1. 40 Свёденборг о потустороннем мире

                Из книги «Танатология – наука о смерти» С. Рязанцева:

 «Помимо канонических христианских представлений о посмертном существовании души … получили распространение и так называемые мистические откровения. Наиболее систематизированный и подробный рассказ о потустороннем мире принадлежит шведскому естествоиспытателю и философу мистику Эммануилу Свёденборгу (1688-1772), который считается основателем современного спиритизма.

Итак, Свёденборг был натуралистом и математиком, известны его труды по алгебре, метрологии, космологии, механике, инженерии, геологии. Но в 40-х годах XVIII века в его жизни происходит перелом: он оставляет науку и обращается к мистике, объявляет себя духовидцем и проповедует собственное теософское учение. Хотя сам Свёденборг никогда не пытался создавать свою секту, его последователями была создана особая свёденборгианская церковь.

Сам Свёденборг говорил, что в возрасте 57 лет он испытал ошеломляющее духовное превращение, над ним «развернулось небо», и он получил свободный доступ в царство духов, мог перемещаться в нём, беседовать с его обитателями, исследовать этот мир. За последние 25 лет жизни Свёденборг создал огромное количество религиозных произведений, описывающих Небо, ад ангелов и духов – и всё это на основании собственного опыта. Его описания в основном согласуются с описаниями оккультной литературы.

Когда человек умирает, то, согласно учению Свёденборга, он входит в «мир духов», находящийся на полпути между Небесами и адом. Этот мир очень похож на наш земной, там человек встречается с умершими друзьями и знакомыми. Как только человек привыкает к пребыванию в мире духов, его друзья рассказывают ему о Небесах и аде и отводят  в различные города, сады и парки. В этом промежуточном «мире духов» человек в ходе обучения, длящегося от нескольких дней до года, «приготовляется» для Неба. Но само «Небо», как его описывает Свёденборг, не слишком отличается от «мира духов», и оба очень схожи с землёй. Там есть внутренние дворы и залы, как на земле, парки и сады, дома и спальни «ангелов» и масса перемен платья для них. Там есть правительства, законы, суды, церковные здания, службы, браки, школы, общественная жизнь – все, что встречается на земле. Описание ада также напоминает какое-то место на земле, его обитатели характеризуются эгоизмом и дурными поступками.

Большинством своих современников Свёденборг был отвергнут как сумасшедший, и вплоть до наших дней его видения редко воспринимались всерьёз».

                Допустим, что всё так, как описывает Свёденборг. Тогда не понятно, чем отличается душа от плотского тела, которое остаётся в земном мире, если у неё те же желания?

Справедливости ради стоит отметить, что немецкий философ Иммануил Кант и американский философ Р. Эмерсон высоко оценивали мистические труды Свёдерборга и верили в некоторые примеры его «ясновиденья». … Особый же интерес к его трудам пробудился после того, как были найдены многочисленные интересные параллели между откровениями Свёденборга и описаниями первых моментов после смерти, известных из рассказов реанимированных людей.

… появилось целое мистическое направление, пытающееся создать свою картину посмертного существования на основании работ Свёденборга, многочисленных спиритических опытов по общению с душами умерших и описание людей, переживших клиническую смерть. Согласно их учению, не существует ада и рая в том виде, как их описывает Церковь, а души после смерти продолжают вести исключительно приятное существование, сохраняя память обо всём пережитом и постепенно совершенствуясь в своём развитии. Теории эти резко критикуются представителями официального христианства, утверждающими, что все эти видения  спиритических сеансов не что иное, как бесовский обман, направленный на погибель души.

Учение Свёденборга и его последователей принадлежит теософии. Теософия (от греческих слов «теос» - бог и «софия» - мудрость, знание) называют религиозно-филосовское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистической интуиции. Признание возможности непосредственных контактов со сверхъестественными силами сближает теософию с оккультизмом и спиритизмом».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 500).


Рецензии