Филан
локализации раннесредневекового политического образования Филан в Агуле
Локализация небольшого раннесредневекого политического образования Филан в Агуле на данном этапе не вызывает особых возражений ни со стороны профессиональных историков, ни со стороны любителей этой научной дисциплины. Однако некоторое время назад по этому поводу было высказано множество версий, среди которых как бы принятой в официальной исторической науке считалась та из них, согласно которой владение Филан располагалось на так называемом "Левашинском плато", составляющий части нынешних Акушинского и Левашинского районов. Впервые эта мысль была высказана А.Р.Шихсоидовым, чей авторитет, очевидно, поспособствовал и дальнейшему закреплению ее в историческом дискурсе. Но объективно она не выдерживала критики. Мы уже приводили контраргументы, доказывающие ее несостоятельность и, стало быть, от этой версии давним давно на официальном уровне должны были отказаться, впрочем, также как и от всех других подобных несостоятельных умозаключений. Однако до сих пор отмечаются случаи, когда отдельные представители науки и около научной общественности нет-нет да продолжают повторять эти старые заблуждения. В связи с этим в предлагаемом к вниманию читателей историческом этюде хотелось бы привести дополнительный аргумент в пользу локализации упомянутого политического образования на территории нынешнего Агульского района.
Речь идет о, так называемом, "Гунойском списке" широко известного исторического сочинения "Дербент-наме", который стал объектом научной характеристики руководителя Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, кандидата исторических наук Аликбера Аликберова.
Сама "новая" рукопись известного сочинения обнаружена в соседней Чеченской республике у представителей тейпа Гуной, который локализуется в Веденскоом районе. Сообщается, что "там до сих пор существует населенный пункт с родовым названием Гун; в середине XIX в. этот район был частью имамата Шамиля. Впоследствии часть жителей тейпа оказались в Гудермесском районе". Кроме того говориться о том, что подтверждает, что рукопись переписана на территории Чечни представителем тейпа Гуной. Это тейп известен тем, что он принимал самое активное участие во второй фазе Кавказской войны. Колофон рукописи содержит имя переписчика – Мухаммад, – и дату переписки рукописи – первые числа месяца ша‘бан 1314 г.х., т.е. 5-10 января 1897 г.".
Кроме того, в заключительной части обследования исследователь отмечает, что вновь обнаруженный список "Дербент-наме" "важен тем, что содержит ценные уточнения, которых нет в других списках, а также ряд огласованных топонимов, позволяющих идентифицировать их с существовавшими в то время населенными пунктами".
В контексте нашего разговора этот момент представляет наибольший интерес, так как сведения нового списка сочинения позволяют в очередной раз подтвердить выдвинутую нами версию по локализации Филана в Агуле. В этом плане в нем сообщается следующее:
После назначил правителя (малик) … Зирикарана, нынешнее его название – Кубачи. А после (33) этого идет Табасаран, он назвал его хакима табасаран-шахом. [Эти владения] располагались выше Дарбанда. После этих областей идет область Субар, обитатели его из Исфахана, а правителя его зовут хиджран-шахом. Это – область Кумука. А после идет область Йавук , а зовут его правителя филан-шах. А после – область Маскат, а правителя зовут йалун-шах. В Кумук, однако, Ануширван назначил предводителем (хаким) преставителя своего дома (ахл мин байтихи) . Он построил в этом вилайате сто шестьдесят городов, и все их обитатели были из вилайата Фарс. Он вывел их оттуда силой, а целью его была охрана Дарбанда от хазар неверующих, чтобы они не доходили до областей Азербайджан и Ирак. (32) После того, как Ануширван утвердил свою власть в этих странах и установил свою справедливость, родился Пророк, – да благословит его Аллах и приветствует. И распространился свет ислама, и пал Фарс, и был изгнан их правитель. Кафиры-хазары нападали из своих земель до тех пор, пока не победила религия ислама.
В приведенном отрывке сочинения, обращает на себя внимание то, что автор вслед за Зирикараном и Табасраном, куда арабы назначили правителей, называет область Субар, обитатели которого из Исфахана, и правителя которого зовут хиджран-шах" ("после этих областей (во множ.ч.) идет область сувар"). Затем на этом пункте автор как бы поворачивается обратно на юг, называет Кумук. Затем называется область Йувук (в других списках Йук), правителя которого зовут филаншах, затем - Маскат, который располагался на юге Дагестана и занимал примерно территорию нынешнего Магарамкентского района и далее. В результате такой стратификации становиться очевидным, что упоминаемое в тексте владение Йук, правителя которого называют «филаншах» никак не может совпадать, как того хотели бы некоторые исследователи, с владением, которое расположилось бы на Левашинском плато. То есть источник недвусмысленно сообщает, что вначале с севера на юг идет «...область Кумука. А после идет область Йавук, а зовут его правителя «филан-шах», чем подтверждает геолокацию средневекового Филана в Агуле, что следует и из других источников.
Что касается владения Сувар, то оно, как вытекает из текста источника, располагается выше Табасарана и Кубачи и одновременно севернее Кумука, что географически совпадает с Левашинским плато. То есть, там, где по ошибочной версии прошлых исследователей, в частности А.Р.Шихсаидова, должен был расположиться Филан.
По поводу владения Сувар в литературе существуют противочтения. Так, Г.С.Федоров-Гусейнов (История происхождения кумыков. 1996) Сувар считает раннефеодальным политическим образованием кумыков, которое возникло во времена гуннов-савир со столицей в Урцеке и занимало современные территории Каякентского, Карабудахкентского, Буйнакского, Кумторкалинского районов. чье имя, по мнению исследователя, арабские хронисты заменили на название Джидан. Однако это мысль другими исследователями не поддерживается, в результате чего он сетует на то, что "Ряд исследователей, ссылаясь на перевод Доссона, который был сделан еще в 1828 г. (Минорский В.Ф., Заходер Б.Н., Шихсаидов А.Р.), считают, что Джидан - это ошибочное написание Хайдака (Кайтака). Причем в тексте, т.е. в подлиннике, который перевел Доссон, везде написано - Джидан, а не Кайтак (Хайдан). Поэтому непонятно, почему Минорскому В.Ф., и другим исследователям нужно было писать вместо Джидана - Хайдан (Кайтак), резюмирует Г.С.Федоров-Гусейнов.
Позиция этого ученого вызывает вопросы. Однако, если не вдаваясь в подробности отметить, то можно сказать, что Джидан этимологически может представлять собой стяженную форму другого достаточно хорошо известного в источниках названия Шандан (Джандан), которая как раз и располагалась на территории верхнего Дарго, куда входит и территории Акушинского, Левашинского районов. Жителей Шандана хроникеры называют самыми злейшими врагами мусульман Дербента, с которыми они ведут непримиримую борьбу. Но это уже, как говориться, совсем другая история и обсуждение ее здесь не является нашей задачей.
Свидетельство о публикации №222041200462