Антиквариат
Первый из них, посетивший дачу в начале 2000-х, видимо, искал предметы, которые можно было бы продать на рынке. Он не знал, что опыт советского времени, когда дачу взламывали по нескольку раз в год, приучил моих родителей такие вещи на даче не держать, и провел их поиск очень основательно; он вывалил на пол содержимое всех шкафов и шифоньеров, выволок наружу вещи из всех кладовок, опустошил все выдвижные ящики, как у письменного стола, так и серванта, тщательно проинспектировал чердак, разбросав хранившийся там хлам по всему дому. Нашел ли он что-нибудь полезное? Трудно сказать. Но те вещи, которыми я пользовался, не пропали.
Конечно, произошедшее меня опечалило; мой первый порыв был - восстановить все, как было, но, по зрелом размышлении, я решил все так и оставить, чтобы будущему взломщику стало ясно: дом досмотрен, и в нем ничего ценного нет.
Кроме того, рассматривая интерьер дома, как портрет жизни моих родителей, я заметил, что внесенные в него изменения не только его не уничтожили (вещи-то остались на своих местах), но даже наделили особой экспрессивностью: - ведь, к примеру, сервант с настежь распахнутыми дверцами и выдвинутыми ящиками выглядит гораздо выразительнее закрытого серванта, а комод с вываленными на пол внутренностями смотрится эффектнее, чем просто комод. Продолжая аналогию дачного интерьера с портретом, можно сказать, что взломщик как бы его переписал в духе немецкого экспрессионизма 1910-х годов, придав брутальность, и повысив энергетику.
Второй из неординарных взломщиков почему-то предположил, что дача используется для хранения либо драгоценностей, либо наркотиков, ибо, влезши в нее осенью 2007 года, потратил немало усилий и времени на поиски тайников. В ходе операции он распотрошил часовой механизм старинных настенных часов и внутренности двух радиоприемников; более того, во множестве мест он отодрал от стен листы сухой штукатурки, чтобы проверить находившиеся под ними пустоты на наличие спрятанных ценностей, и там их, естественно, не оказалось. Следы, оставленные этим взломщиком, я тоже сохранил, так как в них результаты его поисков были столь красноречивы, что не могли не убедить его последователей: проверено – драгоценностей нет!
Поверхность стен, на которых тут и там была отодрана и оттопырена сухая штукатурка, обрела новое свойство – «чешуйчатость», что визуально обогатило интерьер, как будто по портрету жизни моих родителей прошлась кистью художник-модернист Виейра да Сильва ( Виейра да Сильва (1908 – 1992) – французская художница португальского происхождения).
Мой расчет оказался верным; хотя дачу взламывали неоднократно, взглянув на ее интерьер, очередной вор-взломщик тотчас удалялся, не нанося ему нового ущерба, и усовершенствованный портрет жизни моих родителей сохранялся неизменным до нынешнего года, когда, как мне подумалось, появилось новое воровское поколение. В дачу влезли дважды, с интервалом два месяца, причем разными способами, то есть это были не одни и те же люди; тем не менее, они оставили весьма похожие следы.
Прежде всего, я заметил исчезновение двух фарфоровых статуэток производства ГДР, изображавших спортсменок – позднего извода «девушек с веслом», украшавших советские парки в 30-е годы; за безвкусье они были сосланы из Москвы на дачу, и здесь прозябали, а теперь кому-то понадобились. Кроме того, стало очевидно, что новые взломщики просматривали сваленное в кучи барахло, его сортировали, перемещая с места на место, в результате чего огнетушитель (неисправный) оказался на столе, электрический утюг – на холодильнике, а весь пол равномерно, на глубину двадцати сантиметров засыпан тряпьем, книгами, посудой, ржавыми инструментами, пустыми бутылками, литровыми и трехлитровыми стеклянными банками, картонными коробками, кухонным инвентарем, сумками; тут и там попадаются: то велосипедное колесо, то абажур, то траченная молью меховая шуба, и многое, многое другое.
В результате портрет жизни моих родителей, подправленный ворами-взломщиками предыдущего поколения в духе экспрессионизма и модернизма, теперь, в силу вмешательства нового поколения дачных грабителей испытал влияние Современного Искусства, став похожим на инсталляцию Томаса Хиршхорна (Томас Хиршхорн (год рождения 1957, Берн, Швейцария) - современный художник, работает в Париже).
Я недоумевал: что случилось? Откуда взялась эта напасть? - пока на столбе линии электропередачи мне не бросилось в глаза следующее объявление:
Антиквар
Купим антиквариат по московским ценам.
Вот оно что: воры-взломщики нового поколения охотятся за антиквариатом.
Этот вывод прозвучал, как приговор хранимому мной портрету жизни моих родителей – дачному интерьеру. Ибо речь пойдет уже не о корректировке введением нового стиля, как было до сих пор, а о его разрушении путем расхищения. Ведь по мере течения времени под понятие «антиквариат» постепенно один за другим с неизбежностью будут подпадать все предметы дачной обстановки: и люстра под бронзу в стиле «Метро», и два довоенных плетеных кресла, и венские стулья 1910-х, и массивный дубовый стол эпохи Ар Деко, и сервант 1950 года со вставками из карельской березы, и телевизор “Rembrandt” гэдеэровского производства (1955 год), и даже холодильник «Саратов» (1960 год).
А когда все это будет похищено, и отнесено к антиквару, то изловят меня и оправят туда же, - как старое чучело.
Август 2021 г.
Свидетельство о публикации №222041301079