На волне моей памяти - 29

Я уже писала в своих воспоминаниях, что 2022 год трижды юбилейный для моих однокашников -  КАИстов

 - 90 лет со дня образования нашей любимой Альма-матер - Казанского авиационного института
 -  70 лет со дня образования  радиотехнического факультета  КАИ
 -  50 лет со дня окончания института нашего факультетского  курса

 В  эти юбилейные дни  мне хочется вспомнить мою историю поступления в  КАИ.

О Казанском авиационном институте я узнала в декабре 1965 года.

В одном из номеров газеты "Комсомольская правда" весь разворот второй страницы был посвящён КАИ и памяти Артёма Айдинова -  мальчика первокурсника из Батуми, которого как раз в эти дни  во время патрулирования БКД ( Боевая Комсомольская Дружина) ,  при задержании  бандитской группировки, убили бандиты.
В статье также говорилось о СТЭМе КАИ (студенческий театр эстрадных миниатюр), ССО КАИ (студенческие строительные отряды),   о БКД КАИ, о Александре  Курынове, который будучи студентом КАИ стал Олимпийским чемпионом по тяжёлой атлетике, о СКБ - 5 "Прометей"(студенческое конструкторское бюро), где студенты разработали первую в СССР светомузыкальную установку "Кристалл" и многое, многое  другое.

 Я впервые услышала тогда о Казанском авиационном институте и как-то у меня сразу возникло  желание поступать именно в этот ВУЗ.

Запомнились мои проблемы при получении медицинской справки для поступления в институт.
Прошла все медицинские кабинеты. Везде получила добро. Осталось только подписать справку у заместителя главного врача и поставить печати.  Замом в те годы был пожилой мужчина, возможно фамилия его была Годяев  (точно не помню). Он знал нашу семью, был знаком с родителями,  поэтому сразу меня спросил,  куда я собираюсь поступать.  И когда я ответила,  что буду поступать авиационный институт , он аж взвился   - зачем это деревенской девочке поступать в авиационный? Отправляйся в сельхоз  - будешь как мама агрономом,  поступай в пед -  будешь детей учить,  закончи медицинский -  будешь лечить людей . А с чего вдруг такая блажь про авиационный ? 
Но я упорно стояла на своём  -  буду поступать в КАИ. Тогда он сказал -  сейчас мы проверим какой из тебя будет космонавт.
 В углу его кабинета стояло кресло, вращающееся в  горизонтальной плоскости.  Такие кресла я потом видела в  фильмах,  где показывают как  тренируют вестибулярный аппарат у летчиков и космонавтов. 
 Он посадил меня в это кресло пристегнул и включил.  Покрутил хорошенько,  остановил и сказал : "  Шагай прямо к двери". Конечно у меня голова закружилась и ноги понесли меня совсем в другую сторону. На что он сказал : " Вот тебе  ответ про авиационный институт и космос". Взял мою справку и поверх  росписей врачей по диагонали крупно написал " Не годна" и расписался.
Я пыталась ему говорить,  что я ведь не летать собираюсь,  я строить буду .
А  он на это  ответил, что в этой отрасли требования ко всем одинаковые.
Вот так,  одним росчерком пера перечеркнул мою мечту о авиационном институте...
На второй день в классе я у ребят спросила,  как они преодолели этот "барьер"  в виде вращающегося  кресла  ? 
Парни удивились и сказали,  что на этом  кресле крутят только тогда когда,  отправляют в армию  и отбирают в лётные училища,  что никого из них никто не крутил. Ещё я узнала,  что помимо Годяева  медсправку  можно подписать у другого зама.
У меня появился лучик надежды , но в то же время я сомневалась, ведь ребята поступали в  строительный и сельскохозяйственный Вузы.  А вдруг при отборе в авиационный действительно более строгие требования?
И всё-таки решила пойти на вторую попытку. 
 Разорвала испорченную справку,  получила в регистратуре новый бланк и снова отправилась по всем кабинетам,  стараясь заходить не к тем врачам,  у которых была накануне,  чтоб не заподозрили что-то, и  не спросили -  почему я повторно прохожу медосмотр. Благополучно я собрала все справки. Ещё помню целый день караулила такой момент,  чтобы Годяева не была в поликлинике и спокойно подписала справку у второго зама.
 Путь в КАИ мне был открыт!

Поехала отвозить документы в Казань. Приёмная комиссия была на первом этаже  Главного учебного здания КАИ на  Карла Маркса ( Первый дом).

Запомнилось,  что в основном сдавали документы ребята.  Запомнился один мальчик -  чёрненький, худенький,   с вихром на макушке.  Когда я заполняла анкету и писала заявление,  он уже стоял с  документами перед председателем приёмной комиссии. Запомнилось,  что он спросил : " Почётные грамоты за участие в соревнованиях по планеризму нужно положить в отдельную папку или можно в ту же  папку, где документы из школы ?"
Я подумала  - какие эрудированные,   подготовленные,  целеустремлённые ребята приехали поступать,  давно мечтающие о небе и авиации и сделавшие  уже первые  шаги  к своей мечте.
А меня-то куда несёт деревенскую девчонку?  Может быть действительно развернуться,  да отправиться в сельхозку ?
Но как-то переборола эти мысли и всё-таки сдала документы в КАИ.

Да,  я должна сказать что  1966 год был уникальным. В этот год,  единственный раз в истории советской школы ,  одновременно заканчивали школу одиннадцатиклассники 1948 года рождения и десятиклассники 1949 года рождения. Вот так нам "повезло"...
Конкурсы были громадные. В  КАИ  по существу был  конкурс  среди медалистов.

Запомнился в подробностях первый  письменный экзамен.
Его мы писали также в аудиториях Первого дома.
Выдали  нам задания. В  билете было где-то около 10 - 12 примеров и задач.  Помню, что условия задач были напечатаны на машинке,  а сами формулы были написаны от руки перьевой ручкой (авторучки тогда только начинали появляться в нашей жизни).   Бодренько начала решать,  но к моему удивлению на втором примере я споткнулась.  Нужно было привести уравнение к  виду удобному для логарифмирования. Вроде бы простой пример,  но он никак у меня не решался.
Бросила этот пример стала решать  последующие. Решила всё до конца,  снова вернулась к нерешённому и опять ничего у меня не получалось.  А время уже  поджимало...

Я подумала  - а правильно ли написана формула примера?  Может быть какой-то знак или скобка  неправильно поставлены?  Хотела подойти к наблюдателю,  чтобы проверили правильность написания условия,  но была жутко стеснительная и конечно не решилась на это.
Я уже запаниковала...


Решила попросить помощи у сидящих за соседними столами  мальчишек .
Шёпотом обратилась к одному, он посмотрел на мои листочки и сказал : " Ты вон сколько много всего написала,  а я можно сказать по нулям"  и показал практически пустой листик. Обратилась ко  второму.   То,  что он ответил мне,  я запомнила дословно:  "А с чего я тебе буду помогать?  Ты не решила, значит одним конкурентом у меня меньше."
Оказывается и такие ребята были   в нашем поколении... Забегая вперёд скажу,  что мальчик этот в 1966 году не поступил,  я его снова увидела через год, в июле 1967 года . После окончания первого курса мы были на практике,  а общежитие уже "наводнила " абитура. Мы с ним столкнулись в коридоре общежития и конечно узнали друг друга.
Он так недобро зыркнул на меня.
 Но больше я его в стенах нашего института не видела,  видимо и в этот раз он опять не поступил.

Но вернусь к экзамену. Так я и сдала своё задание с нерешенным примером.  Конечно была расстроена.  Я была золотой медалисткой ,  готовила только математику и надеялась, что получив "отлично" по математике,  меня зачислят в институт.
А тут предстояло сдавать все последующие экзамены.

Математику устно также сдавали в Первом доме. Почему-то помнится, что был  уже поздний вечер, а перед дверью,  за которой шёл экзамен,  стояла довольно-таки большая толпа абитуриентов.
На глазах у нас  разыгрывались сцены,  как в фильме " Приключения Шурика" Помните сюжет "Сдача экзамена"?  Также по виду выходящего  можно было понять,  что он получил  : если  понурый - "пара",  если весёлый  - "отл".
С этого момента запомнилась Тамара Останкова  (будущая жена нашего Юры Рафикова).  Она выскочила из кабинета такая счастливая !
Ладонь с раскрытыми пальцами  - пять!!!  и начала всех обнимать и целовать,  и спрашивала казанских далеко ли находится Главпочтамт,  как до него доехать, чтобы отправить родителям телеграмму о том,  что она уже студентка. Тамара приехала поступать из Евпатории и в будущем,  когда мы дважды летом группой ездили работать в Крым на виноградниках,  мы бывали в гостях у её родителей  - очень милых  и гостеприимных людей.
Светлая память нашей Томочке -  умнице  и красавице...

Устный экзамен по математике у меня принимал профессор Аминов. В те годы он был заведующим кафедрой высшей математики КАИ.
Гонял он меня довольно-таки долго. Помимо билета задавал  много дополнительных вопросов.
В конце он сказал  что - то вроде этого: " Я проверил ваши знания по всем разделам математики. Мы в КАИ  принимаем девочек априори отличниц,  потому что ВУЗ  сложный,   чтобы не было разочарований и потерянного времени,  если девушка в  будущем не потянет программу, лучше переориентироваться сразу на другой Вуз.
Четвёрка за письменную работу показывает,  что у вас есть пробелы в знаниях,  но я вас проверил по всем разделам математики.  Вы отвечали  правильно и подробно,  поэтому ставлю вам отлично" . Какое счастье!

Проходной балл в том году на 5 факультет был равнялся 14 баллам.  Теперь мне,  кровь из носу,  надо было получить пятёрку по физике.
Если математикой я занималась всё лето,  то физику не брала в руки с момента школьного экзамена.

Но пятёрку мне в школьный  аттестат поставил наш физик Любомиров Н.В. и я просто права не имела сдать на отметку меньшую,  чем пять. И я получила пятёрку!
Физик Любомиров Николай Владимирович и математик Покровский Игорь Николаевич -  эти два человека сыграли большую роль в моей жизни.
Фундамент  из знаний,  полученных в школе  от наших дорогих Учителей ( с большой буквы) дал мне возможность поступить, учиться и закончить КАИ.

Следующим экзаменом была химия. За  химию я тоже получила пятёрку,  но подробностей не запомнила,  видимо к тому времени я уже расслабилась.

Оставался последний экзамен  - сочинение,  но мы абитуриенты,  уже знали -  если набрано необходимое количество проходных баллов, то за  сочинение достаточно было получить трояк,  чтобы быть зачисленным  в КАИ.

. Я конечно знала,  что получу за сочинение больше чем трояк,  поэтому на экзамен отправилась с  сумкой,  где лежали все мои вещи,  чтобы сразу после экзамена ехать на вокзал на дневной пригородный поезд на Алатырь.
У меня сил не было даже дождаться вечернего поезда , так тянуло домой.
 В сумке помимо вещей со мной были три общих тетради с моими школьными сочинениями за 9,  10,  11 класс.
Сочинение написала быстренько, чтобы не опоздать на поезд.

За это время мальчишки с соседних столов успели из моих тетрадей также "содрать"  себе по сочинению.
Когда я собралась уходить, уже вся мальчишеская аудитория знала,  что я владею таким "богатством" и  начали просить меня оставить тетради для них.
И конечно я оставила.  Мне уже ничего не надо было.
Я уже была КАИсткой! Так у меня не осталось ни одного школьного сочинения,  и я не представляю даже , что тогда писала в своих сочинениях Лида Ястребова.
Мы тогда ведь действительно писали сочиняли ,  выражали свои мысли сами , а не "сдирали" из интернета.
После возвращения из Казани две недели "балдели" с подружками,  потом получила письмо из приёмной комиссии,  что я зачислена в КАИ, и с  1 сентября 1966 года у меня  началась новая прекрасная студенческая жизнь.

Я очень рада,  что в далеком 1966 году поступила именно в  КАИ,  что судьба свела меня с такими прекрасными людьми  - с моими друзьями и подругами КАИстами.  Рада тому,  что узы  студенческого братства,  которые объединили нас более 50 лет назад до сих пор крепки и так много значат в нашей жизни.

В заключение хочу  добавить ещё вот такое  воспоминание.

Уже закончив институт я иногда вспоминала  приёмные экзамены по математике и думала,  почему же я не могла решить этот  "злосчастный " пример?
 И склонялось к тому,  что   в написании примера  была допущена ошибка.

Но через несколько десятилетий я узнала,  что причина была совсем другом.
Мне, также  наверное как и многим родителям,  приходилось помогать детям в  приготовление домашних заданий.
Так вот,  однажды,  разбирая с сыном  домашнее задание,  я вдруг увидела то самое уравнение,  которое я не могла решить при поступлении в институт. Оказывается методику решения таких уравнений разработал древний математик,  даже была  теорема,  названная  его именем.  Это был способ  подстановки, с помощью которого уравнения элементарно решалось.
Но  я эту теорему впервые увидела в Митином учебнике.
Если бы эту теорему я проходила в школе, то забыть её я бы не могла.  Значит этот материал в школе я не проходила.

До середины первой четверти 9 класса я училась в Стемасской сельской школе, куда мы перешли всем классом после окончания начальной школы в нашем посёлке и каждый день бегали шумной ватагой за 3 км.

О Стемасской  школе у  меня самые добрые,  самые душевные воспоминания .
Всех помню,  всех люблю и учителей,  и моих одноклассников.
Об этом я не раз писала в своих воспоминаниях.
Но с учителями математики в те годы школе явно не везло -  они очень часто менялись.  А в промежутке между этими  "пересменками" бывали моменты,  когда  уроков математики не было по месяцу и более.  Конечно учебную программы проходить полностью не успевали.  Но тогда меня это как-то не очень волновало.

А вот мама в начале 9 - го  класса мне сказала: " Если ты считаешь,  что твой потолок это пединститут или сельхозинститут,  можешь оставаться дальше учиться в сельской школе, но если ты мечтаешь о чём-то более существенном -  переходи в городскую школу "


Я  была в шоке -  лишиться любимого класса,  любимых учителей,   ходить в городскую школу за семь  километров  и одной  - конечно всё это напрягало.
Но с недельку поразмыслив над мамиными словами,  я всё-таки решилась на этот переход.
И  вот 3 года так и бегала каждый день 7 км до школы и обратно.
Вот вам и фитнес и тренажёрка...
Но думаю, что  такие ежедневные маршброски только закаляли деревенских ребятишек.

Моя дорогая, милая, мудрая мама,  как она была права, что настроила меня на переход в городскую школу . Ведь даже  небольшой пробел в моих знаниях по математике в районе 8 - 9 класса чуть не сыграл роковую роль при поступлении в КАИ.

     Март 2022 г.


Рецензии