О портрете М. Ю. Лермонтова работы П. З. Захарова
В 1819 году, в начале Кавказской войны, русские солдаты нашли мёртвую женщину и младенца в чеченском ауле Дади-юрт, уничтоженном русскими войсками по приказу генерала Алексея Петровича Ермолова. Младенец выжил и был отдан на воспитание казаку Захару Недоносову из станицы Бороздиновской, у которого воспитывался до 1823 года. По имени Недоносова ребёнок получил свою фамилию и отчество, имя ему выбрал сам Алексей Петрович. Позже Пётр добавил к своей фамилии слово «Чеченец».
___________________________________________________
Алексей Петрович Ермолов (24 мая [4 июня] 1777, Москва — 11 [23] апреля 1861, Москва) — русский военачальник, государственный деятель и дипломат, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) с зачислением по артиллерии (1837). Главноуправляющий гражданской частью и пограничными делами в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях; командующий Отдельным Кавказским корпусом (1816—1827). Автор мемуаров.
Родители А. П. Ермолова
Родился в Москве в 1777 году. Происходил из старинного дворянского рода Еромоловых. Его отец, Пётр Алексеевич Ермолов (1747—23.05.1832), был помещиком, владельцем небольшого имения в 150 душ во Мценском уезде Орловской губернии. В царствование Екатерины II он занимал должность правителя канцелярии генерал-прокурора графа А. Н. Самойлова, а с вступлением на престол Павла I, был отправлен в отставку в чине статского советника с вручением ордена Св. Владимира 2-й степени и поселился в своей деревне Лукьянчикове.
Мать — Мария Денисовна Каховская, урождённая Давыдова, находилась во втором браке за его отцом, в первом же браке была за генералом Михаилом Васильевичем Каховским (1734—1800), от которого имела сына и двух дочерей. По отзывам современника, была «барыня умная, но капризная и никого не щадила злословием». По матери Алексей Ермолов находился в родстве с Давыдовыми, Потёмкиными, Раевскими, Орловыми и Каховскими. Знаменитый партизан и поэт Денис Давыдов доводился ему двоюродным братом.
Как тогда было принято, ещё во младенчестве Ермолов был записан в военную службу: в 1778 году он был зачислен каптенармусом лейб-гвардии Преображенского полка, а вскоре — сержантом этого полка. Первоначально воспитывался в доме своих родственников, орловских помещиков Щербинина и Левина.
А.П. Ермолов жил и похоронен в городе Орле.
___________________________________________________________
Автор статьи Мита Пе
Прижизненных портретов Михаила Юрьевича несколько: от портрета 3-4-х летнего Миши до зарисовки на смертном одре, и на всех изображениях он разный.
Ираклий Андроников говорил: "В этом нет ничего удивительного: даже знакомые Лермонтова расходились во мнениях о нем".
Низкий поклон бабушке Михаила Юрьевича, Елизавете Алексеевне Арсеньевой, за то, что она заказала художникам портреты любимого внука, и эти портреты дошли до нашего времени.
Самые знаменитые, общепризнанные художники-портретисты конца 18-го и первой половины 19 века были Елизавете Алексеевне недоступны: Боровиковский был уже стар (умер в 1825), Левицкий ещё старее (умер в 87 лет в 22-м), Кипренский был за границей, Тропинин жил в Москве, Венецианов в Тверской области, Иванов А.И. (учитель Брюллова) жил в Петербурге, да и то, после картины "Смерть генерала Кульнева" был в немилости у Николая I. Брюллов вернулся из Италии в 1836 году и сразу принялся писать многочисленные парадные портреты русской знати.
Если Елизавета Алексеевна и хотела бы иметь портрет внука работы Брюллова, то встала бы в конец длинной очереди. А сам Брюллов, возможно, и не взялся бы изображать Лермонтова, он говорил: "Я как художник, всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел".
Перечислю фамилии художников, которые писали Лермонтова при жизни (кроме, конечно, автопортретов), это: А. Челышев, Александр Клюндер, Пётр Заболотский, Дмитрий Пален, К.А. Горбунов, П.З. Захаров.
Мне больше нравится этот портрет Лермонтова, написанный в неярких тонах, не отвлекающих от лица поэта и служащих для него приятным фоном. Долгое время авторство портрета приписывали художнику Будкину.
Этот портрет имеет интересную историю происхождения.
Будкин.
В 1834 году Михаил Лермонтов закончил юнкерскую Школу кавалерийских прапорщиков и юнкеров. Бабушка захотела запечатлеть новоиспечённого офицера в портрете. Она обратилась к Будкину Филиппу Осиповичу, академику Академии Художеств, мастеру портретной живописи, жившему и работающему в Петербурге. Мишелю был сшит парадный вицмундир, а художнику, видимо, был дан наказ "изобразить Мишеньку красиво".
Будкин постарался, он создал поясной портрет кудреватого Лермонтова в новеньком вицмундире лейб-гвардии гусарского полка, с эполетами, в шинели с меховым воротником, драпированной через правое плечо, и с "султаном" в углу слева.
А ещё прибавил Мишеньке возрасту лет эдак на 5-10!
Ещё одна примечательность внешности Лермонтова на портрете: он изображён с усами!
Когда Михаил Юрьевич в 1832 году поступил в юнкерскую Школу, то по молодости лет усов ещё не имел. Он сообщил М. А. Лопухиной о своём решении поступить в Школу, и она написала ему в ответ: "Как бы я хотела видеть вас в форме и с усами!"
За два года пребывания в Школе Лермонтов повзрослел, возмужал, и усы у него выросли. Все военные в николаевской армии обязаны были носить усы. Николай I любил повторять, что усы являются украшением военного человека. На портрете усы у Лермонтова уже есть.
Когда троюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей в 1834 году прибыл в Петербург для поступления в Артиллерийское училище и поселился у бабушки, то нашёл в Мишеле большую перемену: "он сформировался физически; был мал ростом, но стал шире в плечах и плотнее, лицом по-прежнему смугл и нехорош собой; но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, черные и мягкие волосы, очень красивые и нежные руки ... "
Два года пребывания в юнкерской Школе для "нежного бабушкина внука" были суровым испытанием, поневоле возмужаешь! Этот его поступок (стать военным) был не понят ни родственниками, ни друзьями. Он и сам ругал себя за то, что поддался примеру друзей, сознательно готовивших себя к военной службе ( Алексей Столыпин (Монго), Николай Юрьев, сосед по пензенскому имению Михаил Мартынов, брат будущего убийцы).
Лермонтов писал Александре Верещагиной: "Теперь, конечно, вы уже знаете, что я поступаю в Школу гвардейских юнкеров… Если бы вы могли представить себе всё горе, которое я испытываю, вы бы пожалели меня. Не браните же более, а утешьте меня, если обладаете сердцем…"
Мария Лопухина писала Лермонтову: "Я не могу вам выразить огорчение, которое причинила мне дурная новость, сообщенная вами… Я не знаю, но думаю всё же, что вы действовали с излишней стремительностью, и, если я не ошибаюсь, это решение должно было быть вам внушено Алексеем Столыпиным, не правда ли?…"
Через год после поступления в Школу (1833) Лермонтов написал горькое стихотворение "Юнкерская молитва":
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.
Перед зачислением в юнкерскую Школу всех поступающих определяли по будущим полкам. Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк на правах вольноопределяющегося унтер-офицера.
Через два года обучение в школе закончилось. 22 ноября 1934-го года Лермонтов высочайшим приказом был произведен по экзамену из юнкеров в корнеты своего лейб-гвардии Гусарского полка.
Он написал в письме М.А. Лопухиной: "Двух страшных годов как не бывало..."
Вернёмся к портрету.
Елизавета Алексеевна во время обучения внука в юнкерской Школе жила в в Петербурге на съёмной квартире. Когда Лермонтов стал офицером и переехал в Царское село, где была штаб-квартира лейб-гвардии Гусарского полка, бабушка последовала за ним и сняла квартиру в Царском селе.
Елизавета Алексеевна смирилась с военной долей любимого внука, но гордилась тем, что он гвардейский офицер. Портрет, написанный Будкиным, был всегда при ней, это "всё равно, что Мишенька рядом". Портрет очень нравился бабушке, и она не расставалась с ним до самой своей смерти в 1845 году.
Тарханы по наследству перешли к бабушкиному брату Афанасию Алексеевичу Столыпину. Жить в Тарханах наследник не захотел и уехал в своё саратовское имение Нееловку. С собой увёз лишь некоторые памятные вещи, среди них эполеты и портрет Мишеля.
После смерти Афанасия Алексеевича владельцем картины стал его сын, после портрет перешёл к его дочери и внучке. Последним местонахождением портрета была подмосковная усадьба Столыпиных Мураново.
Там, в Мураново, в 1938 году портрет увидел известный искусствовед и знаток старины Н. П. Пахомов. Николай Павлович осмотрел картину и на обороте обнаружил надпись, написанную курсивом: "Писал Будкин, 1834 г. С.-Петербург".
Портрет был направлен в музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, как портрет Будкина, а в 1948 году был передан в Институт русской литературы (Пушкинский дом). Возможно, портрет до сих пор находится в ПД, потому что никаких данных, где он может быть, в Интернете нет.
В 1905 году в Петербурге в Таврическом дворце была устроена "Историко-художественная благотворительная выставка русских портретов" в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. На выставке был представлен портрет Лермонтова с надписью "Писал Будкин в Санкт-Петербурге в 1834 г.
То есть автором портрета стал считаться Ф.О. Будкин, несмотря на то, что ещё в 1865 году М.Н. Лонгинов, русский писатель и главный цензор России (с 1871 года писал: "Мы коротко знали Лермонтова, и можем отнести этот портрет к 1839 году и засвидетельствовать, что он (хотя несколько польщённый, как обыкновенно бывает) очень похож, и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова".
Так когда написан портрет - в 1834 году или через пять лет в 1839?
Не Будкин?
При дотошном исследовании портрета специалисты-искусствоведы установили, что надпись на обороте не принадлежит Филиппу Осиповичу Будкину. Этот художник всегда подписывал свои работы печатными буквами и слово "писал" никогда не использовал. А на портрете Лермонтова надпись сделана прописью!
Кроме того, по свидетельству современников, Будкин хоть и был академиком АХ, но считался посредственным живописцем, в то время как живописная техника портрета Лермонтова отличалась высоким мастерством.
Искусствоведы и военные знатоки вновь исследовали портрет и увидели, что эполеты на портрете имеют четыре завитка шнура. Это новшество было введено в гвардии и армии в декабре 1837 года для единообразия военной формы. Была введена новая форма офицерских эполет с прибавлением четвертого узкого витка. До этого времени офицеры носили эполеты с тремя витками. У Лермонтова на портрете мундир украшен эполетами нового образца - с четырьмя витками.
Эти подлинные эполеты Лермонтова в настоящее время хранятся в Лермонтовском зале ИРЛИ. Сначала эполеты после гибели внука хранила бабушка в Тарханах, потом их увёз (с портретом) А.А. Столыпин в Неёловку.
Также при внимательном рассмотрении заметили, что на левом эполете заметно прорисована серебряная звёздочка. Она располагалась сбоку и было ясно, что имеются ещё две, не прорисованные художником. Три звёздочки означали чин поручика, а поручиком Лермонтов стал в 1839 году.
6 декабря 1839 года был опубликован высочайший приказ о том, что "по кавалерии: производятся на вакансии лейб-гвардии Гусарского полка… из корнетов в поручики… Потапов, Лермонтов и князь Вяземский 3-й". Подписан приказ военным министром графом Чернышёвым.
Доказательства весомые. Так что, портрет Лермонтова, якобы написанный в 1834 году Будкиным, на самом деле написан в 1839 году совсем другим художником.
Кем?
Лермонтов был знаком с Андреем Николаевичем Муравьёвым, драматургом, поэтом, путешественником, духовным писателем и историком церкви. Они познакомились в 1834 году через художника и скульптора М. И. Цейдлера, приятеля Лермонтова. Цейдлер принёс Муравьёву тетрадь стихов Лермонтова и одну из ранних редакций "Демона". Муравьев прочёл и был потрясён мощной поэзией молодого поэта.
Муравьёв, встревоженный состоянием отца, который был "уже в болезненном положении", решил заказать портрет родителя. Ему порекомендовали одного искусного художника, академика АХ, замечательного портретиста Петра Захарова. Захаров был очень талантлив, и сам Карл Брюллов называл его своим преемником в области портретной живописи.
Лермонтов захотел написать портрет Муравьёва и узнал, то у того уже есть портрет, написанный художником Захаровым. Лермонтов заинтересовался художником и познакомился с ним.
Узнав, что новый знакомый Мишеньки хороший художник, бабушка Елизавета Алексеевна тут же пожелала заказать у него портрет внука. В 1839 году Захаров создал тот самый портрет, который приписывали Ф.О.Будкину.
Художник и поэт были ровесниками (Захаров на 2 года моложе). Во время сеансов они много беседовали, большей частью о Кавказе – любимая тема обоих. Захаров родился на Кавказе, Лермонтов там служил. У художника была непростая судьба, которая вдохновила Лермонтова на создание поэмы "Мцыри".
С портрета Лермонтова работы Захарова была сделана фотография для родственника Лермонтова Столыпина. С фотографии в Лейпциге у Ф.А.Брокгауза была создана гравюра по стали.
На гравюре чётко видны три звёздочки поручика, что доказывает создание портрета в 1839 году.
Так чья надпись?
Сравнивая портрет 1834 года с портретом 1839 года, можно найти некоторые отличия. Есть предположение, что оба портрета писал П.З.Захаров - сначала корнета Лермонтова, затем поручика Лермонтова.
Также есть предположение, что надпись сделана кем-то на копии первого портрета Захарова, которую сделал Будкин. В заметке из "Художественной газеты" за 1838 год упоминалось, что Ф.О Будкин прекрасный копиист.
Местонахождение первого портрета неизвестно.
(Материал из Интернет-сайта)
Свидетельство о публикации №222041200723