Деревня Журавли

Воспоминанье из детства
есть у меня одно:
Как в лунном свете
ветки черёмухи
Мне на белёной стене
рисовали кино…
И на довоенной железной кровати
С набалдашниками на резьбе
Жду я, не сплю до утра
В дедовской старой
русской избе

Бегал весь день я вчера по деревне
И, конечно, устал!
Бабушка булку дала мне с вареньем
И молока стакан…
Ну и наверно с устатку я и отъехал
(лавка мягка, словно пух) –
В царство Морфея душу
забрал мою добрый дух.

Выспался, мАлый, лежи теперь
и в потолок глазей!
Слушай, как за окошком в кустах
надрывается соловей!
Как за деревней в болоте
гегЕкают кряквы спросонья!
Как ветерок-сквознячок
занавеской метёт подоконник!
Как на сарае где-то коты
друг на друга фурЫчут!
И как петухи по дворам хрипло,
надрывно солнышко кличут!

Тихо сползаю с койки,
чтоб не скрипели пружины…
Да только зря, никто уж не спит
(а главное – все ещё живы!)
Дед на крыльце курит свою махорку,
Бабушка кУрам сыпет зерно,
чешет за ухом Борьку,
И мама с отцом
на сеновале уже проснулись…
(Вспомнил – и слёзы опять
на глаза навернулись!)

«Митька, иди поЕшь!» -
бабушка зазывает…
Дед, покурив, в телегу
коня запрягает.
«Быстро всё съешь –
с дедом поедешь в ГрязнОво!»
Знаю, что это шантаж,
но шустро в себя:
молоко и краюху ржаного…

Пролетело с тех пор,
почитай, уж полвека почти…
Нет давно уже бабушки с дедом,
и мама с отцом в землю сырую легли.
И только память о них
мы,
кто живы, всё ещё чтим…
И о деревне, что больше нет
на карте нашей страны,
С красивым, родным
и звучным именем – Журавли!

13,04,2022г.

Журавли – деревня в Ачинском районе Красноярского края. Основана в 1903 году переселенцами из Центральной России, Белоруссии, Латгалии. В 1990 году последние жители разъехались: кто по окрестным деревням, кто в город, и деревня перестала быть населённым пунктом. Осталось кладбище и забытый памятник Героям Гражданской Войны.

Грязново (с 1976 года – Красная Заря) – ближайшая деревня, но уже в Большеулуйском районе


Рецензии
Дмитрий, до слёз!
А как до конца дочитала,
Чуть со стула не упала...

У меня брат родился в 1971 в Ачинском районе Красноярского края, мне 6 лет тогда было. Отец был на "химии" на поселении за разбитую машину "скорой помощи" в нетрезвом состоянии и мы с ним жили 2 года в Ваших краях. А вот село не помню, как называлось, потом переехали в Ачинск.

Остались самые красочные воспоминания детства. Природа, красота. Лес, грибы, клюква, река, угри в ванночке во дворе, как чёрные жирные змеи. Лесосплав, на котором отец работал. Как прыгал с дерева на дерево, и багром "разгребал" затор на реке. Как провалилась под лёд на санках и верный пёс Шарик вытащил за ворот шубы.

Да, Дмитрий, зацепил и меня Ваш стих, сжал сердце. У меня тоже уже нет никого в живых, кто помнит Ачинск. Даже брат "ушёл", хоть и младше меня.

Но пока жива память, они остаются живыми!

С благодарностью,

Бронита Донская   26.11.2022 20:22     Заявить о нарушении
Благодарствую за добрые слова! Рад, что получилось затронуть душу! Вспомнить детство - дорогого стоит... Вам здоровья и близким Вашим!

Дмитрий Савельев-Чулымский   05.12.2022 05:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.