Помни день субботний, чтобы святить его

Бог творил мир шесть дней, а в седьмой день почил от трудов Своих (Быт.2:2,3), установив тем самым Свой порядок вещей, истинно верный и полезный нам ритм жизни. Для ветхозаветного человека седьмой день - это суббота. Для христианина же этим днем является воскресенье. Именно Воскресение Господа нашего Иисуса Христа есть главный день в нашей жизни, ведь оно даровало нам спасение, Царство Божие, жизнь вечную, т.е. всё, ради чего мы живем, точнее, должны жить. Но суета охватила людей: заботы, погоня за карьерой и деньгами, стремление кому-то что-то постоянно доказывать. Материальный мир завладел человеком, социальные сети опутали его. И что же теперь делать? И свт. Феофан Затворник с любовью, по-отечески объясняет нам, каково должно быть правильное устроение нашей жизни: “Духовные отправления должны стоять во главе, под ними и в подчинении им - душевные занятия, а под обоими ими телесная жизнь. Се - норма! Когда этот порядок нарушается, жизнь человеческая портится”. Портится потому, что горькими плодами суеты становятся бессмысленность жизни, разочарования, страхи, тревоги, в общем, все то, что лишает человека покоя, умиротворения, радости, одним словом - психического и, следовательно, физического здоровья. А почему это происходит? Потому что мы за шесть дней растрачиваем свои силы, жизненный потенциал, грешим (ведь человек после грехопадения не может не грешить). А.И. Осипов назвал грехи ранами, которые мы сами себе наносим. Представляете, сколько ран мы наносим себе за то время, пока обеспечиваем свою земную жизнь? Множество.

Господь Иисус Христос зовет нас: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф.11:28-30). Попробуй мы не явиться к начальнику? Да как же можно, всенепременно явимся, да еще при полном параде и благоговении. Как же верно эту страсть чинопочитания описывает Н.В. Гоголь в поэме “Мертвые души”: “... страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений”. А к Самому Царю Царей и Господу (Господину) господствующих (Откр.19:16) нам некогда явиться, в законный выходной имеем право культурно отдохнуть. Вот отсюда и омертвелость душ наших. Потому что восполнить утраченное за шесть дней, уврачевать все раны, нанесенные себе нашими грехами за эти дни, мы можем только в Церкви - в живом общении с Богом. Свт. Феофан Затворник о священнослужении, самом устроении, убранстве храма говорит как о сильных и единственно верных оттирателях чувств души, которая омертвела от духа мира, обладающего ею через живущий в ней грех. Эти оттиратели души нашей и в богослужебных песнопениях, наполненных глубоким смыслом. Песнопения (гимнография) занимают особое место, и свт. Иоанн Златоуст так сказал о них: “Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни”.
Совсем недавно я открыла для себя совершенно по-новому А.П. Чехова: как истинно и глубоко верующего человека, прекрасно знающего, чувствующего и понимающего богослужение. Рассказы “Архиерей”, “Святою ночью” (о необыкновенно трогательном и чутком понимании истинного смысла каждого слова службы Пасхи, особенно Пасхального канона), “На Страстной неделе” (о трепетном переживании ребенком опыта таинства исповеди), произвели на меня сильное впечатление. Например, в рассказе “Архиерей” каждое слово автора будто переносит нас в прекрасный мир богослужения, наполненный стройностью описания служб, точным смыслом, красотою, высшей духовной математикой. Как чудесно в рассказе передана атмосфера всенощной под Вербное воскресение. И трогательный момент, когда преосвященный Петр заплакал и “Вот вблизи еще кто-то заплакал, потом дальше кто-то другой, потом еще и еще, и мало-помалу церковь наполнилась тихим плачем”. Вот сила богослужения, очищающего нашу душу, исцеляющего ее - вот истинные и столь нужные нам для здоровья, для жизни земной и вечной оттиратели души.
В богослужении Церкви сохраняется все догматическое учение, поэтому на богослужении мы впитываем в себя эти знания, все литургическое предание, проживаем изо дня в день с Церковью всю ее Священную историю. Благодаря богослужению мы становимся не только свидетелями, но и участниками Священной истории. Например, в Страстную Седмицу, к которой сейчас готовимся,  мы проживаем вместе со Христом Его последние дни земной жизни, а в Пасху мы радуемся Воскресению Христову, но мало того - эта радость нами переживается каждое воскресение, которое является малой Пасхой. Каждое воскресенье мы совоскресаем вместе со Христом. И это совоскресение происходит на богослужении, когда действует на нас благодать Св. Духа. Как прекрасно всенощное бдение (а воскресенье начинается с вечера субботы, когда мы на всенощной уже поздравляем друг друга с праздником Воскресения), как оно богато, ведь содержит в себе аж три службы: великую вечерню, утреню и первый час. Лично для меня оно почему-то особо красиво. И оно неразрывно связано с Литургией - вершиной человеческой культуры и соработничества человека и Бога (той самой синергии, в которой мы истинно и спасительно соединяемся со Христом). Божественная Литургия - вот где призваны мы проводить наш законный выходной.
Устав Церкви четко выстраивает структуру богослужений, где все закономерно, присутствует гармония, а гармония - это красота и соразмерность. Каждый из кругов богослужения является Божественным установлением, эти ритмы заданы Богом так, что службы суточного, седмичного и годового круга выстраиваются в бесконечное Богослужение, уводящее нас за собой в мир Божественный. А мы как мертвые души зачастую твердим и твердим: “Зачем ходить в храм, ведь можно и дома помолиться, Бог у нас в душе, словно в кармане”. Домашняя молитва - это тоже очень хорошо. Но стоит помнить о том, что Господь - Глава Церкви (Еф.5:23), которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23). Мы (христиане) - тело Христово, а порознь - члены (1Кор.12:27). А где же это видано, чтобы тело от головы жило отдельной жизнью?

Свт Феофан Затворник в кратком очерке аскетики “Путь ко спасению” обращается к каждому из нас с такими словами: “Избирала Божия благодать для действия своего храмы Божии и церковный чин. Ходи и ты в церковь и терпеливо, внимательно и благоговейно выстаивай священнодействия. И вид церкви с устройством ее, и чин последования служб, и пение с чтением - всё может подействовать. И не дивно, что, вошедши в церковь праздным, выйдешь оттуда зачавшим дух спасения”. И соблюдение нами четвертой заповеди Декалога (Исх.20:8-11) говорит о том, что мы прислушались к спасительному призыву свт. Феофана. Мне кажется, что самый счастливый человек тот, кто смог сонастроить свою жизнь с жизнью Церкви, живя от одного воскресения до следующего, от одного церковного праздника до другого, живя его ожиданием и предвкушением. Ведь соблюдение Богом установленного распорядка жизни благотворно сказывается на нашей психике, является залогом нашего духовного, душевного и физического здоровья. А запрет работать в церковные праздники дает нам понимание их особенности, важности, что называется "и пусть весь мiр подождет”.


Рецензии