Столыпинская аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа
(1907-1914 годы)

2 (14) апреля 2021 года в нашей стране отметили 160-летие со дня рождения реформатора и патриота России  Петра Аркадьевича Столыпина.
 П.А. Столыпин (1862-1911 г.г.) – русский государственный деятель, министр внутренних дел, председатель Совета Министров. С его именем связаны последние крупные преобразования дореволюционной России. Являясь талантливым государственным деятелем, Столыпин за короткое время нахождения на посту главы российского правительства, добился принятия ряда важных законов, которые явились базой для проведения  аграрной реформы. Главным ее содержанием было введение полной частной собственности на землю, прежде всего, на усадебные и надельные участки.

Петр Аркадьевич задумал и сделал многое для облегчения жизни крестьян, но не все из задуманного успел претворить на практике. На Столыпина было совершено 11 покушений, во время последнего, совершенного 1 (14) сентября 1911 года в киевском городском театре, он был смертельно ранен. 5 (18) сентября П.А. Столыпин умер и был похоронен в Киево-Печерской лавре, недалеко от могилы народного героя Кочубея.

Признанием заслуг реформатора и патриота России в мае 2008 года Правительством Российской Федерации была учреждена медаль Столыпина двух степеней, которая вручается за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития нашего государства.

К началу проведения Столыпинской аграрной реформы в 1907 году, в  деревнях еще были живы старики, которые хорошо помнили, что  крестьян,  через девять лет со времени объявления реформы  1861 года выплативших денежный выкуп, с 1870 года  стали называть «крестьянами-собственниками», значит, с того времени они  должны быть собственниками надельной земли.   Ведь выкуп в сумме 150 рублей они платили за волю от помещика, усадьбу и усадебную оседлость вместе с одним полевым земельным наделом на домохозяйство.

При объявлении о реформе 1861 года крестьянам было заявлено, что приобретенными землями крестьянских наделов и выкупленными усадьбами, крестьяне могли владеть, пользоваться и распоряжаться, как своим достоянием.  Ограничение заключалось в том, что в продолжение первых девяти лет, со времени утверждения Общего Положения, означенные земли не могли быть отчуждаемы, или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к конкретному сельскому обществу.

Но, после вступления на престол в 1881 году императора Александра III, а потом в 1894 году императора Николая II, ситуация постепенно изменялась.  Правительство и многие губернаторы стали считать, что выкупленная в результате крестьянской реформы 1861 года пахотная земля и сенокосы относятся к собственности сельской общины, а не конкретных крестьян, которые могут за свои деньги выкупать полевые наделы у своей общины. Что крестьяне имеют в собственности только усадебный участок и усадебную оседлость – право проживания на своей усадьбе и строительства на ней дома и хозяйственных построек. Правительство полагало, что в результате  проведения реформы 1861 года крестьяне после выплаты выкупных платежей  получили лишь  вольность от помещиков, а в собственность – усадьбу, дом и хозяйственные постройки.
 
Таким образом, после реформы 1861  года не была доведена до конца передача в собственность крестьян участков надельной земли, которыми они лишь пользовались. Владели и распоряжались земельными наделами и сенокосами сельские общины. Согласно положениям гражданского права, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

8 июля 1906 года министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров России. Вступив на эту должность, П.А. Столыпин стал добиваться проведения новой аграрной реформы, во время которой передать крестьянам право владения и распоряжения не только купленной ими за свои деньги землей, но и надельными участками, полученными  по  реформам 1861 и 1863 годов.

Суть Столыпинской аграрной реформы заключалась в передаче крестьянам права не только пользования надельной землей, но владения и распоряжения ею, то есть в полную собственность. Чтобы крестьяне могли ее продавать, покупать, дарить, передавать по наследству, сдавать в аренду, совершать другие необходимые им юридические операции. При этом участок земли крестьянину предоставлялся в одном месте, чтобы ликвидировать чересполосицу.

Для выхода  из сельской общины  крестьянам бесплатно выделялся  участок земли в пределах площади их бывшего надела, и дополнительно за деньги, участки неиспользуемой земли помещиками и другими домохозяевами,  с переездом туда из деревни или без переезда. Если крестьянин переезжал с семьей на свой участок, что был в одном месте, строил там дом и хозяйственные постройки, этот участок земли с домом называли хутор. В том случае, если крестьянин оставался жить в деревне, его собственный участок называли отрубом. Кроме индивидуальных домохозяев, участки ранее неиспользуемой земли продавали отдельным товариществам или обществам.
 
  Начиная проведение аграрной реформы, Столыпин ставил целью сделать Россию мощной, процветающей страной с изобилием хлеба и сельскохозяйственных продуктов. .  Эта цель подтверждается крылатыми выражениями П.А. Столыпина, высказанными в спорах со своими идейными оппонентами в Государственной Думе II созыва: «Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира, и вы не узнаете нынешней России!». «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!».
 
Эту задачу предлагалось выполнить:
-  путем передачи надельной земли в полную собственность крестьян, добиваясь тем самым,  повышения урожая;
- путем увеличения посевных площадей за счет передачи крестьянам неиспользуемых помещичьих земель;
- путем переселения крестьян на огромные, пустующие земельные площади за Урал и в Сибирь из густонаселенных губерний Европейской России.

 Законодательная база аграрной реформы

Законодательной базой для проведения аграрной реформы стали следующие основные нормативные акты:
1.Указ Николая II «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года.
2. Закон от 14 июня 1910 года именовался «Об изменениях и дополнениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении».
3. Закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 года.

В Указе Николая II «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года отмечалось, что Манифестом  от 3 ноября 1905 года взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменялось с 1 января 1907 года.  С этого времени надельные земли освобождались  от лежащих на них ограничений, и крестьяне приобретали  право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.
Однако действительное осуществление этого признанного законом права в большинстве сельских общин встретило  практические затруднения в невозможности определить размер и произвести выдел участков, причитающихся выходящим из общины домохозяевам.
С другой стороны, в законе не был установлен порядок  совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников их не имелось отдельных крепостных актов владения.

На основании статьи 87 Свода основных государственных законов, издания 1906 года, император повелевал:
I. В дополнение статьи 12 «Общего положения о крестьянах» и примечания к ней постановить следующие правила:
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в которых не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в которых в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование.
Но если в постоянном пользовании желающего перейти к личному владению домохозяина состоит земли больше, нежели причиталось бы на его долю, на основаниях последней разверстки, по числу разверсточных единиц в его семье ко времени упомянутого заявления, то за ним укрепляется в личную собственность то количество общинной земли, какое причитается ему по указанному расчету.
Поэтому, оказавшийся излишек укрепляется в личную собственность только под условием уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступает в распоряжение общества.
4. Домохозяева, за которыми укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, а также право участия в пользовании, на принятых в обществах основаниях, непеределяемыми угодьями, как то: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и другими.
5. Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях, определяются в том размере, в каком домохозяева, пользуются означенными угодьями ко времени подачи такого заявления.
6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли  предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие  в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определить также размер причитающейся с него доплаты  и постоянную его долю участия в угодиях, переделяемых на особых основаниях.
Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое по этому предмету постановление.
7. В упомянутых в статье 6 приговорах и постановлениях земских начальников должны быть точно указаны:
 а) число укрепляемых в личную собственность домохозяина отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них;
б) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, переделяемых на особых основаниях, и постоянная доля участия в этих  угодиях домохозяина, переходящего к личному владению;
 в) состоящие в общем пользовании всех членов общества непеределяемые угодья.
8. Стороны и заинтересованные лица могут приносить уездному съезду жалобы на общественные приговоры и постановления земского начальника  в тридцатидневный срок со времени их объявления. Жалобы на общественные приговоры подаются через земского начальника и представляются им с его заключением в уездный съезд по производстве на месте предварительного расследования. Как обжалованные, так и необжалованные общественные приговоры и постановления земского начальника представляются на утверждение уездного съезда.
9. Постановления уездного съезда, последовавшие по жалобам на общественные приговоры и постановления земского начальника, равно как об утверждении этих приговоров и постановлений, почитаются окончательными и приводятся в исполнение сельским старостой или волостным старшиной. На постановления уездного съезда могут быть приносимы жалобы губернскому присутствию лишь в случае превышения пределов ведомства или власти или же явного нарушения закона…
11. В тех случаях, когда домохозяева, в личную собственность которых укреплены участки надельной земли, или общество пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов могут быть исполняемы как правительственными, так и частными землемерами за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение.
12. Каждый домохозяин, за которым укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 1–11 настоящих правил, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен этих  участков, соответственный участок, по возможности к одному месту.
13. В тех случаях, когда требование о выделе к одному месту не совпадает с общим переделом, выдел же оказывается неудобным или невозможным, обществу предоставляется удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при недостижении согласия – по оценке, установляемой волостным судом. Со своей стороны, желающий выделиться домохозяин, если найдет определенную судом оценку для себя невыгодной, может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.
14. При общих переделах выдел к одним местам участков домохозяевам, заявившим желание о переходе к личному владению до вступления в законную силу приговора о переделе или ранее укрепившим за собой участки надельной земли в порядке, установленном статьями 1–11 настоящих правил, обязателен как по требованию этих домохозяев, так и общества, без права  последнего удовлетворять выделяющихся деньгами.
15. Споры, возникающие при выделе участков к одним местам, разрешаются на основаниях, установленных в примечании к статье 12 «Общего положения о крестьянах», издания 1902 года.
16. Домохозяева, перешедшие от общинного владения к личному, а также их правопреемники пользуются укрепленными в их личную собственность на основании настоящих правил участками до выдела их к одному месту, на одинаковых правах с владельцами подворных участков.
 За правопреемниками сохраняется также право на участие в пользовании как переделяемыми на особых основаниях угодьями в той мере, в какой это право было предоставлено первоначальным собственникам участков, так и непеределяемыми угодьями, на принятых в обществах основаниях.
17. В порядке и на основаниях, установленных статьями 4–16 настоящих правил, производится укрепление в личную собственность выдел участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 «Положения о выкупе», издания 1876 года, и не выделенных к одному месту.
18. Действие настоящих правил (ст. 1–16) распространяется на крестьян всех наименований, причем укрепление в личную собственность отдельных домохозяев участков из общинной земли до освобождения ее от выкупного долга допускается при условии погашения части этого долга, падающей на укрепляемые участки.
II. В дополнение действующих узаконений о порядке отчуждения надельных земель, состоящих в подворном владении, постановить:
1. Отчуждение участков надельной земли, состоящих в подворном владении, совершается общим крепостным порядком.
2. Принадлежность участков лицам, их отчуждающим, может быть удостоверяема в нотариальных учреждениях одним из следующих документов:
а) крепостными актами;
б) владенными записями и иными землеустроительными актами, выданными крестьянскими учреждениями;
в) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение решениями судебных установлений, а равно волостных судов и уездных съездов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, входящее в состав надела, и о наследовании в этом имуществе;
 г) сделками об отчуждении, совершенными до 25 января 1883 г. в волостных правлениях;
 д) утвержденными уездным съездом общественными приговорами или постановлениями земских начальников об укреплении в личную собственность отдельных домохозяев участков из надельной земли, состоящей в общинном пользовании;
е) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение приговорами сельских и селенных сходов о предоставлении участков из общинной земли в подворное владение отдельных домохозяев, равно как о замене общинного пользования землей подворным и о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки и на хутора, а также приговорами о переходе целых обществ с подворным землепользованием к владению в отрубных участках;
 ж) в обществах с подворным землепользованием, а в отношении усадебных участков и в обществах с общинным землепользованием – утвержденными земским начальником или соответствующим ему должностным лицом приговорами сельских и селенных сходов о том, что отчуждаемый участок действительно принадлежит отчуждающему его лицу на праве собственности.
3. Приговоры сельских и селенных сходов, упомянутые в пункте «ж» статьи 2 настоящего  отдела, постановляются по ходатайствам владельцев подворных и усадебных участков и утверждаются с соблюдением следующих правил:
а) означенные приговоры постановляются простым большинством голосов в удостоверение принадлежности отдельным домохозяевам не только полных, значащихся по землеустроительным актам, подворных участков, но и частей их, состоящих в бесспорном владении отдельных лиц;
б) в приговор обязательно включаются сведения о размере участка, числе отдельных отрубов, из которых он состоит, размере каждого отруба и реже угодий, а также подробное описание местоположений участка и его границ;
в) в тех случаях, когда точное описание границ представляется невозможным, к приговору должен быть приложен план участка, составляемый за счет владельца;
 г) приговор обязательно записывается в установленную для записи приговоров сельского схода книгу, а копия с него вывешивается для общего сведения в волостном правлении и в том селении, где находится участок, относительно которого состоялся приговор;
д) волостной старшина обязан в недельный срок по составлении приговора проверить на месте содержание его по существу в присутствии трех понятых и немедленно представить приговор со своим заключением на утверждение земского начальника;
е) в месячный, со дня проверки волостным старшиной, срок приговор может быть обжалован заинтересованными лицами земскому начальнику;
 ж) приговор не подлежит утверждению, если окажется неправильным с формальной стороны, или если при составлении его не соблюдены требования, изложенные в настоящей статье, или если будет возбужден спор о праве гражданском, подлежащий разрешению суда.
4. Выписки нотариальных актов, касающихся надельных земель и подлежащих утверждению старших нотариусов, могут быть пересылаемы нотариусами старшему нотариусу по почте.
III. В дополнение действующих узаконений, определяющих права крестьян на участки надельной земли, состоящие в подворном владении, постановить:
1. Подворные участки, как представленные в подворное владение крестьян при наделении их землей, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании составляют личную собственность домохозяев, за которыми эти участки значатся по землеустроительным актам, общественным приговорам, постановлениям крестьянских учреждений, актам об отчуждении и решениям судебных мест. Таковым же правом на упомянутые участки пользуются и правопреемники этих домохозяев.
2. В тех случаях, когда указанные в предшедшей статье участки находятся в нераздельном владении нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность.
IV. В дополнение статей 62 и 66 «Общего положения о крестьянах» и статьи 15 «Положения о поземельном устройстве крестьян и поселян разных наименований, водворенных на владельческих землях» постановить:
При этом переход целых обществ, как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух трети крестьян, имеющих право голоса на сходе.

Нужно отметить, что статья 87 «Свода основных государственных законов» передавала законодательные функции императору между сессиями Государственной Думы. Действие принятого императором Указа прекращалось в том случае, если его не представляли на рассмотрение Думы в течение двух месяцев со времени возобновления сессии или при отклонении Указа Думой или Государственным Советом. В связи с этим, Указ императора был направлен, в соответствии с установленным порядком, на рассмотрение депутатов Государственной Думы в виде проекта Закона  «Об изменениях и дополнениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении».

Проект Закона  был внесен в III Государственную Думу в январе 1908 года, где рассматривался в земельной комиссии, а затем на общих заседаниях Думы и в редакционной комиссии. Был одобрен Думой по докладу редакционной комиссии 8 мая 1909 года. При дальнейшем обсуждении  в верхней палате российского парламента – Государственном Совете законопроект подвергся некоторым изменениям. Была образована согласительная комиссия, предложения которой получили  Думы и Государственного Совета.

Закон   дублировал основные положения Указа императора Николая II. Наиболее значительными изменениями Закона «Об изменениях и дополнениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении» в сравнении с Указом от 9 ноября 1906 года являлись:
1.Признание сельских обществ и селений, в которых не было общих переделов в течение последних 24 лет с момента наделения землей, перешедшими к подворному владению надельными участками.
2.Переход целых сельских обществ и селений с подворным или участковым владением на отруба  простым большинством голосов на сходе, когда как для обществ и селений с общинным владением был оставлен прежний порядок перехода по большинству в 2/3 голосов.
3.Отмена оплаты за излишки земли при выходе из общины на отруба.

Таким образом, Законом от 14 июня  1910 года было узаконено два вида землеустройства деревни: общинное разверстание земли и индивидуальные выделы домохозяев на их отрубные и хуторские хозяйства.  По принятым в Законе от 14 июня 1910 года поправкам, домохозяева всех деревень и поселений по всей России, остававшиеся жить на месте без выдела, получили право на личную собственность надельной земли с передачей ее по наследству.
 
У всех деревенских домохозяев этим законом сохраняли право на пользование общественными угодьями в сохраняемых за ними долях. Сельские сходы получили право требовать составления общих на всю сельскую общину или на всю деревню актов, удостоверяющих права собственности отдельных домохозяев на земельные участки, которыми они до того времени пользовались. Эти акты составляли земские начальники и объявляли их на сельском сходе.
Закон от 14 июня 1910 года успокоил крестьян, прекратились волнения и брожение среди них.

Проект закона «О землеустройстве» был внесен еще на рассмотрение II Государственной Думой в марте 1907 года, но остался нерассмотренным. В ноябре 1907 года он был внесен на рассмотрение III Государственной Думы,   одобрен ею 18 февраля 1910 года. При обсуждении законопроекта в Государственном Совете текст подвергся некоторым изменениям. После длительной процедуры согласований законопроект был поддержан Думой и Государственным Советом лишь в 1911 году,  его 29 мая 1911 года  подписал император Николай II, закон был введен в действие до 1 ноября того же года.

Законом «О землеустройстве» от 29 мая 1911 года были определены уездные и губернские землеустроительные комиссии, ранее работавшие на основании Указа императора от 4 марта 1906 года. Указан порядок формирования этих комиссий, их состав.
 Крестьянскому поземельному банку было предоставлено право, по ходатайствам подлежащих обществ и товариществ, приступавших к разверстанию на отруба заложенных в банке земель и нуждающихся в средствах для предварительного погашения долгов по доплатам за эти земли прежним их собственникам или же на покрытие вызываемых улучшением землевладения расходов:
1)  производить перезалог упомянутых земель и ранее истечения  пятилетнего срока со времени заключения обществом или товариществом первоначального займа, с распределением дополнительной ссуды, вместе с первоначальною, между владельцами отдельных, получившихся от разверстания участков;
2)  производить расчет с прежними собственниками земель по долгам обществ и товариществ, с соответственным увеличением этих переводимых на банк долгов.
Законом от 29 мая 1911 года было утверждено «Положение о землеустройстве», в котором определялся порядок выдела надельных земельных участков в одном месте, как отдельным домовладельцам, так и целым сельским обществам.
В этом Законе десять глав и 123 статьи, где даны подробные инструкции, в соответствие с Законом от 14 июня 1910 года,  о проведении полного, по целым обществам, разверстания угодий на отрубные участки, о разверстании чересполосности надельных земель и земель мелкого владения в одном месте (на отрубные участки).
Отдельные главы Закона посвящены порядку составления проектов землеустройства, их рассмотрения и утверждения,  разрешению споров об отграничении, а также посвящены  работе землеустроительных комиссий и обжалованию их действий.
Чтобы уменьшить число спорных вопросов при разверстывании целых деревень и поселений, к 1914 году в 10,8 раз увеличили штат землемеров в землеустроительных комиссиях в сравнении с 1907 годом.

Изменение статуса надельной земли

Когда П.А. Столыпин говорил, что ему нужно двадцать лет на то, чтобы изменить деревню, он, прежде всего, считал необходимым изменение статуса надельной земли. Изменение статуса надельной земли, при реализации Столыпинской аграрной реформы, заключалось в том, что она переходила от владения и распоряжения сельской общины в полную собственность крестьянина. Он ею начинал не только пользоваться, но и владеть, и распоряжаться.
Связь крестьянина с природой, прежде всего, с землей и работа на ней является сутью деревенской культуры. Ко времени начала проведения Столыпинской реформы надельной землей владели и распоряжались сельские общины. При этом пользовались ею сами крестьяне – члены общины. В полной совместной собственности общины находилась мирская земля – выгоны, сенокосы, неудобья, пустоши и другие участки.  Община владела и распоряжалась такой землей по своему усмотрению, эти участки не разделялись между крестьянами.
Первоначально правительство П.А. Столыпина стремилось к укреплению собственности крестьян на надельную землю путем единоличного выхода домохозяина из сельской общины на отруба и хутора. Однако эта практика не нашла поддержки со стороны крестьян,  к 1911 году в разных губерниях лишь 3-5% крестьянских хозяйств согласились выйти на отруба и  хутора, чтобы стать полным собственником выделенного участка земли.  Чаще всего на хутора выделялись богатые  крестьяне, денежные средства которых устраняли всякие препятствия при переносе усадьбы, дома и хозяйственных построек на отведенный им участок земли в одном месте.
Выход на отруба и хутора крестьян вызывал несогласие большинства жителей деревни –  членов сельской общины. Сельские общества и сами домохозяева более охотно пошли на проведение разверстания земельных участков целых деревень без выхода из общины с правом наследования бывшей надельной земли. При этом разверстание земли для домохозяйств велось по числу едоков в семье или числу трудоспособных мужчин в возрасте старше 15 лет, то есть какая практика была до этого.

Участие  земства в проведении аграрной реформы

С началом Столыпинских аграрных преобразований увеличился интерес крестьян к агрономии. П.А. Столыпин предлагал земским собраниям принять на свое попечение агрономическую помощь хуторянам и отрубникам. Таким образом, земства определили для себя условия, что их помощь в проведении реформы может быть оказана только тогда, когда происходил выдел общинной земли на отрубной участок или для ведения хуторского хозяйства. Эта помощь должна была оказываться бесплатными услугами агрономов и землемеров, а не деньгами. С этой целью земства создавали уездные и губернские землеустроительные комиссии.
По своему желанию крестьяне, выделившиеся из сельской общины на хутора и отруба, чтобы проводить улучшение агротехнических приемов ведения сельского хозяйства, совместно с уездными земскими управами создавали показательные поля. На них применяли самые совершенные агротехнические способы проведения полевых работ, в этом им оказывали помощь уездные земские агрономы. Уездные земские управы периодически составляли сведения о хуторских и отрубных хозяйствах, подготовленных к правильному ведению сельскохозяйственных работ в соответствии с требованиями агрономии. Но таких хозяйств с показательными полями по уездам Тверской губернии к 1913 году были единицы.
Осенью, а также ранней весной, перед посевом агрономы испытывали на показательных полях  лучшие способы и варианты улучшения плодородия и обработки почвы. Каждый год земские агрономы пытались увеличивать  в волостях уездов число показательных полей там, где их раньше не было. Опыт сельскохозяйственных работ на показательных полях чаще всего  был удачным, другие крестьяне интересовались им и перенимали его.
По представлению уездных земельных комиссий о выдаче ссуд для переселения на хуторские хозяйства было определено выдавать до 150 рублей на одного заявителя. Например, за 1908 год по Бежецкому  уезду Тверской губернии была выдана ссуда всего лишь  23 дворам на сумму 1290 рублей или в среднем по 56 рублей на двор. Дела о получении ссуды волокитились порою не месяцами, а годами. 

Роль  Крестьянского банка в проведении реформы

Крестьянский поземельный банк, наряду с землеустроительными комиссиями был одним из важнейших учреждений проведения Столыпинской аграрной реформы. Он обеспечивал расширение крестьянского частного землевладения, помимо их надельных участков. С этой целью банк получил в свое распоряжение часть казенных и удельных земель для продажи крестьянам. Среди заемщиков банка преобладали малоземельные крестьяне.
Крестьянский поземельный банк был учрежден в 1882 году для регулирования спроса и предложения на рынке земли как правительственное учреждение, подведомственное Министерству финансов. Целью его создания было оказание помощи крестьянам в покупке земли путем выдачи ссуд. Банку было дано право, используя собственный капитал, приобретать помещичьи имения, чаще заложенные в дворянском или акционерном земельных банках, для последующей перепродажи крестьянам с выдачей ссуд.
С целью продажи выделяющимся из сельской общины крестьянам излишней земли, часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому поземельному банку. Кроме того, банк скупал земли у разорившихся помещиков и неисправных домохозяев, чтобы продавать хуторянам и отрубникам в качестве излишек  к надельному участку с выдачей кредитов.
Банку вменялось в обязанность скупать неиспользуемые земли у помещиков по номинальной цене, а продавать их крестьянам, вышедшим из общины, на 20% дешевле. Скупая земли, Крестьянский поземельный банк, разбивал ее на отдельные участки и продавал крестьянам. Для покупки земли крестьянами, выходящими из сельской общины, выдавались кредиты в размере 90-95% от стоимости участка земли на срок 10, 15 и 20 лет с началом возвращения кредита через пять лет после его получения. Отрубники вносили 5% стоимости купленной земли, а хуторянам ссуда выдавалась на полную стоимость участков земли.

Проведение реформы в  Тверской губернии

К началу реализации Столыпинской реформы в Тверской губернии крестьянская надельная земля составляла 50,9% всей удобной земли. На один двор в среднем приходилось по 8,7 десятин надельной земли. При этом до 5 десятин имели в пользовании 14,7% крестьянских дворов, от 5 до 10 десятин – 57% дворов, свыше 10 десятин – 28,3% дворов. Вместе с приобретенными землями в среднем один крестьянский двор по губернии имел 12,4 десятин удобной земли.
На седьмой год реформы, к 1913 году, в Тверской губернии 91,3% всей посевной площади хлебов, овса, картофеля, льна и конопли составляли по-прежнему надельные крестьянские земли, и лишь 8,7% относились к частновладельческим землям – отрубам и хуторам. Но при этом урожай у частников по губернии был несколько выше, чем на надельных землях. Например, урожай семян льна у деревенских крестьян был 24,4 пуда с десятины, волокна – 25,3 пуда с десятины, то на владельческих землях он составлял соответственно 25,7 и 27,4 пуда с десятины.
Одним из важных последствий перехода от общины к частному единоличному земледелию являлось увеличение земельной площади за счет выкупа земель неисправных имений отдельных домохозяев. Большинство хуторян и отрубников по получении участков в собственность, немедленно приступали к распашке земли и осушке доставшихся им запущенных площадей. Положительным примером служило введение новыми владельцами многопольных севооборотов, прежде всего, это отмечалось у выделенных из деревни товариществ и обществ.
К 1 января 1917 года по всей Тверской губернии вышло из сельских общин на отруба и хутора 47,5 тысяч крестьянских хозяйств или 16,5% к их общему числу. Они укрепили в личную собственность 331,7 тысяч десятин надельной земли или 12,9% от ее общей площади. При этом согласие сельских сходов получили 50,2% домохозяев, вышедших из общины, остальные вышли вопреки мнению сельских сходов по постановлениям земских начальников.
Кроме того, по Закону от 14 июня 1910 года по Тверской губернии укрепили надельные земли в собственность целыми деревнями и поселения, не выходя из сельских общин, еще 26,8 тысяч домохозяев с площадью наделов в 159,4 тысячи десятин. Таким образом, за время проведения Столыпинской реформы по Тверской губернии укрепили наделы в собственность 74,3 тысяч крестьянских дворов или 24,3% от их общего числа.
Часть вышедших из деревень домохозяев перешли жить на хутора. По Тверской губернии число хуторских хозяйств за все время реформы составило 8,7% к общему числу крестьянских хозяйств или 35,8% от всех дворов, вышедших из сельских общин. Если на отрубных участках площадь одного надела составляла в среднем 8,7 десятины, то на хуторских она увеличилась в среднем до 12,4 десятин.
За годы Столыпинской аграрной реформы из Тверской губернии в Сибирь переехали всего 3366 человек или 0,2% от крестьянского населения губернии.

Итоги Столыпинской аграрной реформы

  Столыпин говорил, что ему требуется двадцать лет на то, чтобы преобразовать российскую деревню, но такого времени ему не дали. Срок активного проведения аграрной реформы был очень коротким, с 1907 по 1914 годы – всего 7 лет, из них первые 3 года правительству приходилось доказывать депутатам Государственной Думы и Государственного Совета необходимость проведения реформы.  Ее дальнейшему проведению  помешало убийство П.А. Столыпина в сентябре 1911 года, начало Первой мировой войны в августе 1914 года, переросшей сначала в Февральскую, затем Октябрьскую революции 1917 года и в Гражданскую войну.
В 1915 году реализация аграрной реформы в Тверской губернии, как и по всей стране,  практически прекратилась из-за войны. Многие землемеры и члены уездных землеустроительных комиссий были призваны в армию. К тому времени число дел, подлежавших включению в план работ, был так велик, что они не могли быть исполнены оставшимися землемерами.
Из-за призыва в действующую армию крестьян-кормильцев оставшиеся члены семьи отказывались попусту тратить время на сходы. К тому же из-за невозможности включения в план разверстания на 1915 год многих дел подрывало доверие крестьян к землеустроительным комиссиям, у которых не было средств для выездов на место. Нечего было, и рассчитывать на получение ссуд для переселения на хутора или для покупки дополнительных участков земли, деньги шли на войну. Аграрная реформа захлебнулась.
Итоги и последствия аграрной реформы 1907-1915 годов обсуждали в своих работах дореволюционные, советские, постсоветские историки, но они до сих пор остаются предметом обсуждений и неоднозначных выводов. При изучении официальных документов того времени, архивных материалов о практике проведения реформы, можно сделать вывод, что насильственного разрушения сельской общины и выхода крестьян на отруба и хутора не предусматривалось. В своих циркулярах П.А. Столыпин неоднократно подчеркивал, что выход из общины – дело сугубо добровольное, и напоминал чиновникам о необходимости ненасильственного решения земельного вопроса.
П.А. Столыпин хотел идти по пути ликвидации в России нищеты, невежества, бесправия, для чего, по его утверждению, нужно было 20 лет без войн и революций. Результаты Столыпинской аграрной реформы советские исследователи и ряд постсоветских исследователей оценивали на основе данных о создании хуторов и отрубов. Это неправильный подход, ее нужно оценивать по изменению ситуации в деревне и стране. Рассчитанная на двадцать лет, Столыпинская реформа за семь лет, с 1907 по 1914 годы, дала ощутимые результаты развития крестьянских хозяйств.
Во время проведения аграрной реформы крестьяне получили землю в собственность, произошло полное освобождение их от чьей-либо кабалы. Результаты начала реформы сказались, перед первой мировой войной годовой сбор хлеба был доведен до 4 млрд. пудов, Россия могла кормить своим хлебом Европу. В 1909-1913 годах общий объем производства зерна в России на одну треть превышал продукцию США, Канады и Аргентины, вместе взятых.
Во-первых, став полным собственником и хозяином участка земли, крестьяне начинали более бережно и активно заботиться о ней. Вносили больше удобрений, лучше обрабатывали ее, вели травосеяние, при возможности переходили на многополье. Как результат, перед первой мировой войной Россия стала занимать ведущее место в мире по производству хлеба, продаже льна, успешно развивалось животноводство.
Во-вторых, изменился статус надельной земли, которая стала в полной собственности крестьянина. Он получил право на наследование своего участка земли, продажи его, передачи земли в залог в банк, и вести другие правовые операции. Одновременно сохранялись сельские общины, хотя они потеряли право на владение и распоряжение надельной землей. Но они  по-прежнему владели общественными сенокосами, пастбищами, выгонами, лесом, неудобьями, улицами, прогонами и другой общественной землей.
Общины в деревне оставались, из них могли выйти желающие домохозяева, а остальные оставались в общине и вели свое хозяйство в традиционной форме. Переход крестьян с общинной надельной земли на частную подворную наследуемую землю не поменял задач сельских общин, лишь значительно облегчил их. Теперь они решали лишь задачи совместного владения и пользования общими участками земли.  Сельские общины, в которых не проводили переделов земли, в неизменном виде сохранялись вплоть до создания колхозов в 1930-1931 годах.
В-третьих, Столыпинская реформа опиралась на финансовую поддержку крестьянских хозяйств государством и Крестьянским банком в виде ссуды и на безвозмездной основе, что до этого не было. Государственной и банковской поддержкой до того могли пользоваться дворяне и коллективно сельские общины, но не отдельное крестьянское хозяйство. Хотя эта поддержка была в небольших объемах, но начало этому реформа положила. Финансовым инструментом был Крестьянский земельный банк, который перепродавал крестьянам помещичьи и государственные земли.
Советская власть разрушила общинный строй деревни и отняла у крестьян землю. Крестьянину не на что стало опираться, кроме своей семьи и приусадебного участка.
В постсоветский период крестьянину вернули права владения, пользования и распоряжения земельными участками. Он вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или аренду и распоряжаться им иным образом. Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, соблюдая строительные нормы и правила, а также требования о целевом назначении земельного участка.
После 1991 года попытались вернуть и сельскую общину, приняв положения о сельских сходах, старостах и другие. Но бесправные сельские общины не заработали, так как земельные участки общего пользования принадлежат уже не им, а государственным и муниципальным органам.
Через 100 лет со времени проведения аграрной реформы имя П.А. Столыпина зазвучало, как одного из столпов российской государственности. Опыт Столыпинской реформы доказал, что из любого кризиса можно выйти без революций и войн путем экономических преобразований. Не случайно, 27 декабря 2012 года перед Домом правительства Российской Федерации в Москве был открыт памятник П.А. Столыпину, как одному из символов российской государственности.

Источник: А.Н. Головкин. Незавершенная реформа. Ссылки на первоисточники в книге имеются.


Рецензии
"В 1909-1913 годах общий объем производства зерна в России на одну треть превышал продукцию США, Канады и Аргентины, вместе взятых" - старая байка. В 1913 г. урожай зерновых был на треть (32,8%) меньше, чем в одних только САСШ,
а от суммарного урожая перечисленных стран российский составлял 53% - по сути половину.
Реформы же Столыпина, по единодушному утверждению и красных и белых, ускорили и ужесточили революцию.
С уважением

Игорь Семенников   16.07.2024 03:44     Заявить о нарушении
Есть и другие данные - научная статья Т.Н. Медведевой, "Россия и мировое сельское хозяйство в 1913 г.", журнал "Вопросы экономики", № 26 (164), 2013.

Под "зерном" в статистике того времени понимали пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу. Так вот, в 1913 г. в США, Канаде, Аргентине было собрано 6 млн. 475,1 тыс. пудов зерна (в Аргентине рожь не культивировали, в США практически не культивировали, зато в Канаде собрали ржи тогда более, чем в два раза больше, чем у нас: 3,6 млн. пуд. против 1,6 млн. пуд.). Урожай зерновых в России в 1913 г. - 4 млн. 203,1 тыс. (в США - 5 млн. 359,4 тыс.).
Зато по пшенице мы собрали больше, чем Штаты (1 млн. 607 тыс. пуд. против 1 млн. 267 тыс. пуд.).
Автор вышеуказанной работы пишет: "Россия была крупным экспортером зерновых культур. По объемам экспорта пшеницы, ржи, ячменя, овса и кукурузы к ней близка только Аргентина...; США (тогда) уступали России практически в 2 раза."

Алексей Аксельрод   16.07.2024 14:30   Заявить о нарушении