Усиление Черноморского флота
Вопрос обновления корабельного состава Черноморского флота всегда являлся приоритетным, и, как показывают события последнего времени, небезосновательно. Однако по непонятной причине ЧФ так и не получил ни одного корвета проекта 20380/20385, балансируя между довольно мощными фрегатами и малыми ракетными кораблями. Но вскоре ситуация кардинально изменится.
Согласно обнародованной ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) информации, в нынешнем году флот получит довольно много кораблей, особый интерес среди которых вызывает «Меркурий» - ничто иное, как первый корвет проекта 20380, построенный в интересах Черноморского флота. Важность данного события переоценить крайне трудно, ведь эти боевые единицы там ждут давно, а причина довольно проста – очень удачный и, главное, сбалансированный проект, что как нельзя кстати подходит для данного региона. Баланс объясняется тем, что корветы обладают полным набором всего, что только может понадобится, начиная от артиллерии, заканчивая противолодочными возможностями, но обо всём по порядку.
Основа вооружения «Меркурия» - это 8 дозвуковых противокорабельных ракет Х-35 в составе «Урана». Всё как и раньше, но что касается возможностей, то сейчас проходит испытания новая улучшенная версия, обладающая повышенной до 500+ километров дистанцией и способностью бить по сухопутным целям. Обе эти черты, опять же, как показала практика, весьма востребованы в Черноморском регионе. Дальность позволяет работать по всем находящимся в море кораблям противника и даже тем, что ещё проходят Босфор.
Ракетный комплекс "Уран", являющаяся основой вооружения всех корветов проекта 20380. Не гиперзвук, конечно, но для Чёрного моря и его специфики - вполне достойно, с учётом модернизации комплекса.
Вторая важная особенность «Меркурия» - это наличие продвинутого ЗРК «Редут» на 12 ячеек. Наличие двух разных основных типов ракет позволяет комбинировать боекомплект, создавая эшелонированную ПВО/ПРО на дистанции до 150 километров для любых существующих целей (ну, кроме МБР, пожалуй). Всего ракет при этом базируется 21 штука, что совсем неплохо для корвета. Для сравнения: недавняя новинка ВМС Японии, фрегаты типа «Могами», имеют из аналогичного вооружения лишь древний SeaRAM, хотя сам корабль почти в три раза больше нашего и может позволить значительно более интересные средства обороны.
Помимо защиты с воздуха наш корвет также неплохо защищён и от торпедных атак благодаря комплексу «Пакет-НК», представляющий из себя малогабаритные, но очень продвинутые торпеды калибра 324 мм. Они способны атаковать подлодки противника на дистанции до 20 километров, но, что интересно, так это возможность наводится на атакующие торпеды на дистанции до 2-х километров. Строго говоря, корветы проекта 20380 считаются первыми в мире серийными кораблями, оснащёнными специализированным противоторпедным вооружением.
Пусковая установка ЗРК "Редут" на 12 ячеек. На фоне других кораблей ЧФ, новые корветы обладают самыми продвинутыми возможностями, за исключением размера боекомплекта.
А теперь перейдём к ключевым отличиям. Дело в том, что «Меркурий» построен по улучшенному проекту, предусматривающему значительно более продвинутое радиолокационное вооружение, а именно «Заслон». Касаемо ТТХ, то здесь всё довольно прилично, а цифры вплотную подходят к возможностям более крупных эсминцев и фрегатов – максимальная дистанция работы достигает 300 километров, ведёт до 200 целей одновременно, обнаруживает «Стелс» и низколетящие объекты, а также прекрасно подходит для разведки. Но что действительно важно, так это бесперебойная выдача целеуказания на предельных дистанциях для «Редута», с чем были проблемы во втором поколении проекта 20380 – именно по этой причине первые шесть представителей ожидают в ближайшем будущем модернизацию с установкой РЛК «Заслон». Радует, что наличие проблемы признали и приступили к её ликвидации. Также нельзя не упомянуть, что комплекс обладает крайне высоким уровнем автоматизации и постоянно обменивается информацией со всеми доступными источниками, включая базирующийся на корабле вертолёт, что значительно повышает боеспособность соединения в целом и позволяет применять те же малые ракетные корабли (МР) как плавучие ракетные арсеналы в дополнении к «Меркурию».
Ещё одна особенность "Заслона" - модульность. То есть в зависимости от размеров корабля и его задач повышаются возможности и корветы находятся примерно посередине.
Подводя итог можно смело сказать, что обновлённые корветы как нельзя кстати подойдут Черноморскому флоту, особенно ввиду специфики возникающих там задач последнего времени. Вслед за «Меркурием» ожидается «Строгий», годом позже, а далее будет решаться вопрос увеличения серии, хотя даже два таких корабля оказывают заметное влияние на боеспособность Черноморского флота.
И в заключении о росте боевых возможностей всего нашего ВМФ в 2022 году.
На фоне очень резкого сокращения возможностей американского флота, о котором я подробно рассказывал совсем недавно, нынешний год может стать крайне удачным для нашего ВМФ с точки зрения пополнения корабельного состава, причём, что стоит отдельно подчеркнуть, все боевые единицы новые и крупные (включая «перворанги»).
Резкое обострение ситуации вскрывает потребность флота в кораблях дальней морской и океанской зоны. Как пример - фрегат проекта 22350 "Адмирал Касатонов" находится в составе Средиземноморской эскадры с января.
Так вот, согласно распространённой ОСК информации, корпорация планирует передать ВМФ сразу 8 боевых кораблей и подлодок, что можно смело записывать в рекордные показатели. Всё бы хорошо, но вот список опубликовать почему-то не решились, хотя новость явно не из рядовых событий, что и заставляет выяснять всё самим. По традиции начну с самых малых представителей и перейду к более крупным.
Открывают список сразу два корвета проекта 20380 – это «Меркурий» для ЧФ, о котором рассказывали, и его однотипный собрат «Резкий», но уже для ТОФ (строили их тоже на разных заводах). Для Дальнего Востока это уже четвёртый корабль проекта, а если учитывать усиленный новыми ракетами «Гремящий», то пятый. Если кратко, то корвет построен по улучшенной схеме с более продвинутым РЛК, что является фактической работой над всплывшими ошибками первых шести представителей.
И переходим к двум долгостроям – ДЭПЛ проекта 677 «Лада», а именно «Кронштадт» и «Великие Луки». Закладка их состоялась ещё в далёком 2005-2006 году, но фактическое строительство стартовало только в 2015-2016, причём с перезакладкой второго. Подлодки довольно интересные хотя бы потому, что с момента ввода в строй «Санкт-Петербурга» проект полностью переделали, устранили все ошибки и довели до ума. Если брать их в сравнение с теми же «Варшавянками», то плюсы видны сразу – это меньшие габариты, автоматизация и шумность при тех же ударных возможностях. Уточним, что это 8 «Калибров» в любых модификациях и 10 торпед/мин, что довольно неплохо для небольшой подлодки. Кстати о «Варшавянках» - они тоже пополнят флот, но на этот раз всего в единственном экземпляре с именем Б-588 «Уфа», построенной в интересах всё того же Тихоокеанского флота. Стоит отметить, что в кратчайшие сроки в интересах ТОФ строится серия из 6 таких ПЛ с окончанием реализации задуманного уже в 2024 году. «Уфа» по списку идёт четвёртой.
А теперь переходим к более редким представителям флота, который рискует стать очень и очень массовым, а именно фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко» - очень важный для флота представитель и причин в этом две. Первая – в корабле реализован на максимальном уровне принцип импортозамещения, в частности это касается двигателя, что являлось фактически ахиллесовой пятой нашего флота. И вторая – это новая пусковая установка, которая делает корабль первым штатным носителем «Циркона». Ранее для этого приходилось совершать некоторые манипуляции, в основном доступные только крупным однотипным кораблям. Касаемо ВПУ – то это, вероятно, долгожданная УКСКМ, способная принимать любой тип ракет, применяемый на флоте, а также множество перспективных образцов, самым значительным из которых является морская версия 40Н6 от ЗРК С-400. Ракета оснащается активной ГСН, так что промах снижается к минимуму на внушительной дистанции до 400 км.
Идём дальше и кратко пройдёмся по самым крупным представителям – атомным подлодкам. Их в списке две – это РПКСН проекта 955А «Генералиссимус Суворов» и ПЛАРК проекта 885М «Красноярск». Более углублённо мы их рассматривали совсем недавно.
А теперь время для вопросов. Дело в том, что список напрашивается явно больше, чем 8 кораблей. Как минимум «Белгород» проекта 09852 на испытаниях с начала прошлого года – это ничто иное, как первый штатный носитель «Посейдонов» и повторный перенос сроков здесь не планируется - ввод в строй в 2022 году, о чём неоднократно упоминалось. Также есть планы по патрульным кораблям проекта 22160, а именно «Сергей Котов» и «Виктор Великий» для Черноморского флота. И если второго, возможно, не успеют достроить/вывести на испытания в нынешнем году, то первый это сделает точно. Итого уже 11. Почему такая путаница в цифрах? Скорее всего имеет место желание увести из поля зрения вышеупомянутую спецподлодку в связи с колоссальной напряжённостью в мире (по ней вообще информации крайне мало), а также убрать риски в случае незапланированного переноса сроков - как минимум у фрегата могут возникнуть проблемы, слишком много нового оборудования, ранее не использовавшегося.
Под конец стоит упомянуть, что своей очереди ждут многочисленные МРК проекта 22800 и как минимум один проекта 21631, но по ним в СМИ тишина. Так или иначе, список кораблей уже впечатляет, но и в таком виде он далеко не окончателен – помимо новых кораблей придут и старые, но серьёзно улучшенные, а некоторые по своей значимости превосходят всё вышеперечисленное. Речь, безусловно, о модернизированном атомном крейсере «Адмирал Нахимов» и авианосце «Адмирал Кузнецов». Сюда можно добавить и две многоцелевые ПЛ проекта 971 – «Волк» и «Леопард».
Свидетельство о публикации №222041200393