Виды развития материальных систем

Развитие элементарных частиц материи: кварков, электронов и некоторых других частиц, образовавшихся во время Большого взрыва,  сопровождалось процессами их структурного усложнения и укрупнения последовательным образом. Общим у всех этих процессов природного развития является, основанное на заранее обусловленных природой фундаментальных физических законах и существование «зарядов», обеспечивавших их последовательное структурирование: кварки, протоны и нейтроны, электроны, атомы водорода и гелия, а затем в звёздных объектах и взрывах Сверхновых синтез более тяжёлых атомов. Такое развитие следует называть суммарно – плановым изменением элементарной материи, которое вызывает множество вопросов, до сих пор, не имеющих ответов.

Дальнейшее развитие вещественной неживой материи планетарных систем из газопылевого облака остатка Сверхновой происходило случайным образом, под действием тяготения в результате слипания разогретого вещества, вследствие трения и последующих столкновений. Это вероятностно – суммарное изменение вещественной материи.

Исследование процесса изменение живых организмов от первых цианобактерий до человека происходило в результате последовательных случайных мутаций генетического аппарата и их закрепления, выразившееся в известной  триаде самоорганизации Дарвина-Уоллеса: изменчивость, наследственность и естественный отбор. В последней составляющей триады можно выделить элементы диалектики – противостояние старого и нового видов, в виде интегрального закона диалектики: «Развитие единой системы элементов, включающей противоположные составляющие, заключается в количественных изменениях разнонаправленных элементов, до наступления превалирования одной и, соответственного умаления другой, приводящие рассматриваемую систему в качественно иное содержание и появления противоположностей нового свойства, дающие основания для последующего развития».  Подобное развитие следует определить как случайное суммарно – мутационное изменение живой материи.

Появление человека разумного, связанно с последними мутациями некоторого вида гоминид – предка человека, вызвавшие изменение голосового аппарата и появление членораздельного голосообразования, а также изменениями в головном мозгу – появление зон Вернике и Брока, ответственных за произношение и понимание речи человека [1, с. 247-257].   Эти изменения привели к развитию сознания – интегрального органа головного мозга, процессы которого обеспечили человеку способности информационного познания и анализа окружающего бытия,  а также принятия решения о необходимой деятельности по изменению бытия и выдачи управляющих сигналов исполнительным органам на совершение выбранной деятельности.
 
На социальном пространстве  начинает действовать регулятивно - диалектический механизм (РДм) развития, полагающий, что эволюционное существование и развитие  человека основано на принципах диалектики и теории управления. Информация, получаемая сознанием от окружающего бытия, вызывает функционирование словесно-логического мышления,  которое формирует своё представление о желаемом состоянии бытия. В сознании возникает диалектически соотносимое противоположение существующего и желательного состояния бытия, которое становится источником развития, определяющим цель изменения окружающего. Сознание на основе своих представлений о цели развития, принимает решение об изменении существующего состояния бытия, выдавая соответствующие управляющие сигналы исполнительным органам.
 
Начинается процесс управления в эволюционном квазистационарном существовании личности [2, с. 31-38]. Получение информации, принятие решения и деятельность составляют основу теории управления. В  развитии социальной материи и бытия сознание человека, согласно теории управления, становится субъектом системы управления бытием, как объектом регулирования, соединённые прямой – деятельностной и обратной - информационной связью. Сознание получает информацию о состоянии выбранного объекта бытия, вырабатывая собственное представление о нужном для человека состоянии этого объекта. В сознании человека возникает противоречие между текущим состоянием бытия и своим представлением о его необходимом состоянии. Разрешение диалектического противоречия желаемого и существующего является источником развития бытия, приводит к выработке словесно - логическим мышлением решения по деятельностному изменению бытия, которое и производится исполнительными органами человека: верхними и нижними конечностями. Качество своего управления сознание контролирует по линии обратной связи, образовавшегося замкнутого контура управления. Диалектика  и процессы управления становятся тем общим, что свойственно развитию индивидуальных форм социальной материи.

Описанный процесс объясняет существование и эволюцию в государственном масштабе, на уровне общественных сознания и бытия. «Равнодействующая» желаний общественного сознания находится, в отличие от предположений Ф.Энгельса [3, с. 395-396], в руках политической  власти.  Властные органы производят  информационный мониторинг состояния общественного бытия: экономического, социального, духовного и т. п., а также следят за состоянием международной обстановки, производя, необходимые диалектические управленческие воздействия, для исправления нежелательных общественных ситуаций, соблюдая свой материальный и духовный интерес.

Для революции характерны быстрые, нестационарные изменения общественного устройства, связанные с качественным переустройством некоторой общественной организованности. Что же служит источником социальной революции и смены содержания способа производства. Конечно, это несправедливое общественное устройство, приводящее к возникновению противостоящих, антагонистических классов неимущего большинства и имущего меньшинства.

Противоречия антагонистических сторон совокупного общественного сознания лежат в основе развития способа производства и в первую очередь в развитии социально-экономических отношений. Наступление осознания своего бедственного и униженного положения общественным сознанием трудящегося большинства приводит, посредством закономерности единства и борьбы противоположностей, существующей всегда между общественными сознаниями имущих и неимущих классов, к росту активности классовой борьбы неимущего большинства. При благоприятных условиях диалектическое разрешение противоположностей в общественном сознании имущего и неимущего класса приводит к революционной ситуации, запускающее процесс управления возрастанием классовой борьбы неимущего большинства, что может привести к качественному изменению состояния общественного бытия, его социально – экономических отношений. Это изменение необходимо ведёт к изменению качества и темпов роста производительных сил [2, с. 31-38], характеризуя прогрессивное общественное развитие.
 
Регулятивно – диалектический  механизм устраняет односторонность, как идеалистических, так и материалистических представлений о развитии социальной материи. Регулятивный механизм, совместно с диалектическими закономерностями, объясняет направленность развития общества, снижающая классовые и сословные различия, вплоть до их полного уничтожения в будущем, что можно считать целью развития человечества. Подобное представление о развитии социальной материи может стать основой научного мировоззрения современного человека.

          Список использованных источников  информации

1.Чумаков В.А. Некоторые вопросы происхождения человека //Науки о человеке в современном мире. Альманах «Философский век» выпуск 23, часть 3, С-Пб.:  Центр истории идей, 2002 – 427с.
2.   Чумаков В.А. Регулятивное развитие социальной материи  //Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. Научный журнал. 2014, № 2,  с. 31-38.
3.    Энгельс Ф. Письмо  Й. Блоху 21 августа 1890 г. /К. Маркс, Ф. Энгельс, соч. т. 27.
 


Рецензии