Волшебная сила бани
Сестра Лара часто приглашала в деревню в гости к свекрови. Женщина, которую звали Пераскева Игнатьевна, предстала передо мной высокой ростом,худощавой,со сгорбленной спиной ,морщинистым лицом с острым носом и узкими глазами. Особое внимание мое привлекло марийское холщовое платье с необычным орнаментом вокруг шеи и на подоле, вышитое крестиком из красного мулине, на шее виделся небольшой серебряный крестик. Поверх длинного платья был надет темно-синий фартук ,а поседевшие волосы прикрыты ярким платком. Она мне показалась набожной женщиной.
Вошли в дом. Спереди, с левой стороны, виднелся божий уголок с иконами, в середине деревянной дощечки стояла длинная восковая свеча.
Пераскева Игнатьевна перешагнула вперед к иконам, при нас зажгла восковую свечу и стала молиться на марийском языке. В конце молитвы я услышали слова: «Юмо, серлаге»(«Господи, спаси и сохрани»).Три раза повторила слова и перекрестилась…
Пераскева Игнатьевна в бане лечила людей от разных болезней. К ней приезжали отчаявшиеся женщины, которые не могли забеременеть. Много их было, и у каждого своя болячка. У нее было обыкновенное чутье рук. Поглаживая тело руками , могла узнавать место болячки.К ней обращались родители с малолетними детьми, которые ночами мочились в постель и не держали кал. Врачи не могли излечивать, а она в
бане с первого раза ставила больной орган на место. Свекровь Лары могла ставить на место блуждающую почку, вправляла позвонки . Денег за работу не брала, но ее благодарили разными способами. От благодарности никогда не отказывалась.
Целительница любила рассказывать истории об обычаях
марийцев, связанное с баней.
Баня находилась за домом в конце картофельного огорода. В десяти метрах от бани за оврагом протекал родник. Почерневший от времени осиновый сруб бани издали был незаметным. При входе в
баню через тяжелую дверь с деревянной ручкой показался невысокий потолок, со всех сторон стены, покрытые толстым слоем сажи, с правой стороны бросалась в глаза небеленая, намазанная
глиной печка с большим котлом и сверху прикрытой деревянной крышкой.
Хозяйка бани нас послала в родник за водой, вручив обеим по коромыслу и ведра. За полчаса в котел мы натаскали воды. Потом она попросила из сарая принести сухие осиновые дрова и три березовых полена. При растопке завела разговор:
– Для марийцев черная баня считается благим местом. Печь топится без дымохода. Дым стелется по полу и выходит через приоткрытую дверь. Жарко натопив , дверь закрывается, и можно мыться.Только стены прокопченные. Копоть убирает любой запах и защищает от болезни. Теплая баня укрепляет здоровье. С потом выходит грязь, уставшее тело разминается .Этим хороша такая баня. Для топки готовят березовые и осиновые дрова, а смолистую ель нельзя использовать. От нее больше копоти и меньше тепла.При топке черной бани мало уходит дров, поэтому в любой день можно растопить баню. Марийский народ предпочитает мыться в субботу.
С сестрой продолжали слушать ее рассказ:
– Баня – это волшебный мир. Народ верил в существование в бане духов. У марийцев духи – Монча оза, Монча кува и Монча кугыза. В баню без
веника не ходят, чаще используют березовые. В начале июля народ срывал ветки березы. Самым удачным днем считался Петров день. В этот
день листья березы считались самыми целебными, обладали
колдовскими чарами. Для каждой бани использовали новый веник, из старого веника переходила болезнь.
Большое место марийцы уделяли рождению малыша. В марийской семье женщина рожала в бане с повитухой. После рождения ребенка в баню приглашали женщину с мягким характером. Ей предлагали мыть тело малыша.Они думали так:«Кто моет, такой ребенок будет». Когда
мыли дите, говорили: «Будь высоким, здоровым и красивым. В армию будь пригодным, жениться будь пригодным и в доме будь хозяином. Повзрослев, шагая по улице, «чей умный и красивый сын шагает», соседи думали».После бани ребенка уносили в дом, перед печкой укладывали на скамейку. Чтоб у малыша была легкой и счастливой жизнь, старшая женщина или бабушка отвечала: «Черная печка, как сажа стоит спокойно, пусть дите будет таким и спокойно спал. Когда на печную сажу глаз положат, тогда пусть сглазят». Новорожденному на лоб ставили отметину, и на месте, где спала мать малыша, из подушки вынимали перо и пускали по ветру со словами: «Пусть будет жизнь легкой, как пух».
Во время мытья в бане марийцы вели разговор с духами:«Монча ава, Монча ача, Монча оза! Принесите пользу, берегите от нечистот, болезни,грязи, сделайте бодрым и здоровым, пусть тело отдыхает. От преград, ранений и злости оградите».
Когда кидали из ковша в печку воду, произносили:«В честь тебя (имя) пар». При битье веником приговаривали: «Спину бью листом, прутиком, всю болезнь, зло, сглаз выведу. Будь, как лиса, хитра; как волк ,шустрым, умным и толковым будь». При мытье ребенка говорили: « Вуд ава, Вуд оза! Пусть темная вода сделается светлым, преврати грязь в чистоту. Вуд ава, отмой темное и сделай светлым , грязное – чистым. Из (имя) всю грязь, болезни смой».
В конце рассказа она произнесла: « Деревенская женщина, соблюдающая марийские обычаи, до конца жизни носила марийский наряд».
Перед каждой едой Пераскева Игнатьевна молилась перед иконой. Для меня неожиданным угощением были марийские блюда – это команмелна, перемеч, салмамуно. После еды она попросила нас зайти вкладовку, где стоял старинный сундук. Открыв ключом замок, вытащила холщовое, вышитое марийским узором платье и два ярких платка. Сказав благодарность хранительнице сундука, вручила нам. Затем мы вернулись в дом. Присев на стул перед иконой, с талии сняла холщовый поясок с марийским узором, померив длину пояса по своей руке до локтя, промолвила: «В январе месяце умру».
Лишних вопросов мы не стали задавать, но в душе я огорчилась. Так и случилось. В конце января сестре Ларе сообщили печальную новость.
8.04.2022
Напечатано в книге «Писатель года 2024»,кн.10,Москва,Изд.РСП,2025,С.24-27.
Свидетельство о публикации №222041301408