Добранушка и Золотое Веретенце в КО-7



Торопилась Маланя на Великую Пустошь. Неизвестно,  когда бы она туда пришла, если бы не черный ворон.  Только она заблудится и потеряет дорогу, как появлялся черный ворон и показывал ей, куда идти надо. Летел тот впереди между деревьями, с одного дерева перелетал на другое, маячил черной меткой перед ней и показывал путь. Выбежала Маланя из дремучего леса на дорогу. Черный ворон куда-то делся. Двинулась Маланя по этой дороге. Идет и будто угадывает деревья и кусты. Припомнилось ей, что именно по этой дороге ее Ряха с Неряхой на телеге везли.
Скоро по этой дороге она вышла к полю и увидела впереди бугорки. Взошла на первый бугорки, и показался он ей знакомым. Присмотрелась и припомнила… «С бугорка дорога вниз,  изогнулась, поворот,  вот и новый бугорок. Снова вверх и снова вниз - не дорога, а каприз. Глядь -  четвертый бугорок. А за ними хуторок».  Увидела Маланя хуторок и поняла, что именно в нем Ряха с Неряхой живут. И захотела она братьев отомстить за то, что они ее в болото отвезли. Придумала она братьев гиблой водицей из пузырька опоить, чтоб тем не повадно им было ей преграды чинить. Идет к хуторку, кулаки сжала, губы подобрала. Никому пощады от нее не будет, никому не сдобровать. Зашла она в хуторок и увидела такую картину. Ряха с Неряхой дом строят. Подле них на скамейке Добранушка сидит и говорит им, как лучше, что делать. Около нее песик Простофилька крутится и галка Галка летает. И поняла она, что Добранушка в себя пришла после ее гиблой водицы и идет за ней следом на Великую Пустошь. И решила Маланя не связываться с братьями Ряхой и Неряхой, а самой побыстрее на Великую Пустошь прийти.
Вышла она назад из хуторка, обошла его стороной и пошла по дороге на Великую Пустошь.
К вечеру дошла до леса, где дорогу завал из деревьев преградил. Вошла  Маланя в лес и заблудилась. Не знает, куда дальше идти. Села на кочку и задумалась. Тут подлетел к ней  черный ворон и крылом помахал ей, чтобы она за ним следовала. 

Добранушка двигалась за Маланей. И наверняка догнала бы ее на колесике, если бы не случилось одно обстоятельство.
  Солнце светило ласково. Ветерок дул попутный. Катилась Добранушка на колесике по дорожке. Только вдруг все переменилось. Набежали тучи. Поднялась буря. Лесную дорогу бурелом завалил. 
- Дороги нету, а идти  нужно, - вздохнула  Добранушка.  Сошла  с колесика, погладила  сиденьице и говорит. -  Катись, колесик, обратно.
Развернулся колесик, покатил обратно - только его и видели. Полезла Добранушка  через бурелом. Ветки деревьев ее за руки, за ноги цепляют, назад тянут, двигаться не дают.
- Что же вы меня, деревья,  ветками цепляете? Что вы меня назад тянете? Разве я вам плохое что сделала? - Добранушка спрашивает. 
Меньше стали  деревья ее цеплять и назад тянуть. Кустарник придорожный колоть руки, ноги и бока начал.
- Что же ты, кустарник, меня колешь? Что я тебе сделала? – спрашивает Добранушка.
Меньше стал кустарник ее колоть.
Сверкнула молния, ударил гром. Загорелась под Добранушкой земля.  Побежала Добранушка от огня, что было сил. Огонь за ней по пятам движется, не отстает. Вот-вот догонит.
- Что же ты, земля, у меня под ногами горишь? Что я тебе сделала?
 Меньше стала земля под ногами гореть. Но все равно горит земля.
- Дождик, дождик,  позволь себе случиться. Дай, дождичек, воды земле напиться.
Прошел небольшой дождик, потушил огонь на земле.
Выбежала Добранушка из леса к болоту. Прыгнула на одну кочку, на другую, на третью. Хотела на четвертую прыгнуть - да не смогла. Прилетел черный ворон, махнул  крылом и столкнул ее в болото. Простофилька кинулся спасть Добранушку, ухватил ее за платье и тоже увяз в топях.
- Галка Галочка, птичка  выручалочка, - позвала Добранушка.
Прилетела Галочка, стала Добранушку из болота клювом за платье тянуть. Машет крыльями, старается, из сил выбивается -  вытянуть не может.

Выбежала Маланя за вороном из леса и увидела поля, холмы до самого горизонта. На одной возвышенности дворец стоит весь словно из солнечного света. Подошла ближе к дворцу, а того будто и нет. На его месте женщина сиятельная стоит.  Волосы русые, лицо белое, косы длинные и вся будто светится.  У ног ее черный  котенок лежит, глазками глядит,   усами шевелит.
- Кто ты такая? - женщина спрашивает.
- Добранушка, - соврала Маланя. – А ты кто такая?
- Королева Елизавета, - отвечает женщина.
- Так ты настоящая королева? – спрашивает Маланя.
- Нет, я не королева, - отвечает ей женщина. – Фамилия у меня такая - Королёва. И зовут меня Елизавета. 
- Почему же тогда в письме написано было «Королевство Ос»? – спросила Маланя.
- Просто в письме краешек листа оторвался и затерялся. – И написано там было не Королевство Ос, а Королевство Основ. Так называется по-другому место под названием Великие  Просторы.
- Я - то думала, ты королева, - скривила лицо Маланя. – А ты самая обычная. 
- Я не самая обычна, - сказала женщина. -  Потому что я  волшебница.
- И какая ты волшебница? – с презрением спросила Маланя.
Тут Елизавета махнула рукой, и поблизости от них появился сияющий Дворец Золотистого Солнечного Света.
И Маланя сразу преобразилась, и на лице ее вместо пренебрежения появилось почитание и поклонение. 
- Это я написала тебе письмо, - сказала Елизавета, - чтобы ты пришла и помогла мне
- Вот оно что! – удивилась и обрадовалась Маланя, полезла за пазуху и достала оттуда письмо. - Добрана я, видишь с письмом пришла. Где  Золотое Веретенце?
  - Из-за Золотого Веретенца я тебе письмо и написала. Поспорили мы со злой колдуньей Чаруньей, что  сильнее темнота или свет. Налетала она на меня вихрем, усмиряла я ее ветром. Заливала она меня дождем. Посылала я на нее молнии. Летали мы с ней по небу и бились не на жизнь, а на смерть. Но никто из нас не смог одержать победу. Тогда Чарунья вырвала она у меня  из рук Золотое Веретенце и улетела на черную гору в свой Замок Горя и Бед. Вернуть мне Золотое Веретенце может  несказанной доброты человек, который знает три заветные слова. 
- Я  слова знаю. Мне бы счастья побольше и дворец золотой, - заявила  Маланя. 
- Золотое Веретенце доброму человеку само  в руки дается, - пояснила Елизавета. – Слова заветные промолви, коли  знаешь.
- Делай доброе дело, - сказала Маланя. 
И вдруг появился рядом ними огромный страшный ворон. Клюв до самой земли опущен. Стоит на двух ногах, словно человек сгорбленный. Глянул  черным глазом так,  что у храбреца сердце задрожало бы.  Испугалась Маланя, попятилась. А ворон махнул крылом и обернулся страшной старухой с клюкой.
- Бери свой дворец! – сказала злобно старуха и засмеялась.
Стукнула колдунья клюкой о землю и рядом вместо Дворца Золотистого Солнечного Света   появился   золотой дворец Разбитый Сердец с блистающими витыми башенками, к которому  людей так и манит.
- Мой! - закричала Маланя и побежала к дворцу.
 Поняла Елизавета, что обманула ее Чарунья. Не Добранушка перед ней стояла. Потому что  никакие  заветные слова не могут стать вещими без подкрепления делом.
- Что не помогла тебе  Добранушка? - зловеще засмеялась Чарунья. - И по сему  быть тебе  белой кошечкой.
Стукнула она о землю  клюкой раз и превратилась Елизавета в белую кошечку. Стукнула о землю второй раз  и превратилась сама в Елизавету.

Порхала Галочка над болотом, тянула  Добранушку из тины. Из последних сил выбилась, села  на деревце отдохнуть. Согнулось деревце, спасительные ветки к тонущим Добранушке и Простофильке протянуло. Тянется Добранушка, не может достать веток. Защебетала Галочка, позвала подруг. Прилетели еще две птички, на деревце рядом с Галкой сели. Больше согнулось деревце, ниже опустились  ветви. Тянется Добранушка к веткам, листиков едва пальчиками касается, за ветки ухватиться никак не получается. Громче зачирикали птички. Прилетела еще подружки, рядышком  с ними сели. Ниже согнулось деревце. Но все равно Добранушка не может до тянуться до листиков. Новые прилетели птички и подле Галки сели. Ниже согнулось деревце. Дотянулась Добранушка до листиков, потянула ветку на себя, крепче  ухватилась за ветку.  Тут птички разом вспорхнули. Деревце выпрямилось и вытащило из болота Добранушку с Простофилькой. Побежала Добранушка по кочкам через болото. Прыгает с одной кочки на другую, с другой на третью. Выскочила на тропинку лесную. Побежала по ней, не останавливается.
Выбежала из леса и увидела перед собою поля, луга, холмы и возвышенности до самого горизонта. Красота такая открылась, что глаз не отвести. И  поняла она, что это и есть Великие Просторы. На одном холме  дворец золотой с витыми башенками красуется и рядом с ним женщина в белом стоит. Около женщины белая кошечка сидит и черный котик. Поспешила Добранушка к женщине. А дорожка вдруг резко вверх пошла.  Тяжело Добранушке идти. Делает она шаг, а дорожка еще круче становится. Делает второй шаг – а дорожка еще круче.
- Милая дорожка помоги немножко, - попросила Добранушка. – Крутизной не хвались, вверх  не рвись.
И будто послушала ее дорожка, не так круто вверх пошла. Поднялась Добранушка на холм. Перед ней женщина в белом платье стоит. У ее ног белая кошечка с мудрыми глазами сидит, и черный котенок с добрыми глазами лежит.
- Здравствуй, милая Добранушка! – сказала женщина. – Давно я тебя  поджидаю. Жалко, что ты опоздала.  Вернула я себе Золотое Веретенце.  Другая девочка мне  помогла. Теперь она счастлива будет до конца жизни, а не ты. Смирись, на колени  стань и мне поклонись. 
Стала Добранушка на колени, поклонилась женщине. Но сердце ей подсказывало, что другое делать нужно.
- Каждый может унизиться! И каждый  может возвыситься!.. – сказала Добранушка, поднялась с колен и произнесла  заветные  слова. - Делай доброе дело!
Если эти слова скажет человек плохой и такой человек, который не делает добрых дел, то эти слова ничего из себя не представляют. Но как только эти слова произносит человек, который делает добрые дела, слова обретают другую силу. И тогда происходит что-то невообразимое необыкновенное и волшебное.
Только она это произнесла, как  в правом кармане женщины что-то слабо блеснуло в ответ на сказанные слова. На лице  самой женщины  начали проступать страшные черты старой колдуньи Чаруньи. И только произнесла Добранушка  заветные слова, как солнышко  протянуло ей с неба  лучики. И Добранушка пошла по ним, поднимаясь все выше и выше. И там наверху она переходила с одного лучика на другой. И ее хождение по солнечным лучикам  было таким красивым, завораживающим и волшебным, что Чарунья продолжала смотреть на нее и не могла оторвать от этого зрелища колючих глаз. И пока она смотрела  на Добранушку, у нее из кармана показалось Золотое Веретенце и  по лучику стало двигаться к Добранушке.  Тут Чарунья пришла в себя, разозлилась  и закричала в негодовании:
- Не бывать этому никогда! 
Схватила веретенце и снова в карман сунула. Тогда Добранушка сказала три  волшебные слова, которые прежде никому не говорила:
- Добро! Добру! Добром!
В тот же  миг  колдунья  превратилась в страшную старуху с черной клюкой -  нос до самой земли. А белая кошечка  превратилась в Елизавету.
- Доброта самое большое волшебство на Земле, - сказала Елизавета Чарунье. –  Теперь потеряла ты силу, а я приобрела. Отдавай Золотое Веретенце.
В это время Добранушка по лучику спокойно спускалась вниз.
- Нет! – завопила старуха, стукнула клюкой о землю, превратилась  в огонь, пролилась огненным дождем и стала все вокруг жечь. Тогда Елизавета превратилась в воду, бросилась на огонь и затушила его. В ответ Чарунья превратилась в вулкан и стала извергать огромные  страшные камни.  Но Елизавета не уступила ей, превратилась в ураган,  закрутила вихрем камни и кинула обратно в вулкан.  И тут  Чарунья завращалась в отчаянии страшным волчком и обернулась  черным вороном с клювом до самой земли. Хотел ворон  взлететь с Золотым Веретенцем в клюве. Но храбрый песик  Простофилька бросился на него и схватил зубами за хвост. Спасаясь, ворон ударился о землю и превратился в маленькую черную птичку.  Взлетела маленькая черная птичка в небо и понесла в клюве прочь Золотое Веретенце.  Быстро взлетела за ней галка Галочка, догнала ее и клюнула черную птичку в голову, раз, другой, третий. И упала   птичка с Золотым Веретенцем камнем вниз, о землю ударилась и превратилась в черную змею, которая поползла  в черную нору. И уже почти скрылась в ней с Золотым Веретенцем. Но смелый Простофилька успел схватить за хвост подколодную и вытащить из норы. Выпустила из зубов Золотое Веретенце змея. Хотела укусить песика. Но в это время подлетевшая галка Галочка  клюнула змею в голову. Завертелись они в дерущемся  клубке. И когда змея кинулась на Галочку, чтобы ее укусить, Простофилька изловчился и перекусил подколодную пополам. Вспыхнула змея, загорелась, задымилась. И осталась лежать на черном камне умирающая колдунья Чарунья. И никто не увидел ни песик Простофилька, ни Галка Галочка, как в это время из кармана умирающей Чаруньи выскочила маленькая незаметная серая мышка и юркнула в норку. 
Елизавета и Добранушка побежали к месту сраженья и вдруг увидели Простофильку, который гордо шел по тропинке к ним навстречу.  На спине у него сидела  раненая в драке галка  Галочка и держала в клюве  Золотое Веретенце. Взяла в руки  Добранушка Золотое Веретенце и протянула его Королёвой Елизавете.  И как только попало Золотое Веретенце в руки  Елизавете, золотой дворец с блестящими колоннами сразу исчез и на его месте  появился Дворец Золотистого Солнечного Света.
Елизавета махнула Золотым Веретенцем и позвала:
- Надейчик, сын мой!
И тут же возле нее черный котенок поднялся на ножки и замяукал.
- Чарунья превратила тебя в котенка. Так стань же снова юношей и моим сыном.
И в этот же миг черный котенок с добрыми глазами встал  на задние лапки, шерстью стал светлеть, телом хорошеть и на глазах превратился в красивого юношу. 
- Сын мой, Надейчик! - вскрикнула Елизавета, бросилась к юноше и обняла его.
Смотрит Добранушка на Надейчика и удивляется.
И Надейчик-то глаз с нее не сводит. Потянулись их руки друг к другу. И такое между ними озарение случилось, будто давно они искали  друг друга и  нашли. И познала тогда Добранушка тайну времени, почувствовала в себе жизненную силу и стала девушкой.
После этого Елизавета, Надейчик и Добранушка  поспешили на черную гору в замок в Замок Горя и Бед, где Чарунья жила. И там в темнице они нашли много добрых людей, который злая колдунья Чарунья превратила в мышей. С помощью Золотого Веретенца они вновь превратили всех мышей в людей. Оказалось, что в этой же темнице сидели и родители Добранушки. И Добранушка им очень обрадовалась.
Прошло немного времени. И во Дворце Золотистого Солнечного Света, что  на Великих Просторах свадьбу сыграли да такую расчудесную, что словами не описать. И Елизавета подарила на свадьбу молодоженам Золотое Веретенце. Музыка играла, колокола звонили. Наливки, мед, пиво ручьями текли. Пироги с зайчатиной, творогом и грибами сами в рот прыгали. Шуму было, веселья - не описать.  Весь народ гулял.
Пока  Золотым Веретенцем Чарунья владела, горе по земле ходило. Теперь  высохли реки слез, зазеленели долины, зацвели на лугах цветы, братья отыскали сестер, родители детей, встретились друзья, обновились тропки счастья. И все любящие сердца друг друга нашли, и стали свадьбы играть, жить поживать и детишек наживать.
Через некоторое время у Добранушки и Надейчика родилась дочка, и назвали они ее Любовью.
В народе потом говорили, что тогда не Добранушка с Надейчиком венчались, а сама Доброта с Надеждою. И будто так и ходят они по земле вместе: Доброта, Надежда и вечно юная Любовь. И где они появляются, там счастье  в дом.
Вторую дочку Добранушка и Надейчик назвали Добранушкой и с тех пор каждую первую дочку стали называть у них в роду Добранушкой.

За счастьем и весельем все в Королевстве Основ на Великих Просторах забыли о горе и зле. А горе и зло тем временем никуда не делось и не ушло.

До поры и до времени Маланя несчастной жила во Дворце Разбитых Сердец. И снова ей помогла злая колдунья Чарунья, которая из маленькой серой мышки превратилась в большого черного ворона. И дальше, как всегда, когда  от маленького зла всегда большое зло рождается, так и от Малани веточки зла пошли расти. Родился от нее Душегуб Кинжалович старший, а от него и другие Душегуб Кинжаловичи пошли. А злая старуха Чарунья, которая  из мышки снова превратилась в колдунью, через много лет стала Занозой Болвановной.

И теперь Добранушка догадывалась, где ей искать Занозу Болвановну и Душегуба Кинжаловича. В этом месте она узнала, какую ошибку допустила ее прарабабушка.  собралась оставить счастливых прапрабабшку с Надейчиком и возвратиться в свое время.

Добранушка приподнялась силою воли ума и души поднялась от земли и полетела сквозь времена. Она слышала как дули ветра времен, как шелестели страницы ненаписанной истории ее рода. Она возвращалась к себе домой в Поющие Ключи. И скоро должна была оказаться на месте.

Конец.


Рецензии