О портрете М. Ю. Лермонтова работы П. З. Захарова

Пётр Захарович Захаров-Чеченец (1816 год, Дади-юрт — август 1846 года, Москва) — российский живописец-портретист, академик Императорской Академии художеств. Единственный в XIX веке профессиональный художник чеченского происхождения.

В 1819 году, в начале Кавказской войны, русские солдаты нашли мёртвую женщину и младенца в чеченском ауле Дади-юрт, уничтоженном русскими войсками по приказу генерала Алексея Петровича Ермолова. Младенец выжил и был отдан на воспитание казаку Захару Недоносову из станицы Бороздиновской, у которого воспитывался до 1823 года. По имени Недоносова ребёнок получил свою фамилию и отчество, имя ему выбрал сам Алексей Петрович. Позже Пётр добавил к своей фамилии слово «Чеченец».

             ___________________________________________________


Алексей Петрович Ермолов (24 мая [4 июня] 1777, Москва — 11 [23] апреля 1861, Москва) — русский военачальник, государственный деятель и дипломат, участник многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790-х по 1820-е. Генерал от инфантерии (1818) с зачислением по артиллерии (1837). Главноуправляющий гражданской частью и пограничными делами в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях; командующий Отдельным Кавказским корпусом (1816—1827). Автор мемуаров.

Родители А. П. Ермолова
Родился в Москве в 1777 году. Происходил из старинного дворянского рода Еромоловых. Его отец, Пётр Алексеевич Ермолов (1747—23.05.1832), был помещиком, владельцем небольшого имения в 150 душ во Мценском уезде Орловской губернии. В царствование Екатерины II он занимал должность правителя канцелярии генерал-прокурора графа А. Н. Самойлова, а с вступлением на престол Павла I, был отправлен в отставку в чине статского советника с вручением ордена Св. Владимира 2-й степени и поселился в своей деревне Лукьянчикове.

Мать — Мария Денисовна Каховская, урождённая Давыдова, находилась во втором браке за его отцом, в первом же браке была за генералом Михаилом Васильевичем Каховским (1734—1800), от которого имела сына и двух дочерей. По отзывам современника, была «барыня умная, но капризная и никого не щадила злословием». По матери Алексей Ермолов находился в родстве с Давыдовыми, Потёмкиными, Раевскими, Орловыми и Каховскими. Знаменитый партизан и поэт Денис Давыдов доводился ему двоюродным братом.

Как тогда было принято, ещё во младенчестве Ермолов был записан в военную службу: в 1778 году он был зачислен каптенармусом лейб-гвардии Преображенского полка, а вскоре — сержантом этого полка. Первоначально воспитывался в доме своих родственников, орловских помещиков Щербинина и Левина.
А.П. Ермолов жил и похоронен в городе Орле.
        ___________________________________________________________
      

                Автор статьи Мита Пе

Прижизненных портретов  Михаила Юрьевича несколько: от  портрета 3-4-х летнего Миши   до зарисовки  на смертном одре, и на всех изображениях он разный.
Ираклий Андроников говорил:   "В этом нет ничего удивительного: даже знакомые Лермонтова расходились во мнениях о нем".

Низкий поклон бабушке Михаила Юрьевича,  Елизавете  Алексеевне Арсеньевой, за то, что она заказала  художникам портреты любимого внука, и эти портреты дошли до нашего времени.

Самые знаменитые, общепризнанные  художники-портретисты  конца 18-го и первой половины 19 века были Елизавете Алексеевне  недоступны: Боровиковский был уже стар (умер в 1825),  Левицкий ещё старее (умер в 87 лет в 22-м), Кипренский был за границей, Тропинин жил в Москве, Венецианов в Тверской области, Иванов А.И. (учитель Брюллова) жил в Петербурге, да и то, после картины  "Смерть генерала Кульнева" был в немилости у  Николая I.  Брюллов вернулся  из Италии в 1836 году и сразу принялся писать многочисленные парадные портреты русской знати.

Если Елизавета Алексеевна и хотела бы иметь портрет внука работы Брюллова, то встала бы в конец длинной очереди.  А  сам Брюллов, возможно, и не взялся бы изображать Лермонтова, он говорил: "Я как художник, всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел".

Перечислю фамилии художников, которые писали Лермонтова при жизни (кроме, конечно, автопортретов), это: А. Челышев, Александр Клюндер,  Пётр Заболотский,  Дмитрий Пален,  К.А. Горбунов,  П.З. Захаров.

Мне больше нравится этот портрет Лермонтова, написанный  в неярких тонах, не отвлекающих от  лица поэта и служащих для него приятным фоном. Долгое время авторство портрета приписывали художнику Будкину.

Этот портрет имеет  интересную историю происхождения.

Будкин.

В 1834 году Михаил Лермонтов закончил юнкерскую Школу кавалерийских прапорщиков и юнкеров.  Бабушка  захотела запечатлеть новоиспечённого офицера  в портрете.   Она обратилась к Будкину Филиппу Осиповичу,  академику Академии Художеств, мастеру портретной живописи, жившему и работающему  в Петербурге.   Мишелю был сшит  парадный вицмундир, а художнику, видимо, был дан наказ "изобразить Мишеньку  красиво".

Будкин  постарался, он создал поясной портрет  кудреватого Лермонтова  в новеньком вицмундире лейб-гвардии гусарского полка, с эполетами,  в шинели с меховым воротником, драпированной   через   правое  плечо,  и  с  "султаном" в углу слева.   
А ещё прибавил Мишеньке  возрасту лет эдак на 5-10!

Ещё одна примечательность внешности Лермонтова на портрете: он изображён с усами!

Когда Михаил Юрьевич в 1832 году  поступил в  юнкерскую Школу, то по молодости лет усов ещё не имел.   Он сообщил М. А. Лопухиной о своём решении поступить в Школу, и она написала ему в ответ: "Как бы я хотела видеть вас в форме и с усами!"
 
За два года пребывания в Школе Лермонтов повзрослел, возмужал, и усы у него  выросли.  Все военные в николаевской армии  обязаны были носить усы.  Николай I любил повторять,  что усы являются украшением военного человека. На портрете усы у Лермонтова уже есть.   

Когда троюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей в 1834 году   прибыл в Петербург для поступления в Артиллерийское училище и поселился у бабушки, то нашёл в Мишеле  большую перемену:  "он сформировался физически; был мал ростом, но стал шире в плечах и плотнее, лицом по-прежнему смугл и нехорош собой; но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, черные и мягкие волосы, очень красивые и нежные руки ... "

Два года пребывания  в юнкерской Школе для "нежного бабушкина  внука"  были суровым испытанием, поневоле возмужаешь!  Этот его поступок (стать военным) был не понят ни родственниками, ни друзьями.  Он и сам ругал себя за то, что поддался  примеру друзей, сознательно готовивших себя к военной службе ( Алексей Столыпин (Монго), Николай Юрьев, сосед по пензенскому имению Михаил Мартынов, брат будущего убийцы).

Лермонтов писал Александре Верещагиной: "Теперь, конечно, вы уже знаете, что я поступаю в Школу гвардейских юнкеров… Если бы вы могли представить себе всё горе, которое я испытываю, вы бы пожалели меня. Не браните же более, а утешьте меня, если обладаете сердцем…"

Мария Лопухина писала Лермонтову:  "Я не могу вам выразить огорчение, которое причинила мне дурная новость, сообщенная вами… Я не знаю, но думаю всё же, что вы действовали с излишней стремительностью, и, если я не ошибаюсь, это решение должно было быть вам внушено Алексеем Столыпиным, не правда ли?…"

Через год после поступления в Школу (1833) Лермонтов написал горькое стихотворение "Юнкерская молитва":

Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.

Перед зачислением в юнкерскую Школу  всех  поступающих  определяли по будущим полкам. Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк на правах вольноопределяющегося унтер-офицера.

Через два года обучение в школе закончилось.  22 ноября 1934-го года  Лермонтов высочайшим приказом был произведен по экзамену из юнкеров в корнеты своего лейб-гвардии Гусарского полка.
Он написал в письме М.А. Лопухиной: "Двух страшных годов как не бывало..."

Вернёмся к портрету.

Елизавета Алексеевна во время обучения внука в юнкерской Школе жила в в Петербурге на съёмной квартире.  Когда Лермонтов стал офицером и переехал в Царское село, где была штаб-квартира лейб-гвардии Гусарского полка, бабушка последовала за ним и сняла квартиру в Царском селе.

Елизавета Алексеевна смирилась с военной долей любимого внука, но гордилась тем, что он гвардейский офицер. Портрет, написанный Будкиным,  был всегда при ней, это "всё  равно, что Мишенька рядом". Портрет очень нравился бабушке, и  она не расставалась с ним до самой своей смерти в 1845 году.

Тарханы по наследству перешли к бабушкиному брату Афанасию Алексеевичу Столыпину. Жить  в Тарханах  наследник не захотел и уехал  в своё саратовское  имение Нееловку.  С собой увёз  лишь некоторые памятные вещи, среди них  эполеты и портрет Мишеля.
 
После смерти Афанасия Алексеевича  владельцем картины  стал его сын, после  портрет перешёл к его дочери и внучке. Последним местонахождением  портрета  была подмосковная усадьба Столыпиных  Мураново.

Там, в Мураново,  в 1938 году портрет увидел  известный искусствовед и знаток  старины Н. П. Пахомов.  Николай Павлович  осмотрел картину и на  обороте обнаружил надпись, написанную курсивом: "Писал Будкин, 1834 г. С.-Петербург".

Портрет был направлен  в музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, как портрет Будкина, а в 1948 году  был  передан  в  Институт русской литературы (Пушкинский дом).  Возможно, портрет до сих пор находится в ПД, потому что никаких данных, где он может быть, в Интернете нет.

В 1905 году  в Петербурге в Таврическом дворце была устроена "Историко-художественная благотворительная выставка русских портретов"  в пользу вдов и сирот  павших в бою воинов.  На выставке был представлен портрет  Лермонтова с надписью "Писал Будкин в Санкт-Петербурге в 1834 г.

То есть автором портрета стал считаться Ф.О. Будкин, несмотря на то, что ещё в  1865 году М.Н.  Лонгинов,  русский  писатель и главный цензор России (с 1871 года писал: "Мы коротко знали Лермонтова, и можем отнести этот портрет к 1839 году и засвидетельствовать, что он (хотя несколько польщённый, как обыкновенно бывает) очень похож, и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова".

Так когда написан портрет - в 1834 году или через пять лет в 1839?

Не Будкин?

При дотошном  исследовании портрета  специалисты-искусствоведы  установили, что надпись на  обороте не принадлежит  Филиппу Осиповичу  Будкину. Этот  художник  всегда подписывал свои работы печатными буквами и слово "писал" никогда не использовал.  А на портрете Лермонтова надпись  сделана прописью!

Кроме того, по свидетельству современников, Будкин хоть и был академиком АХ, но  считался посредственным живописцем,  в то время как живописная техника портрета Лермонтова отличалась высоким мастерством.

Искусствоведы и военные знатоки вновь исследовали портрет и увидели, что эполеты на портрете имеют четыре завитка шнура. Это новшество было введено в гвардии и армии в декабре  1837 года для единообразия военной формы. Была  введена новая форма офицерских эполет с прибавлением четвертого узкого витка. До этого времени офицеры носили эполеты с тремя витками.  У Лермонтова на портрете мундир украшен эполетами нового образца -  с четырьмя витками.

Эти подлинные эполеты Лермонтова в настоящее время хранятся в Лермонтовском зале  ИРЛИ.  Сначала эполеты после  гибели внука хранила бабушка в Тарханах, потом их увёз (с портретом) А.А. Столыпин в Неёловку.

Также при внимательном рассмотрении заметили,  что  на левом   эполете заметно прорисована  серебряная звёздочка. Она располагалась сбоку и было ясно, что имеются ещё две, не прорисованные художником. Три звёздочки означали  чин поручика, а поручиком Лермонтов стал  в 1839 году.

6 декабря 1839 года был опубликован высочайший приказ о том, что "по кавалерии: производятся на вакансии лейб-гвардии Гусарского полка… из корнетов в поручики… Потапов, Лермонтов и князь Вяземский 3-й". Подписан приказ военным министром графом  Чернышёвым.

Доказательства весомые.  Так что,  портрет  Лермонтова, якобы написанный  в 1834 году Будкиным,  на самом деле  написан в 1839 году совсем другим художником.

Кем?

Лермонтов был знаком с Андреем Николаевичем Муравьёвым,  драматургом, поэтом, путешественником, духовным писателем и историком церкви. Они  познакомились в  1834 году через художника и скульптора  М. И. Цейдлера,  приятеля Лермонтова. Цейдлер  принёс Муравьёву  тетрадь стихов Лермонтова и одну из ранних редакций "Демона".  Муравьев прочёл и был  потрясён мощной поэзией молодого поэта.

Муравьёв, встревоженный  состоянием отца, который  был "уже в болезненном положении", решил заказать портрет родителя. Ему порекомендовали одного искусного художника, академика АХ, замечательного портретиста Петра Захарова.  Захаров был очень талантлив, и сам Карл Брюллов называл его своим преемником в области портретной живописи.

Лермонтов захотел написать портрет Муравьёва и узнал, то у того уже есть портрет, написанный художником Захаровым. Лермонтов заинтересовался художником и познакомился с ним.

Узнав, что новый знакомый Мишеньки хороший художник,  бабушка Елизавета Алексеевна тут же пожелала заказать у него портрет внука.  В 1839 году Захаров создал тот самый портрет, который приписывали Ф.О.Будкину.

Художник и поэт были ровесниками (Захаров на 2 года моложе).  Во время сеансов они много беседовали, большей частью о Кавказе – любимая тема обоих.  Захаров родился на Кавказе, Лермонтов там служил.  У художника была непростая судьба, которая  вдохновила Лермонтова на создание поэмы "Мцыри".

С портрета Лермонтова работы Захарова была сделана фотография для родственника Лермонтова Столыпина. С фотографии в Лейпциге у Ф.А.Брокгауза была создана гравюра по стали.
На гравюре чётко видны три звёздочки поручика, что доказывает создание портрета в 1839 году.

Так чья надпись?

Сравнивая портрет 1834 года с портретом 1839 года, можно найти некоторые отличия. Есть предположение, что оба портрета писал П.З.Захаров - сначала корнета Лермонтова, затем поручика Лермонтова.

Также есть предположение, что надпись сделана кем-то на копии первого портрета Захарова, которую сделал Будкин. В заметке из "Художественной газеты" за 1838  год упоминалось, что  Ф.О Будкин прекрасный копиист.

Местонахождение первого портрета неизвестно.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии