Город Балашов. 90-тые..

Недавно собрались с внуками в город моего детства. Давно там не была, но всегда помнила о нём. Да и как можно забыть те далёкие счастливые времена, когда были живы родные, все твои соседи и друзья. Помню, как тяжело было уезжать с родной земли, но времена были тяжёлые. Шли 90-тые.. Закрывались заводы и фабрики, найти работу становилось всё трудней и трудней, вот и срывались люди с родных мест и ехали туда, где никто не ждал, но была надежда обрести новую обеспеченную жизнь.
Терять мне тогда было нечего. Только что похоронила свою бабушку, которая вырастила меня. Муж спивался, виня в своих бедах кого угодно, только не себя.
Дети, сын и дочь ходили в школу. Нужно было их растить и поднимать, но надеяться на мужа не приходилось.
Можно было торговать на рынке, в 90-тые многие вдруг открыли в себе торговую жилку и стали торгашами, правда назывались они теперь более звучно - бизнесменами. Другие освоили новую профессию швеи и, шили днём и ночью сумки и фартуки из ткани болонья продукции нашего Комбината плащевых тканей. Большой популярностью пользовались навесы на торговые палатки из текстурной ткани, а также охотничьи костюмы из пропитанной плащёвки. Тогда в моду вошла варёная мятая ткань, из которой наши балашовские умельцы начали шить пальто и куртки.
Зарплату работники Комбината долгое время получали собственной продукцией и поэтому на балашовском рынке, в самом конце его, в базарные дни стояли толпы текстильщиков с тканью всех расцветок и артикулов. Помимо этого добра появились разноцветные мочалки для бани всех калибров, которые вязали из синтетических нитей. Моя соседка по этажу целыми днями вязала такие мочалки крючком из разных ниток: хлопок, полиэстер, но чаще всего из полипропиленовой пряжи. Такие мочалки дольше служат, быстро сохнут, они яркие, хорошо взбивают гель или мыло в пену и стоят недорого.
Тут же продавали и готовую продукцию с комбината: куртки и пальто для детей и взрослых. А чуть позже появились цветные детские шубки и махровые халаты. На Комбинате плащевых тканей уже тогда работали две швейные фабрики. Одна на Пропитке по Саратовской трассе, другая со стороны ткацкого производства, ближе к третьему посту, что около проходной хлебокомбината, директором тогда там был Кожевников.
Директором в 90-тые на Комбинате был Кокшаров Борис Николаевич. Не могу не вспомнить о нём добрым словом. В 1993 году директору ( АО "Балтекс") была присвоена Международная Золотая Звезда "За безмерный вклад в деловой Мир, за высокую репутацию, профессионализм и высококачественную продукцию", в 1995 г. АО удостоено авторитетной международной награды "Факел Бирмингема" — за успешное экономическое выживание и развитие в трудных условиях зарождающихся рыночных отношений.
Но, ничто не вечно на нашей грешной земле..
На одном из собраний в ДК "Текстильщик" был выбран Совет директоров из молодых самовыдвиженцев. Наобещав с три короба работникам комбината, они стали во главе этого огромного предприятия. Борису Николаевичу указали на дверь..
Время этого правления началось с убийства одного из них, Павла Кишкопарова. На его место пришёл Александр Ветров.

Появился рыночек на первом "пятачке" в районе комбината. Здесь торговали всем, чем придётся: продукты, вещи, обувь, различные бытовые мелочи. Рядом с этим рыночком открылись ларёчки по продаже пива и колбасных изделий.
Вечерами и даже ночами, одевшись потеплее, балашовские предприимчивые граждане торговали на рынке, но уже подороже, алкогольной продукцией и всеми необходимыми атрибутами к этому: вяленой рыбкой, колбаской, фруктами и сладостями. Надо было выживать и каждый это делал как умел.
На проспекте Космонавтов в районе КПТ раньше часто собирались местные алкоголики. Здесь находился вино-водочный магазинчик и всегда можно было "сообразить на троих", когда не хватало денежек на целую бутылку. В 90-тые во многих торговых точках появилась так называемая "жидкость для чистки ванн" под названием "Трояр". состоящая из непонятного спирта. Сначала местные алкаши радовались, что за 100 рублей можно неплохо опохмелиться.. Потом некоторые, часто употребляющие пожелтели.. А после их не стало.

Появилась в Балашове и первая "точка" для платных встреч и свиданий на углу первой проходной. Красивые молодые девушки договаривались тут-же о цене за любовные услуги и уходили, или уезжали на "тачках" с так называемыми покупателями.
Проходная в то время была полностью из стеклянных стен. Поэтому работники охраны, пропустив все смены, выключали свет внутри и оставшись в темноте, видели всё происходящее снаружи.
Сколько родителей удивились бы, узнав где и с кем проводят их дочери поздние вечера. Но, что было, то было.. Теперь уже эти милые путаны стали бабушками и вряд ли расскажут своим внукам о бурной молодости.

Трудности 90-тых не выдержал и производственный гигант Комбинат, как и другие балашовские предприятия. Массовые закрытия и сокращения вынуждали многих искать новые возможности. Балашовское население стало убывать. Кто-то ещё пытался держаться на плаву, кто-то уезжал в другие, более крупные города, а кто-то пересекал линию переезда на Ветлянку .

В тот период я устроилась в охрану комбината. Была рада, что хоть туда взяли.
В советское время там работали одни пенсионеры. А тут их начали массово увольнять, молодым работать негде. Со всех цехов шли сокращённые бригадиры, мастера, рабочие.. просились на работу. Появился и ещё один отряд охраны из молодых ребят. Так называемый ОМОН. Мы внутри корпуса, они по периметру.
Сначала пацаны и правда дежурили, ловили несунов ткани. А потом началось.. Сами начали не только выносить, но и вывозить ворованную ткань. Когда руководство комбината заметила, что толку от них мало, их расформировали. Многие пошли работать в местную милицию.

В городе в 90-тые, как и по всей России, появились группировки. Им платили дань все, от простых рыночных торговцев до директоров крупных предприятий. Так называемые братки "крышевали" свои районы города и воевали друг с другом. На городском кладбище начали появляться ряды новопредставленных молодых пацанов. Балашовский народ вступал в новую эру по разному: кто-то богател, а кто-то переходил на хлеб и воду. В тот период на некоторых предприятиях стали выделять для своих рабочих участки земли за Рембазой для дач. Первым повезло больше, они получили по десять соток земли. Но желающих было очень много и тогда пайку урезали до шести соток. Это и правда помогло многим выжить в те трудные непростые годы.

А помните ваучеры? Эта афера дала возможность верхам присвоить всё ценное, что осталось от СССР, а простому народу остаться ни с чем. Я свои и детские вложила в комбинат плащевых тканей. А Ветровский совет директоров поделил комбинат на части и продал. Так что народу ничего не досталось. Правда моя соседка продав свои ваучеры купила сапоги и норковую шапку. Вот счастья было, хоть что-то обломилось.
Время шло, наступил новый 21 век. Боря Ельцин совсем спился разбазаривая страну, на смену ему пришёл Владимир Путин. Народ ждал перемен. Но в Балашове ничего не менялось.
Подрастали мои дети, сын и дочь, заканчивали школу. Всё вдруг стало платным, особенно высшее образование. В начале 2000-ных сын поступил в институт, дочь в училище. Их отец постоянно сидел без работы, никто из работодателей не хотел держать запойного алкоголика. Одной было очень тяжело поднимать всю семью. Тогда я и решила попытать счастье в Москве, как и многие мои земляки. Купив билет на балашовском вокзале и не взяв никаких вещей, я решила начать жизнь заново. Здравствуй, Московия))


Рецензии
Слабо вернуться?

Здесь, в отличие от Московии, в ближайшее время будет намного безопаснее.

Евгений Садков   01.05.2022 16:36     Заявить о нарушении
Евгений, здравствуйте. Честно.. очень хочу. Но там, кроме могил, никого не осталось. А здесь теперь все мои родные: семьи сына и дочери, мои внуки. Эти воспоминания для них, чтобы помнили откуда они родом и какими были их предки. Для меня это важно.

Эльвира Григ   13.06.2022 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.