Ч 3 Свобода и Любовь Г 2 Свобода п. 1

        1. Метапсихология Свободы

     Существуют понятия, которые с полным правом можно отнести к основам основ метапсихологии. Это — Л ю б о в ь. Всякая общая психологическая теория без любви — это фикция, игра во второстепенные бирюльки. Любовь — опора души, а, следовательно, опора и всей науки о душе. Глупо, однако, сводить её к одному лишь  фрейдовскому “либидо”. Вторым,  равным по значению Любви, краеугольным камнем и законом метапсихологии  является  С в о б о д а.

     Пусть читателя не пугает извечный философский шлейф, тянущийся за этим понятием испокон веков. Известно, что вряд ли найдется на свете более подходящее для разного рода умственных спекуляций понятие, особенно у философов и политиков. Почему не отдать свободу на откуп чистой философии? В чём необходимость ее присутствия в психологической теории? Необходимость такая есть. Пусть автора не однажды упрекнут за то, что он перенёс из самых различных научных, околонаучных и оккультных сфер все их “хлебные” понятия.  Делается это лишь для того, чтобы не оставить без должного внимания сути предмета, его стройности и жизнеспособности.

     Пока опустим гениальные мысли о свободе Спинозы, Гегеля и Энгельса. Объем “познанной необходимости” не способен охватить понятие “свобода” полностью. К концепции же “абсолютной свободы” кастанедовских магов мы обратимся чуть ниже. Психологический анализ приводит нас к следующей концепции “свободы”.

     Мы не свободны лишь тогда, когда имеем неудовлетворенные потребности, и, наоборот, свободу мы ощущаем, когда потребность удовлетворена. Свобода есть состояние отсутствия потребностей. Отсюда первый вывод: с в о б о д а  — п о н я т и е   о т н о с и т е л ь н о е. То есть мы можем быть свободны лишь в той части, где отсутствуют или удовлетворены наши потребности. На смену же одним потребностям, как правило, приходят другие, и этот постоянно обновляющийся поток мы не способны остановить даже на короткое время. Хотя психотехники для этого существуют: йога, дзен, магия, религиозные доктрины.

     Потребности, соответственно своему уровню, воздействуют на определенные тела. Психические процессы призваны эти потребности удовлетворить. Если организм испытывает неудобство — мы не свободны, если астральный уровень переполнен эмоциями — мы не свободны, если мысли будоражат ментальное тело — мы не свободны, если дух не спокоен — мы также не можем считать себя свободными. Полная свобода лишь там, где существует полный покой, отсутствуют ощущения, эмоции, мышление, чувства, в конце концов, восприятие, а заодно уж и жизнь вообще.

     По всей видимости, полной свободой не обладает даже Бог, иначе к чему бы всё это Ему было бы нужно? Потому от мысли представить себе, что такое “абсолютная свобода”, мы откажемся, в крайнем случае, понаблюдаем за риторическим диспутом на данную тему адептов восточных психотехник, достигших нирваны с приверженцами кастанедовского учения. Нас же вполне устроит её относительный смысл.

     Формула проста: имея потребность тел — не имеем в них свободы. Теперь о том, каким образом происходит перетекание из состояния несвободы в состояние свободы. Какова техника освобождения от потребностей? Для этого существуют три способа.

     Первый — избавление от потребности, т. е. отказ от её культивации в пределах сознания.

     Второй — удовлетворение потребности до её исчезновения.

     Третий — автоматизация, т. е. сведение к минимуму участия сознания и психических процессов в удовлетворении продолжающейся потребности (необходимой).

     Все три способа ведут к освобождению сознания независимо от качества самих потребностей, их разряда и принадлежности к тому или иному телу. Здесь вновь позволю себе коснуться высоких материй. В каком бы образе Бог ни снисходил до нас на землю, Он имел совершенное физиологическое тело, лишенное кармических узлов. То же самое нужно сказать и о Его мессиях. Потребности развития и сохранения не были для них актуальными. Лишь смирение исполнить Господнюю волю было для мессий путеводной звездой на земле, единственно значимым мотивом и стимулом, основным видом потребности. Смирение же предполагает автоматизацию, как способ удовлетворения потребности (хотя сама по себе автоматизация может быть применена и к другим видам, скажем, к потребностям сохранения). Нисхождение Бога к людям в известном смысле всегда автоматично, как автоматично наше дыхание.

     Не только человечество, но и каждый организм на земле, равно как и сама Земля, нуждаются в Боге, как клетки тела в кислороде. Периодически на небесах делается всё, чтобы сквозь мутную толщу плотных планов уготовить дорогу мессии на Землю. Даже ход звёзд свидетельствует о таком событии задолго до его исполнения; вспомним библейские пророчества о приходе Христа. Но ведь ход звезд автоматичен и предсказуем. Явление Бога людям сродни глотку свежего воздуха для организма. Кислород исполняет свою миссию в нём, и вновь появляется потребность в следующем глотке, как и потребность землян в обновлённом мессии. Обновленном - в том смысле, что тело, речь, способы общения с людьми будут отличны от тех, что были в прежнем пришествии. Бог свободен в выборе этих способов, и лишь Ему известно, какой из них наиболее действенен на данном этапе. Многие Его не узнают, пытаясь сравнивать внешние атрибуты и ссылаясь на строки Нового Завета об обстоятельствах Второго пришествия, когда Христос обещал явиться каждому из живущих и умерших. Но Библия говорит о событиях глобального характера, о Страшном, неотвратимом суде. Выше же речь велась лишь о возможности присутствия Христа среди нас до упомянутых событий.

     Бог будет жить между нами так, что мы этого не узнаем, поскольку Он не станет, подобно руководителям Белого Братства, выпячивать Свое Божественное происхождение до исполнения библейских пророчеств. Всему своё время. Тем не менее, Он будет с нами, как будут с Ним здесь и Его воины, и не только в духовном плане, не исключено, что и в физическом. Бог свободен быть между нами в любом виде, в любое время, независимо от каких-либо пророчеств, хода и расположения звёзд на небе. Сама мысль о том, что Господь постоянно находится с нами, являлась бы для каждого неплохим стимулом к поиску Его, как в себе (хотя бы в виде Его искры), так и в окружающих людях.

     Потребность в Боге, в Его присутствии на Земле сегодня очень велика. Однако не станем торопить события и провоцировать к кипучей деятельности лжепророков, которых и без этого сейчас много развелось. Исходя из обратного, предположим, что если Земля и её обитатели не были бы нужны Отцу, то Он вполне бы мог от них избавиться, не присылая смиренно и периодически своих сынов, ангелов и воинов.

     Избавление тоже ведёт к Свободе, но отличной от свободы достигнутой автоматизацией и смирением. Избавляются от надоевшего предмета. Что мы делаем, когда вещь начинает нам надоедать? Мы её выбрасываем за ненадобностью, поскольку она более мешает нам, чем помогает, становится обузой. Видимо, нечто схожее произойдет с людьми на Страшном Суде. Ревизия душ выявит, кто достоин остаться с Богом, а кому оказаться за пределами Его Света. Но это уже из области религиозного воображения, хотя и весьма наглядного с позиции информации, преподанной нам Алигьери Данте и Даниилом Андреевым о мирах восходящих и возмездия.

     Освобождение от потребностей развития и сохранения возможно либо путем их удовлетворения, либо отказа от культивирования самой потребности. Как известно, аппетит приходит во время еды. Чрезмерно потакая своим потребностям, разветвляя и увеличивая их, мы ставим себя в зависимость от них, становимся менее свободными. И чем больше такого рода потребностей, тем меньше наша свобода. На определенном этапе развития физического организма, как и тел высшего порядка, потребности развития вытесняются потребностями смирения и сохранения, что достигается посредством автоматизации психических процессов.

     Рост и формирование тел обеспечивают потребности развития. Но когда тело достигает уровня достаточности (или пика графика индивидуальной синусоиды) развития, возникает потребность лишь в поддержке формы; потребность развития уступает место потребности сохранения, которая на физическом уровне выражается в поддержке физиологических процессов в норме. В этой связи тело ребенка можно считать менее свободным, чем тело взрослого человека, реализовавшего в достаточной степени потенциал своей физической формы. Сходным образом обстоят дела и с телами более тонкими. Так, например, эфирное тело, добившись в рамках физического уровня достаточности, требует тренировок с целью его поддержания себя в форме.

      Разумеется, как физические, так и эфирные возможности у каждого разные, но в целом тенденция смены потребностей развития на потребности сохранения и смирения, а способа удовлетворения потребностей — на автоматизацию процессов можно проследить в любом случае. Понаблюдайте за мастерами своего дела — спортсменами, бойцами, художниками, писателями, даже политиками и церковными пастырями. Предвижу, что без особого труда вы сможете заметить их уровень свободы.

      Когда Спиноза называет свободу “познанной необходимостью”, он затрагивает лишь аспект автоматизации, как освобождения от потребностей, делая при этом акцент на процессах тонких, в частности, на мышлении. Автоматизация же возможна в любом из уровней телесности. При этом совершенно игнорируются другие виды освобождения: отказ от культивирования потребностей и их удовлетворение. Но они — тоже способы освобождения, которые нельзя сбрасывать со счетов. Чем выше сознание человека, тем более свободен он от земных, обывательских проблем, тем больше у него шансов подтянуть к тонким уровням сознание ближних. Но именно в силу этого он не свободен, с точки зрения высших понятий. С людей высокого полёта — и спрос больший. Поэтому если кто-то скажет, что адепт, достигший нирванического уровня сознания, более свободен, чем кто-либо другой, скажем, рабочий у конвейера, это - иллюзия, не верьте. Пока не свободен Сам Бог, никто в полной мере не может быть свободным, разве что пыль в полёте.

      Иное дело — сравнительный аспект, т. е. кто именно от чего свободен более других. Миллионер свободен от дум о хлебе насущном, но не свободен от налоговой инспекции и рэкетиров, нищий же, наоборот. Художник, писатель или музыкант свободен, не видеть неделями никого рядом с собой. Как сказал однажды А.Макаревич, автор и исполнитель своих песен, “одиночество — праздник мой”. Зато, уверен, тот же Макаревич не свободен от целого набора дел творческого плана и т. д. Безусловно, зов свыше позволяет человечеству легче встречать и переживать жизненные материальные невзгоды. Для тех же, у кого в наличии лишь зов «снизу» — коттеджи, машины, пища и легкодоступные женщины — потеря этих благ в одночасье, может означать трагедию, вплоть до потери смысла жизни вообще. Каждому — своё.

      Глупо было бы утверждать, что абсолютно всякая страсть, делающая человека несвободным, хуже, чем её полное отсутствие. Слишком много условий ставит перед нами жизнь, фатальность ситуаций порой отстраняет нас от процесса методичного и постепенного самосовершенствования. Судьба - карма уготовила каждому свой экзамен, сталкивает нас со страстями, от которых бывает невозможно уклониться, не умалив чести и достоинства, не повредив душе. Не потому ли людям высочайшего духа приходится, по роковому стечению обстоятельств, покидать сей мир преждевременно, не выполнив в полной мере своего предназначения, не дописав стихов, как В. Высоцкий, Пушкин, Есенин, Блок, Байрон, Лермонтов, не допев песен, как И. Тальков, В. Цой, Джон Леннон. Одни не дописали свои лучшие повести, другие — свою лучшую музыку. Мало ли в истории человечества кровавых обрывков проводников культуры? А сколько судеб схожих, но безымянных? Жернова судьбы стерли их физические формы с лица земли, оставив многие их творческие потребности неразрешенными в этой жизни.

      Обратимся к психологическому механизму Свободы. Для этого прибегнем к противоположному Свободе понятию — судьбе. Всякая судьба в основе своей определяется кармой, или кармическими узлами, своего рода завихрениями, суть которых состоит во временном срезе состояния борьбы темного и светлого начал тел разного уровня и трансформаций мужского и женского начал. Чем сильнее этот вихрь - воронка в каком-либо из тел иерархии, тем больше энергии и удельной величины сознания тянет он в себя. Ранее говорилось об “озимых”, заложенных кармой от предыдущих подвигов и падений. Именно эти вихри и составляют суть и источник всех  потребностей человека.

      Постулаты материалистической (читай: атеистической) психологии не позволили в своё время Л.С.Выготскому выйти за пределы понятия о потребностях, как о первоисточнике, неделимом атоме всех психических явлений. Советская тенденциозная политизированная наука и не дала бы ему сделать шаг навстречу к трансцендентным явлениям. Если бы кто подобный смелый вызов сделал бы тогда, вряд ли судьба такого ученого была бы намного благополучнее судьбы Джордано Бруно. Однако “неделимый атом” вполне делим, а связи его с другими составляющими структуры психики, в число которых входят и кармические узлы, с позиций метапсихологии, весьма наглядно просматриваются. Общая метапсихологическая картина души становится более полной и научной. Характерен тот факт, что и сам Выготский в конце своей жизни как-то заметил, что психология идёт принципиально не тем путём и фундамент её должен быть в корне пересмотрен. Отдадим же дань чести этому учёному, его любви к предмету своей науки. Увы, ему недоставало одной малости: санкции “корифеев” и собственной свободы на использование и исследование в своих научных трудах явлений и понятий, составляющих 9/10 предмета науки о душе. На 1/10 здание выстроить невозможно, не под силу даже самому изощрённому архитектору.

      Кармические вихри образуются по всей  человеческой иерархии тел, тянущейся от физического до самых высоких божественных планов. Божественные вихри вызывают к физической жизни мессий. Они же есть источник возникновения духовных потребностей в каждом из нас. Степень искажения Божественной воли зависит от мутности нашего сознания. Это искажение, эта муть — следствие слишком большого количества кармических узлов тел низшего порядка, наличием и расположением которых определяется “среднестатистический” уровень сознания каждого из живущих. Эти вихри, или узлы, являясь источниками потребностей, притягивают внимание и заставляют общую энергию всей иерархии тратиться именно на них.

      Среди оговоренных узлов встречаются первостепенные, глобально доминирующие, независимо от их уровня материальности, определяющие характер психической структуры в целом, наиболее определяющие судьбу человека. Другие же “узелки” могут быть менее значимыми, но всё же и они будут тянуть на себя энергетическое одеяло.

      Объемы кармических узлов определяют доминирующий уровень потребностей каких-либо из тел. Потребности, в свою очередь, притягивают к соответствующему уровню внимание, энергию, время, тем самым определяя среднее положение точки сборки сознания индивида. Отсюда ответ, почему люди, живущие в одних и тех же условиях, имеющие одних и тех же учителей в школах и институтах, случается, и одних родителей, порой столь сильно отличаются друг от друга. У всех людей разный путь до земного воплощения, разный уровень кармических проблем, а, следовательно, потребностей, внутренней и внешней свободы. Увы, такова жизнь, и каждому из живущих предначертан свой крест и путь.

      Жизнь есть Божий дар, состоящий в позволении Бога предпринять очередную попытку запутавшейся душе освободиться от душащих её кармических уз. Если человек освобождает в течение жизни себя от них, значит, его жизнь наполнена истинным смыслом и живёт он не зря. На последующих этапах пути его освобожденная душа станет решать иные задачи, развязывать иные узлы, как собственной души, так и душ ближних.

      Другой индивид, напротив, вместо того чтобы избавляться от кармических узлов, навяжет их в течение жизни ещё больше или увеличит объём прежних. Потом ещё обижается на судьбу и Бога, почему он в очередной раз произведён на свет уродом или почему он вдруг оказался в чистилище или аду. Судьба, брат, карма. С ней шутки плохи, её не провести никакими оправданиями собственных грехов. Живи праведно той жизнью, которую смилостивился дать Бог, будь ты уродом или Булгаковским Шариковым. Господь присутствует в каждой душе, следует лишь прислушаться к Нему, а не тратить попусту время, искушаясь иллюзорными соблазнами. Развяжи как можно больше узлов судьбы в этой жизни, позаботься о грядущих путях собственной души, а уж условия и свободу выбора для этого Бог тебе предоставит, не сомневайся.


Рецензии