Сверхценные идеи как двигатель истории В чём ошибс

                Сверхценные идеи как двигатель истории
                (В чём ошибся Ф. Фукуяма)

          Многие тысячелетия философы и учёные пытались понять, что движет человеческой историей. От воли богов, желаний правителей, случайности до поисков неких математических закономерностей или особенностей выживания стай обезьян в дикой природе.
          Наконец-то в 19 веке произошёл прорыв в изучении истории, когда Георг Вильгельм Фридрих Гегель создал свою диалектику, в рамках которой борьба тезиса с антитезисом приводила к синтезу нового, и, таким образом, каждая общественная формация является источником как своего развития, так и своей смерти в самой себе. Но и смерть формации является не трагедией исчезновения, а синтезом нового.
          Свою концепцию истории выдвигал и наш великий писатель Лев Николаевич Толстой, считавший, что история сама является субъектом развития, а люди лишь приспосабливаются к ней: «Предмет истории – есть жизнь народов и человечества».
          Много было сломано копьев в дискуссиях об этом предмете, но во второй половине XIX века Карл Маркс и Фридрих Энгельс объяснили мировой исторический процесс борьбой классов. Правда, в эту концепцию не вписывался Восток со своими особенностями и, отчасти, Россия, и отцы марксизма это осознавали. Но, как обычно без должной критики, их концепцию восприняли российские социалисты, и на этой базе расцвела советская историческая школа. В основе лежали производственные отношения, носившие объективный характер, а роль личности в истории носила подчинённый характер.
          Со временем, правда, роль некоторых личностей начала превращаться в культ личности, но ведь среди такого монархистского по морально-психологическим установкам народа, как русский, без подобного «обожествления» Генеральных Секретарей ЦК партии, иначе и быть не могло, потому что эти деятели являлись проводниками воли истории (если так можно выразиться) в жизнь.
          Правда, после смерти вождя начиналось и развенчание их культа, о чём выразительно спел Александр Галич:
                Кум докушал огурец
                И закончил с мукою:
                "Оказался наш Отец
                Не отцом, а сукою..."
          Если кто не знает, в исправительных учреждениях начальника называли «хозяином», а его заместителя по оперативно-чекистской работе – «кумом».
          Хрущёв развенчал культ личности Сталина, заодно убрав с руководящих постов его соратников, затем культ «волюнтариста» Хрущёва развенчали Брежнев с Подгорным, затем Михаил Сергеевич Горбачёв назвал Брежнева отцом «Застоя» и ревнителем командно-административной системы, позволившей этому «комбайнёру из Ставрополья» подняться на Олимп власти.
          И теперь пришла пора поговорить о сверхценных идеях, их носителях и роли этих идей в мировой истории.
          Вначале определение из «Википедии»: «Сверхце;нная иде;я, сверхце;нная мы;сль, или переоце;ниваемая иде;я, — психиатрический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности, её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели».
          Вполне ясное определение этого явления впервые дал немецкий психиатр Карл Вернике в 1900 году. До этого уже существовало понятие «идеи фикс», введённом французским психологом и психиатром Пьером Жане (1859-1947 годы).  В него включались все случаи, при которых у индивидуумов при в целом разумных действиях и адекватном поведении появлялись единичные иррациональные идеи, не поддающиеся переубеждению путём убедительных разумных объяснений и логической аргументации. В настоящее время этот термин не употребляется.
          "Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).
          В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда. Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в чём-либо. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.). Окружающие, скептически относящиеся к сверхценным идеям больного или пытающиеся критиковать их, расцениваются больным, в лучшем случае, как заблуждающиеся, в худшем — как враги.
  Сверхценные идеи формируются как при расстройстве личности (чаще параноидного и шизоидного типа), а также при приобрётенных психопатических состояниях у лиц гипертимического склада, могут также встречаться при шизофрении и аффективных психозах».
Опустим последний параграф, поскольку он касается развития психических заболеваний, в реальности же сверхценная идея может стать доминирующей и у вполне здорового, на первый взгляд, человека, который вне пределов этой идеи абсолютно реалистично воспринимает окружающий мир. Яркий пример – героиня романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова Эллочка-Людоедка, которая в мечтах хотела превзойти американскую миллиардершу «Вандербильдиху», о которой читала в модных журналах, но, несмотря на скудный словарный запас, была особой весьма приспособленной  к реальной жизни.
Теперь вспомним некоторые исторические события. Начнём с исхода евреев из Египта. Что заставило пророка  Моисея, усыновлённого дочерью фараона, повести за собой массы евреев из Египта? Скорее всего, обида на египтян и сверхценная идея о необходимости «спасения народа из египетского рабства». Разумеется, богословы скажут, что это ересь, но мы ведь пытаемся разобраться в истории, а не опровергать её толкования.
Марк Порций Катон каждое выступление в римском Сенате заканчивал словами: «Carthago delenda est» (Карфаген должен быть разрушен). Принимавший участие во Второй Пунической войне, он понимал, что Карфаген является главным соперником Рима в освоении Средиземноморья. Карфаген всячески избегал прямого столкновения с Римом, понимая всю опасность новой войны для него, но настойчивость Катона сыграла свою роль. Карфаген был не только покорён, но и разрушен до основания. И во многом причиной этому были не только политические, экономическое и религиозное противостояние дух древних государств, но и сверхценная идея старого римского воина, обретшая своих сторонников в Риме.
Крестовые походы. Вот уж где сверхценные идеи вождей овладевали массами. Идея папы Римского Урбана II об освобождении Гроба господня была воспринята не только феодальными правителями и рыцарством, но и массами населения. Разумеется, в основе лежала необходимость помочь Византии справиться с исламским халифатом, но именно идея заставила сотни феодалов с тысячами слуг сняться с мест, чтобы пойти сражаться за Гроб Господень.
        В истории Западной Европы остался такой эпизод, как Детский Крестовый поход 1212 года, когда десятки тысяч немецких и французских юношей и девушек двинулись в поход на Иерусалим. Закончился этот поход, правда, продажей этих «крестоносцев» в рабство алжирскими пиратами. Похоже, отзвуки этих событий и стали одной из основ для немецкой легенды о Гамельнском крысолове, хотя события, описываемые в этой легенде, произошли намного позже, 26 июня 1284 года.
        Разумеется, мы вряд ли узнаем все обстоятельства этих событий, но без своеобразного преломления сверхценных идей и в этом случае вряд ли обошлось.
Если брать новейшую историю, то такими сверхценными идеями можно считать и сионизм, и национал-социализм, и построение социализма в России.
        Как правило, вырабатывали сверхценные идеи вожди, будь то Владимир Жаботинский, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини или Владимир Ленин, воплощали в жизнь фанатики, а остальное население было вынуждено приспосабливаться и делать вид, что полностью разделяет идеи вождей. Кроме того, необходимо учитывать и такое явление, как психическое индуцирование, когда окружение лица, высказывающего сверхценные идеи, полностью попадает под их влияние и начинает искренне верить в их значимость и реальность.
        Мысль о наличии сверхценных идей у Владимира Владимировича Путина возникла у меня при просмотре репортажа о его встрече с работниками космодрома «Восточный». Он сделал ряд серьёзных заявлений по поводу ведущейся специальной военной операции. Цитирую с сайта «Спутник»: «Касаясь темы хода российской специальной операции на Украине, президент заявил, что РФ преследует абсолютно понятные и благородные цели - защитить жителей Донбасса.
        "К сожалению, киевские власти отказались выполнять Минские соглашения. Продолжать дальше терпеть этот геноцид было просто невозможно", - сказал политик.
У России, по его словам, не оставалось другого выбора для обеспечения собственной безопасности. Единственным и правильным шагом была военная операция.
        "То, что мы делаем, помогаем людям, спасаем людей, с одной стороны, а с другой стороны - мы просто предпринимаем меры обеспечения безопасности самой России", - указал Путин.
        Глава Кремля также заявил, что столкновение с неонацизмом, который за последние годы расцвел на Украине, было неизбежным.
        "Украину начали превращать в антироссийский плацдарм, начали выращивать там имевшиеся уже давно ростки национализма и неонацизма", - добавил он.
Путин сделал акцент на том, что последующие события показали, насколько глубоко проросли неонацистские идеи в соседнем государстве.
Помимо этого президент похвалил офицеров Вооруженных сил РФ, участвующих в спецоперации.
        "[Они] действуют мужественно, грамотно, эффективно и результативно применяют самые современные виды вооружений", - констатировал российский лидер.
Глава государства заявил, что все поставленные задачи без сомнения будут выполнены».
        Слушая его выступление, я понял, что он реально верит в то, что говорит, и об украинском нацизме, и об угрозе со стороны Украины для России, и в то, что ведущаяся специальная военная операция действительно направлена против «нацистов». И мне реально стало страшно.
        Сверхценные идеи не поддаются коррекции, это знает любой психиатр и психотерапевт. И это значит, что любые переговоры между Россией и Украиной о прекращении боевых действий обречены на провал.
        Без капитуляции Украины рушится его представление об окружающем мире, и это значит, что он пойдёт до конца для того, чтобы этот мир соответствовал представлениям о нём, сформировавшемся в его мозгу. А если мир этого не желает, значит, будет хуже миру. И тогда и впрямь для него лучше ядерный апокалипсис, чем возможное поражение в этой борьбе со всем миром, не готовым признать «величие России и её Президента».
        Как быстро идеи индуцируются, прекрасно видно при анализе содержимого российских социальных сетей. В большинстве своём критическое мышление отсутствует напрочь, анализ событий крайне односторонний, представление о будущем сводится к «победе над нациками», любые события, не укладывающиеся в эту логику, воспринимаются, как украинская (и шире, западная) постановка с целью дискредитации нашей армии и нашего Президента.
        Анатолий Михайлович Кашпировский тут не поможет. А то, что реально может помочь, лучше не называть, дабы не прослыть «врагом народа». А пока нас ждёт уже начавшаяся Великая битва за Донбасс, по итогам которой станет ясна дальнейшая судьба и России, и Украины.
        Вот этого и не понял Френсис Фукуяма, говоря о «конце истории». Сверхценные идеи вождей и овладение этих идей массами и становятся двигателем истории, а не всякие там борьба классов, цивилизаций и гегелевская борьба и синтез противоположностей.Пусть простят меня за последнюю фразу историки, философы и прочие ученые мужи.
 


Рецензии
К сожалению автор не увидел за деревьями (сверхценными идеями) леса (борьбу классов). За выставленной напоказ идеей патриотизма он не видит истинную идею обогащения правящего класса, набить свой карман под гром патриотических фанфар.
Это Россия уже проходила в первую мировую войну и накануне, когда шапками закидала Японию в Цусимском сражении.
Да история ничему не учит и автора в том числе.

Вячеслав Бикташев   15.04.2022 11:59     Заявить о нарушении
Мы все росли на марксистском понимании истории с борьбой классов как двигателем истории. Проблема в том, что в нынешней России классов в классическом понимании нет. Есть три псевдокласса: управляющий (узкий круг властной номенклатуры, связанный личными отношениями с Президентом и его окружением), несколько более широкий по составу обслуживающий псевдокласс,включающий в себя высшее и среднее гражданское и силовое чиновничество, "олигархов" и среднюю буржуазию, интеллектуальную "обслугу", включающую в себя профессорско-преподавательский состав ВУЗов, различных "экспертов" и т.п., и остальная деклассированная часть населения. В этих условиях невозможно ни формирование реальных политических структур, нормальных профсоюзов и так далее. Вот и остаётся только "сверхценная идея" как способ управления, и в случае поражения в специальной военной операции российскому народу придётся заново выстраивать не только государство, но и общественные структуры.

Борис Кондаков 2   16.04.2022 12:26   Заявить о нарушении
Куда пропала самая ценная сверценная идея обогащения правящего класса, за счёт рабочего класса, ради которой существовала и существует экономика не только в России, но и в других странах.

Вячеслав Бикташев   17.04.2022 21:34   Заявить о нарушении
Извините.

Бориса
прошу ознакомиться с книгой "Три еврея. или Как хорошо быть инженером"
автора Юрий Игнатьевич Мухин.

Первую главу книги можно пропустить. Интересует ваше мнение о делократии, и системе Донского.

Георгий Сотула   19.05.2022 17:11   Заявить о нарушении
Постараюсь прочитать. Как только выполню, напишу своё мнение.

Борис Кондаков 2   19.05.2022 18:57   Заявить о нарушении