Путевые заметки Симферополь

25декабря. Я в Симферополе. Впервые ехала на двухэтажном поезде. Смотрится как бронепоезд: гора железа с маленькими окнами. Но внутри- рай для пассажиров: только купейные вагоны, чисто, уютно, комфортно, как дома. По приезду в восемь утра уличный термометр показывал минус один. А через час прогулки по городу мне пришлось "расчехляться": было жарко в осенней куртке. От выпавшего ночью снега не осталось и следа.
Симферополь подготовился к Новому году скромно. Пожалуй, не скромно, а очень скудно. О приближающемся празднике намекала одна большая елка напротив ж/вокзала и больше Н И Ч Е Г О! Я не шучу: ни одной гирлянды, венка, цветной лампочки я не заметила ни на прогулке, ни при выезде из города на автобусе. Конечно, не весь город видела, но расстояние от вокзала до выезда из города в сторону Алушты не маленькое, а атрибутов новогодних праздников не было ни на домах, ни на магазинах, кафе... Короче, больше нигде и ничего новогоднего не было. Наверное, это не важно. Главное, что люди знают или помнят: Новый год празднуют с 31 декабря на первое января. И мне понравился первый день моего пребывания на юге: тепло. Я люблю такую осень. Зимой такую погоду я, северянка, могу назвать лишь условно. А вечером пошел дождь...

28.12.  16 кошек, котов, котенка увидела на часовой прогулке. И это только на одной улице. Стоит на них обратить внимание, бегут, чтобы потереться: выпрашивают ласку. Не забалованы. И мурлыканье у них звучит приглушенно, еле слышно, скромно.

30.12.  Два дня здесь, в Крыму, настоящее лето. Температура воздуха 18- 20 градусов, птицы поют, трава зеленая и цветут ранние цветы. Вчера ходили на виноградники. Они занимают большую площадь в конце поселка, гораздо большую по размеру, чем сам поселок. Во время сбора урожая такая прогулка была бы невозможна. Виноградники охраняют от любителей халявы. Охраняют строго и основательно. Со слов местной женщины, с какой бы точки ты ни пытался пробраться, будешь непременно обнаружен и оштрафован. В этот период вход на территорию виноградника только по пропускам. По окончании сбора винограда заборы убирают, и каждый желающий может собрать остатки урожая спокойно, с удовольствием и на законных основаниях. Мы чуть опоздали на такие сборы. Но горы и масштабные виноградники всегда на месте. Ими можно восхищаться в любое время года. Ты сидишь на траве, ничего не делаешь, греешься на солнышке, слушаешь птиц, смотришь на горы... и не можешь оторваться. Экскурсионно (пришел, посмотрел, ушел) посетить такие места у меня не получается. Я останавливаюсь, остаюсь: лучше быть не может. Полдня сидеть в виноградниках- это удовольствие, которое я не смогу повторить. У меня мало времени.

31.12.  Вчера после обеда загорали на пляже. А я еще и искупалась. В этом поселке находится оздоровительный центр И.П.Неумывакина. Днем часто можно видеть людей, занимающихся скандинавской ходьбой. Я была в восторге от мысли, что жители этого крымского поселка так активно и массово занимаются спортом. Оказалось, ходьба входит в систему оздоровления в центре Неумывакина. И пешеходные прогулки пациенты этого центра совершают с палками. Их можно увидеть и на берегу моря: кто- то прогуливается, кто- то загорает без теплой куртки. И только одна смелая женщина загорала в купальнике. Прекрасное время для отдыха: тепло как летом, а отдыхающих нет. Такое ощущение, что люди срочно прервали отпуска, или эту зону закрыли для отдыхающих ради приезда персоны нон- грата. Кругом свободно, чисто, тихо. Два года назад в это же время я тоже отдыхала здесь и погода не была столь волшебной, как в эти дни.
Сходили на окраину поселка за елкой. Здесь с этим бооооольшие проблемы: елок нет. Есть могучие, многолетние деревья, а молодняка нет. Поэтому наша елка уместилась в ведро. Мы нарвали с пушистой громадной елки несколько веток, чем- то похожих на мимозу. Красивая композиция получилась, но без привычного елочного запаха. А я шла за ветками именно ради него. Искусственная елка не возвращает меня в детство. Мы с нетерпением ждали, когда кто- то из братьев принесет елку из леса. С мороза она начинала благоухать в домашнем тепле. Именно этот аромат был символом нового года- мандаринов в те времена не было.

01.01.2021. Я мечтала и планировала встретить Новый год у моря около костра. Все, что от меня требовалось для осуществления мечты, я сделала: отправилась в Крым. Реальность превзошла ожидания. Мы нашли уединенное место: за спиной скалы, впереди- море. Теплая южная ночь, как летом. Небо без единого облачка. Громадная луна, как люстра, освещала пространство. Было так светло, что в костре не было нужды. Можно было просто сидеть и любоваться природным великолепием. Костер разожгли для того, чтобы запечь картофель, как и планировали. То, что часы пробили 12, мы поняли по обилию фейерверков, которые, как ни странно, все были направлены в нашу сторону. Эта уединенная территория на берегу казалась чашей, которая наполнялась яркими красками с неба. Удивительное зрелище, удивительные ощущения нереальности происходящего.

08.01.  Те дни, что я провела в Крыму, были удивительно солнечными. Температура воздуха +15- 20. Каждый день можно было греться под солнцем, купаться и слушать море. Мы меняли места на берегу моря для разнообразия. Но новое место не меняло ничего. В любой точке было одно и то же: бесконечное море, голубое небо, много солнца, шелест волн. Кругом было лето.
В один из дней мы отдыхали у подножия скалы около церкви Николая Чудотворца Мирликийского. Церковь сооружена в новейшее время, открыта в 2009 году. Является одновременно храмом и действующим маяком. А еще там, в цокольном ярусе, обустроен необычный музей морских катастроф. Я узнала, что будущее здания церкви под угрозой. Море подтачивает скалу, на которой она стоит. Уже сейчас ведутся работы по укреплению берега, чтобы сохранить единственный в своем роде музей катастроф, маяк и действующую церковь.

09.01. Море....... Каждый раз, находясь у моря, я чувствую себя как дома. Я с севера, и свой край люблю, но море поглощает меня целиком. Вначале я просто смотрю на бесконечность: бесконечное море, бесконечное небо и бесконечно далекий горизонт. Насмотревшись, прикрываю глаза и слышу только шум волн. Они то тихо, то чуть громче шепчут: "Все хорошо, хорошо, хорошо..." Потом меня нет. Я та волна, что шепчет свою вечную истину: все хорошо. И я там, где нет границ между морем и небом, где исчезает грань между материальным и нематериальным. Возвращаясь домой, я чувствую нежность к земле, где родилась и живу. А у моря чувствую беззаботность и покой. И этот покой какой- то основательный, он кажется вечным, как само море. И оба состояния мне нравятся. Это разные аспекты любви.

10.01. У природы все красиво, даже разрушение. Я не знаю, сколько лет этому причалу на берегу моря. В спокойную погоду кажется, что вода мягко обтекает железные столбы. А если на море волны, то они легко отступают назад, наткнувшись на железо. Но податливость волн обманчива: вода побеждает во взаимодействии с металлом. Соленая вода день за днем растворяет железо. То, что было опорой, висит в воздухе и притягивает взор яркой краской рыжей ржавчины.

11.01. Водопады на юге рекомендую посещать зимой. Летом они не впечатляют. Когда- то давно я пережила большое разочарование: тонкая струйка вместо мощного водопада. Это не тот вид, что на рекламном фото. С того времени я отказалась от таких летних экскурсий. Этой зимой у меня была возможность посетить водопад Джур- джур, что в переводе означает «шумный». Мне понравилось все: и погода, сырая, дождливая, туманная, и отсутствие людей, и деревянный настил, ведущий к водопаду от основной дороги, длиною 2 километра, и скамеечки для отдыха, так как тропинка идет вверх, в гору, и домики на пути, чтобы спрятаться от дождя. В густом тумане мы двигались медленно. Влажный, плотный воздух теплый, как парное молоко. А природа!!!!! Кругом серо- коричневые стволы деревьев на фоне ярко- рыжей опавшей листвы. Причудливые изгибы деревьев на фоне тумана выглядят как на картине в пастельных тонах. Все, что встречается на пути, вызывает восхищение творческой реализацией: высохшие деревья, пни обработаны умелыми руками так, что невозможно пройти мимо. Плакат- вывеска «Я люблю Джур- джур»- это не для фотозоны. Так заявили о себе те, кто с любовью создали деревянный настил с лестницами, который гармонично вписался в окружающую природу. Этот водопад снабжает водой близлежащие селенья. Купаться запрещено. Кругом чисто и тихо. Мы заметили, что за нами наблюдает русалка. Это правда, мы ее видели. Ее может увидеть каждый. Скульптура из камня сделана так искусно, что издалека вводит в заблуждение. Русалка кажется живой. Я издалека услышала шум падающей воды. Оказывается, в дождливые зимы он может выглядеть на порядок мощнее. Вода, стекая вниз, образует сплошной поток, напоминающий белое и легкое, как облако, платье невесты. Именно так называют в народе водопад Джур- джур. В день моего посещения местами «платье» было прозрачно: потоку не хватало воды. Уже несколько лет в Крыму лето засушливое и зимы не очень дождливые. В Симферополе и в Ялте в это время воду включают на три часа в день. И еще, мы искупались, не сдержались….

14.01.  Я была права и неправа одновременно. Права в том, что Симферополь встретил нас 26 декабря одной украшенной елкой у ж/д вокзала. Город показался мне далеко не праздничным. Я выразила свое удивление симферопольским друзьям, а они ответили, что надо знать места, которые украшают к праздникам. В день отъезда друг отвез нас на пересечение улиц М.Горького и А. Пушкина. Две эти улицы имеют богатую историю, по ним водят экскурсии, но я не об этом. Именно здесь я увидела новогоднее великолепие. Это центральное место города, и оно сияло огнями наравне с Москвой. Благодаря теплому вечеру, мы два часа гуляли, слушали уличных певцов, пили кофе и наслаждались праздничной обстановкой. Я была неправа. Симферополь блистал новогодними огнями. В этот день я уезжала домой.
Лариса Иванова (Абраменко). Фото автора.


Рецензии