Севиль Едыдж - Традиционное всегда в моде!
О своем профессиональном пути и любимом занятии рассказывает сама Севиль Едыдж так:
- Школу дизайнеров одежды я закончила ещё в Турции. Затем я стала преподавать сперва в школе, затем в техникуме, а потом и в институте. Так проработала я 21 год. После того, как мы с мужем и детьми переехали в Адыгею, я занялась пошивом традиционных сае и стилизованных свадебных платьев. Располагая временем, я решила посвятить себя своему любимому делу – золотому шитью. Чтобы сохранить традиции нашего народа, я искала способы применения золотошвейных изделий в современной моде. В этот период я делала и башлыки, и декоративные плети, и шарфы с украшениями в этническом стиле.
Конечно, в Адыгее я не переставала интересоваться тем, чем занимались черкесские мастерицы в Турции. Каждый раз изучала их работы, а затем создавала своё на их основе. Например, шифоновые платки разных цветов, украшенные и вышитым орнаментом, и басонными изделиями. Вот уже несколько лет я показываю их вместе с традиционными башлыками на выставках.
В свое время, когда я создавала свадебные платья, мне хотелось сделать отдельную коллекцию и демонстрировать её. Но обстоятельства сложились иначе, и я отдала предпочтение басонному плетению. Мне нравится создавать их из нитей разных цветов, а не только из золотых или серебряных, как это принято у адыгов. Впрочем, свадебные платья я предпочитала шить из шелка белого цвета, а не из красного бархата. Для меня белый цвет всегда был и остаётся цветом чистоты. При этом для изготовления башлыков, шарфов и накидок я выбираю соответствующие ткани черного цвета. Обычно, он подходит всем. Я люблю украшать их басонным плетением из серебряных нитей.
На самом деле, яркая цветовая палитра басонных изделий Севиль Едыдж, разнообразие их форм, изящество их композиций, созданных мастерицей со вкусом, во многом отличает её мастерство. Требовательная к себе, она стремится довести любую работу до совершенства, учитывая новшества в дизайнах одежды и аксессуаров, при этом сохраняя традиционное, насколько это возможно.
- Мы, мастера, должны стараться сохранять традиции, особенно в пошиве свадебных платьев, праздничных нарядов и повседневной одежды. Конечно, было бы хорошо, если бы в Адыгее работал цех по производству этно-одежды. Например, платьев с нагрудными аксессуарами, рубашек с пуговицами-дэнлъэч из адыгской тесьмы, платков и башлыков с басонными украшениями. К сожалению, пока такого цеха нет. Но ведь было бы прекрасно, если бы современные адыгские женщины, которые не могут носить сае или даже стилизованные платья повседневно, могли украсить себя либо шелковым или шифоновым платком с басонными изделиями или же ажурными этно-аксессуарами. Это касается и детей. Для мальчиков и девочек можно также делать красивые сумочки в этно-стиле.
Правда, чтобы создавать такую одежду, будь то традиционную или стилизованную, нужны хорошие ткани и качественные золотые и серебряные нити. А они очень дорогие. Здесь в Адыгее таких нет, их надо привозить. К тому же, при выборе ткани для пошива свадебного платья, стоит учитывать, что бархат хоть и красивый материал, но работа с ним требует большого мастерства. Лучше брать сатин или шелк. Это для женской одежды. А для мужчин предпочтительнее шерсть.
В наше время с негласным отказом использовать галуны, метраж которых доходит до 25 метров на одно сае, современные дизайнеры предпочитают шить стилизованные платья. И эти авторские работы порой похожи на традиционные адыгские сае лишь по крою. Севиль Едыдж как профессиональный дизайнер и мастер по золотому шитью адыгов приветствует и классические формы, и авторские подходы к стилизации одежды.
- На мой взгляд, надо уметь шить и традиционные сае, и пусть изготовляют стилизованные платья. Хотя я предпочитаю украшать современную одежду этно-аксессуарами, платками и накидками с басонными изделиями. Даже пусть на классических платьях заменят ручную вышивку на машинную, чтобы уменьшить его стоимость и ускорить процесс его изготовления. Но при этом на них должны быть галуны. Другой вопрос, из каких нитей их ткать? На самом деле, есть золотые и серебряные нитки, которые не портятся от стирки. Благодаря таким нитям, можно шить и современные европейские платья с использованием украшений, изготовленных в адыгском этническом стиле. Это будет одновременно и модно, и традиционно.
Несмотря на то, что Севиль Едыдж ищет новые дизайнерские формы для своих работ, она занимается и реконструкцией старинных изделий, то есть воссозданием работ старых мастеров. Её реплики очень похожи на их эталоны. При их создании сама она старается придерживаться традиций золотого шитья адыгов.
- Считаю, что современным мастерам следует заниматься реконструкцией время от времени, чтобы совершенствовать свои навыки. Для этого, конечно, надо посещать музеи, изучать экспонаты, искать подходы к изготовлению их реплик и нужные материалы для них. Это очень серьезная и кропотливая работа. В дальнейшем надеюсь заняться этим и ещё думаю над сувенирной продукцией в технике басонного плетения, - поделилась своими планами мастерица.
Многолетний опыт в дизайне одежды и золотошвейном искусстве адыгов помогает Севиль Едыдж соединять их в своих работах и создавать прекрасные вещи с украшениями в этническом стиле. Создавая новое с использованием традиционного, черкесский дизайнер не только сохраняет старинные техники адыгского золотого шитья, но и развивает их, способствуя тем самым появлению новых тенденций в современном мире моды. Хотя, и она в этом твердо убеждена, традиционное всегда модно!
Свидетельство о публикации №222041200506