Уныние
Господь Иисус Христос говорит: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин.14:6). Но нам-то виднее, мы и сами с усами. И что же происходит с нами на жизненном пути, когда нас так распирают самоуверенность и самодостаточность? Да что только ни происходит, каких только шишек себе ни набиваем. А происходит все так потому, что после грехопадения мы оказались оторванными от нашей причины и цели, от источника истинной радости - от Бога, мы потеряли связь с Отцом Небесным, которая нам необходима, как воздух, мы покинули свое Отечество. И теперь в падшем состоянии мы унываем, ничто нас не радует по-настоящему в этом мире, ничто не может наполнить нас радостью, удовлетворить и успокоить. Пользуясь нашей оторванностью от Бога, большой и шумный мир так услужливо предлагает нам развлечения на любой вкус и цвет: начиная от самых что ни на есть приличных - театры, концерты, выставки, музеи, хобби, работа и т.д. - и заканчивая тяжелейшими зависимостями. Арсенал развлечений, создающих суету, шум (то есть видимость, имитацию жизни) у беса уныния и дьявола велик. Но мы в нашем бегстве от уныния, в желании спастись от него любыми способами, даже не задумываемся о том, кто же на самом деле нам так ненавязчиво поначалу навевает эти мысли и желания. А это все он, главная задача которого - все больше отвернуть нас от Бога, тем самым погубив нас. Почему же страсть уныния может привести человека к гибели? Потому что чувственные удовольствия (а они являются лишь суррогатом истинной радости и блаженства) опустошают душу человека, разоряют ее, высасывают все жизненные соки, доводят порою до клинической депрессии и даже самоубийства. Ведь человек от постоянной праздности перестает переживать радость, он пресыщается ее суррогатами настолько, что она теряет вкус для него. М.Е. Салтыков-Щедрин, например, описал состояние уныния как зрелище, которое более всего надрывает человеческое сердце, как общую скорбь по жизни. Думаю, что здесь можно смело сказать - по жизни без Бога, без Забытого нами. Ведь противник Его тут достиг своей цели - человек, предавшийся страсти уныния, потерял и способность радоваться от общения с Богом.
Вот такие плоды мы получаем от желания жить свободно и по своей воле. Как в фильме “Любовь и голуби” мама говорит дочери: “А как в городе-то хвост-то тебе прижало, куда ж ты, мила моя, прибежала?! К маме!”. Как же неприятно-то услышать подобные слова нам, таким взрослым, умным, эгоистам, главный девиз которых “Я вам не как-либо что, а что-либо как!”. Но истина в том, что бежим мы зачастую за помощью именно в отчий дом.
И сегодня, в Неделю о блудном сыне, мы вспоминаем эту притчу (Лк. 15:11-32). Св. Писание разворачивает перед нами картину истории жизни как отдельного человека, так и всего человечества в целом, оторванного от Бога, предавшегося праздности, являющейся следствием страсти уныния. Свт. Феофан Затворник описывает это безумным нашим порывам “... из;под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем”. Но помимо наглядного примера печальных последствий (вероятность опуститься до трапезы из свиного корыта), притча говорит и о торжестве великой, истинной радости, столь желанной и спасительной - о возвращении к родному Отцу, воссоединении с Ним в родном Отечестве, где ждет нас поистине царская трапеза. Ап. Павел приоткрывает нам завесу, насколько она богата и прекрасна “... не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор.2:9). Вот так и мы должны, следуя примеру блудного сына, отвергнуть эти хлевные принципы и бежать к Отцу, в объятиях Которого мы способны радоваться и веселиться по-настоящему, обретя покой и истинное блаженство.
Ап. Павел призывает: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1Фес.5:16-18). И это самый действенный рецепт от уныния. Уныние - это потеря смысла жизни, отрыв от Забытого нами. А какое же нам дано средство вспомнить Его, восстановить связь с Ним? Это покаяние, молитва, храмовое богослужение, таинства Церкви, особенно Евхаристия. Ап. Лука в Евангелии пишет, как Господь “... сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лк.18:1).
Молиться, идти в церковь и просить помощи у Бога в избавлении от страсти уныния, ведь Св. Писание доносит до нас слова Самого Господа нашего Иисуса Христа: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:19,20). Участие в богослужении - это душеспасительная привычка. Привычка вырабатывается в течение некоторого времени. Думаю, что каждый человек может хотя бы попробовать выработать ее в себе, и потом оценить ее плоды (Гал.5:22). А плоды эти есть плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5:22,23). Вот оно наше духовное оружие! Вот это и есть унынию - бой!
Свидетельство о публикации №222041200696