Виды развития материальных систем
Дальнейшее развитие вещественной неживой материи планетарных систем из газопылевого облака остатка Сверхновой происходило случайным образом, под действием тяготения в результате слипания разогретого вещества, вследствие трения и последующих столкновений. Это вероятностно – суммарное изменение вещественной материи.
Исследование процесса изменение живых организмов от первых цианобактерий до человека происходило в результате последовательных случайных мутаций генетического аппарата и их закрепления, выразившееся в известной триаде самоорганизации Дарвина-Уоллеса: изменчивость, наследственность и естественный отбор. В последней составляющей триады можно выделить элементы диалектики – противостояние старого и нового видов, в виде интегрального закона диалектики: «Развитие единой системы элементов, включающей противоположные составляющие, заключается в количественных изменениях разнонаправленных элементов, до наступления превалирования одной и, соответственного умаления другой, приводящие рассматриваемую систему в качественно иное содержание и появления противоположностей нового свойства, дающие основания для последующего развития». Подобное развитие следует определить как случайное суммарно – мутационное изменение живой материи.
Появление человека разумного, связанно с последними мутациями некоторого вида гоминид – предка человека, вызвавшие изменение голосового аппарата и появление членораздельного голосообразования, а также изменениями в головном мозгу – появление зон Вернике и Брока, ответственных за произношение и понимание речи человека [1, с. 247-257]. Эти изменения привели к развитию сознания – интегрального органа головного мозга, процессы которого обеспечили человеку способности информационного познания и анализа окружающего бытия, а также принятия решения о необходимой деятельности по изменению бытия и выдачи управляющих сигналов исполнительным органам на совершение выбранной деятельности.
На социальном пространстве начинает действовать регулятивно - диалектический механизм (РДм) развития, полагающий, что эволюционное существование и развитие человека основано на принципах диалектики и теории управления. Информация, получаемая сознанием от окружающего бытия, вызывает функционирование словесно-логического мышления, которое формирует своё представление о желаемом состоянии бытия. В сознании возникает диалектически соотносимое противоположение существующего и желательного состояния бытия, которое становится источником развития, определяющим цель изменения окружающего. Сознание на основе своих представлений о цели развития, принимает решение об изменении существующего состояния бытия, выдавая соответствующие управляющие сигналы исполнительным органам.
Начинается процесс управления в эволюционном квазистационарном существовании личности [2, с. 31-38]. Получение информации, принятие решения и деятельность составляют основу теории управления. В развитии социальной материи и бытия сознание человека, согласно теории управления, становится субъектом системы управления бытием, как объектом регулирования, соединённые прямой – деятельностной и обратной - информационной связью. Сознание получает информацию о состоянии выбранного объекта бытия, вырабатывая собственное представление о нужном для человека состоянии этого объекта. В сознании человека возникает противоречие между текущим состоянием бытия и своим представлением о его необходимом состоянии. Разрешение диалектического противоречия желаемого и существующего является источником развития бытия, приводит к выработке словесно - логическим мышлением решения по деятельностному изменению бытия, которое и производится исполнительными органами человека: верхними и нижними конечностями. Качество своего управления сознание контролирует по линии обратной связи, образовавшегося замкнутого контура управления. Диалектика и процессы управления становятся тем общим, что свойственно развитию индивидуальных форм социальной материи.
Описанный процесс объясняет существование и эволюцию в государственном масштабе, на уровне общественных сознания и бытия. «Равнодействующая» желаний общественного сознания находится, в отличие от предположений Ф.Энгельса [3, с. 395-396], в руках политической власти. Властные органы производят информационный мониторинг состояния общественного бытия: экономического, социального, духовного и т. п., а также следят за состоянием международной обстановки, производя, необходимые диалектические управленческие воздействия, для исправления нежелательных общественных ситуаций, соблюдая свой материальный и духовный интерес.
Для революции характерны быстрые, нестационарные изменения общественного устройства, связанные с качественным переустройством некоторой общественной организованности. Что же служит источником социальной революции и смены содержания способа производства. Конечно, это несправедливое общественное устройство, приводящее к возникновению противостоящих, антагонистических классов неимущего большинства и имущего меньшинства.
Противоречия антагонистических сторон совокупного общественного сознания лежат в основе развития способа производства и в первую очередь в развитии социально-экономических отношений. Наступление осознания своего бедственного и униженного положения общественным сознанием трудящегося большинства приводит, посредством закономерности единства и борьбы противоположностей, существующей всегда между общественными сознаниями имущих и неимущих классов, к росту активности классовой борьбы неимущего большинства. При благоприятных условиях диалектическое разрешение противоположностей в общественном сознании имущего и неимущего класса приводит к революционной ситуации, запускающее процесс управления возрастанием классовой борьбы неимущего большинства, что может привести к качественному изменению состояния общественного бытия, его социально – экономических отношений. Это изменение необходимо ведёт к изменению качества и темпов роста производительных сил [2, с. 31-38], характеризуя прогрессивное общественное развитие.
Регулятивно – диалектический механизм устраняет односторонность, как идеалистических, так и материалистических представлений о развитии социальной материи. Регулятивный механизм, совместно с диалектическими закономерностями, объясняет направленность развития общества, снижающая классовые и сословные различия, вплоть до их полного уничтожения в будущем, что можно считать целью развития человечества. Подобное представление о развитии социальной материи может стать основой научного мировоззрения современного человека.
Список использованных источников информации
1.Чумаков В.А. Некоторые вопросы происхождения человека //Науки о человеке в современном мире. Альманах «Философский век» выпуск 23, часть 3, С-Пб.: Центр истории идей, 2002 – 427с.
2. Чумаков В.А. Регулятивное развитие социальной материи //Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. Научный журнал. 2014, № 2, с. 31-38.
3. Энгельс Ф. Письмо Й. Блоху 21 августа 1890 г. /К. Маркс, Ф. Энгельс, соч. т. 27.
Свидетельство о публикации №222041201521