звестные люди Маркиз де Сад

ИИнтересные и малоизвестные факты из жизни  известных людей

"Одни считают его злодеем и развратником, другие  гением , певцом абсолютной свободы, опередившим  своё время"


Донасье;н Альфо;нс Франсуа; де Сад (фр. Donatien Alphonse Fran;ois de Sade; 2 июня 1740, Париж — 2 декабря 1814, психиатрическая больница Шарантон, Шарантон, Валь-де-Марн, Королевство Франция), часто именуемый как марки;з де Сад (фр. marquis de Sade) — французский аристократ, политик, писатель и философ. Был проповедником идеи абсолютной свободы, которая не была бы ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом. Основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.

По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и/или унижений, получило (в работах сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга) название «садизм» (впоследствии слова «садизм», «садист» стали употребляться и в более широком смысле).

Википедия


Гением или злодем кем был скандальный Маркиз де Сад?
Как вы думаете, откуда взялось слово «садизм»? С пышными, цветущими садами у него уж точно нет ничего общего. Насилие, извращения, боль, тирания – все ассоциации, связанные с этим термином, внушают ужас и отвращение. Примерно такие же чувства у современников вызывал тот, чье имя дало название этой жуткой практике, заключающейся в достижении сексуального удовлетворения путем причинения боли и страданий другому человеку.

Этого человека несколько раз отправляли на эшафот, но всякий раз ему удавалось ускользнуть от правосудия. В общей сложности он провел в тюрьмах и психиатрических лечебницах 32 года, большую часть жизни посвятил удовлетворению своей похоти (в том числе через изнасилования и растление несовершеннолетних). При этом многие до сих пор считают его одной из ярчайших фигур эпохи Просвещения, вдохновлявшей французских поэтов и философов, видят в нем страстного сторонника революции и борца за свободу нравов, а по его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли, отыскивая между строк, которые порой стыдно читать, скрытое послание гения.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад появился на свет 2 июня 1740 года в замке Конде в Париже. Его предки носили графский титул, а первым в роду де Садов, кто удостоился титула маркиза, был дед Донасьена. Он же, по-видимому, был единственным законным маркизом в семье: хотя принадлежность к «дворянству шпаги» давала право передавать титул от отца к сыну по наследству, передача титула маркиза к отцу де Сада и ему самому нигде не зафиксирована. Поэтому многие исследователи жизни и творчества писателя до сих пор сомневаются в его юридическом праве именовать себя маркизом. Тем не менее, в историю он вошел именно под таким титулом.

Здесь следует пояснить следущее

Ти;тул (арх. ти;тло; от лат. titulus «надпись; „почётное“ звание») — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое пожизненно отдельным лицам (обычно дворянам) для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (сиятельство, высочество и др.).
Титул маркиза в иерархии титулов выше и почётней графского, он стоит сразу после герцога и перед графом

Отец Донасьена, Жан-Батист Жозеф Франсуа граф де Сад, был потомственным наместником нескольких французских провинций, служил  послом в России.

Мать будущего писателя, Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман, была фрейлиной принцессы де Конде.

До четырех лет маленький Донасьен рос во дворце вместе с малолетним принцем Луи-Жозефом де Бурбоном, Мать де Сада надеялась, что у сына сложатся дружеские отношения с принцем, и это поможет ему устроиться в жизни.
Но увы - мальчик своего предназначения не оправдал: мало того, что наследник престола не интересовал его ни в коей мере, он малолетнего де Сада еще и раздражал. В конце концов, чтобы избавиться от докучливого товарища по играм, Донасьен как следует принца стукнул. И - Донасьена прогнали от двора

Изгнаннику было всего пять лет. Последующие пять он провел в замке дяди пббата  в Провансе.
Обучением и воспитанием Сада занимался его дядя и нанятый им уситель Абле.
Уже в то время  мальчик проявлять
свой изобретательный ум и своевольный-характер.
Он не желал подчиняться ничьей  чужой воле.Его учитедь Аббе отмечал, что  его воспитанникимеет«страстный темперамент, который заставляет его жаждать удовольствий, но доброе сердце».

Однако когда Донасену исполнилось десять лет, родители о нем вспомнили и забрали в Париж.

Впрочем, с родителями Донасьен не остался - они к тому времени уже  развестись.

В Париже его отдали в иезуитский
колледж д'Аркур.
Однако отношения с преподавателями и другими студентами у мальчика не сложились: его постоянно подвергали наказаниям, в числе которых приемущественно была порка. Истязания были настолько частыми, что вскоре де Сад просто перестал ощущать боль.

В 1754 году 14-летний Донасьен, надеясь сделать военную карьеру, поступил в кавалерийское училище. Через год он получил звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка.

И сразу же де Сад прингял участие в сражениях Семилетней войны, и за военные заслуги был сперва произведен в корнеты карабинеров (в 1757 году), а затем – в капитаны кавалерии Бургонского полка (1759).

Вроде бы начиналась неплохая военная карьера, но... Капитан де Сад был неуживчив, в полку у него были одни только враги, его отношения собратьями по оружию дошли до такой неприязни, что пару раз он просил о переводе - куда угодно, хоть с понижением в звании, только бы подальше от сослуживцев.
Несколько раз он дрался на дуэлях, Через некоторое время военная карьера стала казаться Донасьену бессмысленной глупостью. И он в 1763 году уволился из армии

Уже во время службы в армии   де Сад приобрел славу картежника, любителя кутежей и оргий. Он вернулся в Париж, где с головой погрузился в мир плотских удовольствий.

Несмотря на то, что жизнь де Сада была полна разврата и беспорядочных связей, в это время он под давлением отца, в возрасте 23-х лет 17 мая 1763 года женился на Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, старшнй дочериь президента налоговой палаты,
скромной и благочестивой девушке с которой его отец , как с будущей женой познакомил всего за несколько дгей до свпдьбы.

Но маркизу  больше нравилась  её младшая  сестра -Луиза. Он даже попросил её руки, но её отец  отказал ему, мотивируя тем, что первой должна выйти замуж его старшая дочь.

Женитьба никоим образои не повлияла на образ  жизни Сада,  он никогда не стремился стать примерным семьянином, хотя его жена была влюблена в него без памяти.
Донасьен ж  тихо ненавидел нё.

Супружеской жизни он предпочитал шляться по злачным местам, снимать проституток и развлекаться , актрисами, своим  буйным поведением вызывая гнев властей.

Так, всего через полгода после свадьбы де Сад учинил дебош в одном из публичных домов, за что был заключен в Венсенскую
тюрьму.  Однако вскоре он был выпущен, отсидев небольшой срок.

Но после этого ог не изменил своего поведения н почти открыто стал возить своих девушек к себе, на виллу д'Арней. А между тем у него толЭько что родился сын. Госпожа Монтрей Б мать его жены, была в ярости. Думается, с ее легкой руки объявилась девица Келлер, которая обвинила де Сада в изнасиловании. Его тут же взяли под стражу, и несколько месяцев он провел в самых разных тюрьмах. Теща думала, что этого урока ему хватит. Она ошибалась.

Пара лет прошла относительно тихо, но к жене Донасьен никаких чувств не питал. Он вроде бы вновь вернулся на военную службу, получил чин полковника. Но его это занятие не влекло. Уединившись в имении Лакост, Донасьен написал свою первую комедию и даже поставил ее на собственной сцене.
Комедию нашли скабрезной, но хохотали от души.

В 1764 году Донасьен де Сад занял пост своего отца, став королевским генеральным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же.
24 января 1767 года   его отец скончался, в результате чего Донасьен унаследовал все семейные владения.

Все вроде возвратилось на круиги своя, но в январе 1772 года. де Сад стал участником крупного скандала:он и его слуга Латур явились в апартаменты некой девицы Борелли
Там же находились еще три девушки.
Последлвал безудержный разврат, масштаб корого трудно описать, с поркой, содомией и гомосексуальными связялм Сада со своим слугой.
При этом маркиз угощал дам "возбужлающими конфетами любви", на деле оказавщимися " шпанской , мушкой" , содержащие опасные для здоровья афродизиак.
Через несколько дней у девушек начались страшные боли в желудке, и они обратились в полицию с жалобами на отравление.

Маркиза де Сада приговорили к публичному накаянию на паперти кафедрального собора и смертной казни через декапитализацию (отрубание головы), а Латура – к повешению.

Приговор был приведен в исполнение 12 сентября... Только вот ни один из осужденных на собственной казни не присутствовал. Решив не дожидаться визита полиции, де Сад вместе с Латуром сбежал в Италию, заодно прихватив с собой сестру своей жены, в которую был давно влюблен.

Но казнь уже была назначена, поэтому на площади сожгли их чучела.

Узнав о дерзком побеге зятя и своей младшей дочери, мадам де Монтрей добилась от короля разрешения на преследование и арест де Сада.

В декабре 1772 года по приказу короля Сардинии де Сада и его слугу арестовали и заточили в крепость Миолан.

Менее чем через полгода они вместе с Латуром и еще одним сокамерником совершили побег, причем в этом им помог не кто-нибудь, а жена де Сада – его верная, всепрощающая Рене.

Приехав во Францию Сад затаился у себя в замке опасаясь ареста.
Однако никакой благодарности Рене-Пелажи не дождалась., он организовл в своем замке рай для извращенца, поселив там сексуальных рабов обоих полов для своего удовольствия. Любимым его извращением было  совершение сексуальныз действий с нанесением боли своему сексуальному партнёпу.
Маркиз де сад , сам того не желая, подарил миру термин "Садизм" и объяснил, что удовольствие себе можно доставлять, стегая кого-то плетью.

Но через год он не выдержал и взядся за старое.
Он организовал похищение трех деревенских девушек, запер их в своем подвале и насиловал с молчаливого согласия супруги.

Пропажу девушек быстро обнаружили, против де Сада вновь завели  уголовное дело, и он снова сбежал в Италию.

 Затем Сад через полгода тайно свернулся сой замок Лакост и нанял к себе  св качестве служанки некую Катерину Триле, но маркиз любил называл нё Жюстиной. Она стала для него своеобразной музой,образ которой в дальнейшем
стал основой для некоторых  героинь его произведений. Кстати, её отец, узнав, чем дочь занимается в замке де Сада, однажды даже попытался застрелить его, но промахнулся и был задержан охраной.

Де Санд продолжил свой привычный образ жизни, занимаясь развратом и изнасилованиями .

Маркиз  в 1772 обжаловал смертный приговор, от которого сбежал в  своё время в Италию и прованский парламент  отменил смертную казнь, заменив её на заточение в Венсенском замке.   По пути в замок де Саду удалось сбежать из-под стражи и укрыться в своем замке, но госпожа де Монтрей сообщила полиции о местонахождении зятя.
Маркиза . задержали и поместили в качестве заключеного В Венсенский зам, где ок в этом качестве провёл 13 ле.т.

Годы, проведенные в тюрьме, были для де Сада и тяжелыми, и самым плодотворным периодом  в его жизни. В тюрьме он начал писать книги ,  это было единственнои возможностью не сойти в тюрьме с ума.

В 1782 году де Сад закончил работу над своим первым сборником сочинений. Самое известное произведение оттуда – «Диалог между священником и умирающим». Оно неоднократно переиздавалось и стало первым известным творением де Сада.

В 1782 году де Сада перевели а Бастилию.
Там маркиз создал свое самое выдающееся и масштабное произведение – роман «120 дней Содома». Он был написан мелким убористым почерком на рулоне бумаги от 12 до 20 метров. Маркиз спрятал его у себя в камере, в нише стены. Сам де Сад называл эту работу «самой грязной из всех рассказанных историй».

За бунтарскую ывходку в тюрьме  Сада отправили в Шарантон – дом для умалишенных. Забрать с собой рукописи ему не разрешили. Случись все это чуть позже, де Сад вышел бы на свободу: через несколько дней после того, как его отправили в лечебницу.
Бастилия была захвачена. восставшим народом.

Ворвавшиеся мятежники разрушили тюрьму до основания, камера де Сада была разграблена, практически все рукописи – сожжены. И только «120 дней Содома» чудом осталась целой: свиток обноружил и унес с собой один из охранников.

17 марта 1790 года де Сад все-таки вышел на свободу, согласно декрету Учредительного собрания, который освободил всех заключенных в стране, арестованных по тайным приказам.
На другой же день Рене-Пелажи с ним развелась.

После освобождения маркиз активно поддержал идеи Первой республики и даже примкнул к одной из революционных группировок под именем гражданина Луи Сад.  Он даже стал комиссаром.

Наступило время, когда стало возможным издавать и ставить на сцене его произведения.

Но тут наступил  период терора в революции и гражданин Сад угодил в тюрьму  и был приговорён к смертной казни,и от смерти его спасла только всеобщая неразбериха - дело гражданина Сада затерялось, и казнить его не успели. Ему удалось спастись

Сад вскоре познакомился с молодой актрисой Мари Констанс Ренель, которая стала его любовницей и оставалась ею до последних дней его жизни.

В 1791 году де Сад опубликовал еще один крупный роман – «Жюстина, или Несчастья добродетели». Это история двух сестер, которые не похожи, как огонь и вода. Жюльетта – чувственная, порочная, четко знающая, чего хочет от жизни и как этого достичь, Жюстина – чистая, непорочная, можно сказать, святая. На протяжении 800 страниц де Сад с присущей ему откровенностью и бесстыдством описывает всевозможные ужасы, которые обрушиваются на бедную Жюстину. Природа наградила девочку ангельской красотой и столь же ангельской добродетелью, но автор всеми силами старается показать, что мораль и добродетель – это не благо, а напротив, порок. Критики постоянно спорят  о трлочестве де Сада.
Одни считают его гением-провокатором, дерзко и правдиво отражающим пороки общества, другие видят в нем лишь человека с очень извращенной фантазией, который пытался воплотить ее в жизни и на бумаге.

Так или иначе творчество де Сада оказало огромное влияние на деятелей культуры и искусства не только эпохи Просвещения, но и последующих эпох. Фридрих Ницше, Гийом Аполлинер, Джозеф Конрад, Томас Манн, Франсиско Гойя, Эжен Делакруа и, конечно, знаменитый Зигмунд Фрейд – вот лишь немногие из тех, кто черпал вдохновение в работах развратного маркиза.

Впрочем, разврат как таковой не занимал центральное место в работах де Сада. Как и его предшественники, работами которых он зачитывался с юности (в основном Вольтер и Руссо), де Сад писал романы с двойным дном, ни одно из его произведений нельзя трактовать однозначно. Интересно, что даже самые жесткие сцены в его книгах по сути не являются порнографическими. Взять хотя бы знаменитые «120 дней Содома»,  – мало у кого он вызовет сексуальное возбуждение. И даже роман «Жюстина, или Несчастья добродетели» вызвал негодование публики не обилием непристойных эпизодов, а с ног на голову перевернутой моралью, которая не просто допускает, но восхваляет издевательства над ближним.

По сути, де Сад взял за основу идею Канта о том, что человек обязан следовать моральному закону, и вывернул ее наизнанку. С его точки зрения, истинная нравственность заключается в том, чтобы следовать своим самым темным и разрушительным страстям. Даже самые гнусные и порочные желания он считал не отклонением, а естественными составляющими человеческой природы. Он постоянно спорил со сторонниками рационализма, утверждая, что все построения нашего разума есть лишь побочный продукт инстинктов – низменных, животных, укоренившихся в нас на века. И эти инстинкты, как бы ужасны они ни казались, управляют людьми гораздо больше, чем разум. Именно поэтому благородство он считал фальшивым, а жестокость естественной. При этом смелости его суэжений следует удивляться, Маркиз де сад.жил во время, когда показать коленку, затянутую в чулок, считалось верхом безнравственности, а маркиз де сад писал о таких вещах, от которых даже у современного человека волосы становятся дыбом.

«Люди осуждают страсти, забывая, что философия зажигает свой факел от их огня», – писал де Сад.
Нищий, больной, старый маркиз зарабатывал на жизнь в театре
Финал его жизни был бесславным. Последние годы он провел в
приюте для нищих Сент-Пелажи, а оттуда его отправили в отлично известный ему Шарантон,. Там он продолжал писать, ставить  для умалишеныхс свои пьесы, замок его был ращрушен, жена бросила, единственной кто его навещао была Мари Констанс.Он умер от приступа астмы в декабре 1814 года, ему было 74 года.
И хотя Шарантон был ничуть не лучше тюрьмы, последние 13 лет своей жизни Сад был рад и Шарантону: там он снова мог думать и писать, то есть заниматься единственным делом, для которого он и был предназначен, - вечный узник и самый свободолюбивый человек своего времени.

Известно, что перед смертью маркиз написал завещание, в котором раскаялся в своих грехах и попросил похоронить его в лесу, а могилу засыпать желудями, чтобы дорога к ней была забыта, и само имя его стерлось из памяти людей. Но его предсмертная воля была нарушена: местный священник, по видимости, не был предупрежден о пожелании покойного, поэтому тело де Сада вскрыли и захоронили по христианскому обычаю на кладбище в Сен-Морис.

Приложения:
Приложение№1- чем отличаются мазохтзм, садизм и садо-мазохизм.

Мазохизм —

Мазохи;зм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения. Может быть чертой характера или девиацией в поведении.

Садизм
Сади;зм (назван по имени описавшего его маркиза де Сада) в широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. Понятие «садизм» впервые введено в научный обиход Крафт-Эбингом в изданной в 1886 году монографии «Половая психопатия» (лат. Psychopathia sexualis).

Са;домазохи;зм — парафилия, заключающаяся в достижении полового удовлетворения посредством душевного или физического страдания, причиняемого партнёру или самому себе в процессе партнёрских взаимоотношений
Приложение № 2. Несколько высказываний маркиза дк Сада
1. «Люди женятся, только когда не знают, что делают, или когда больше не знают, что делать».

2. «От кокетки можно защититься, от тайной распутницы — никогда».

3. «Я ценю наши отношения, потому что они основаны на чистейшем эгоизме, а такая связь длится вечно».

4. «Никогда не причиняйте больше боли, чем хотели бы сами принять из чужих рук».

5. «Счастье состоит не в наслаждении, а в желании; оно означает разбить все преграды на пути к исполнению желания».

6. «Бессердечность богатых узаконивает дурное поведение бедных».

7. «Просто невероятно, как быстро и легко женщина усваивает идеи того, кто занимается с ней любовью».

8. «Сильнейший всегда находит справедливым то, что слабый считает несправедливым».

9. «Люди осуждают страсти, забывая, что философия зажигает свой факел от их огня».

10. «Там, где люди будут равными, где не будет существовать различий, — никогда не будет существовать счастья».

11. «Моя манера мыслить не принесла мне несчастий. Их причиной стали мысли других».

12. «Ничто так не воодушевляет, как первое безнаказанное преступление».

13. «Не существует ни одного живущего человека, которому не захотелось бы сыграть деспота, если он обладает твердым характером».

14. «Ревнивцем движет вовсе не любовь к женщине, а страх перед унижением, которое он может испытать из-за ее неверности».

15. «Единственный способ заставить женщин любить себя — это мучить их: более надежного я не знаю».

16. «Нет ничего опаснее отвергнутой женщины».

17.«Порок рождается от пресыщения».

18. «Не существует недостатка, на который не найдется любителя».

19. «Предвкушение счастья красит девушку».

20."Ничто так не способствует размышлениям, как несчастье».

21. «Красота — явление простое и понятное, а уродство — нечто чрезвычайное, и извращенное воображение всегда предпочтет немыслимое и чрезвычайное, а не простое и обычное».

22. «Мы, по врожденному людскому злодейству, всегда чуть-чуть радуемся бедам и несчастьям других».

23. «Как только человек начинает оправдывать свои поступки, он перестает быть добродетельным».

24. «Убеди других довериться тебе — и ты победил».

25. «Самая нужная вещь для девицы — уступать всем желаниям, которые внушает ей природа».

26. «Самый мощный афродизиак — эта власть над другими».


Рецензии