Зависимости

Что есть составляющие смысла жизни человека? Зависит ли смысл жизни от того, где и в каких условиях человек находится?

Например, Виктор Франкл - психотерапевт, основоположник логотерапии, психотерапии, основанной на поиске и анализе смыслов существования, т.е. смысла жизни человека, был узником четырех концлагерей. И благодаря этому страшному опыту, пережитому им во время Второй мировой войны, пришел к выводу, что благодаря силе человеческого духа человек способен оставаться человеком, независимо от того, где и в каких условиях он находится. И именно эту совершенно удивительную вещь утверждает христианство - свобода человека не зависит от внешних обстоятельств, самое главное в человеке - его внутренняя духовная свобода, когда он может своей личностью подняться над своей природой и не делать того, чего очень хочет, и делать то, что не хочет, но должен. И это свойство человеческой природы является богоподобным качеством, так может быть свободен только Бог и только человек. И именно это отличает человека от животного.
Виктор Франкл, например, говорит о логосе - смысле. А для православного христианина логос - Слово - это Второе Лицо Пресвятой Троицы - Господь Иисус Христос. Он есть путь, истина и жизнь. А отсутствие смысла в жизни - это состояние богооставленности, когда человек принадлежит сам себе, он просто беспризорник. Слово-то  какое беспризорник. В утренней молитве мы, обращаясь к Богу говорим: “...и седиши одесную Бо;га Отца, и призира;еши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя”. Призирать - это устаревшее слово, оно употреблялось в значении наблюдать, приглядывать за кем-то. Если за человеком, верующим во Христа и уповающем во всем на Хритса, смотрит Господь, то за беспризорниками (людьми, предоставленными самим себе) присматривают со всем вниманием бесы. Дух - это ядро нашей личности, это высший уровень саморегуляции, здесь должен пребывать Бог. А если Бога там нет (а свято место пусто не бывает), то это место занимает дьявол. Ведь зависимость - это самая настоящая одержимость, когда человек себе не принадлежит, он не свободен. Как сказал Вальтер Скотт: “Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа”, а Ф. М. Достоевский еще и добавляет: “Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его”. Вот и ответ, кому уподобляется человек вследствие соединения не с Богом, а с дьяволом.

Чем же так опасна алкогольная зависимость? 
Об этом повествует притча об одном монахе пустыннике, с которым бес много лет боролся, но видя его стойкость в добродетели, пошел на хитрость: пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если он совершит какой-нибудь грех из трех - убийство, блуд или пьянство.
Пустынник стал размышлять про себя: “Человека убить - самое большое зло. Совершить блуд и погубить хранимую до того чистоту тела - жаль. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ведь после этого человек быстро протрезвится сном. Пойду я и выпью вина, чтобы бес больше не угнетал меня, и буду дальше мирно жить в пустыне”. Пошел в корчму и напился. В трактире была блудница, которая его обольстила. Когда пустынник предавался с ней любовным утехам, неожиданно явился муж этой женщины и затеял драку. Монах нечаянно убил его.
Таким образом, он совершил сразу три греха: убийство, блуд и пьянство. То, чего трезвым больше всего боялся, он смело совершил в пьяном виде, и через это погубил свои многолетние труды.

Но справедливости ради надо сказать, что в самом вине зла нет. Вино ведь тоже создано Богом, оно веселит сердце человека, как сказано в Священном Писании. И самое главное, веществом таинства Евхаристии являются хлеб и вино, причащаясь которых (Святых Даров) человек соединяется со Христом. Поэтому дело не в вине, а в самом человеке, в его неспособности соблюдать меру, золотую середину, следовать царским путем во всем. В том числе и в употреблении вина. Апостол Павел говорит: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною”. Мы не должны забывать,что в этой жизни душа человека ничем не может насытиться, она ищет Бога, утерянную с Ним связь в результате анропологической катастрофы - грехопадения. Она помнит ту необыкновенную радость богообщения, когда она пребывала рядом с Богом. Пытаясь вновь обрести утраченную радость, в этом мире находит лишь ее суррогаты, которые с готовностью предоставляет ей сатана в виде самых различных удовольствий. Но эти суррогаты лишь опустошают душу. В книге Екклесиаста сказано: “Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд”.
Иными словами, Жизнь это большой супермаркет: бери, что хочешь, но не забывай - касса впереди, за все придется платить!

И мы так развеселились, что сами уже не могли остановиться. Поэтому сегодня в мире происходит то, что происходит. Эти процессы начались давно, мы просто этого не замечали. Человечество претерпевает колоссальные изменения, у всех на устах проблемы строящегося нового мирового порядка, электронного концлагеря. Как тут не вспомнить слова Виктора Франкла, что у каждого свой концлагерь. Виктор Франкл в своих трудах говорит о экзистенциальном вакууме, на который очень похоже то, что происходит сегодня с человеком и с человечеством в целом. И Бог попускает происходить этому, чтобы мы посмотрели, на чью сторону мы встали, и к чему это может привести, если не опомнимся и не покаемся. Ведь покаяние  - это достойное начало новой жизни. Пока мы живы, еще можно все исправить. По словам прп. Исаака Сирина, нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Вспомните о благоразумном разбойнике, раскаявшемся в самый последний момент его жизни, и он первым со Христом оказался в раю.
А притча о блудном сыне, который, понимая весь ужас своего падения, нашел в себе силы “...встал и пошел к отцу своему. И как радовался отец, одел сына в лучшие одежды, дал дорогой перстень на руку, велел заколоть откормленного теленка и устроить пир, потому что сын Его был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Вот именно так  в Таинстве Покаяния человек невидимым образом получает прощение и оправдание.
Но пока мы не поняли всю серьезность ситуации, по статистике от химических зависимостей в России умирает около миллиона человек, от  алкогольной зависимости и осложнений, связанных с нею, ежегодно погибает около 400 000 человек, от никотиновой около 500 000. Наверняка в действительности эта цифра больше. А во всем мире сколько же тогда? Даже сложно себе представить, какие колоссальные человеческие  потери - сопоставимо с потерями в концлагерях. Только в этих духовно-нравственных концлагерях люди сгорают от своих страстей, а надзирателями поставлены там бесы, которые  ненавидят каждого человека и все человечество в целом. И здесь наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесной. Это духовная брань. И оружие наше должно быть духовным.
Но мы уверены, что сами с ними справимся безо всякой духовности.
А когда человек полагается только на себя, он такого наворотить способен!  Как в том анекдоте:
"Девушка одного молодого человека забеременела от него. Он звонит отцу:
- Папа, дай денег на аборт.
Отец конечно поругался, но деньги дал.
Поехал как-то этот же молодой человек с друзьями на дачу. Так гуляли, что дача сгорела. Опять звонит отцу, мол, так и так, мы спалили дачу.
Отец говорит ему:
- Поздравляю, сынок, ты понял смысл жизни, но с точностью до наоборот. Теперь тебе осталось только дерево выкопать!".
Вот такой вот анекдот происходит с человеком, когда его жизнь лишена истинного смысла, когда живет он без Бога.

И все это происходит от того, что мы заражены самомнением, ставим себя на место Бога в нашей жизни, а бес говорит нам: “Нет, миленький, подвинься, тут мое место, раз Бога в душе твоей нет.” И получает бразды правления нами через нашу гордость которая является причиной всех грехов человеческих, а, значит, и всех наших проблем. Помните, София Ротару пела: “Гордость - это самый большой костер, в котором могут сгореть, в котором наши горят мечты”.
Но как только человек осознает свою греховность, немощь свою, он просит прощения, кается, взывает к Богу, как мытарь: “Боже, милостив буди мне грешному!”. И с Божьей помощью все начинает постепенно налаживаться. В священном Писании апостол Павел в послании к римлянам пишет: “нет праведного ни одного” (Рим.3:10). Вот это заявление! И прям хочется возразить: “А как же насчет святых?”.  Когда-то для меня было откровением то, что святые -  это реальные люди, которые действительно жили, творили, страдали, любили (и даже грешили). А теперь мы в молитвах обращаемся к ним за помощью. Есть, например, святой мученик Вонифатий Тарсийский. Жил он в 3 веке, был рабом молодой римлянки Аглаиды. Они оба предавались блуду и пьянству. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы Он его избавил от сетей дьявольских. Аглаида послала Вонифатия на Восток за мощами мучеников Христовых, надеясь от них получить спасение. А на Востоке как раз происходили страшные гонения на христиан. В пути Вонифатий размышлял о подвигах святых мучеников и о благочестии истинных христиан. В свете их жизни он взглянул на свою жизнь и содрогнулся, он решил искупить грехи свои мученической смертью. В итоге и его сильно били и мучили. Во время мучений его происходили чудеса, видя которые, около пятисот пятидесяти человек уверовало во Христа. Таким образом, Аглаида получила мощи святого Вонифатия. Про­мыс­ли­тель­но, что день па­мя­ти свя­то­го при­хо­дит­ся на Но­вый год 1 ян­ва­ря, ко­г­да мно­гие стра­да­ют от ви­но­пи­тия. На при­ме­ре свя­тых Во­ни­фа­тия и Агла­и­ды мы ви­дим, что лю­ди ча­сто пре­да­ют­ся по­ро­кам из-за то­го, что не зна­ют, что пу­сто­та в ду­ше мо­жет быть по-на­сто­я­ще­му за­пол­не­на только ве­рой в Бо­га. Который как любящий Отец наш примет и простит нас, сколько бы мы ни падали.
Игумена Никон Воробьев сказал: ”Сколько бы вы ни падали - не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраните хоть “одну точку”, которая видит и сознает, и сокрушается иногда о вашем состоянии  - и вы не утонете в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст вам руку, как утопающему апостолу Петру”.

Особое внимание мне хотелось бы уделить символу веры, краткому и точному изложению основ православной веры, он состоит он из двенадцати членов. Символ веры - это духовно-нравственный вектор жизни человека - куда я живу, во что я верю, чего я жду от жизни. Одиннадцатый и двенадцатый члены символа веры звучат так: “Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь”. Чаю - уповаю, ожидаю, надеюсь.
Насколько важна для человека вера во всеобщее воскресение. Вера в личное бессмертие дает человеку возможность быть более внимательным к себе, своим поступкам, словам, делам, мыслям. Без такой веры жизнь человека просто теряет всякий смысл. Ф.М. Достоевский писал: “Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле, без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо”.


Рецензии