Алябьевская осень в русской душе

    В середине февраля 1828 года  после 3-летнего заключения в тюрьме Алябьева А.А.  под конвоем отправили в  сибирскую ссылку в Тобольск. Возвращение в Тобольск для него было тяжелым испытанием.  В этот период через губернский город шла партия первых ссыльных декабристов в Восточную Сибирь (1826 – 1828 г.г.).
   Его любимая вышла замуж, о чем чиновники не преминули лишний раз напомнить ему.   На что Алябьев А.А. с горечью сказал: -  она ведь не жена декабриста, - намекая, что Екатерина Римская-Корсакова не способна на подвиги Полины Гебль( Анненкова). Она поехала в Сибирь вслед за своим любимым человеком. Так и Вы попали сюда не за то, что вышли на Сенатскую площадь - : напомнили  чиновники композитору.
  «...Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния.
   Композитор еще на суде говорил, что ссылка в город его детства его не страшит. Здесь его приняли с теплом, жители Тобольска еще не забыли его отца, бывшего губернатором, который многое сделал для города. Алябьев А.А. поселился в приходе Захарьевской церкви, где обязан был нести ежедневное церковное покаяние под присмотром священника. Помимо этого за ним велся еще и строгий надзор полиции.
 Храм Воскресения Христова (Захария и Елизаветы), в простонародье ее называли Захарьевской церковью  (Базарная площадь,8), в советское время не действовал и постепенно разрушался. Но уже в  настоящее время после реставрации он вновь открыт для прихожан с февраля 2017 года.
  Но было много и приятного: сибиряки гостеприимны, ссыльный принимается в лучших домах, он известен, к нему благосклонно относился генерал-губернатор Иван Вельяминов. С его позволения, а также при содействии директора гимназии Менделеева (отца будущего великого ученого) и  местной интеллигенции,  ссыльный Алябьев А.А. окунается в культурную жизнь города.
.Он продолжит сочинять музыку, и с удовольствием обучал музыке своих земляков. В этот период из Омска в Тобольск был переведен оркестр «казачьей музыки», композитор приложил немало усилий, чтобы коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, и вскоре он играл на балах и давал концерты.
  Его постоянно поддерживали и родные, так из Москвы к нему приехала сестра Екатерина Александровна. Она отправилась в Сибирь, чтобы в ссылке облегчить участь своего несчастного брата. В Тобольске у Александра Александровича обострилась давняя болезнь глаз, его здоровье вызвало беспокойство у родных. Начались хлопоты о возвращении композитора в Москву. О смягчении приговора хлопотали, не только родные, но и знакомые, друзья. Но они оказались безуспешными, ему позволили лишь выехать для лечения на Кавказ.
  Через три года генерал-губернатор Западной Сибири И.Вельяминов делает серьёзную попытку помочь Алябьеву вернуться в Москву. Четыре врача дадут заключение об ухудшающемся здоровье композитора и надвигающейся слепоте. Вельяминов несколько раз ходатайствует перед императором.

   ***
 
 Разрешение было получено осенью 1831 года, но только в конце января следующего года Алябьев с сестрой смогли двинуться на кавказские минеральные воды в Пятигорск. Его путешествие вновь проходит через Тюмень. До начала курортного сезона он с сестрой Екатериной находились в Ставрополе, где Алябьев нёс послушание у регента Свято-Троицкого собора,  затем перебрались в Пятигорск. Во время прохождения лечения состоялась встреча композитора со своей первой любимой женщиной, это произошло летом 1832 года. Как оказалось, чувства любви  композитора несмотря на долгий перерыв сохранились, они не виделись семь лет. Мы, наверное, никогда не узнаем подробностей пятигорских встреч, но можно не сомневаться – в сердечном сближении двух людей они оказались решающими.  УАлябьева начинается творческий подъём,  романс «Тайна» следует назвать художественным памятником их отношений: романс-акростих составляют слова «Я вас люблю». Более того он пишет сборник романсов «Кавказский певец», посвящённый своей возлюбленной.
 Как утверждают исследователи творчества Алябьева А.А., это был не первый приезд Александра Александровича на Горячие Воды. В 1816 году будучи поручиком конно-егерского полка, он получает бессрочный отпуск «для излечения болезни к Минеральным Водам». Биографы обнаружили в  Государственном архиве Ставропольского края «Ведомость посетителей Горячих Вод в сезон 1818 года», где есть запись о приезде А. А. Алябьева. Молодой штаб-ротмистр Ахтырского гусарского полка снимал в тот год квартиру в доме госпожи Толмачевой.
Минеральные воды пока не давали желаемого результата, зрение Алябьева продолжало ухудшаться. Оставалась слабая надежда, что продолжение лечения все-таки принесет плоды. Ожидая решения кавказского начальства, он в июне 1833 года выехал из Ставрополя в Пятигорск и здесь вновь встретился с Е. А. Офросимовой, которая приехала с супругом на Воды.
После окончания курортного сезона Александр Александрович с сестрой возвращается на зиму в Ставрополь.  Он  надеялся, что снова продолжит лечение на следующий год в Пятигорске. Сестра ссыльного отправилась в Петербург в надежде добиться амнистии. Однако высокая «монаршая милость» выразилась в том, что император в конце февраля 1833 года повелел отправить композитора на жительство в Оренбург. Отсрочка отъезда из Пятигорска, связанная с лечением, не решала основного вопроса – о постоянном местопребывании. Не желая возвращаться в ссылку, Александр Александрович сделал попытку поступить на госслужбу в Пятигорске, которая не осуществилась.
 В сентябре того же года композитор покинул Кавказские Минеральные Воды и вскоре начинает отбывать ссылку на новом месте. Здесь историки отмечают, что у композитора могла бы состоятся встреча с поэтом Пушкиным А.С..  Но так уж получилось Пушкин А.С. выезжал в Оренбург для сбора материала по написанию своей новой книги о событиях, связанные с восстанием крестьян («пугачевщиной»). Но такая встреча так и не состоялась, Пушкин покинул город 20 сентября 1833 года, а Алябьев приехал через месяц, 21 октября этого года. Историки утверждают, что Алябьев ранее встречался с поэтом на вечерах в литературном салоне у княгини З.А. Волконской. Но мне не удалось найти этому подтверждение, единственное, что говорит об этом, это написание музыки на стихотворения Пушкина А.С. - «Я вас любил…», «Увы, зачем она блистает…», «Зимняя дорога»…. И, наверное, композитор спрашивал согласия на это у Пушкина А.С.
 В  Оренбурге Алябьев, также как и в Тобольске, был весьма популярной и желанной личностью. Он давал концерты, его часто приглашали на вечера в лучшие дома. Он сдружился с генерал-губернатором Василием Перовским — приятелем Пушкина и Жуковского. Перовский устраивает концерты Алябьева, тайно пересылает партитуры в Москву, где музыкальные произведения звучат со сцены и имеют успех. Правда, на афишах нет фамилии автора-изгнанника, только инициалы — А.А.
  Хоть и находился Алябьев А.А. длительное время в ссылке, но его произведения  постоянно появлялись на сценах в столице. Так его друг, композитор Алексей Верестовский, используя свое положение в Большом театре, проводил постановки музыкальных пьес и романсов опального Алябьева.   
  Новость  о том,  что за инициалами на афишах скрывается имя автора ссыльного композитора дошла до императора Николая I. Но он на эти нарушения не среагировал, а начальнику Тайной полиции посоветовал не обращать на это внимание, дав понять,  что ему также интересны произведения Алябьева А.А.
- Граф, я очень доволен вашей службой, - с улыбкой отвечал Николай, - и весьма доволен, что ни один преступник не в состоянии скрыть от вас своих опасных замыслов. Но поскольку деятельность А.А. не грозит в ближайшее время уронить Трон, я лично прошу вас сделать вид, будто вы не знаете, кто это. А таким образом отпадает и необходимость принимать меры. Пусть этот таинственный А.А. сочиняет себе, а мы с вами займемся государственными делами....

  ***

 В 1835 году Перовский добивается высочайшего разрешения для композитора проживать в Московской губернии. После десяти лет арестов и ссылки, Алябьев вновь возвращается в родные места. Въезд в обе столицы ему был запрещён, и Алябьев поселился у своей сестры Наталии Исленьевой в селе Рязанцы Богородского уезда Московской губернии.
  В этот период опального композитора посетит его первая и единственная любовь Екатерина Александровна Офросимова. В 1839 году она овдовела, похоронив своего мужа. Алябьев был рад видеть любимую женщину. И на слова  Екатерины Александровны: - Я буду носить траур по мужу год. Если же потом вы захотите соединить со мной свою жизнь, я буду счастлива, - он ответил согласием.
   (13)20 августа 1840 года стало одним из самых счастливых дней в жизни 53-летнегоАлябьева: в Богородском уезде, в церкви Святой Троицы села Рязанцы он обвенчался с вдовой Екатериной Офросимовой. Она вышла за него замуж в возрасте 37-и лет по истечении годового траура по первому мужу.
     На свадьбе присутствовали близкие родственники новобрачных, их братья и сестры. По записи из метрической книги известно, что по-ручителями со стороны жениха были полковник граф Федор Иванович Толстой и корнет Николай Иванович Иохимсен, со стороны невесты - князь Андрей Николаевич Вяземский, титулярный советник Иван Пет¬рович Рышков и В.М. Исленьев.
    Граф Ф.И. Толстой - это, очевидно, знаменитый Толстой-Амери¬канец. Он был сватом А.С. Пушкина, другом Д.В. Давыдова, П.А. Вя¬земского, дальним родственником мемуаристки Е.П. Яньковой. Из¬вестно, что Толстой был соседом Шатилова по имению в Звенигородс¬ком уезде, Алябьев на слова дочери Федора Ивановича Сарры (ум. в 1838 г.) сочинил романс "Роза". Очевидно, Толстого и Алябьева связывали давние приятельские отношения.
  Семья поселилась в Москве на Новинском бульваре, 7. Кате после смерти первого мужа достался дом его родителей на углу Новинского бульвара. Он и стал для Алябьева-нелегала пристанищем. Супруги  жили тихо, старались не принимать гостей, но спустя два года тайное стало явным.  Это радостное событие омрачил судебный процесс, который затеяли братья покойного мужа Екатерины Александровны, сумевшие лишить ее всяких средств к существованию. Кроме того, процесс вновь привлек внимание к Алябьеву, и вновь над больным композитором нависла угроза высылки из Москвы.
В 1842 году власти потребовали, чтобы композитор покинул город, Катя уехала вместе с мужем в Коломну, где за ним бдительно надзирала полиция.
 В июле 1843 года после писем Кати власти выдали Алябьевым соизволение на разрешение жительства в Москве «с тем, чтобы не показываться в публике». Так чета вернулась в дом на Новинском бульваре. Да, композитору нельзя было посещать репетиции, а его имя на афишах не обозначалось или скрывалось за буквами «А. А.» или звездочками. Но он мог писать музыку! А театры — использовать ее! Алябьевы были счастливы.
  Детей у пары не было, но Алябьев принимал участие во взятой женой на воспитание еще при первом муже девочки Леонилы Пассек. Они сделали ей много добра, обеспечили, выдали замуж…
 Отец Леонилы Василий Васильевич по ложному обвинению был сослан в начале XIX века в Тобольск, откуда многочисленная семья Пассеков приехала в Москву в 1825 го¬ду. В Тобольске Пассекам покровительствовали родственники компо¬зитора, Василий Федорович Алябьев и его жена Екатерина Ивановна (она крестила у Пассеков одного из сыновей), по приезде в Москву они сошлись с их дочерью Александрой Киреевой (за свою красоту была воспета Пушкиным и другими поэтами). Были знакомы Пассеки и с представителями рода Римских-Корсаковых.
   В это время Алябьев А.А.  был уже пожилым и больным человеком. В одном из писем-прошении  на имя императора Николая I  о помиловании супруга композитора  писала: - Я вступила в супружество уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и только одно чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость, несмотря на прежнюю вину его и на продолжающееся наказание.      
  За Алябьева А.А. хлопотали и его друзья и поклонники, но Николай I твёрдо стоит на своём: - Алябьев никогда не будет восстановлен в своих правах. Единственная милость -  возвращение дворянства детям Алябьева, если таковые будут. «Если»  это было насмешкой, ведь Алябьеву было 64, его супруге 43. Через полтора года не станет Александра, вскоре умрёт бездетной Екатерина, умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года в доме жены по Новинскому бульвару, 7 .

***
   Похоронив мужа, Екатерина Александровна строит усыпальницу в Симоновом монастыре, куда перенесли прах Алябьева. На могиле она велела установить памятник - маленькую фигурку птички соловья. После смерти композитора она подарила рукопись «  Литургию св. Иоанна Златоуста ре-минор для мужского хора» Троице-Сергиевой лавре. Эту работу композитор написал в знак любви к своей любимой женщине. Издана эта рукопись была лишь в 2002 году.
 Екатерина Александровна пережила мужа на три года, ее похоронили возле него. Увы, не осталось и ее портрета...

        ***
  Места, где  когда-то  проживал и  создавал свои музыкальные произведения  композитор, постоянно привлекают туристов, любителей искусства. И местные власти стараются сохранить  исторические здания, восстанавливать разрушенное, а неравнодушные краеведы находят в архивах документы, связанные с деятельностью композитора,
  В 1920-30 годы ансамбль Симонова монастыря был варварски разрушен,  здесь были захоронения героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби. К сожалению, они не сохранились, , как и не  сохранились могилы композитора и его любящей жены.
 
  Надо отдать должное краеведам, искусствоведам, поклонникам  творчества композитора и многим неравнодушным людям, которые всеми силами старались сохранить память о творчестве этого русского знаменитого «Соловья».  Так  24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

     ***

   Из архивных документов известно, что в 1832-ом опальный композитор квартировал в доме «умершей майорши Карабутовой». В том самом, который в Пятигорске зовется теперь «Домом Алябьева». Часть летнего сезона они с сестрой прожили здесь, на окраине города. Впервые завесу над тайной рождения и жизни этого старинного пятигорского дома приоткрыл сотрудник музея «Домик Лермонтова» краевед С. И. Недумов, когда работал с документами пятигорского и ставропольского архивов.
  В 1997 году это здание было реставрировано и открыто для посещения гостями города. Это единственный мемориальный музей в России, посвященный жизни и творчеству композитора.
  Благодарные потомки знаменитого земляка на его малой родине в Тобольске отреставрировали не только церковь Захария и Елизаветы, где он совершал ежедневные покаяния, но и установили в 2020 году памятник композитору. Скульптура музыканта, выполненная заслуженным скульптором Сергеем Мильченко, удачно вписана в сквере на Базарной площади города. Как сказал глава города М. Афанасьев: - это место  будет еще одной исторической точке в городе, которая будет любима горожанами и привлекательна для гостей  и туристов города. Сквер назван именем великого композитора Алябьева А.А.
  Дом на Новинском бульваре, в котором Алябьев жил и творил последние 10 лет своей жизни (уникальный памятник деревянной архитектуры, переживший пожар Москвы 1812 года), «сгорел» в ночь с 28 на 29 апреля 1997 года.
  Власти столицы приняли решение о размещения картинной галереи Народного художника России, Действительного члена Российской Академии художеств Василия Нестеренко на месте сгоревшего дома. Сам художник выразил намерение, когда его картинная галерея будет открыта, проводить там концертные вечера классической музыки и первый концерт - из музыки А.А. Алябьева.

  ***
    Очень интересно читать о композиторе  отзывы людей творчества, мною приведены ряд высказываний  некоторых авторов. Все они оценивают не только талант Алябьева А.А., но и рассказывают о влиянии его творчества на развитие музыки в мировой культуре.
Б. Асафьев
    «Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...»
О. Аверьянова
  Здесь можно добавить следующее. Он с интересом относился к культуре народов России.  Так переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России — кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах.
   Народный артист Советского Союза Александр Ведерников сказал почти буквально следующее: «Если бы какая-нибудь небольшая страна имела бы такого композитора как Алябьев, то она бы давно подняла его на должную мировую высоту. Но мы, Россия, настолько богаты талантами, что до сих пор не оценили этого своего композитора по достоинству». Александр Филиппович также поделился тем, что гений русской музыки Г.В. Свиридов, как-то в беседе с ним, назвал Алябьева великим русским композитором.

   ***
  На его родине проводятся ежегодно фестивали «Алябьевская осень в Тобольске». К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. Этот композитор обрел всемирную славу, написав романс» Соловей» на стихи А. Дельвига. Романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках многих великих композиторов - М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана.

P. S. Примечание. Когда я начал собирать материал о композиторе Алябьеве А.А., то я столкнулся с небольшими трудностями. Исследователей о жизни и творчестве композитора много, но выбирать более-менее правдивую историю о его биографии, нелегкой, но интересной судьбе было сложно. Приходилось сравнивать труды сразу нескольких авторов. Буду надеяться, что читатель останется удовлетворенным.
 На фото:1 - композитор Алябьев А.А; 2-  Памятник композитору на Базарной площади, г. Тобольск; 3-  Церковь Захария и Елизаветы  в Тобольске, (на фото видно реку Иртыш). 4-  музей «Домик Алябьева А.А.» в г. Пятигорске
Неполный список используемой литературы для написания о жизни русского композитора Алябьева А.А.:
 1.Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. — М., 1912.
 2. Доктор искусствоведения Е.М.Левашев  Очерки, отзывы
 3. Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. — М., 1956.
 4 . Нина Михайловна Молева, писательница и искусствовед:
Сборник "Московские были" с приведёнными словами был подписан в печать 14.04.1997.
В 2016 г. очерк "Дело русского соловья" был напечатан в сборнике Н. М. Молева. Избранные статьи (1965-1985 гг.). М.: Новая реальность, 2016. С. 111-143
 5.  А. Н. Коваленко  // Ставроп. хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 197–201.


Рецензии
Спасибо, Евгений, за интересную многоплановую статью.

Нина Мелодина   11.03.2024 11:08     Заявить о нарушении
Вам, Нина, спасибо за визит и оценку моего произведения. Удачи в Ваших творческих начинаниях. С уважением Евгений

Евгений Кошелев   12.03.2024 06:17   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.