Пушкин Душа моя, Павел

Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.


А.С. Пушкин

Это то одно — одно единственное — стихотворение, не только обращенное к конкретному ребенку — Павлуше Вяземскому, — но и не менее убедительно, чем записка «О народном воспитании», свидетельствующее о взглядах поэта на основы и идеалы воспитания.

прим. Автограф Пушкина не сохранился, стихотворение было опубликовано по копии, снятой с первоначальной записи  А.Н. Майковым  в: «Русский Архив», 1867, № 2, стб. 317.

Содержит оно всего 6 строк (с названием, указывающим на адресата, и подписью — восемь):  <Кн. П.П. Вяземскому>

Впервые опубликовано под названием «В альбом Павлу Вяземскому».

Цитируемая здесь редакция приводится по: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Т.3. Кн 1: Стихотворения, 1826—1836. Сказки. М. Л.: Изд-во А СССР 1948 С.55

П.П. Вяземский в своих воспоминаниях приводит стихотворение в другой редакции :

Здравствуй, друг мой Павел!
Держись моих правил:
Делай то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажется, что ясно.
Прости, мой прекрасный.

Разночтения авторы комментариев объясняют следующим образом:
«Экспромт Пушкина приведен мемуаристом, повидимому, по памяти; в собрании сочинений печатается в несколько иной редакции («Душа моя, Павел...») по копии А.Н. Майкова

Пользуемся, фра, редакцией академического собрания сочинений, т.к. ее же приводит в своих воспоминаниях о П.П. Вяземском служивший под его началом Е.Н. Опочинин [Опочинин 1888 = отличие редакции, приводимой Опочининым, от академической состоит лишь в восклицательном знаке в конце последней строки: «Прощай, мой прекрасный!»)

Эти строки стали сущим кладом для специалистов в области педагогики. В оборот трактовку данного стихотворения первым ввел Симон Соловейчик [Соловейчик 1987], увидевший буквально в каждом пушкинском слове потаенный смысл.

Одно из толкований Держись моих правил см. ПОЛЯКОВ В.Е. «ДУША МОЯ ПАВЕЛ, ДЕРЖИСЬ МОИХ ПРАВИЛ»: ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. ПУШКИНА, где приводится толк и об  одном из правил Нашего Всего Навсегда:

<<<
 в одной из ранних редакций романа, — о самом Евгении:

Как он умел с любою дамой
О платонизме рассуждать
И в куклы с дурочкой играть,
И вдруг нежданной эпиграммой
Ее смутить и наконец
Сорвать торжественный венец.


Рецензии