиев, С. Альдиев, Абдул-Гамид Гойгов, Али Горчханов, С.Горчханов, Идрис Зязиков, Орцхо Мальсагов, Муса Саутиев, М.Ужахов и др. - авторы/. Совет Обороны направил меня руководителем Долаковского участка фронта против генерала Шкуро. В историческом сражении на Долаковско-Кескемском фронте, где белые потерпели в первых боях с ингушами серьёзное поражение». /Письмо Орцхо к Казбулату от 20/УП-54 г./.
В ходе противостояни с армией малочисленный ингушский народ понёс большие потери, более две треть были убиты, в том числе женщины и джети.Только в одном окопе было убито 22 человека. Это:
1.Акиев Иналук Махиевич,
2.Балхаев Ибрагим Балхаевич,
3-4. братья Белокиев Атаби и Сатаби,
5.Газиков Чадах Чахкараевич,
6.Газиков Иса Эдалбеевич,
7-8. братья Элбазар и Орснак Жинар-Алиевичи Даурбековы,
9-10. братья Адис и Керам Чамиговичи Долгиевы,
11. Долгиев Карше Алмазович,
12. Долгиев Ахмед Исмаилович,
13. Долгиев Белда Мочкиевич,
14. Долгиев Аси Борзаевич,
15. Кулбужев Шаип Дудаевич - отец,
16. Кулбужев Осман Шаипович – сын,
17.Кулбужев Салмарза Солсбикович,
18. Тимурзиев Артам Доврбикович,
19. Тимурзиев Хаким Шаамиевич,
20. Тимурзиев Артаган,
21. Чариев Сапа Джамботович.
А всего в этом окопе убито за один день 46 отважных защитников села, засевших на ключевой позиции обороны. В селе сохранился этот по настоящее время.
22. Шибилов Маал. (Дала къахетам болба царег!) (Цит.: Закре Даурбеков. (Их было 23. Очерк. /«Утро гор». Грозный, 1961.Заказ 1750. – С. 43-50).
А всего в этом окопе убито 46 отважных защитников села, засевших на ключевой позиции обороны.
Это же отмечает и Зарема Гойгова в своей работе «Народы Чечено-Ингушетии против Деникина»: «Для ведения военных действий был избран Комитет обороны из 11 человек, одним из которых является Орцхо Мальсагов». //Цит.: З. А.-Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963. – С.82/.
Совет обороны под предводительством Г. Орджоникидзе сыграл большую роль в победе. Срывая план Деникина пробиться и захватить нефтяной Грозный.
 «Весной 1919 года именно ингуши, и только они одни, были цитаделью революции на Северном Кавказе. Одни мы как национальное целое сражались против белых. В бою у селения Долаково я был тяжело ранен, а лошадь подо мной убита, /я был тогда членом Совета Обороны Ингушетии и командующим этого участка фронта/. Меня скрывали от белых, но эвакуироваться мне не удалось. Наконец, наступил момент, когда надо было избрать одно из трёх решений: 1/. покончить собой, 2/. отдаться в руки белой разведки, 3/. Найти неожиданный для белой разведки ход и скрыться.
Как уже описано в заявлении от 5/У1-53 г. я выехал на фронт и вступил в Ингушский конный полк, на должность казначея.
 В Ингушском конном полку ингушские офицеры отнеслись к Орцхо Мальсагову враждебно. На него постоянно доносили. Так, на станции Великокняжеской контрразведкой Мальсагов Марзабек был по ошибке принят за Орцхо. Его пытали, добиваясь от него признания, что он большевик, артиллерист, бывший военный комиссар. «Он предъявил мне требования возместить расходы, понесённые им из-за меня - долго рассказывать, да это и ни к чему». /Письмо Орцхо к Казбулату от 22.01.55 г./.
О героических подвигах Орцхо Артагановича отмечалось в труде Заремы Гойговой «…весь первый день защитники Долаково ожесточённо сражались, отбивая упорный натиск врага. Атака деникинцев, следовавшие один за другой, были отбиты с большими потерями для обеих сторон. Но враг наседал, положение становилось угрожающим. Кладбище, где в окопах засели защитники села, подверглось такому интенсивному обстрелу, что невозможно было не только держать связь с соседними окопами, но даже выглянуть из окопа. Ингуши проявляли беспримерный героизм. Орцхо Мальсагов, руководивший действиями артиллерии, в критический момент с шашкой в руках бросился на врага, увлекая своим мужеством других. Атака была отбита, но белые, подтянув силы, вновь предприняли наступление. Обстановка для ингушей складывалась крайне неблагоприятно, силы защитников таяли. В этот момент на помощь ингушам пришли красноармейцы Владикавказской школы красных командиров под командованием Евгения Казанского…». /Цит.: З. А.-Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963. – С.82-83 /.
У Заремы Абдул-Гамидовны Гойговой была возможность воочию общаться с героем Долаковского боя Орцхо Мальсаговым, который воевал вместе с её отцом. По-отечески Орцхо оказывал ей помощь, радуясь тому, что у молодёжи есть посыл к учёбе, желание получать знания. Ведь для молодой республики после возвращения нужны были специализированные литераторы, историки, этнографы, историки. Учёба в аспирантуре в Махачкале, тема гражданской войны в Ингушетии «Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина» была ей ближе в память об отце. В семейном архиве из многих писем сохранилось лишь два письма от Заремы к Орцхо: «Орцхо, здравствуйте!
Наконец-то осуществляю своё давнишнее желание – пишу вам. Я делаю это с большим удовольствием, так как сохраняю к вам самые тёплые чувства. Скажу вам от души, очень часто вспоминаю вас. С вами, Орцхо, я могла быть откровенной, делиться своими мыслями, будучи глубоко уверенной в том, что вы меня поймёте, что вы мне настоящий друг, а в наш век это очень редкое качество и им, к сожалению, наделены немногие. …Думаю сдать кандидатскую диссертацию, но сама занимаюсь много. Думаю, сдать кандидатский диссертационный экзамен по философии в первой половине марта, вместо октября. Вообще надо всё форсировать и заняться диссертацией. Да, Орцхо, немало мне предстоит ещё трудностей и схваток.
Безумно рада происшедшим у нас переменам, начало положено, продолжили бы в таком же духе». /Письмо Заремы Гойговой к Орцхо Мальсагову от 15. Месяц и год не указаны. - Авторы/.
А вот и второе письмо: «Здравствуйте, Орцхо! Опять я выдержала паузу. Что сделаешь, такой уж я неаккуратный человек. Я заранее знаю, что вы мне простите. Правда? Тем более, если узнаете, что я немного прихворнула. Жизнь моя течёт тихо, плавно, размеренно. Библиотека – дом, дом – библиотека. Много занимаюсь, читаю, настойчиво и упорно грызу гранит науки. Иногда в голову приходят дурные мысли: «На что мне это на старости лет?» Но это бывает только на мгновенье, и то только иногда.
А работать я люблю, люблю проверять свои силы, возможности и иногда с удовлетворением отмечаю, что не такая я уж дура, какой кажусь себе. Ах, Орцхо, как мне хочется скорее через всё пройти. Тогда мы опять бы с вами поработали. Мне очень не хватает близких моему сердцу людей и Вас в том числе.  Вообще мне надоела моя холостяцкая жизнь, скучаю о доме. Особенно меня угнетает и сковывает холод, который царит в моих покоях, это конечно, всё ерунда, передо мной цель, и я должна достичь цели во что бы то ни стало. Надо навёрстывать упущенное. Я всё ещё не привыкла, но свыклась.
Имела счастье видеть здесь Дошлуко, он, видимо, вам рассказывал. … Я думаю, сдать философию в начале марта, а до конца года все остальные экзамены. Надо формировать, чтобы больше времени осталось на диссертацию». /Письмо Заремы Гойговой к Орцхо от 5/П-59 г./.
В архиве семьи было письмо, полное благодарности Орцхо за оказанную помощь. Зная, что его труды не публикуют, Орцхо было приятно, что хоть кто-то интересуется историей Ингушетии и Долаковским боем. У него были переводы на русский язык всех рассказов и очерков о гражданской войне. Многие брали у Орцхо материалы, обещали опубликовать, а затем ссылались на то, что не дают разрешение сверху, но не возвращали. Орцхо каждый раз переписывал заново. В 1962 году сын Орцхо, Ахмет, смог опубликовать рассказы, очерки только на ингушском языке. Всё как по пословице «А воз и ныне там».
А ведь в двадцать лет в 1918 году после Октябрьской революции был Военным комиссаром Ингушетии! Участвовал в боях против белой армии под селениями Кантышево и Долаково, где был ранен. Красный партизан. /О.А. Мальсагов о себе. /Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /Наследие Таргима. Кн.П. Нальчик, 2008. – С.128./.
Борьбу Деникина в Чечено-Ингушетии к. ист.н.З. А.-Г. Гойгова делит на три этапа:
1 этап «охватывает период с февраля по май 1919 года и характеризуется слабой организованностью против деникинского движения. Коммунисты вследствие малочисленности и разобщённости не могли возглавить движения.  Пролетариат был оторван от крестьянских масс. Это был период накапливания и организация сил трудящихся.
Второй этап борьбы охватывает события, происшедшие с июня по октябрь 1919 года. Это период организации широких трудящихся масс для борьбы с контрреволюционными силами. Опираясь на революционный подъём масс, партия берёт курс на подготовку восстания, крепит союз пролетариата с широкими слоями трудового крестьянства.
Третий период против борьбы Деникина – с ноября 1919 года по март 1920 года. Это период организованной массовой вооружённой борьбы, направленной на окончательное восстановление Советской власти. Он характерен укреплением руководящей роли пролетариата по отношению к крестьянству, организацией и проведением против деникинского восстания самых широких масс рабочих, крестьян и солдат. В этот период с особой силой проявилась организующая и мобилизующая роль Коммунистической партии». /Цит.: З. А.-Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963. – С. 79/.
Прекрасное владение искусством артиллерии пригодилось Орцхо в Долаковском бою, чтобы приостановить наступление Деникина, ибо он в ту пору был у нас в единственном числе офицером-артиллеристом!». /Мадина Мальсагова. Братья Мальсаговы./Жизнь во славу царя, Отечества и своего народа. Нальчик, 1997. – С.178 – 179/.
В 1962 году вышла книга «Турпала т1ом» на ингушском языке. Составителем явился сын Орцхо, Ахмет. Он опубликовал почти все очерки и рассказы Орцхо о гражданской войне, за исключением очерка "Налёт на Плиево" на инг.яз. «Пхьилекъонгий-Юрта баь т1ом», написанный Орцхо в 1926 году рассказы и очерки о селении Экажево, Яндаре, Сурхахи. Орцхо Артагановичем были сделаны переводы на русский язык. Работая в ЧИНИИИЯЛ, обещали издать, но эти очерки и рассказы на русском языке так и не опубликовали. Ахмет в дальнейшем не смог их пробить для публикации. Время не позволяло. Данные переводы на русский язык сделаны авторами данной книги.
В 1918 году был арестован «белыми» за службу военным комиссаром и командование на Долаковском фронте. /Ахм. Ум. Мальсагов. Ингуши. История и века родословий. Нальчик, 2003. – С. 267/.
К осени 1919 года Ингушский конный полк был в состоянии близком к разложению. Орцхо, оценив ситуацию, понял всю неизбежность и вред сопротивления войскам Красной армии и ему удалось уйти от полка.
В его отряде были: Мальсагов Магомет Возорович, Маршани Магомет, Беков Исак /из Ачалуки/, Хулухоев из Плиева, Ахушков и др., не знаю, кто из них жив. Этих людей и этот факт должен помнить Джабраил Галаев! /Относительно моего участия в событиях гражданской войны лучше всего знали, разумеется, мои соратники, военные и невоенные коммунисты, которые лично участвовали в этих событиях». /Письмо Орцхо к Казбулату от 22.01.55 г./
Продолжая развивать наступление, враг яростно рвался к промышленным центрам Терской республики – к Владикавказу и к Грозному. В конце января 1919 года группой генерала Шкуро совместно с отрядом генерала Геймана был взят Беслан, а 2 февраля отборные части генерала Деникина под командованием генерала Шкуро подошли к Владикавказу и, открыв фронт от Немецкой колонки до Лысой горы, начали артиллерийский обстрел и беспрерывные атаки на город. Левое крыло деникинской армии под командованием генерала Геймана подошло к ингушским селениям Долаково и Кантышево.
Генерал Гейман от имени генерала Деникина предъявил ингушскому населению ультиматум. 
В работе Заремы Гойговой тоже говорится об ультиматуме:
«1. Ингушский народ должен разоружиться и сдать всё оружие и снаряды Добровольческой армии.
2. Все ингуши, участвовавшие в Красной Армии, и сторонники Советской власти должны быть выданы добровольческой армии.
3. Отряды добровольческой армии должны быть беспрепятственно пропущены через территорию Ингушетии к городу Грозному.
4. Ингушский народ должен возместить все убытки, причинённые терскому казачеству за время революции, а земли отдать казакам.
5. Ингушский народ в возрасте от 18 лет до 40 лет должен быть мобилизованным для отправки в Россию на борьбу с большевиками.
6. Ингушский народ должен дать согласие на назначение генерал-губернатора Терской области из казаков». /ЦГА ДАССР, ф.175-р, оп. 3, ед. хр. 245, лл.2,3 /Цит.: З. А.-Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963. – С.80/.
Представители от имени генерала Деникина главным образом, настаивали на пропуске их частей через территорию Ингушетии, стремясь окружить Владикавказ и соединиться с частями генерала Шкуро.
Верхи ингушей начали переговоры с деникинским командованием, изъявляя готовность выполнить предъявленные требования. Народные же массы решительно выступили против этого предательства и категорически отказались пропустить войско Деникина. «Ингушское население заявило, что они никогда не были предателями и никогда ими не будут. Ингуш не может быть изменником. И когда им сообщили, что им дан срок для ответа один час, то ингуши ответили: «Пускай стреляют сейчас же». /Г.К. Орджоникидзе. Статьи и речи. М., 1956. – С.86/.
В это время банды Шкуро вплотную подошли к Владикавказу и начали наступление на город со стороны Молоканской слободки.
Г.К. Орджоникидзе организует и мобилизует все силы на оборону города. Он созывает совещание Совета обороны, на котором присутствовали все комиссары и ответственные работники: Булле, Габиев, Гикало, Калмыков, Маркус, Назаретян.  Падерин, Фигатнер, Цицадзе и др. По предложению Серго Орджоникидзе Совет Обороны принимает решение вывести красноармейские части в Базоркино и переформировать их в новые боевые единицы.
4 февраля 1919 года в Уваровском замке в селении Базоркино Г. К. Орджоникидзе созывает съезд ингушского народа, где собралось более 10 тысяч вооружённых ингушей. Серго Орджоникидзе призвал горские народы объединиться. Командующий всеми вооружёнными силами ещё с августа 1918 года являлся Муса Саутиев.
Знания, полученные в Петербургском Коломенском (Михайлов ком) артиллерийском училище, нашли своё применение в военных действиях против отрядов Деникина.И.А. Дахкильгов в книге "Г1алг1ай говзаме литература" (на инг.яз.)пишет: "В мужестве ингушей нельзя было превзойти, но незнание военной стратегии подводило их.Поэтому ингуши нуждались в таких подготовленных кадрах, как Орцхо Мальсагов".(Нальчик, 2009. - С.396).
С 1924 по 1928 года Берд Котиев, представитель Ингушской автономной области при Президиуме ВЦИКа, благодаря его деятельности на этом посту, и особенно его письму  в Президиум ВЦИКа, датированное 29 октября 1927 года, с просьбой отметить жителей ингушских селений Сурхохи и Экажево, разумело свой успех: «Селения Сурхохи и Экажево, - писал он, - в 1919 г. во время господства Деникина на Юге России подняли вооружённое восстание против добровольческой армии и отвлекли на подавление такового с белого фронта до 15000 войск. Восстание сорвало мобилизацию частей добровольческой армии в Ингушетии, хотя и закончилось полным разгромом означенных селений, понёсших также крупные потери людьми...»
После этого ходатайства, 4 ноября 1927 года, жителям героических селений Ингушетии была направлена Благодарственная грамота ВЦИКа.
В 1928 году множество ингушей были представлены к награде - ордену Красного Знамени. Орцхо Мальсагов был в этом списке, Хизир Орцханов и другие.
В архиве семьи Мальсаговых сохранилась справка, написанная хадрисом Яндиевы Абдурахманом Терсботовичем по адресу: ул. Седова,3: "Справка дана мною бывшим  командиром 1-го конным командиром в Ингушской армии в том, что Орцхо Артагановича  Мальсагова я его знаю отлично как первого артиллериста и занимался во всех боях".(без указания даты).
За руководство артиллерийским боем, за руководство артиллерийскими отрядами в 1918 году под селениями Кантышево, Долаково. Орцхо Артаганович Мальсагов одним из первых был представлен к ордену Красного Знамени. Ему была выдана почётная партизанская книжка. Орден Красного Знамени ему не вручили из-за побега старшего брата Созерко из Адских островов, прошедшего лагеря СТОН, СЛОН.
27 мая 1950 год при аресте сотрудниками НКВД Кокчетавской области были изъяты все документы: почётная партизанская книжка, рукописи перевода Орцхо Мальсагова Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" на ингушском языке и саму книгу-подарок, которая для Орцхо представляла большую ценность и берёг ее как зеницу ока.Ему дали 58-ую статью "За контрреволюционную деятельность" п.10-11. После пересмотра дела 21 июля 1955 года был реабилитирован и выпущен на свободу.
После возвращения на Кавказ в январе 1959 года сделал запрос в архивную службу и пришло подтверждение о том, что он был представлен к высшей награде - к ордену Красного Знамени
В семейном архиве сохранилась эта справка "МВД-ЧИАССР Центральный Государственный архив Чечено-Ингушской АССР от 30 января 1959 года, № 22-М, г.Грозный на имя Мальсагова А.А. г.Грозный, улица Сталина, 23 (переименованная в улицу Ленина, 23. На территории НИИ, где работал Орцхо Артаганович с 1957-1961 годы, во дворе НИИ ему была выделена 2-х комнатная квартира).«В документальных материалах архивного фонда Ингушского Облисполкома в списке Альтиевского Исполкома от 20 января 1928 года на представленных к награждению орденом Красного Знамени по селению Альтиево значится Мальсагов Орцхо Артаганович с характеристикой по списку: «Во время гражданской войны в Ингушетии руководил артиллерийским боем, одновременно руководил Ингушскими отрядами в 1918 году под Кантышево». /Список подписан: Пред. Исполкома секретарём ВЛКСМ и заверен печатью Нач. ЦГА ЧИАССР /Варламов/. Зав. столом справок   /Серова/». /Основание: ф.158, Д.1337, л. 20/.
  Из Воспоминаний бывшего директора Сурхохинской средней школы, заслуженного учителя РФ, кавалера ордена «За заслуги» Медова Якуба о гражданской войне в селении Сурхохи: «Всё селение Сурхохи было разгромлено, население выходило в другие населённые пункты. Всё село было сожжено. В селе остался только единственный дом Нальгиева Мандре с матерью, который в течение 9 дней защищал своё жилище. Об этом пишет Зязиков Багаудин в своём произведении под названием «Девять дней из жизни героя».
Мать в ходе боёв убита снарядом и похоронена во дворе своего дома. Со своим отрядом пришёл на помощь кавалер 4 Георгиевских крестов, командир красной армии Хизир Орцханов и Мандре ушёл вместе с отрядом».
Есть рассказ Султана Аушева «Мандре», в котором подчеркивается мужество героя: «Смерть преследовала Мандре, подобно зверю, по пятам которого идёт охотник, однако. Он презирал её. Видимо, и ей, смерти, надоело преследовать его, она оставила его в покое. Месть врагу для Мандре была смыслом его жизни».
Закончились боевые действия в Сурхохах. Мандре очень переживал за сожжённое деникинцами село. Он был уверен, что Советская власть поможет им восстановить разрушенное село. Его надежды вскоре оправдались. Советская власть выдала по сто рублей за каждый разрушенный дом и по пять метров ткани на душу населения. В это трудное время это действительно была большая помощь для каждого односельчанина.
Построили новое село Сурхахи.
Советская власть оказала помощь и жителям других сёл. Не обошла вниманием и национальных героев гражданской войны. Нальгиев Мандре в 1928 году был приглашён в Москву, … была вручена высокая награда - орден Красного Знамени. В те годы это была высокая награда государства.
«Союзкино» выпустил кинофильм, рассказывающий о подвигах Мандре, который в течение девяти дней мужественно сражался за своё село. Сейчас этот фильм находится в архиве Госфильмофонда.   
Подвиг Мандре односельчанами не забыт, он живёт в их сердцах как пример для подражания.Ингуш, герой гражданской войны Мандре Нальгиев вошёл в историю своей республики как достойный сын своего народа». /С. Аушев «Мандре». //Газ.  «Сердало». /Возвращение к истокам. История Ингушетии в лицах и фактах. Саратов, 2000. – С.296 – 299/.
Такая же участь постигла сёла Экажево, Плиево, Долаково, Кантышево, Базоркино и другие.
«Мой отец Чахкиев Магомет Дзаурбекович был участником гражданской войны в селении Базоркино. Я помню в школе на стенде «Герои гражданской войны» висело фото отца. После моего замужества отец был прикован к постели, и он диктовал младшей сестре фамилии всех ингушей - участников сопротивления в селении Базоркино в ходе гражданской войны. Но во время боевых действий в Чечне, родительский дом был разрушен, от тетради ничего не осталось. Остались горькие сожаления, что не была своевременно проделана соответствующая работа. Мы не были знакомы с историей своего края, мы учили про Великую отечественную войду и про победу русских в этой войне. А про заслуги ингушей в Дикой Дивизии мы не имели никакого понятия.
 За боевые заслуги и проявленное мужество жители селений Сурхохи и Экажево были отмечены правительственными наградами. По селению Альтиево к ордену Красного Знамени был представлен и Орцхо Артаганович Мальсагов. К ордену Красного Знамени был представлен и Хизир Орцханов.
До конца своей жизни, даже будучи старцем, он оставался романтиком. Это его свойство прослеживается во всех его письмах и в творчестве.
 В деятельности Орцхо раскрывается богатство его духовной жизни, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
В последние годы жизни особенно часто Орцхо Мальсагов возвращается к военной тематике.  Несмотря на то, что за это время родилось и вошло в силу целое поколение и все меньше и меньше оставалось участников гражданской войны, память сердца не тускнела.
 Каждый, прочитавший очерки Орцхо Мальсагова о противостоянии ингушского народа генералу Деникину, вбирает в себя эти героические дни, как высшую нравственную меру своей собственной жизни, как тот «отсчёт», каким необходимо выверять смысл и цену всех последующих шагов и поступков, которые совершаем мы все, всем народом, всей страной.
В 1926 году у Орцхо Артагановича выходит очерк «Налёт на Плиево» /«Пхьилекъонгий юрта баь т1ом»/. Очерк ингушской действительности в дни Гражданской войны 1918 года. // Газ. «Сердало», 1926, 24 февраля, № 15, - С.6/.
Продолжая   военную тематику, начатую ещё в 1926 году, Орцхо   публикует очерк «Серго Орджоникидзе нохчий, г1алг1ай хьамсара ва»/1959г./, «Турпала т1ом» /1959 г./ «40 шу хьалха» /1959 г./, опубликованные на родном языке. С чем это связано, что на него так подействовало?
Это связано с годами ссылки /1950-1955 гг./, где произошла встреча двух кавказских людей: Хизира Идиговича Орцханова с Орцхо в Иркутском исправительно-трудовом лагере, которая подвела Орцхо Артагановича к этой черте.
Все события гражданской войны Орцхо Артаганович опубликовал в очерках о гражданской войне.
В пьесе Идриса Базоркина "На рассвете" ("Са тоссаш" - на инг.яз.) прототипом главного героя является участник гражданской войны, артиллерист Орцхо Мальсагов.
 К прошлому Орцхо Артаганович относился с максимальной осторожностью, честно и деликатно. Это сказалось и на его творчестве. Тайна его общения состояла в умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательстве, щедро делясь с ними богатством собственной души, сердца. Человеческий общественный смысл Орцхо заключался в общении, согласно своей потребности, в том величайшем богатстве, каким являлся он сам».
Молодое поколение, благодаря Орцхо, становится как бы причастным к подвигу отцов. Романтика ратного подвига, драматизм испытания стойкости и силы человека в бою, напряжённость смертельной схватки двух социальных систем, решавшей судьбу многих народов, - всё это нашло отражение в рассказах Орцхо Мальсагова.
Все это и заставляет читателей, знающих о войне не понаслышке, постигать величие и красоту патриотизма; задумываться над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли; постигать какою ценой завоевано счастье победы и обретён мир; проникаться чувством истории; видеть её тяжёлый ход, осознавать свою личную связь с тем, что было в недавнем прошлом.
 В очерках Мальсагова раскрывается историческая закономерность: необратимый рост сопротивления врагу, рост народной стойкости и силы. В нём идёт напряженная работа мысли, охватывающей все стороны жизни, бьющейся над нерешёнными вопросами. Его сердце не может не откликаться на боль и тревогу людей. Орцхо всегда приходится мучительно искать среди массы вариантов единственно верное решение, которое бы точно соответствовало высочайшему нравственному кодексу справедливости, добра и красоты. Не благостна и не спокойна его цельность. Но именно в сложности его духовной жизни, в драматизме его исканий чувствуется то живое, трепетное гуманистическое начало, которое заставляет   полюбить Орцхо, верить в него, идти за ним.
Сила Орцхо - в активности его исторического оптимизма, т.е. в том, что он свою веру и очеловечивание действительности подкрепляет решительным вмешательством в жизнь, борьбой со всем, что препятствует свободе человека. Орцхо проявляет прочность своих идейных убеждений, силу ума, крепость воли, чуткость и такт. Словом, весь духовный арсенал, весь опыт жизни своей Орцхо направляет на активное вмешательство в действительность с единственной целью - её преобразования ради счастья людей.
Главным смысловым стержнем произведений Орцхо является проблема органической спаянности личной судьбы Орцхо с трудной историей всей большой страны. Верность революционному делу, связь личных стремлений с общими заботами, делали жизнь Орцхо радостной и вдохновенной. В его трудах чувствуется яркое своеобразие его таланта.
Для Орцхо Мальсагова описание гражданской войны, как видно из его рассказов и очерков, обладало огромной воспитательной силой, формирующей проблему ответственности человека, его долга сохранять верность высоким нравственным идеалам перед лицом самых жестоких обязательств, даже перед смертью. В его очерках чувствовалось яркое своеобразие его таланта.
 Чему научил Орцхо опыт войны?
 Он вынес из него главное: побеждают только гуманисты. Находясь в состоянии нравственного выбора, он ещё несамостоятелен в своих решениях и поступках.
 Юный прапорщик, уже там, на войне, жил напряжённой духовной жизнью, обуреваемый противоречивыми чувствами. Тем более что люди, которые его окружали, сложны, неоднозначны.
  Обретая зрелость и зоркость, Орцхо не утрачивал способности к сочувствию, к отклику на чужую боль. Ещё тогда, в суровых обстоятельствах войны, Орцхо постиг и другое: необходимость любое явление видеть во всей сложности и противоречивости.
 И через много лет, находясь в заключение, немолодой писатель в свои 52 года так и воспринимал своё тюремное состояние, но опыт истории, опыт возраста, опыт заключения обогатили его философской зрелостью. Этот человек, сам испытавший горечь утрат и муку разочарований, знал, насколько дороги добро, благодарность, участие и тепло. И поэтому его душа была переполнена тревогой за людей и надеждой за них.
 Через жизнь и душу Орцхо пролегли все противоречия и разломы, потрясающие человеческое общество.  Боль сердца Орцхо - эта реакция на боль других, на боль всех людей. Нравственный кодекс Орцхо освящён любовью к человеку. Его душевные муки и тревоги, проникнутые заботой о человеке и человечестве, его постоянный, до последнего вздоха, поиск истины, - это и есть ответ на вопрос о сущности Орцхо как человека и о смысле его жизни.
Рассказы о войне Орцхо Мальсагов издавал в учебниках для школ. Он делал всё возможное ради торжества революции, залог победы которой со свойственной ему прозорливостью видел в стратегии и тактике партии большевиков, считавшей трудовой народ подлинным творцом всех материальных и духовных ценностей.
 В его произведениях последовательно раскрывались народные истоки революции, великая преобразующая сила революции получила в них гораздо более конкретно-реалистическое выражение. Он подчинил свой талант делу революции.
   Произведения Орцхо просты и понятны каждому, так как раскрывают образ нового героя революционных народных масс, поднявшихся на решительную борьбу за своё социальное освобождение. Он сам вышел из гущи народной и оттуда принёс в нашу литературу горячую любовь к своему народу.
 Отголоски гражданской войны долгими ночами во снах наносили ему душевную боль. Его спасало только перо. Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего явились его основными мотивами.
Русский писатель Александр Серафимофич Попов /псевдоним Серафимович/ намеревался писать о событиях гражданской войны в Ингушетии, у него в записной книжке были записи, которые стали известны после его смерти, некоторые исторические факты того периода. Он пишет: «Из 27 населённых пунктов деникинцами сожжено 13 населённых пунктов, убито 5 тысяч человек и от холеры умерло 800 человек». Вот такие данные были в записной книжке писателя.
10 тысяч ингушей из 70 тысяч общего населения остались зарубленными и застреленными. 13 ингушских сёл были сожжены дотла. Об этом можно прочитать и в полном собрании сочинений (дневниковые записи) А. С. Серафимовича, единственный сын которого также был убит белогвардейцами. Никто из погибших на поле брани не остался: все были похоронены на своих родовых кладбищах. Вместе с ними в братской могиле лежат и все защитники Долаково — представители разных национальностей.
Встречаясь на Кавказе с Н.Гикало, Г.Иоанисиани, И.Зязиковым, О.Мальсаговым, беседуя с участниками героических событий 1918 года, писатель знакомился с той чрезвычайно сложной обстановкой, в которой проходила гражданская война на территории республики. Писатель узнал о том, как непоколебимо стояли ингуши за Советскую власть.Эти материалы помогли ему лучше осмыслить обстановку и лучше вылепить характеры в "Железном потоке" (Юрий Верольский. А.С.Серафимович в Чечено-Ингушетии./Альманах"Дружба". № 2. - С.89-93).
При издании этого альманаха имя Орцхо Мальсагова было вычеркнуто по некоторым соображениям. Юрий Верольский проработал вместе с сыном Орцхо,  Ахметом Орцхоевичем на одной кафедре и каждый раз извинялся, хотя было зачёркнуто не по его вине, приговаривал: "То белым был, то красным стал". И Ахмет Орцхоевич на 1 странице журнале сделал надпись: "Пусть арфа сломана, Аккорд ещё рыдает"./Альманах"Дружба". № 2.- С.89-93).
У Башира Чахкиева в статье "Нохч-Г1алг1ай халкъа сий дола во1" ("Чечено-ингушский известный народный герой")пишет о Гапуре Ахриеве, в участии Долаковкого боя нет упоминания об Орцхо Мальсагове, наложено вето на его имя. Башир, мой родственник, всячески старался принести извинение зятю, то есть моему мужу за ситуацию.Та же самая история была и со статьёй Ахмеда Ведзижева о гражданской войне, где не было упомянуто об Орцхо Мальсагове.Ахмед Ведзижев ежедневно бывал у нас в доме (мы жили по соседству, с уважением относился ко мне, но постоянно рассказывал об этой истории, чувствуя за собой вину, за свою слабость). 
Ингуши, говоря словами Серго Орджоникидзе,  – это был единственный народ, который воедино оказал жестокое сопротивление деникинской армии, и тем самым вызвал обратную реакцию его войска.
Павшие герои на Долаковско-Кескемском фронте навеки запечатлены в памяти народной, сердцах людей, в легендах, рассказах, в песнях.
Из Воспоминаний бывшего директора Сурхохинской средней школы, заслуженного учителя РФ, кавалера ордена «За заслуги» Медова Якуба о гражданской войне в селении Сурхохи: «Всё селение Сурхохи было разгромлено, население выходило в другие населённые пункты. Всё село было сожжено. В селе остался только единственный дом Нальгиева Мандре с матерью, который в течение 9 дней защищал своё жилище. Об этом пишет Зязиков Багаудин в своём произведении под названием «Девять дней из жизни героя».
Мать в ходе боёв убита снарядом и похоронена во дворе своего дома. Со своим отрядом пришёл на помощь кавалер 4 Георгиевских крестов, командир красной армии Хизир Орцханов, и Мандре ушёл вместе с отрядом».
Есть рассказ Султана Аушева «Мандре», в котором подчеркивается мужество героя: «Смерть преследовала Мандре, подобно зверю, по пятам которого идёт охотник, однако, он презирал её. Видимо, и ей, смерти, надоело преследовать его, она оставила его в покое. Месть врагу для Мандре была смыслом его жизни».
Закончились боевые действия в Сурхохах. Мандре очень переживал за сожжённое деникинцами село. Он был уверен, что Советская власть поможет им восстановить разрушенное село. Его надежды вскоре оправдались. Советская власть выдала по сто рублей за каждый разрушенный дом и по пять метров ткани на душу населения. В это труудное время это действительно была большая помощь для каждого односельчанина.
Построили новое село Сурхахи. Советская власть оказала помощь и жителям других сёл. Не обошла вниманием и национальных героев гражданской войны. Нальгиев Мандре в 1928 году был приглашён в Москву. Ему была вручена высокая награда -  орден Красного Знамени. В те годы это была высокая награда государства.
«Союзкино» выпустил кинофильм, рассказывающий о подвигах Мандре, который в течение девяти дней мужественно сражался за своё село. Сейчас этот фильм находится в архиве Госфильмофонда.   
Подвиг Мандре односельчанами не забыт, он живёт в их сердцах как пример для подражания. …Ингуш, герой гражданской войны Мандре Нальгиев вошёл в историю своей республики как достойный сын своего народа». /С. Аушев «Мандре». //Газ.  «Сердало» /Возвращение к истокам. История Ингушетии в лицах и фактах. Саратов, 2000. – С.296 – 299/.
Такая же участь постигла сёла Экажево, Плиево, Долаково,     Кантышево, Базоркино и другие.
«Мой отец Чахкиев Магомет Дзаурбекович был участником гражданской войны в селении Базоркино. Я помню в школе на стенде «Герои гражданской войны» висело фото отца и фото Хизира Орцханова. Наших родителей часто приглашали в школу, они рассказывали о событиях гражданской войны, и героях, которые положили свои жизни за наше будущее. После моего замужества отец был прикован к постели, и он диктовал младшей сестре фамилии всех умерших защитников ингушей с селения Базоркино в ходе гражданской войны. Но во время боевых действий в Чечне, родительский дом был разрушен, от тетради ничего не осталось. Остались горькие сожаления, что не была своевременно проделана соответствующая работа. 
 За боевые заслуги и проявленное мужество жители селений Сурхохи и Экажево были отмечены правительственными наградами




                х х х

В 1918 году был арестован «белыми» за службу военным комиссаром и командование на Долаковском фронте. /Ахм. Ум. Мальсагов. Ингуши. История и века родословий. Нальчик, 2003. – С. 267/.
К осени 1919 года Ингушский конный полк был в состоянии близком к разложению. Орцхо, оценив ситуацию, понял всю неизбежность и вред сопротивления войскам Красной армии.
уйти от полка. В его отряде были: Мальсагов Магомет Возорович, Маршани Магомет, Беков Исак /из Ачалуки/, Хулухоев из Плиева, Ахушков и др., не знаю, кто из них жив. Этих людей и этот факт должен помнить Джабраил Галаев! /Относительно моего участия в событиях гражданской войны лучше всего знали, разумеется, мои соратники, военные и невоенные коммунисты, которые лично участвовали в этих событиях». /Письмо Орцхо к Казбулату от 22.01.55 г./
Продолжая развивать наступление, враг яростно рвался к промышленным центрам Терской республики – к Владикавказу и к Грозному. В конце января 1919 года группой генерала Шкуро совместно с отрядом генерала Геймана был взят Беслан, а 2 февраля отборные части генерала Деникина под командованием генерала Шкуро подошли к Владикавказу и, открыв фронт от Немецкой колонки до Лысой горы, начали артиллерийский обстрел и беспрерывные атаки на город. Левое крыло деникинской армии под командованием генерала Геймана подошло к ингушским селениям Долаково и Кантышево.
Генерал Гейман от имени генерала Деникина предъявил ингушскому населению ультиматум. 
В работе Заремы Гойговой тоже говорится об ультиматуме:
«1. Ингушский народ должен разоружиться и сдать всё оружие и снаряды Добровольческой армии.
2. Все ингуши, участвовавшие в Красной Армии, и сторонники Советской власти должны быть выданы добровольческой армии.
3. Отряды добровольческой армии должны быть беспрепятственно пропущены через территорию Ингушетии к городу Грозному.
4. Ингушский народ должен возместить все убытки, причинённые терскому казачеству за время революции.
5. Ингушский народ в возрасте от 18 лет до 40 лет должен быть мобилизованным для отправки в Россию на борьбу с большевиками.
6. Ингушский народ должен дать согласие на назначение генерал-губернатора Терской области из казаков». /ЦГА ДАССР, ф.175-р, оп. 3, ед. хр. 245, лл.2,3 /Цит.: З. А.-Г. Гойгова. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1963. – С.80/.
Представители от имени генерала Деникина главным образом, настаивали на пропуске их частей через территорию Ингушетии, стремясь окружить Владикавказ и соединиться с частями генерала Шкуро.
Верхи ингушей начали переговоры с деникинским командованием, изъявляя готовность выполнить предъявленные требования. Народные же массы решительно выступили против этого предательства и категорически отказались пропустить войско Деникина. «Ингушское население заявило, что они никогда не были предателями и никогда ими не будут. Ингуш не может быть изменником. И когда им сообщили, что им дан срок для ответа один час, то ингуши ответили: «Пускай стреляют сейчас же». /Г.К.Орджоникидзе. Статьи и речи. М., 1956. – С.86/.
В это время банды Шкуро вплотную подошли к Владикавказу и начали наступление на город с стороны Молоканской слободки. Г.К. Орджоникидзе организует и мобилизует все силы на оборону города. Он созывает совещание Совета обороны, на котором присутствовали все комиссары и ответственные работники: Булле, Габиев, Гикало, Калмыков, Маркус, Назаретян.  Падерин, Фигатнер, Цицадзе и др. По предложению Серго Орджоникидзе Совет обороны принимает решение вывести красноармейские части в Базоркино и переформировать их в новые боевые единицы.
4 февраля 1919 года в селении Базоркино Г. К. Орджоникидзе созывает съезд ингушского народа, нa который собралось более 10 тысяч вооружённых ингушей. Серго Орджоникидзе, призвал горские народы объединиться. Командующий всеми вооружёнными силами ещё с августа 1918 года являлся Муса Саутиев.


Продолжение  следует.   

С уважением Айшат Мальсагова,
Орцхо Мальсагов.               


Рецензии