1. Антифашистское подполье Бухенвальда

 
                В июне1941года
 
  Великая Отечественная война 1941 года стала самой страшной, самой жестокой войной XX века. Поколение двадцатилетних мальчишек первым встретило врага, и многие из этих мальчишек погибли, защищая Родину. Александр Павлов вернулся домой, и это было почти чудом, это было счастьем для нашей семьи. На долю молодого парня выпали четыре года тяжелейших испытаний. Саша не только выжил, но боролся и вышел победителем.
   В основу документальной повести легли воспоминания бывших узников Бухенвальда Александра Павлова и Алексея Лысенко,напечатанные в его книге  “Услышь нас, Родина!”. 


   После окончания ленинградского железнодорожного техникума Александра Павлова призывают на срочную службу в армию. Александр попадает в разведроту 36-го полка, который дислоцируется в Западной Белоруссии в 150 километрах от Бреста. Вскоре его переводят в штаб Армии в Ломже. За несколько дней до начала войны разведка, где служил Александр, не только знала о скором начале войны, но и могла наблюдать в армейских “прицелах“ за активным передвижением немецких войск у нашей границы. Люди еще не верили в надвигающуюся войну, хотя к войне страна готовилась, но, как оказалось, совсем не к такой, какая случилась 22 июня 1941 года.
      
 Александр Павлов вспоминал, как вечером 21 июня 1941 года личный состав полка водили в кино. После отбоя долго не спалось. Ночь на границе выдалась на редкость тихой. Почти непрерывный в предыдущие сутки гул моторов теперь смолк. А в 3 часа 55 мин. утра тишину нарушили громовые раскаты. На погранзаставы обрушился артиллерийский и минометный огонь. Телефонная связь с комендатурами и заставами была прервана. Фашистские войска перешли нашу границу. Пограничные отряды, заставы и комендатуры вместе с частями Красной Армии и внутренних войск вступили в тяжелые бои.
    
 Молодые мальчишки, рождения 1919 года, бежали в контратаку с палками вместо оружия, на бегу подбирая винтовки убитых товарищей.  Оружие было не у всех. Бывало, с врагом сходились врукопашную. Дороги в тыл перерезаны, по главным магистралям движутся крупные фашистские моточасти с танками. Ожесточенные бои, множество раненых. Нет санитаров, нет перевязочного материала. Горят леса, сёла, в полях горит хлеб… Не сумев удержать пограничные рубежи, советские части в первый же день войны начали отход на ряде направлений. Стрелковые полки были разбиты, и лишь отдельные части продолжали сражаться.
   
  Западнее Минска наша Армия подверглась жесточайшему разгрому авиацией и артиллерией на дорогах в походных колоннах. Именно здесь возникает ситуация первого массового пленения красноармейцев. По единственно свободной пока дороге Белосток – Слоним двигались в июне 1941 года отступавшие Советские войска. Несмотря на огромные потери, красноармейцам всё же удавалось прорвать немецкие заслоны. Бои на западных рубежах Советского Союза продолжались. И стоили они нашей стране не один десяток тысяч человеческих жизней. Обходя крупные вражеские гарнизоны, бойцы не упускали случая уничтожать встречающиеся фашистские подразделения. Вместе со сводным батальоном из окружения пытались выйти и остатки штаба армии. Советские солдаты дрались не на жизнь, а на смерть, понимая, что ждет их в случае плена. Пробиваясь к “своим”, в одном из боев был ранен сержант Александр Павлов, которому не было тогда и 22 лет. 


Рецензии