Лихие 90-е Часть 4 Братки

        Предыдущая глава    http://proza.ru/2022/04/03/154

        Преступность существует во все времена и во всех странах. Несмотря на то, что с преступностью всегда и везде ведётся борьба, полной и окончательной победы на этом фронте одержать ещё никому не удалось. Россия здесь не исключение. Но буквальный «взрыв» преступности в лихие девяностые годы прошлого века имеет свои основания.

        Именно в этот период в России происходили коренные перемены в основах государственного устройства. Получил амнистию более чем полувековой запрет на владение в частной собственности не только личного имущества, но и средств производства. Стало возможным создание собственных фирм и предприятий различного назначения. Эта возможность давно имеется практически в каждой стране. Была такая возможность и в России до государственного переворота в ноябре 1917 года. Советские люди давно ожидали таких перемен.

        Очень быстро в стране появилось множество предприятий по обслуживанию населения.  Это и небольшие кафе, парикмахерские, продуктовые и промтоварные магазины, прачечные и так далее.  Их регистрировали и открывали обычные люди, имеющие склонность к предпринимательской деятельности. Селяне строили помещения для содержания и разведения различной живности, засевали поля и засаживали огороды. Экономика начинала шевелиться.

        Вместе с ней зашевелилась и братва. Появились люди, у которых имеются деньги. «Делиться надо» - в своё время сказал бывший тогда министром экономики Александр Лившиц. Только Лившиц имел в виду, что делиться надо посредством налогов с государством, а братки поняли эту глубокую мысль по-своему.

        Братки составляли группу людей, сплочённую общими интересами быстрого обогащения и сформированную по какому-нибудь признаку.  Часто такую группу называли бригадой. Были бригады, состоявшие из людей, близких по месту проживания. Как правило, они хорошо знали друг друга с детства - ходили в одну школу, играли в одном дворе. Некоторые бригады объединялись в основном по национальному признаку: казанские, молдавские, чеченские. Были бригады из друзей по спортивным секциям. Обычно это секции силовых видов спорта: бокс, борьба, атлетика. Главарями такой бригады частенько являлись лица уже знакомые с нашей правоохранительной системой и отбывшие не один срок в местах лишения свободы. Они то и подбирали кандидатов в бригаду и проводили разъяснительную работу среди её членов.

        Сначала эти бригады положили глаз на мелких предпринимателей, бизнес которых находился в близости от базы братков. Обычно они заявлялись в помещение этого бизнеса (кафе, магазин, парикмахерская) и предлагали свои услуги по охране имущества бизнесмена. На платной основе, разумеется. До этого посещения они различными способами устанавливали примерный оборот денежных средств предпринимателя и от суммы этого оборота исчисляли «свой» ежемесячный или еженедельный процент. Это называлось непривычным поначалу для русского языка словом «рэкет». Предприниматели, как правило, торговались относительно суммы денежного оборота их бизнеса, ссылались на дополнительные затраты и так далее. В итоге частенько приходили к какой-то договорённости.

        Но такая ситуация сложилась со временем. Поначалу многие предприниматели категорически возражали против такой незваной помощи и категорически отказывались от сотрудничества. Тогда нередко осуществлялся разгром помещения. Иногда физическому насилию подвергался и сам предприниматель, и все присутствующие сотрудники фирмы. Волей-неволей многие владельцы бизнеса вынуждены были согласиться с такой охраной, которую стали называть «крышей».

        Некоторые предприниматели обращались в правоохранительные органы. Но в то время это редко приводило к получению реальной помощи. Дело в том, что сложилась такая система, когда часть сотрудников правоохранительных органов сами находились на содержании у братков и являлись в свою очередь «крышей» для бригады.

        В кратчайшие сроки практически все бизнес-объекты обзавелись своей «крышей».

       Время шло. Численность бригад и соответственно их аппетиты возрастали. У каждой бригады было стремление расширить «охраняемую» территорию со всеми её лакомыми объектами. Вошли в норму бандитские разборки между бригадами за подвластную им территорию. Этот период характеризуется многими потерями личного состава бригад. Побеждал, как всегда, сильнейший, более умный, более информированный, более жестокий. Победитель или уничтожал бригаду соперника, либо она вливалась в его бригаду. Шёл естественный отбор на выживание практически по Дарвину.

      В результате в сельской местности обычно оставалась  одна единственная правящая группировка. В городах часто одновременно действовали несколько таких бригад, которые время от времени разминали мускулы в стремлении расширения сферы влияния.

       От тех бурных времён практически во всех городах и населённых пунктах России остались  аллеи могил с помпезными памятниками погибшим браткам. В этих могилах нашли упокоение много совсем молодых ребят.

       Руководителями больших и особенно крупных группировок были достаточно бывалыми и умудрёнными житейским опытом людьми. Они понимали, что настаёт время облагораживания и, по возможности, узаконивания их вида деятельности. Налаживались тесные связи с государственными силовыми структурами практически по всему их периметру – милиция, прокуратура, судейский корпус, охрана тюрем и лагерей, и даже иногда их щупальцы проникали в органы госбезопасности.

        У сильной группировки «свои» люди были везде, или почти везде. 

        В поисках наживы дело порой доходило даже до похищения бизнесмена, членов его семьи и убийств, Почти каждая программа «Новостей» сообщала о таких событиях в том или ином месте. Это называлось уже «беспредел».

       Конечно, правоохранительные органы боролись с такими проявлениями. Но силы были ограничены. Сотрудники органов получали не слишком большую зарплату, не слишком много привилегий в части их материального обеспечения, не очень большое уважение со стороны общества. До общества с одной стороны доходили слухи о неблагополучии в силовых структурах, а с другой стороны граждане не могли не видеть как на всё лучших и лучших личных автомобилях разъезжают руководители силовых структур. Руководители далеко не первого уровня. Нетрудно было предположить источник этих доходов при небольших, как нам говорили, зарплатах.

        Ходили разговоры, что и там сложилась прочная система взаимоотношений, при которой взятки передавались из рук в руки по вертикали власти. Неугодных сотрудников, выступающих против этой системы, удаляли из неё под любым благовидным предлогом.

        Сами руководители группировок и их ближайшее окружение со временем стали предпринимать действия по легализации себя и членов бригады в обществе. Устраивались на руководящие должности в банках, в различных финансовых учреждениях, торговых центрах. Их интерес вырос уже до осуществления лоббирования принимаемых в стране законов. Немало бывших братков пристроилось в помощники депутатов различного уровня, а некоторые них них сумели проскочить даже в действующие депутаты.

        За этот период «лихих»  девяностых существенно изменился внешний облик членов таких бригад. Поначалу они были экипированы в основном в спортивные костюмы и кожаные куртки. Передвигались на отечественных автомобилях. Потом в моду деловых людей, к которым себя уже не без основания причисляли и  руководители группировок, вошли красно-малиновые пиджаки. Атрибутом преуспевающего человека стали толстые золотые цепи, выставленные напоказ, дорогие перстни и мобильные телефоны. «Жигули» и «Волги» быстро сменились на иномарки. А по мере вхождения в реальный бизнес и облик братков мимикрировал под окружающую обстановку: дорогущие костюмы и обувь лучших мировых модельеров, под стать им и галстуки, каждый их которых мог стоить заработную плату большинства рядовых членов общества, автомобили экстра-класса. Вошло в норму проводить отпуски на мировых курортах в приятном окружении, приобретать заморские фазенды, яхты и так далее. Одним словом – жизнь удалась! Но как это практически всегда бывает – далеко не всем.

        На этом я предпочитаю закончить данную, весьма схематично обрисованную главу, поскольку более подробно и детально многое уже давно стало достоянием средств массовой информации, а многое ещё предстоит исследовать. Мои знания и представления об этом мире и этом периоде жизни братков базируются, конечно, на источниках массовой информации, на народных легендах и сплетнях.

        Фото из интернет
        Примечание: Делая подборку из фотографий к данной главе, я осуществлял её, исходя из желания проиллюстрировать излагаемый текст. Ни в коем случае люди, фигурирующие на представленных фотографиях, не обвиняются мной в принадлежности к криминальным группировкам. Никого конкретно из людей, изображённых на фотографии, я не знаю и судить об образе их жизни не могу.

        Следующая глава     http://proza.ru/2022/04/13/806


Рецензии
Совершенно верно, в 90, весь людской, душевный негатив выплеснулся наружу... На преступность мощное воздействие оказывали ещё и такие проявления, как кризис экономики, спад производства, а точнее развал производственных мощностей, массовые неплатежи, нарастание учтенной и скрытой безработицы, обнищание населения и в итоге произвол и разгул бандитизма...
Понравилось прочтение!.. Света и вдохновений Вам, с уважением и добром, Александр.

Александр Харипанчук   11.03.2023 09:05     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Александр за отзыв.
Я согласен с Вашей оценкой событий того времени.
С сожалением, думаю, что те времена покажутся цветочками по сравнению с том, что ожидает нашу страну в недалёком будущем. Практически все перечисленные Вами признаки и сейчас налицо. А дополнительно может во весь рост встать национальный вопрос. Его давно задвигвли на задний план, но сейчас он может прорваться во всю мощь.
Не бай Бог!
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   12.03.2023 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.