Помни день субботний, чтобы святить его
Господь Иисус Христос зовет нас: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф.11:28-30). Попробуй мы не явиться к начальнику? Да как же можно, всенепременно явимся, да еще при полном параде и благоговении. Как же верно эту страсть чинопочитания описывает Н.В. Гоголь в поэме “Мертвые души”: “... страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений”. А к Самому Царю Царей и Господу (Господину) господствующих (Откр.19:16) нам некогда явиться, в законный выходной имеем право культурно отдохнуть. Вот отсюда и омертвелость душ наших. Потому что восполнить утраченное за шесть дней, уврачевать все раны, нанесенные себе нашими грехами за эти дни, мы можем только в Церкви - в живом общении с Богом. Свт. Феофан Затворник о священнослужении, самом устроении, убранстве храма говорит как о сильных и единственно верных оттирателях чувств души, которая омертвела от духа мира, обладающего ею через живущий в ней грех. Эти оттиратели души нашей и в богослужебных песнопениях, наполненных глубоким смыслом. Песнопения (гимнография) занимают особое место, и свт. Иоанн Златоуст так сказал о них: “Духовные песни обладают великой пользой, назиданием и освящением и служат руководством ко всякой добродетели, потому что слова их очищают душу и Дух Святой скоро нисходит на человека, поющего эти песни”.
Совсем недавно я открыла для себя совершенно по-новому А.П. Чехова: как истинно и глубоко верующего человека, прекрасно знающего, чувствующего и понимающего богослужение. Рассказы “Архиерей”, “Святою ночью” (о необыкновенно трогательном и чутком понимании истинного смысла каждого слова службы Пасхи, особенно Пасхального канона), “На Страстной неделе” (о трепетном переживании ребенком опыта таинства исповеди), произвели на меня сильное впечатление. Например, в рассказе “Архиерей” каждое слово автора будто переносит нас в прекрасный мир богослужения, наполненный стройностью описания служб, точным смыслом, красотою, высшей духовной математикой. Как чудесно в рассказе передана атмосфера всенощной под Вербное воскресение. И трогательный момент, когда преосвященный Петр заплакал и “Вот вблизи еще кто-то заплакал, потом дальше кто-то другой, потом еще и еще, и мало-помалу церковь наполнилась тихим плачем”. Вот сила богослужения, очищающего нашу душу, исцеляющего ее - вот истинные и столь нужные нам для здоровья, для жизни земной и вечной оттиратели души.
В богослужении Церкви сохраняется все догматическое учение, поэтому на богослужении мы впитываем в себя эти знания, все литургическое предание, проживаем изо дня в день с Церковью всю ее Священную историю. Благодаря богослужению мы становимся не только свидетелями, но и участниками Священной истории. Например, в Страстную Седмицу, к которой сейчас готовимся, мы проживаем вместе со Христом Его последние дни земной жизни, а в Пасху мы радуемся Воскресению Христову, но мало того - эта радость нами переживается каждое воскресение, которое является малой Пасхой. Каждое воскресенье мы совоскресаем вместе со Христом. И это совоскресение происходит на богослужении, когда действует на нас благодать Св. Духа. Как прекрасно всенощное бдение (а воскресенье начинается с вечера субботы, когда мы на всенощной уже поздравляем друг друга с праздником Воскресения), как оно богато, ведь содержит в себе аж три службы: великую вечерню, утреню и первый час. Лично для меня оно почему-то особо красиво. И оно неразрывно связано с Литургией - вершиной человеческой культуры и соработничества человека и Бога (той самой синергии, в которой мы истинно и спасительно соединяемся со Христом). Божественная Литургия - вот где призваны мы проводить наш законный выходной.
Устав Церкви четко выстраивает структуру богослужений, где все закономерно, присутствует гармония, а гармония - это красота и соразмерность. Каждый из кругов богослужения является Божественным установлением, эти ритмы заданы Богом так, что службы суточного, седмичного и годового круга выстраиваются в бесконечное Богослужение, уводящее нас за собой в мир Божественный. А мы как мертвые души зачастую твердим и твердим: “Зачем ходить в храм, ведь можно и дома помолиться, Бог у нас в душе, словно в кармане”. Домашняя молитва - это тоже очень хорошо. Но стоит помнить о том, что Господь - Глава Церкви (Еф.5:23), которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23). Мы (христиане) - тело Христово, а порознь - члены (1Кор.12:27). А где же это видано, чтобы тело от головы жило отдельной жизнью?
Свт Феофан Затворник в кратком очерке аскетики “Путь ко спасению” обращается к каждому из нас с такими словами: “Избирала Божия благодать для действия своего храмы Божии и церковный чин. Ходи и ты в церковь и терпеливо, внимательно и благоговейно выстаивай священнодействия. И вид церкви с устройством ее, и чин последования служб, и пение с чтением - всё может подействовать. И не дивно, что, вошедши в церковь праздным, выйдешь оттуда зачавшим дух спасения”. И соблюдение нами четвертой заповеди Декалога (Исх.20:8-11) говорит о том, что мы прислушались к спасительному призыву свт. Феофана. Мне кажется, что самый счастливый человек тот, кто смог сонастроить свою жизнь с жизнью Церкви, живя от одного воскресения до следующего, от одного церковного праздника до другого, живя его ожиданием и предвкушением. Ведь соблюдение Богом установленного распорядка жизни благотворно сказывается на нашей психике, является залогом нашего духовного, душевного и физического здоровья. А запрет работать в церковные праздники дает нам понимание их особенности, важности, что называется "и пусть весь мiр подождет”.
Свидетельство о публикации №222041200690