Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Много лет назад я нашла одно небольшое стихотворение Б.В. Милавина, которое произвело на меня неизгладимое впечатление. Строки его часто приходят на память:

 “А когда меня спросят на страшном суде:
-Что ты в жизни хорошего сделал? В ноги ангелам - судьям паду я в тоске:
- Ничего ... прошепчу оробело.
- Как же так? - удивятся они, - Как же так?!
- Птиц кормил хоть в суровые зимы?
- Птиц кормил...
- Что ж молчал ты, чудак?
- В рай ведите его, херувимы!

Что можно сказать об этом человеке? Много ли добрых дел он сделал за свою земную жизнь? Может, много, а, может быть, только одно - кормил птиц. Но можно сказать точно - он счастливый, ведь смог достичь Царствия Небесного, прожил жизнь не зря. И счастье его, которого он сам, видимо, и не ожидал, стало возможным прежде всего благодаря смирению. Смирение его состояло в том, что ни одного доброго своего дела он не мог вспомнить, все забыл, не придавая этому большого значения, не видя никаких особых своих заслуг. Одним словом, ничего доброго не приписал он себе. И в этих нескольких строках мне увиделся смысл первой из девяти заповедей Блаженств, данных нам Господом нашим Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:2-12). В этих заповедях - всё Евангелие: в них Господь открыл нам, какой должна быть жизнь христианина. Свтт. отцы сравнивают заповеди Блаженства с лестницей, ведущей в Небо, в Царство Небесное. Иными словами, исполняя эти заповеди, мы ступенька за ступенькой сможем подниматься к Небу, соединяясь с Богом всё больше. По словам прп. Макария Великого, выс­шее бла­го и цель че­ло­ве­ка есть со­еди­не­ние души его с Бо­гом.  И первой ступенькой к этому соединению является нищета духовная.

Что же это значит? Свт. Иоанн Златоуст нищими духовно называет смиренных и сокрушенных сердцем. Игумен Никон Воробьев далее раскрывает эту мысль: “Если не можем не нарушать заповедей Божиих, то должно искренне каяться в этих нарушениях и через это приобретать сердце сокрушенное сначала, а когда оно достаточно сокрушится, то сделается и смиренным”. То есть нищета духовная - это основная христианская добродетель, называемая также смиренномудрием, смирением. Свт. Иоанн Златоуст раскрыл суть этой фундаментальной добродетели такими словами: “Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать”. Получается, что человек, кормивший птиц, был удостоен рая за его смиренномудрие. Свт. Игнатий Брянчанинов приводит слова аввы Феодора (Хермейского): “Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением”. Вот это откровение! А мы, как Вовка в Тридевятом царстве, перечисляя добрые дела свои, руководствуясь самомнением, еще и приговариваем: “Во-первых, …во-вторых,… Ну, загибайте, загибайте! В-третьих…”. И совершенно иначе звучат слова прп. Макария Великого: “Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою”. А ведь это слова преподобного, угодившего Богу, стремившегося быть подобным Христу и преуспевшем в этом уподоблении. Вот она истинная нищета духовная, наглядный пример для подражания, готовый рецепт блаженства.
Нищета духовная и гордость диаметрально противоположны: первая является основой, фундаментом  проистекающих от нее остальных добродетелей, вторая же - причиной всех грехов человеческих. Более того, через гордость свою человек уподобляется врагу человечества, поэтому Бог гордым противится (Иак.4:6). От Себя же Самого Господь призывает нас учиться кротости и смирению (Мф.11:29) - только благодаря этим добродетелям возможно осуществление нашего истинного призвания и предназначения  - обожения. А это уже серьезная заявка на то, чтобы прожить свою жизнь достойно, осмысленно, не столкнуться когда-нибудь с болью разочарования из-за упущенной возможности по-настоящему состояться как Человек, как Личность. А возможно это только тогда, когда наша человеческая природа соединяется с Божественной. Как же удивительно доходчиво сказал свт. Афанасий Великий: “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”. Но неужели столь высокая задача по силам нам немощным? Нет, не по силам. Без помощи Божией ничего мы сами не можем, человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф.19:26). С Божией помощью нам всё по плечу. Вот это группа поддержки! Вся Пресвятая Троица с нами! Псалмопевец царь Давид выразил эту спасительную мысль в 33 псалме, который звучит как благодарственный гимн Богу от человека, который, доверив себя полностью Богу, призвав Его на помощь, уповая только на Него, обязательно получит помощь, благо и будет спасен. В молитве последних Оптинских старцев мы предаемся всецело Богу, прося его руководить нашей волею, мыслями и чувствами. Ведь в силу испорченности нашей природы мы не в состоянии правильно распорядиться дарованной нам Богом своей формальной, или психологической свободой.
Гордость как наше падшее состояние стоит преградой между нами и Богом. Гордые смирение принимают за слабость, но они ошибаются. Ведь на самом деле состояние духовной нищеты, смирение - это драгоценность, оно не так легко достижимо, как можно было бы себе представить, стяжать эту добродетель способен только воистину сильный человек, сила которого - в Боге. Смирение достигается благодаря тяжелой, кропотливой, постоянной работе над собой, точнее, над своим “Я”, за которым кроется столько гордости, эгоизма. И труд этот сопряжен со слезами, падениями, разочарованиями в себе, потому что сами без помощи Божией ни с одной страстью своей мы совладать не можем, ни одного доброго дела сделать. Об этой нашей “особой одаренности” (вследствие антропологической катастрофы) ап. Павел сказал: “Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим.7:19). Вот такие мы эдакие Голохвастовы, мним себя человеком, который  “...не такой, как вообще, потому один такой, …и ум у него не для танцевания, а для устройства себя…” Откуда в нас такая самонадеянность? Ведь мы не знаем даже, что с нами через минуту будет, но ставим себя самих на место Бога, Который сотворил нас и знает о нас абсолютно все. Царь Давид в 138 псалме говорит нам об этом всеведении Бога, вплоть до того, что “Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было”.
И вот когда мы меняем местами причину и следствие, главное и второстепенное - жизнь проходит впустую, потому что всё для себя любимого, а не для Бога. Конечно, это понимание тщательно прячется за повседневной круговертью, но рано или поздно оно взглянет нам в лицо прямо и пристально. И тут уже ни из какого кармана не достанешь ни богатства, ни карьеры, ни чинов, ни званий, ни ученых степеней, ни знаний, ни житейских мудрований… Потому как цены они не имеют в глазах Бога. Здесь можно вспомнить беседу Иисуса Христа с богатым юношей, когда слова Спасителя вызвали даже некоторый шок у его учеников. Но слова Его вполне четко и ясно были о самой главной ценности, истинном богатстве, сокровище - о Нем Самом, о Христе, о вере в Него, уповании лишь на Него (духовные помышления, которые суть жизнь и мир). А упование наше на свои добродетели, добрые дела, на земные блага - все это ап. Павел назвал плотскими помышлениями, которые суть смерть и вражда против Бога (Рим.8:5-8).
Человек же, осознавший свою нищету духовную, честно говорит: “Я - ноль.” Для человека гордого это звучит глупо и нелепо. Ведь ноль - это пустое место. А у Господа, оказывается, другая математика - духовная. Ноль в нулевой степени - это уже единица. А если любое число поделить на ноль, то получается бесконечность. А это уже свойство Божественной сущности! Так вот что такое нищета духовная! В награду за смирение Богом обещано нам блаженство подобное высшему блаженству как духовному свойству Божию. А это и есть полнота жизни, счастье в высшем смысле этого слова, “блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс.15:11). Для нас нет ничего более желанного, чем быть счастливыми. Всегда. Бесконечно. По словам сщмч. Онуфрия (Гагалюка), жизнь в Боге есть именно вечное счастье, которое, начинаясь здесь, на земле, будет продолжаться вечно, и притом в полной для нашего восприятия мере.
 Вот такой вот интересный ноль получается!


Рецензии