На волне моей памяти - 29
- 90 лет со дня образования нашей любимой Альма-матер - Казанского авиационного института
- 70 лет со дня образования радиотехнического факультета КАИ
- 50 лет со дня окончания института нашего факультетского курса
В эти юбилейные дни мне хочется вспомнить мою историю поступления в КАИ.
О Казанском авиационном институте я узнала в декабре 1965 года.
В одном из номеров газеты "Комсомольская правда" весь разворот второй страницы был посвящён КАИ и памяти Артёма Айдинова - мальчика первокурсника из Батуми, которого как раз в эти дни во время патрулирования БКД ( Боевая Комсомольская Дружина) , при задержании бандитской группировки, убили бандиты.
В статье также говорилось о СТЭМе КАИ (студенческий театр эстрадных миниатюр), ССО КАИ (студенческие строительные отряды), о БКД КАИ, о Александре Курынове, который будучи студентом КАИ стал Олимпийским чемпионом по тяжёлой атлетике, о СКБ - 5 "Прометей"(студенческое конструкторское бюро), где студенты разработали первую в СССР светомузыкальную установку "Кристалл" и многое, многое другое.
Я впервые услышала тогда о Казанском авиационном институте и как-то у меня сразу возникло желание поступать именно в этот ВУЗ.
Запомнились мои проблемы при получении медицинской справки для поступления в институт.
Прошла все медицинские кабинеты. Везде получила добро. Осталось только подписать справку у заместителя главного врача и поставить печати. Замом в те годы был пожилой мужчина, возможно фамилия его была Годяев (точно не помню). Он знал нашу семью, был знаком с родителями, поэтому сразу меня спросил, куда я собираюсь поступать. И когда я ответила, что буду поступать авиационный институт , он аж взвился - зачем это деревенской девочке поступать в авиационный? Отправляйся в сельхоз - будешь как мама агрономом, поступай в пед - будешь детей учить, закончи медицинский - будешь лечить людей . А с чего вдруг такая блажь про авиационный ?
Но я упорно стояла на своём - буду поступать в КАИ. Тогда он сказал - сейчас мы проверим какой из тебя будет космонавт.
В углу его кабинета стояло кресло, вращающееся в горизонтальной плоскости. Такие кресла я потом видела в фильмах, где показывают как тренируют вестибулярный аппарат у летчиков и космонавтов.
Он посадил меня в это кресло пристегнул и включил. Покрутил хорошенько, остановил и сказал : " Шагай прямо к двери". Конечно у меня голова закружилась и ноги понесли меня совсем в другую сторону. На что он сказал : " Вот тебе ответ про авиационный институт и космос". Взял мою справку и поверх росписей врачей по диагонали крупно написал " Не годна" и расписался.
Я пыталась ему говорить, что я ведь не летать собираюсь, я строить буду .
А он на это ответил, что в этой отрасли требования ко всем одинаковые.
Вот так, одним росчерком пера перечеркнул мою мечту о авиационном институте...
На второй день в классе я у ребят спросила, как они преодолели этот "барьер" в виде вращающегося кресла ?
Парни удивились и сказали, что на этом кресле крутят только тогда когда, отправляют в армию и отбирают в лётные училища, что никого из них никто не крутил. Ещё я узнала, что помимо Годяева медсправку можно подписать у другого зама.
У меня появился лучик надежды , но в то же время я сомневалась, ведь ребята поступали в строительный и сельскохозяйственный Вузы. А вдруг при отборе в авиационный действительно более строгие требования?
И всё-таки решила пойти на вторую попытку.
Разорвала испорченную справку, получила в регистратуре новый бланк и снова отправилась по всем кабинетам, стараясь заходить не к тем врачам, у которых была накануне, чтоб не заподозрили что-то, и не спросили - почему я повторно прохожу медосмотр. Благополучно я собрала все справки. Ещё помню целый день караулила такой момент, чтобы Годяева не была в поликлинике и спокойно подписала справку у второго зама.
Путь в КАИ мне был открыт!
Поехала отвозить документы в Казань. Приёмная комиссия была на первом этаже Главного учебного здания КАИ на Карла Маркса ( Первый дом).
Запомнилось, что в основном сдавали документы ребята. Запомнился один мальчик - чёрненький, худенький, с вихром на макушке. Когда я заполняла анкету и писала заявление, он уже стоял с документами перед председателем приёмной комиссии. Запомнилось, что он спросил : " Почётные грамоты за участие в соревнованиях по планеризму нужно положить в отдельную папку или можно в ту же папку, где документы из школы ?"
Я подумала - какие эрудированные, подготовленные, целеустремлённые ребята приехали поступать, давно мечтающие о небе и авиации и сделавшие уже первые шаги к своей мечте.
А меня-то куда несёт деревенскую девчонку? Может быть действительно развернуться, да отправиться в сельхозку ?
Но как-то переборола эти мысли и всё-таки сдала документы в КАИ.
Да, я должна сказать что 1966 год был уникальным. В этот год, единственный раз в истории советской школы , одновременно заканчивали школу одиннадцатиклассники 1948 года рождения и десятиклассники 1949 года рождения. Вот так нам "повезло"...
Конкурсы были громадные. В КАИ по существу был конкурс среди медалистов.
Запомнился в подробностях первый письменный экзамен.
Его мы писали также в аудиториях Первого дома.
Выдали нам задания. В билете было где-то около 10 - 12 примеров и задач. Помню, что условия задач были напечатаны на машинке, а сами формулы были написаны от руки перьевой ручкой (авторучки тогда только начинали появляться в нашей жизни). Бодренько начала решать, но к моему удивлению на втором примере я споткнулась. Нужно было привести уравнение к виду удобному для логарифмирования. Вроде бы простой пример, но он никак у меня не решался.
Бросила этот пример стала решать последующие. Решила всё до конца, снова вернулась к нерешённому и опять ничего у меня не получалось. А время уже поджимало...
Я подумала - а правильно ли написана формула примера? Может быть какой-то знак или скобка неправильно поставлены? Хотела подойти к наблюдателю, чтобы проверили правильность написания условия, но была жутко стеснительная и конечно не решилась на это.
Я уже запаниковала...
Решила попросить помощи у сидящих за соседними столами мальчишек .
Шёпотом обратилась к одному, он посмотрел на мои листочки и сказал : " Ты вон сколько много всего написала, а я можно сказать по нулям" и показал практически пустой листик. Обратилась ко второму. То, что он ответил мне, я запомнила дословно: "А с чего я тебе буду помогать? Ты не решила, значит одним конкурентом у меня меньше."
Оказывается и такие ребята были в нашем поколении... Забегая вперёд скажу, что мальчик этот в 1966 году не поступил, я его снова увидела через год, в июле 1967 года . После окончания первого курса мы были на практике, а общежитие уже "наводнила " абитура. Мы с ним столкнулись в коридоре общежития и конечно узнали друг друга.
Он так недобро зыркнул на меня.
Но больше я его в стенах нашего института не видела, видимо и в этот раз он опять не поступил.
Но вернусь к экзамену. Так я и сдала своё задание с нерешенным примером. Конечно была расстроена. Я была золотой медалисткой , готовила только математику и надеялась, что получив "отлично" по математике, меня зачислят в институт.
А тут предстояло сдавать все последующие экзамены.
Математику устно также сдавали в Первом доме. Почему-то помнится, что был уже поздний вечер, а перед дверью, за которой шёл экзамен, стояла довольно-таки большая толпа абитуриентов.
На глазах у нас разыгрывались сцены, как в фильме " Приключения Шурика" Помните сюжет "Сдача экзамена"? Также по виду выходящего можно было понять, что он получил : если понурый - "пара", если весёлый - "отл".
С этого момента запомнилась Тамара Останкова (будущая жена нашего Юры Рафикова). Она выскочила из кабинета такая счастливая !
Ладонь с раскрытыми пальцами - пять!!! и начала всех обнимать и целовать, и спрашивала казанских далеко ли находится Главпочтамт, как до него доехать, чтобы отправить родителям телеграмму о том, что она уже студентка. Тамара приехала поступать из Евпатории и в будущем, когда мы дважды летом группой ездили работать в Крым на виноградниках, мы бывали в гостях у её родителей - очень милых и гостеприимных людей.
Светлая память нашей Томочке - умнице и красавице...
Устный экзамен по математике у меня принимал профессор Аминов. В те годы он был заведующим кафедрой высшей математики КАИ.
Гонял он меня довольно-таки долго. Помимо билета задавал много дополнительных вопросов.
В конце он сказал что - то вроде этого: " Я проверил ваши знания по всем разделам математики. Мы в КАИ принимаем девочек априори отличниц, потому что ВУЗ сложный, чтобы не было разочарований и потерянного времени, если девушка в будущем не потянет программу, лучше переориентироваться сразу на другой Вуз.
Четвёрка за письменную работу показывает, что у вас есть пробелы в знаниях, но я вас проверил по всем разделам математики. Вы отвечали правильно и подробно, поэтому ставлю вам отлично" . Какое счастье!
Проходной балл в том году на 5 факультет был равнялся 14 баллам. Теперь мне, кровь из носу, надо было получить пятёрку по физике.
Если математикой я занималась всё лето, то физику не брала в руки с момента школьного экзамена.
Но пятёрку мне в школьный аттестат поставил наш физик Любомиров Н.В. и я просто права не имела сдать на отметку меньшую, чем пять. И я получила пятёрку!
Физик Любомиров Николай Владимирович и математик Покровский Игорь Николаевич - эти два человека сыграли большую роль в моей жизни.
Фундамент из знаний, полученных в школе от наших дорогих Учителей ( с большой буквы) дал мне возможность поступить, учиться и закончить КАИ.
Следующим экзаменом была химия. За химию я тоже получила пятёрку, но подробностей не запомнила, видимо к тому времени я уже расслабилась.
Оставался последний экзамен - сочинение, но мы абитуриенты, уже знали - если набрано необходимое количество проходных баллов, то за сочинение достаточно было получить трояк, чтобы быть зачисленным в КАИ.
. Я конечно знала, что получу за сочинение больше чем трояк, поэтому на экзамен отправилась с сумкой, где лежали все мои вещи, чтобы сразу после экзамена ехать на вокзал на дневной пригородный поезд на Алатырь.
У меня сил не было даже дождаться вечернего поезда , так тянуло домой.
В сумке помимо вещей со мной были три общих тетради с моими школьными сочинениями за 9, 10, 11 класс.
Сочинение написала быстренько, чтобы не опоздать на поезд.
За это время мальчишки с соседних столов успели из моих тетрадей также "содрать" себе по сочинению.
Когда я собралась уходить, уже вся мальчишеская аудитория знала, что я владею таким "богатством" и начали просить меня оставить тетради для них.
И конечно я оставила. Мне уже ничего не надо было.
Я уже была КАИсткой! Так у меня не осталось ни одного школьного сочинения, и я не представляю даже , что тогда писала в своих сочинениях Лида Ястребова.
Мы тогда ведь действительно писали сочиняли , выражали свои мысли сами , а не "сдирали" из интернета.
После возвращения из Казани две недели "балдели" с подружками, потом получила письмо из приёмной комиссии, что я зачислена в КАИ, и с 1 сентября 1966 года у меня началась новая прекрасная студенческая жизнь.
Я очень рада, что в далеком 1966 году поступила именно в КАИ, что судьба свела меня с такими прекрасными людьми - с моими друзьями и подругами КАИстами. Рада тому, что узы студенческого братства, которые объединили нас более 50 лет назад до сих пор крепки и так много значат в нашей жизни.
В заключение хочу добавить ещё вот такое воспоминание.
Уже закончив институт я иногда вспоминала приёмные экзамены по математике и думала, почему же я не могла решить этот "злосчастный " пример?
И склонялось к тому, что в написании примера была допущена ошибка.
Но через несколько десятилетий я узнала, что причина была совсем другом.
Мне, также наверное как и многим родителям, приходилось помогать детям в приготовление домашних заданий.
Так вот, однажды, разбирая с сыном домашнее задание, я вдруг увидела то самое уравнение, которое я не могла решить при поступлении в институт. Оказывается методику решения таких уравнений разработал древний математик, даже была теорема, названная его именем. Это был способ подстановки, с помощью которого уравнения элементарно решалось.
Но я эту теорему впервые увидела в Митином учебнике.
Если бы эту теорему я проходила в школе, то забыть её я бы не могла. Значит этот материал в школе я не проходила.
До середины первой четверти 9 класса я училась в Стемасской сельской школе, куда мы перешли всем классом после окончания начальной школы в нашем посёлке и каждый день бегали шумной ватагой за 3 км.
О Стемасской школе у меня самые добрые, самые душевные воспоминания .
Всех помню, всех люблю и учителей, и моих одноклассников.
Об этом я не раз писала в своих воспоминаниях.
Но с учителями математики в те годы школе явно не везло - они очень часто менялись. А в промежутке между этими "пересменками" бывали моменты, когда уроков математики не было по месяцу и более. Конечно учебную программы проходить полностью не успевали. Но тогда меня это как-то не очень волновало.
А вот мама в начале 9 - го класса мне сказала: " Если ты считаешь, что твой потолок это пединститут или сельхозинститут, можешь оставаться дальше учиться в сельской школе, но если ты мечтаешь о чём-то более существенном - переходи в городскую школу "
Я была в шоке - лишиться любимого класса, любимых учителей, ходить в городскую школу за семь километров и одной - конечно всё это напрягало.
Но с недельку поразмыслив над мамиными словами, я всё-таки решилась на этот переход.
И вот 3 года так и бегала каждый день 7 км до школы и обратно.
Вот вам и фитнес и тренажёрка...
Но думаю, что такие ежедневные маршброски только закаляли деревенских ребятишек.
Моя дорогая, милая, мудрая мама, как она была права, что настроила меня на переход в городскую школу . Ведь даже небольшой пробел в моих знаниях по математике в районе 8 - 9 класса чуть не сыграл роковую роль при поступлении в КАИ.
Март 2022 г.
Свидетельство о публикации №222041301563